Вы здесь

Отечественная история. Глава 2. Наше отечество и древнейшая история (Н. В. Михайлова, 2013)

Глава 2. Наше отечество и древнейшая история

Проблема возникновения человечества и расселения древнейших людей на территории современной России. Теологические, эволюционные, космологические и другие представления. Источники изучения древнейшей истории. Палеолитические цивилизации и современный мир. Особенности развития человечества в праисторическую, доисторическую и предысторическую эпохи. Механизм социального регулирования и эволюция общественной организации в палеолитических обществах.

Проблема возникновения человечества и освещение основных черт общественной эволюции в Древнейшем мире являются вопросами, вызывающими серьезные научные споры. Определенная ограниченность круга источников изучения этих отдаленных времен дает большой простор для построения различных концепций.

Одной из них является теологическая концепция возникновения человечества. Согласно религиозным представлениям, люди были созданы богами. Например, оригинальную картину появления человека на Земле и происхождения различных животных предложил на рубеже V–IV вв. до н. э. древний греческий мыслитель Платон. В диалоге «Тимей» он писал, что «человек, высочайшее животное, создан богами, а другие животные произошли от него в процессе вырождения и разложения. Сначала некоторые мужчины – трусы и жулики – выродились в женщин. Птицы произошли от безвредных, но легкомысленных людей, слишком доверявших своим чувствам… племя сухопутных животных произошло от тех, кто вовсе чужд философии, а рыбы – от самых скудоумных неучей, души которых были нечисты из-за всевозможных заблуждений».

Еще одна из версий божественного возникновения человечества изложена в Библии. В первой книге пятикнижия Моисея повествуется о сотворении Богом мира и человека. Согласно этой концепции, в первый день Бог сотворил небо и землю. На второй день – сушу и море. На третий день божественного творения возникли зелень, трава и деревья, приносящие плоды. На четвертый день создал Бог два светила великие: Солнце и Луну, а также звезды. На пятый день были произведены пресмыкающиеся и птицы. А на шестой день создал Бог зверей земных и сотворил человека по образу своему. Одной из наиболее принятых в теологической литературе дат сотворения мира является 5508 год до рождества Христова. А, например, архиепископ Ушер Ирландский, живший в ХVII в., подсчитал, что Бог создал человека в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до рождества Христова.

Другой концепцией возникновения человека является эволюционная, согласно которой человек постепенно выделяется из животного мира. Идею эволюционного происхождения человечества одним из первых высказал римский поэт и мыслитель Лукреций, живший в I в. до н. э. В поэме «О природе вещей» он сначала описывает человека еще очень похожим на дикое животное, которое добывает себе пищу, разрывая ногтями добычу. Затем человек начинает пользоваться примитивными орудиями труда из дерева и камня.

Мощный импульс разработке эволюционной концепции дали эпоха Возрождения и научные открытия XIX столетия. Буквально штурм библейских представлений о сотворении мира и человека совершили: Буше де Перт, отдавший десятилетия самоотверженного труда исследованию палеолита – древнего каменного века в долине реки Соммы в Северной Франции; Чарлз Дарвин, изучавший происхождение видов и высказавший гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В развитие эволюционной теории Ф. Энгельс высказал мысль, что главную роль в происхождении человека от обезьяны сыграла трудовая деятельность. Согласно Энгельсу, именно она способствовала постепенному формированию речи, появлению орудий труда и складыванию человеческого коллектива.

Сторонники эволюционной теории определяют дату рождения человечества по-разному. Те, кто ставит во главу угла создание человеком орудий труда, связывают примерную дату возникновения человечества с моментом появления первых каменных орудий (ок. 4,5 млн лет назад). Некоторые же эволюционисты связывают рождение человечества не с изготовлением орудий труда, а с переходом трудовой деятельности на качественно новый уровень, когда труд из инстинктивного превратился в осмысленный. Так, Б.Ф. Поршнев считал, что эти процессы имели место около 29 тыс. лет назад и именно тогда начинается человеческая история.

Следует упомянуть также и космологическую концепцию происхождения человечества. Она получила широкое распространение в связи с успешным освоением космического пространства во второй половине XX в. Приверженцы космологической концепции связывают генезис человечества с передачей землянам инопланетными цивилизациями своих научно-технических достижений, что якобы нашло отражение во многих монументальных архитектурных сооружениях, некоторых обрядах и традициях, а также в мифах и сказках народов мира. Например, швейцарский историк-любитель Эрих фон Дэникен высказал идею, что между 40 тыс. и 10 тыс. лет назад пришельцы из космоса посетили Землю и оплодотворили определенное количество обезьян. Позже инопланетяне вновь прилетели на Землю и обучили свое потомство многим техническим навыкам и т. д. Так по одной из космологических версий и возникло человечество.

Перечисленными концепциями не ограничивается богатство взглядов на проблему происхождения человечества. Но они наиболее ярко характеризуют разброс точек зрения по этому вопросу.

Постижение истории Древнейшего мира основывается в первую очередь на археологических, антропологических и этнографических источниках.

Антропология — наука, изучающая происхождение и развитие человека как биологического типа. В распоряжении антропологов находятся костные останки древнейших людей. Изучение этих останков позволяет сделать важные выводы относительно степени и характера развития человека на определенных этапах эволюции. Анализ хронологического ряда костных останков дает возможность выделить эпохальные скачки в процессе антропологической истории, что является дополнительным материалом для исторических построений.

Археология — вспомогательная отрасль исторической науки, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам. Археологи предоставляют историкам значительные материальные свидетельства жизнедеятельности древнейших людей. Отличительной чертой этого материала является то, что он датирован и создает опорную хронологическую шкалу для использования богатейших этнографических данных.

Этнография — вспомогательная отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию и методику сбора, обработки и применения этнографических данных (обряды, обычаи и традиции народов мира, отражающие реалии отдаленного прошлого). К началу XX столетия в различных регионах земного шара насчитывалось около 500 народов, чей образ жизни был схож с жизнью людей в Древнейшем мире. Это аборигены Австралии и бушмены Южной и Восточной Африки, этнические группы Центральной Африки, Юго-Восточной Азии и Океании и сравнительно недавно обнаруженные социумы, живущие у истоков Амазонки в Южной Америке. Это и палеоазиатские народы Северной и Северо-Восточной Сибири: ительмены, кеты, коряки, нивхи, чукчи, эскимосы и юкагиры.

Обобщая данные различных источников и используя разные подходы к постижению исторического процесса, можно говорить о существовании палеолитического общества (палеолит – древний каменный век), которое в своем развитии проходит несколько этапов. Хронологические рамки первого этапа определены приблизительно в 80–57 тыс. лет назад, его условно можно назвать «эпохой праистории». Следующий этап развития палеолитического общества охватывает приблизительно 56–33 тыс. лет назад – «эпоха доистории» человечества. И завершающим этапом Древнейшего мира явилась «эпоха предыстории», приблизительные хронологические рамки которой 32—8 тыс. лет назад. Основанием для такой временной шкалы Древнейшей истории является сопоставление археологических данных с явлением прецессии.

Существуют различные подходы к определению места Древнейшего мира в истории человечества. Часть исследователей не включают этот период в собственно человеческую историю и не употребляют при характеристике данной эпохи понятие «цивилизация». Некоторые же ученые, например Анри Брейль, применяют термин «цивилизация» ко временам Древнейшей истории.

В рамках праисторической эпохи (ок. 80 – ок. 57 тыс. лет назад) в разных регионах мира происходил процесс постепенного вытеснения людьми развитого неандертальского типа их предшественников – неандертальцев архаичного типа[1]. Этот процесс обусловил содержание исторических событий того времени, специфику экономических, социальных, политических, культурных и ментальных сфер развития.

Около 70 тыс. лет назад климат стал более суровым. На значительных пространствах Евразии началось медленное образование обширных зон мощных ледников. В связи с прогрессирующим ужесточением климата важнейшие культурно-политические центры того времени были скорее всего приурочены к районам выхода горячих подземных вод. Геотермальные местности являлись, должно быть, своеобразными оазисами, которые способствовали накоплению сил общества для продвижения через холодные регионы. Своеобразие микроклимата таких мест обусловило уникальную флору и фауну. Такие зоны известны на территории нашего Отечества, например на Северном Кавказе, в районе озера Байкал, на о. Сахалин, на Камчатском и Чукотском полуостровах.

Наиболее известными памятниками эпохи праистории являются Шанидар и Схул (Ближний Восток), Рожок I и II, Носова (Приазовье), Сухая Мечетка (Северное Прикаспье) и другие.

Неандертальцы (ок. 80 – ок. 57 тыс. лет назад) создали культуру, которая помогла им приспособиться к ужесточающимся климатическим условиям. Эта культура была ориентирована в первую очередь на максимальное освоение богатств растительного мира. В эту эпоху имелись весьма развитые виды контактных орудий (рука, орудие и предмет труда находятся в непосредственном контакте): палка-копалка, дубина, съемник плодов с верхушек деревьев и др. Кроме этого имели место и простейшие каменные орудия – скребла и рубила.

Совокупное использование археологических и этнографических источников позволяет судить об общественной организации палеолитического общества в эпоху праистории. Ячейкой такого общества был материнский род. Именно в эту эпоху складывается механизм социального регулирования в Древнейшем мире – обряды инициации (испытания при переходе из младшей возрастной группы в более старшую). Например, известный этнограф Фрэзер описывает обряд инициации девушек-подростков, который состоит в том, что их, завернув в коконы из коры и листьев, подвешивают на ветвях священного дерева. При этом прошедшей испытание считается та девушка, которая проявила необходимую выдержку.

В эту эпоху общество делится на социальные группы по половому признаку. В качестве господствующего класса выступают женщины, поэтому часть исследователей считает, что неандертальцы этого времени жили в условиях матриархата.

Социальный ранг членов материнского рода обозначался с помощью раскраски тела и использования в костюмах перьев. Люди праистории изготавливали долгополую одежду из отбитой до эластичности коры деревьев. Единицей письма в эту эпоху выступал предмет или часть его, например, бутон цветка – язык цветов у некоторых народов известен и поныне (селам – у турок). Было всесторонне освоено использование большого количества растений, в том числе ядовитых. Даже религиозные представления этого времени, фокусирующиеся на растительном мире, свидетельствуют о том, что праисторическая эпоха Древнейшей истории носила флористический характер.

В начале доисторической эпохи (ок. 56 – ок. 33 тыс. лет назад) появился новый антропологический тип неандертальца. Вместе с ним возник иной тип экологических отношений. Теперь человек еще более приспособился ко все суровевшей климатической обстановке. Укрытием от природных невзгод стали скальные навесы, гроты и пещеры, которые образуются в геологических породах, подверженных карсту (образование различных полостей). Карст возникает под действием атмосферных осадков и почвенных вод в твердых известняках, в меловых породах. Например, на территории Отечества меловые горы или обнажения меловых пород известны в Брянской, Белгородской, Ульяновской, Саратовской областях; лессовые обнажения – в бассейне реки Дон.

Примечательными памятниками доисторической эпохи Древнейшего мира являются пещеры Драхенлох, Регурду и Клюни (Западная Европа), пещера Ильинка и грот Бутешты (ближнее зарубежье), пещеры Навалишенская, Ахштырская, Малая Воронцовская (Северный Кавказ), пещеры Страшная и Двуглазка (Алтай).

Вся система культуры человека этого времени была отличной от предшествующей эпохи Древнейшей истории. Она была ориентирована на максимальное освоение богатств животного мира. Орудия, используемые в это время, носили ярко выраженный пугающий характер: факелы, трещотки, свистульки, барабаны, дротики, не обладающие убойной силой, т. е. все то, с помощью чего можно напугать группу промысловых животных, подогнать ее к обрыву, с которого испуганные звери прыгали и разбивались.

В качестве социальной ячейки доисторического общества выступает отцовский род. Механизмом социального регулирования являлись обряды инициации юношей, в ходе которых проверялась способность терпеть боль, овладение охотничьими навыками и т. п. Половой принцип также и здесь лежит в основе разделения общества на социальные группы. Но теперь господствующим классом являются мужчины. Потому этот период развития палеолитического общества носит название «патриархат». Специфическим общественным институтом были мужские тайные союзы, сыгравшие важную роль в разрушении социально-политических механизмов матриархата. Члены мужских тайных союзов, закрыв лица масками, терроризировали ярых последовательниц матриархальных традиций.

Социальный ранг людей доисторической эпохи обозначался с помощью татуировки. Одежда изготавливалась из шкур. Единицей письма выступало изображение следа человека, животного, а также изображение следа различных предметов на плоской поверхности в естественную величину или в уменьшенном масштабе.

Глубокие пещеры, непригодные вследствие сырости для жилья, использовались для устройства святилищ, так как горные полости трактовались в качестве жилища огненного божества. Должно быть, именно в это время человек вполне овладел умением добывать огонь искусственным путем. Следует отметить, что поклонение огню выступает в качестве центральной религиозной идеи доисторической эпохи Древнейшего мира.

Предысторическая эпоха (ок. 32 – ок. 8 тыс. лет назад) отмечена максимумом похолодания. По своему климату она явилась самой суровой из всех рассматриваемых эпох Древнейшего мира. Граница Скандинавского ледникового щита проходила, например, на территории Отечества по Тверской, Вологодской и Архангельской областям. Мощные ледники сковывали Альпы, Кавказ и значительную часть Урала. Череда ледниковых щитов накрывала северное побережье Азии.

Неандертальцы предшествовавшей эпохи оказались не в силах адаптироваться к столь ужесточившейся климатической обстановке. Потенциал их развития как антропологического типа был исчерпан. Им на смену с началом новой эпохи пришел кроманьонец[2]. Как считает часть исследователей, именно с фигурой кроманьонца связано заселение американского континента, так как в это время уровень мирового океана понизился и на месте современного Берингова пролива образовался перешеек.

Из множества археологических памятников предыстории особо привлекают внимание Кро Маньон, Монтеспан, Альтамира (Западная Европа), Хойт-Цэнхэрийн-агуй, Зараут-Сай (Азия), Капова, Игнатьевская и 2-Сепиевская пещеры (Южный Урал), Мальта и Буреть (Сибирь), Костенковско-Борщевская группа стоянок, Сунгирь (европейская часть России) и т. д.

С кроманьонцами связано широкое распространение метательных орудий труда, обладающих убойной силой: дротики в комплексе с копьеметалками, длинные копья, метательные шары на кожаных ремнях, бумеранги, а в конце эпохи – лук и стрелы, позволяющие охотнику теперь самостоятельно убить животное.

В предысторическую эпоху социальной ячейкой являлось племя. В рамках этой эпохи усложняются механизмы социального регулирования. Инициации приобретают более многоступенчатый характер. Общество делится на социальные группы по половозрастному принципу. Во главе общества находится класс семейных мужчин. Юноши и молодые мужчины вынуждены работать на семейных мужчин за право жениться на одной из дочерей. Иногда молодые охотники, принося добычу в качестве отработки, не получали из нее ни одного куска. Общественное устройство кроманьонцев характеризовалось геронтократией (власть мужчин старших возрастных групп). Социальный ранг людей предысторической эпохи отмечался украшениями из бисера на одежде. Причем одежда кроманьонца изготавливалась из кожи, теперь уже лишенной волосяного покрова. Возникла новая система письма – теневое (силуэтное) письмо, единицей которого является изображение силуэта предмета.

Поскольку важнейшей формой хозяйственной деятельности рассматриваемого времени являлась охота, то для человека эпохи предыстории забота о воспроизводстве промысловых животных выдвигается на первый план. В связи с этим кроманьонец осмысливает многие пещерные полости в качестве детородного органа матери-земли. Поэтому религиозная практика предысторических людей акцентируется на поклонении, с одной стороны, пещерам (именно в этом аспекте), с другой стороны, для этой эпохи характерно особое внимание к детородным возможностям женщины – производительницы потомства. Все эти обстоятельства привели к тому, что культ воспроизводящих сил матери-земли и матери-женщины стал основой многочисленных религиозных систем предысторической эпохи Древнейшего мира. Не случайно своеобразным символом предыстории выступает женская статуэтка, так называемая «палеолитическая Венера».

Таким образом, история Древнейшего мира включает в себя ряд значительных эпох, каждая из которых характеризуется сложными и конфликтными отношениями, своеобразной организацией палеолитического общества, специфической системой культуры и многообразием религиозно-философских воззрений. Поэтому, вероятно, можно согласиться с теми учеными, которые включают историю Древнейшего мира в цивилизационный поток развития человечества.

Хрестоматийные материалы задания и вопросы по теме

Задание 1

Каковы приблизительные хронологические рамки Древнейшей истории?

Что такое этнография?

Назовите народы, живущие в настоящее время в рамках палеолитической цивилизации.

Какие черты древнего каменного века сохранились в жизни народности нганасаны?

А. Хазанович «Друзья мои нганасаны»
{4}
(Изложение)

Народность нганасаны, тавгайцы, или, как их раньше называли, самоеды, немногочисленна. Живут нганасаны охотой на песца и дикого оленя, летом промышляют рыбу, гусей, куропаток. У нганасан преобладает натуральное хозяйство. Зимой они подкочевывают к краю леса. Но летом они снова уходят на самый край Таймыра, частью к озеру Таймыр, частью к реке Подкаменной, к хребтам Дахса-Керяка, где летом часто пасется дикий олень.

Главным в семье является отец, а когда он умирает – старший сын. Всякие решения по ходу кочевания, по хозяйству и т. д. принимаются на совещании старших, где женщинам присутствовать запрещено вовсе, а молодые мужчины могут слушать, о чем говорят старшие, но не имеют права вмешиваться в их беседу. Если старший брат умирает, его жена переходит к младшему.

Задание 2

Какова приблизительная длительность эпох, составляющих древнейшую историю?

Что было средой обитания человека праисторической эпохи?

Какую роль в жизни человечества в праисторическую эпоху играла флора?

Л. Морган «Древнее общество»
{5}
(Извлечение)

Человек – единственное существо, о котором можно сказать, что он приобрел абсолютную власть над производством пищи, в чем он сначала был не выше других животных.

Весьма вероятно, что великие эпохи человеческого прогресса более или менее непосредственно совпадали с расширением источников средств существования. Мы можем различить пять источников человеческой пищи, созданных, можно сказать, таким же количеством следующих друг за другом производств, присоединявшихся одно к другому и возникавших через большие раздельные промежутки времени.

Природные средства существования, состоящие из плодов корней и добываемые в ограниченном месте обитания.

…В лесах, богатых плодами и орехами, под тропическим солнцем, привыкли мы, и не без основания, видеть начальное место существования наших предков.

Классические поэты рисовали человеческие племена, живущие в рощах, пещерах и лесах, за обладание которыми они вели борьбу с дикими зверями, поддерживали свое существование дикорастущими плодами земли. Если человечество начало свое поприще с примитивным оружием, окруженное хищными зверями, то нет ничего невероятного в том, что, по крайней мере, частично, они представляли собой обитателей деревьев, которые были средством защиты и безопасности.

Поддержание жизни путем постоянного добывания пищи составляет великое бремя, тяготеющее над существованием всех видов животных. По мере того как мы спускаемся по лестнице органического мира, добывание средств существования становится с каждой ступенькой все более и более простым, пока, наконец, тайна не исчезает совершенно. Наоборот, восходя по этой лестнице, мы видим, что добывание средств существования становится все труднее, достигая своего максимума у наивысшей органической формы, т. е. у человека. С этого момента интеллект становится более влиятельным фактором. Животная пища, по всей вероятности, вошла в употребление человека уже в самом раннем периоде, но добывалась ли она активно, когда человек фактически питался плодами, хотя по своей природе был всеядным, должно остаться в области предположений. Во всяком случае, этот вид пищи относится к самому начальному периоду.

Задание 3

Как и когда человечество познакомилось с огнем?

В какую эпоху палеолита человек вполне научился добывать огонь искусственным путем?

Какие последствия имело это событие в жизни и организации палеолитических обществ?

Д.Н. Анучин «Открытие огня и способы его добывания»
{6}
(Извлечение)

…С огнем человек должен был ознакомиться лишь на известной стадии своего происхождения. Можно даже предположить, что огонь не был самым первым культурным приобретением человека и что первобытные способы добывания его были открыты уже после того, как человек научился приготовлять себе орудия и оружия из дерева, камня, кости и стал пользоваться ими для различных целей. Весьма вероятно, что человек стал применять огонь ранее, чем он открыл способ его добывания…

За бегущим по ветру огнем следуют хищные звери и птицы, зная, что на месте пожарища они найдут обильную добычу в виде обгорелых трупов разных мелких животных. Человек, несомненно, тоже должен был привлекаться огнем, но в отличие от животных он, по-видимому, скоро научился не только им пользоваться, но и его поддерживать.

Есть основания думать, что первобытное человечество долго пользовалось таким «одомашненным» огнем, прежде чем открыло возможность его искусственного добывания… Древнейшие способы сводились, по видимому, к трению дерева о дерево, сухой палочки о другую, к верчению палки в отверстиях и т. п. Этим трением осуществляется известный закон физики – превращение работы в теплоту; трением дерево настолько нагревается, что от него могут, наконец, загораться легко воспламеняющиеся предметы (опилки, сухие листья, тонкие стружки и т. п.). Прийти к такому изобретению сознательно, применяя определенный принцип, первобытный человек, конечно, не был в состоянии; он дошел до этого, вероятно, случайно и получил огонь как нечто для него неожиданное и непредвиденное. По всей вероятности, огонь должен был получиться при сверлении, когда значительное развитие силы трения способно было вызвать воспламенение окружающих сухих опилок. Мы знаем, что еще в древний каменный век человек умел высверливать сквозные отверстия в кости и в оленьем роге; очевидно, еще с большей легкостью он мог их высверливать в дереве, хотя деревянные изделия до нас, к сожалению, не дошли (давно истлели). Мы находим в отложениях древнекаменного века кремневые проколки, резцы, долотца, костяные и роговые шилья разных величин и тому подобные орудия, которыми, очевидно, пользовался человек, между прочим, и для просверливания отверстий, выскабливания ямок и желобков.

При всех подобных работах развивалось трение, происходило нагревание и, при благоприятных условиях, могло произойти воспламенение. И когда-нибудь эта возможность осуществилась, и человек не испугался достигнутого результата, а обратил на него внимание и постарался воспользоваться полученным возгоранием и сохранить появившейся огонь…

Задание 4

Что такое геронтократия? В какую эпоху древнейшей истории она возникает?

Какие функции нес на себе институт старейшин?

Какова суть социальной дифференциации в палеолитических обществах?

Ф. Роуз «Аборигены Австралии»
{7}
(Извлечение)

«Н. Тиндейл пишет, что в прошлом существовали „определенные обычаи раздела пищи“, теперь уже не сохранившиеся. Человек, приносивший пищу на стоянку, отдавал ее для раздела присутствующим старейшинам, но сам ничего не получал. Теперь этот обычай не практикуется, но подобная организация распределения отмечалась и в других частях Австралии и, по-видимому, была широко распространена».

Охотник, если это был юноша, еще не прошедший инициацию, вообще не обязательно получал мясо, а если ему что-то доставалось, то это были «худые куски».

В своих замечаниях о работе Н. Тиндейла П. Уорсли писал о распределении пищи:

«Распределение обычно представляли как средство поддерживания геронтократической власти старейшин. Молодые мужчины, добывавшие, естественно, большую часть пищи, могли бы в противном случае не просто превзойти старших в производстве, но и попытаться заместить их в руководстве обществом. Вынужденная передача пищи старшим для распределения ее и намеренное отлучение охотника от получения своей собственной добычи представляло способ дисциплинирования его, способствовало власти над ним».

Такое же объяснение было дано К. Штреловым. Он выделял обязанность молодых людей отдавать дичь старшим мужчинам, во-первых, во время различных этапов инициаций и, во-вторых, во время «службы» для получения жены.

Такой способ аргументации дает объяснение «эксплуатации» молодых старшими мужчинами. Молодой человек подвергался «эксплуатации» посредством пищевых табу… Почти на каждого женатого мужчину, а значит, и почти на каждую семью приходился один мальчик или юноша, проходящий первую ступень инициации. Это, конечно, не значит, что инициируемые распределялись равномерно. На деле все обстояло совершенно иначе. Некоторые женатые мужчины имели несколько подопечных, а другие – ни одного. Одним из добытчиков мяса выступал инициируемый юноша, которого практически можно рассматривать как временного члена семьи. Вторым добытчиком являлся уже инициированный, но еще неженатый мужчина, которому была обещана в жены дочь главы семьи. По крайней мере одна из жен в семье была в детородном возрасте, и если она не имела дочерей… то потенциальному зятю приходилось ждать, пока она родит девочку. Мясо, которое приносили инициируемый юноша и будущий зять (или зятья) главы семьи, вручалось непосредственно ему для приготовления и дележа. Таким образом, поступление животного белка в семью было гарантировано. А это значит, что отец семейства, мужчина 42 лет, хотя сам уже и не был лучшим охотником, находился в расцвете своих возможностей как организатор и распределитель поступающего общественного продукта…

Задание 5

Что лежит в основе социальной структуры палеолитических обществ?

Какую роль обряды инициации играют в палеолитических обществах?

Каким испытаниям подвергается человек в процессе посвятительных обрядов?

Где обычно происходят обряды инициации? Назовите отечественные исторические памятники, связанные с проведением таких обрядов.

В.Т. Петрин «Палеолитическое святилище в игнатьевской пещере на Южном Урале»
{8}
(Извлечение)

…Инициации играли роль каркаса социума и одновременно служили механизмом стабилизации социальной структуры. На том этапе развития общества (палеолит) посвятительные обряды были главным в жизнедеятельности человеческих коллективов. Структуру общества определяло половозрастное разделение труда, а обряд инициации, безусловно, базируется на нем. Сами же инициации преследуют цель включения индивидуума в культуру общества, которое в то время было очень иерархизировано.

Структурность социальной организации является условием ее существования, аморфного социального коллектива не может быть… И, видимо, на определенной, достаточно ранней ступени развития, когда половозрастное деление общества становится основным организующим принципом, он реализуется в инициациях, т. е. посвятительные обряды могут рассматриваться как конкретный механизм социальной регуляции…

Главная задача инициации – ознакомление как с природным, так и с социальным содержанием данной культуры; установление «начала начал»; познание действительности в ее мифическом значении. Отсюда следует один чрезвычайно важный вывод – пещера, выбранная для проведения обрядов посвящения, становится «микромоделью» макромира. Этим объясняется многообразие тем и сюжетов, отраженных в живописи и гравировках пещерных святилищ.

…Главная цель обрядов – переход из одного класса иерархии в другой, чтобы в конечном счете получить ранг взрослого мужчины. Конечно, существуют и женские обряды инициаций…

…Инициации распадались на несколько периодов. Впервые обряд совершался над десяти-, двенадцатилетними мальчиками, а заканчивался, когда юноши достигали 25–30 лет. Каждый новый цикл ритуалов усложнялся по сравнению с предыдущим. В обряде выделяются несколько этапов: 1) длительная изоляция, общение только с мужчинами и стариками; 2) овладение оружием и охотничьими навыками; 3) выработка выносливости, способность терпеть боль (пищевые запреты, физические страдания); 4) беспрекословное подчинение старшим, дисциплина, усвоение моральных норм, священных обрядов, добыча животных для старших и, главное, познание основных мифов и преданий о происхождении племени, т. е. о времени, когда установился миропорядок. При этом многие этапы обряда завершались мнимой смертью испытуемого, а затем новым рождением, но уже в качественно новом состоянии, т. е., другими словами, после обряда подросток или юноша вступал в очередной цикл развития.

…Основные идеи, принципы, которые необходимо знать члену общества, чтобы выполнять их, становятся «своими» лишь в результате сопереживания, сопричастности. Видимо, обряды проводились в особых условиях пещер и создавали эффект «сопричастности» по отношению к мифологическому содержанию, которое демонстрировалось инициируемым. Главная цель проведения обряда – осознание своего особого положения (как члена общества) в контексте природы, что ведет к необходимости соединения прошлого (предшествующий опыт, стереотипы представлений, мифы) с настоящим (живая ткань сегодняшнего дня) и будущим (создать заслон от всех нежелательных обстоятельств, которые могут угрожать существованию). Устремление в будущее – главная константа всего ритуала. При этом эффект достигается несколькими путями.

Первое – Огромный вход, ориентированный на юго-восток (он интригует, притягивает зрителя). Второе – Низкий переход, который является границей света и мрака, это своего рода рубеж. Третье – Основной коридор (длина около 50 м), кажущийся значительно более длинным, чем на самом деле. Четвертое – Большой зал, в котором можно выделить такие существенные субэлементы, как кольцевой ход вокруг скального останца в центре зала (причем в этом останце есть поперечный и продольный лазы) и три столбообразные плиты (своего рода пьедесталы). Пятое – Нижний и Верхние ходы в Дальний зал, т. е. в него можно попасть одним ходом и выйти другим, причем Верхний ход в его начале напоминает огромную вульву, что могло играть существенную роль при проведении обрядов (акт рождения). Шестое – Дальний зал с двумя «панно» на потолке.

Разумеется, пещера в целом – сакральное пространство, но в ней имеется свой эпицентр, где путем развертывания соответствующей композиции воплощена «великая идея». В Игнатиевской пещере, безусловно, таким центром является Дальний зал, в которой ведут два не самых удобных хода. Во время инициации момент смерти и нового рождения является кульминационным, поэтому вполне допустима мысль, что посвящаемые попадали в Дальний зал через Низкий ход, проводили церемонию приобщения к «основному таинству» – загадке жизни человека на земле, а затем заново рождались через Верхний ход (внешнее сходство с вульвой хорошо просматривается). Этот цикл был самым главным.

Задание 6

Что такое табу?

Какую роль в управлении палеолитическим обществом играли табу?

В чем суть охотничье-производственных табу?

Ю.И. Семенов «Как возникло человечество»
{9}
(Извлечение)

…Настоятельной необходимостью на определенном этапе развития первобытного человеческого стада стало полное устранение конфликтов между членами стада в период, предшествующий охоте, и самой охоты, а так как главным источником этих конфликтов были неупорядоченные половые отношения, то тем самым настоятельной необходимостью стало запрещение половых отношений в этот период. И эта необходимость, эта объективная экономическая потребность начала постепенно осознаваться, хотя и не в прямой форме пралюдьми. Сам процесс их практической деятельности начал постепенно все больше и больше навязывать им убеждение, что половые отношения в период охоты и подготовки к ней навлекают опасность на коллектив и что единственным способом избежать этой опасности является воздержание в этот период от половых актов. Так постепенно, шаг за шагом, начали возникать в первобытном стаде запреты половых отношений в период охоты и подготовки к ней – половые охотничье-производственные табу.

…Наличие половых производственных табу зафиксировано этнографами у огромного числа племен и народов…

Продолжительность периода, в течении которого требовалось воздержание от половых отношений, была различной. У одних племен воздержание считалось обязательным лишь в ночь перед охотой (сваны, пигмеи, хуичоли, моту Н. Гвинеи), у других период воздержания начинался за 3—10 дней до начала охоты (байя, мальгиши, индейцы, пуэбло, карок, хидатса), у третьих – за несколько недель и даже месяцев (каррьер, нутка, меланезийцы о. Новая Ирландия). Но независимо от длительности времени, в течение которого требовалось воздержание от половых отношений, у всех народов, у которых отмечено бытование половых охотничье-производственных табу, существовала твердая вера в то, что такое воздержание является абсолютно необходимым условием успеха охоты, что нарушение табу неизбежно повлечет за собой неудачу.

…Индейцы нутка, если во время охоты на китов происходил несчастный случай, не сомневались, что причиной являлось нарушение одним из охотников полового табу… Они искали виноватого и строго его наказывали.

…Индейцы квакиютль считали, что соприкосновение людей, имеющих половые отношения с раненым, угрожает жизни последнего. Поэтому они не разрешали молодоженам навещать больного.

Задание 7

О каких общественных организациях людей палеолитических обществ свидетельствуют этнографические материалы?

Какова организация и функции тайного союза Мумбо Юмбо?

Какова социальная база этого союза?

О каких еще тайных обществах палеолитических цивилизаций вы знаете?

Г. Уэбстер «Первобытные тайные общества»
{10}
(Извлечение)

Проблема поддержания мужской власти над женщинами полностью решена в Африке, где могущественны тайные мужские союзы. Описание, сделанное одним старым автором, известного союза Мумбо Юмбо, существовавшего у мандинго Судана, дает хорошую характеристику его деятельности, применимую к многочисленным другим подобным обществам: «6-го мая, ночью, ко мне явился Мумбо Юмбо, дух который выступает у мандинго своего рода мистическим тайным существом. Он облачен в длинное одеяние, сделанное из коры деревьев, с пучком соломы на вершине этого костюма. Когда некто одевает это облачение, то выглядит приблизительно высотой в восемь или девять футов. Мумбо Юмбо – средство, изобретенное мужчинами, чтобы держать своих жен в страхе. Последние настолько не осведомлены относительно природы этого существа (или, по крайней мере, обязаны притворяться, что являются таковыми), чтобы связывать реализацию данной цели с этим мистическим существом… Всякий раз, когда кто-либо вступает в это общество, он клянется наиболее торжественным способом никогда не разглашать секреты союза какой-либо женщине или любому мужчине, который еще не вступил в него. Последнее они никогда не позволяют мальчикам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. То, чем они клянутся, и сама присяга – так много значит для них, что они рассматривают ее в качестве абсолютно нерушимой…

Союзы Мветай и Нда южных племен Гвинеи – это подобные же тайные общества, чье назначение держать женщин в подчинении…

В некоторых случаях африканские женщины оказываются достаточно сильными, чтобы сформировать свои собственные тайные союзы. Их собственные секретные общества, очевидно, создаются как реакция на такие же мужские. Нйимбе у женщин мпонгве в южной Гвинее противостоит Нда мужчин и действительно успешен в сеянии страха среди них. Объединение женщин, что составляют «Дьявол буша» в племени вей в Либерии, также ответственно за предотвращение неуместной тирании со стороны их мужей. Если мужчина был необычайно жесток к своим женам, вопрос будет принесен на рассмотрение «Дьявола буша» и обидчик, если будет вынесен приговор в том, что он виновен, подлежит отравлению. В случае, когда племя решает идти на войну, эта декларация утверждается женским союзом. Банду у шербро Внутренних районов – важная организация. Она является контрпараллелью Пуррах – союзу, который создан мужчинами. Яасси – другое общество женщин среди племен шербро и венди…