2. Обман туристов
Люди отправляются в турпоездку, надеясь беззаботно провести время, отдохнуть от работы и повседневной суеты, расслабиться. Именно в это время они становятся особенно уязвимыми для тех, кто хочет нечестно подзаработать. Большинство форм обмана туристов возможно из-за их невнимательности и потери бдительности.
Однако опасность быть обманутым не должна делать из туриста параноика, относящегося ко всем с подозрением. Достаточно всегда быть собранным и внимательным.
Обман со стороны туристических фирм
В первую очередь опасность подстерегает туриста со стороны тех, кому он полностью доверяет, – от организаторов его отдыха. Многие просто не ожидают подвоха со стороны тех, кому отдают свои деньги, думая, что стоит заплатить– и все проблемы будут решены. Но это не всегда так. Очень многие люди любят получать деньги и не любят выполнять данные обязательства. Плохо выполняемая работа, а порой и открытое мошенничество – очень частое явление в сфере туристического бизнеса.
Одной из распространенных афер в сфере туризма является продажа ненастоящих путевок. Аферисты создают фирмы-однодневки, которые предлагают разные туры, предоставляя большой выбор услуг. Люди, соблазнившиеся выгодным предложением, сдают деньги на поездку, а когда приходят получать путевки, от фирмы не остается и следа. Чаще всего так обманывают туристов, собирающихся в Египет, Турцию и на Кипр.
Подобные липовые фирмы обычно возникают в канун праздников и исчезают с деньгами клиентов, которым в результате приходится отдыхать дома. Жертвами становятся тысячи туристов. В Москве каждый год возникает и исчезает 15–20 фальшивых туристических фирм. Мошенники особенно активны на Новый год и Рождество.
Еще одной схемой мошенничества с липовыми турами является «билет в один конец». Туристам в аэропорту выдают билеты только в одном направлении, заверяя, что обратные билеты им выдаст принимающая сторона. Прибыв на место, туристы узнают, что никто из местных агентов ничего не слышал о билетах. Впоследствии эти агенты вообще исчезают, а туристам приходится тратить на отдыхе все свои деньги и даже продавать ценные вещи, чтобы купить билет на родину.
Впрочем, случаев такого мошенничества становится все меньше. Люди стали умнее и все реже обращаются к случайным фирмам. В основном фирмы выбираются по рекомендации знакомых, да и сами туроператоры более осторожны в выборе агентов по продаже путевок. Однако перед праздниками липовые фирмы все же появляются с неизменным постоянством.
Некоторые фирмы продают своим клиентам поддельный ваучер. В результате турист не только лишается полноценного отдыха, но даже может попасть в полицию и быть депортированным обратно в Россию с пометкой в паспорте.
В России было принято постановление, согласно которому все юридические лица должны были пройти перерегистрацию. Это способствовало увеличению числа случаев мошенничества, поскольку предприниматели, дела которых шли не очень успешно, получили возможность ликвидировать свой старый бизнес, предварительно переписав его активы (без долгов) на новую фирму и не уведомив об этом налоговую инспекцию.
Подобная обязательная перерегистрация усложнила проверку надежности фирмы. Ведь ее основным качественным показателем является продолжительность работы компании на рынке. Перерегистрация обязывает фирмы получать новые лицензии. Чтобы клиент мог проверить туроператора, ему необходимо сделать запрос в Минэкономразвития на подлинность лицензии, продолжительность работы на рынке и т. п. Но разве кто-нибудь захочет заниматься всеми этими проверками?
Обманутым туристам, как правило, очень трудно получить свои деньги назад. Ни один суд не сможет взыскать деньги у ликвидированной фирмы.
Ярким примером мошенничества является деятельность одного туроператора. Эта афера считается крупнейшей за всю историю существования туристического рынка.
Фирма была создана летом 2003 г. Ее руководители сразу же заявили о своих серьезных намерениях. Компания продавала только дорогие туры – экзотические и эксклюзивные. Стоимость туристических путевок начиналась от 4 тыс. долларов. Если клиент сразу выплачивал всю стоимость путевки, ему гарантировали определенную скидку.
Чтобы успеть приобрести путевки со скидкой, за 2 месяца до Нового года в фирму обратились 250 клиентов. Все это были довольно состоятельные люди, способные сразу же заплатить 100% стоимости тура.
В России рост спроса на отдых у моря в последнее время можно сравнить со спросом на путевки на горнолыжные курорты. Все более востребованными становятся дорогие элитные направления – Доминиканская республика, Куба, Шри-Ланка, Сейшелы и Мальдивы.
Утром 26 декабря 2003 г. менеджеры фирмы как обычно пришли на работу, но обнаружили пустой офис, из которого была вывезена вся мебель, а также оргтехника и документы. В центре одной из комнат стоял большой красный мешок Деда Мороза, в котором находились загранпаспорта всех клиентов. Сотрудники компании сочли, что в их офисе произошло ограбление, и попытались связаться со своими руководителями. Однако все телефоны были вне зоны действия сети.
Вскоре в офис фирмы стали приходить клиенты за оплаченными новогодними путевками. Однако вместо путевок им выдали только загранпаспорта без виз. Возмущенные клиенты пришли в ярость и стали угрожать сотрудникам фирмы. Тем пришлось вызвать милицию.
Это далеко не единственный случай обмана. Руководители другой фирмы, так же как и в предыдущей истории, предлагали экзотические туры на Кубу, в Таиланд, Доминиканскую республику и на Сейшелы. Исчезновение этой фирмы была обнаружено директором другого турагентства, в ноябре забронировавшего тур на 10 человек с вылетом 31 декабря и предоплатой в 10 тыс. долларов. Заявка была подтверждена туроператором, однако в начале декабря менеджеру потребовались некоторые уточнения. Тут и выяснилось, что фирма пропала.
Арендодатели помещений, где размещались ее офисы, заявили, что фирма съехала в неизвестном направлении. По этим адресам практически каждый день приходили люди, желавшие узнать местонахождение компании и судьбу денег, выплаченных за праздничные туры.
У россиян очень популярно празднование Нового года в какой-нибудь теплой экзотической стране, например во Вьетнаме, на острове Шри-Ланка, на Филиппинах, в Малайзии, Гоа и ОАЭ. Именно на этих направлениях часто и орудуют мошенники.
В милицию было подано заявление, по которому было заведено уголовное дело. Однако шансов найти фирму практически нет. Деньги клиентам пострадавшие турагентства возвращали из собственных средств.
Турфирмы часто попадаются на удочку мошенников, ведь проверять агентов, работающих за границей, очень сложно. Так, в Израиле было обнаружено фиктивное туристическое агентство, которое предлагало услуги по бронированию отелей и заказу авиабилетов для иностранных туристов. Ни одно обязательство выполнено не было, ведь владелец фирмы и не собирался это делать. К тому времени, когда его поймали, мошенник сумел получить обманным путем не менее 50 тыс. долларов.
В Испании был задержан мошенник из Великобритании, который в 1990-х гг. заработал миллионы на махинациях с так называемыми тайм-шерами (time-sharing) – малогабаритными квартирами для летнего отдыха, которые приобретаются несколькими владельцами в так называемую поделенную собственность.
Подданный Великобритании Джон Эдвард Палмер обманул более 20 тыс. граждан различных стран, продав им несуществующую тайм-шерную недвижимость. Таким образом мошеннику удалось заработать свыше 600 млн евро.
Даже находясь в тюрьме, Палмер продолжал руководить созданной им в Испании преступной группировкой, которая также занималась махинациями с тайм-шерами. Отсидевшему и вышедшему на свободу мошеннику были предъявлены новые обвинения.
Это туры на ближайшие дни, которые туроператор почему-то не успел реализовать. Их требуется срочно продать, в результате чего существенно снижается цена. Фирмы заявляют, что приобрести дорогостоящую путевку теперь можно чуть ли не за полцены. Турист при этом сможет улететь на отдых в ближайшие 2–3 дня.
Низкая цена за отличный курорт соблазняет очень многих людей, подталкивая их на приобретение подобных туров. Однако чаще всего «горящий» тур вовсе не так хорош, как о нем рассказывают в офисе туристической компании.
Сниженная цена может обернуться гостиницей низшего разряда и некачественным обслуживанием. Номер в четырехзвездочном отеле никогда не будет стоить столько же, сколько трехзвездочный. А отели категории «пять звезд» никогда не попадают в разряд «горящих» путевок.
«Горящие» туры – одна из уловок для привлечения клиентов в ту или иную фирму. Это можно классифицировать как недобросовестную рекламу и подать иск в суд.
Некоторые туры, преподносимые как «горящие», вообще не являются таковыми. Но за счет искусственно поднятого ажиотажа их удается реализовать на 20–30% дороже, чем обычные путевки. Таких случаев известно немало. Особенно часто липовые «горящие» туры продают в столице, где темп жизни значительно выше и большинство серьезных покупок совершается необдуманно, на ходу.
Чтобы не попасться на удочку с «горящими» турами, следует выяснить реальные цены на аналогичные туры у других операторов и сравнить.
Обман в туристическом бизнесе проник и в рекламу. Так, распространенным трюком является размещение на сайтах турфирмы информации о недорогих и привлекательных турах и отелях. Ориентируясь на эту информацию, человек выбирает курорт и приходит в офис турфирмы. Однако здесь он узнает, что либо информация на сайте устарела, либо это была акция, которая буквально вчера закончилась. Разочарованному клиенту тут же предлагают другой тур, который стоит намного дороже.
Другим примером недобросовестной рекламы является размещение в рекламных буклетах красивых фотографий номеров и пляжей, которые в действительности относятся только к vip-номерам. Туристу же в итоге приходится жить совсем в иных условиях, намного худших, чем он это себе представлял, глядя на фотографии.
Некоторые турфирмы широко рекламируют так называемые эксклюзивные туристические услуги. Однако на поверку оказывается, что эти же услуги предлагают и другие фирмы, порой за более низкую цену. Таким образом, эту услугу назвать эксклюзивной уже нельзя.
Некоторые фирмы дают в рекламных объявлениях неправильное название или не указывают номер лицензии на осуществление туристической деятельности и наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Все это также вызывает недовольство и возмущение у туристов, чувствующих себя обманутыми. Следует отметить, что за нечестную рекламу фирма несет уголовную ответственность. На тех, кого уличили в подобном деле, налагается штраф.
Еще одной хитрой уловкой турфирм являются всевозможные спецпредложения. Чтобы улучшить свой имидж, туристические компании иногда обновляют или пытаются хоть немного разнообразить предлагаемые туры, создавая нечто уникальное. Так появляются туры в экзотические страны или по сложному нестандартному маршруту. Путевки на такие туры стоят очень дорого. Они рассчитаны на клиентов, которые готовы заплатить любые деньги за новые незабываемые впечатления.
Однако надо помнить, что экзотические туры – это еще не опробованные путешествия, которые на поверку могут оказаться не очень приятными в плане отдыха и впечатлений от него.
Лучше всего немного подождать, пока другие не «обкатают» новый маршрут, который вполне может оказаться неудачным. В результате такое «спецпредложение» часто вляется не более чем приманкой.
Современные турфирмы предлагают любителям приключений сафари в Кении, Танзании и ЮАР, трекинг и рафтинг в Индии, путешествия на джипах по Северной Африке и Намибии, дайвинг на Большом Барьерном рифе, восхождение на Килиманджаро и многое другое. Все это делается для того, чтобы стимулировать спрос на выездной туризм, который в последнее время почти не растет.
Если новое направление будет освоено, примерно через год такие туры будут предлагать и другие туристические компании. Цена путевки при этом значительно снизится.
Новые направления туризма часто не имеют программы, на них плохо подобран обслуживающий персонал и гиды. Такие туры могут доставить отдыхающему множество неудобств, из-за которых он будет жалеть о потраченных деньгах.
Еще одной формой обмана туристов являются незаконные штрафы. Они налагаются, когда клиент отказывается от тура или изменяет дату вылета в связи с непредвиденными обстоятельствами. Фирмы, конечно, меняют дату начала тура, но при этом берут огромный штраф с клиентов.
На самом деле такой штраф не может быть большим, поскольку клиент должен возместить только деньги, которые уже были потрачены на оформление его заказа, например на бронирование номера. Можно потребовать от турфирмы документы, подтверждающие эти расходы. К сожалению, очень часто компании заявляют о несуществующих затратах, то есть обманывают своих клиентов.
При взимании штрафа туристические фирмы должны выдать квитанцию МСО, которая может подтвердить, что дата изменена и штраф оплачен. Некоторые сотрудники фирм не выдают таких квитанций, забирая полученные деньги себе. Это еще один обман.
Этот обман основан на том, что в туристических контрактах оговаривается плата, которую вносит клиент в случае отказа ему в визе. Некоторые фирмы ставят в паспорт поддельную печать о том, что консульство отказало в визе, и берут деньги с незадачливых клиентов. Это чистое мошенничество. На таких отказах они неплохо зарабатывают.
За визу турист платит отдельно. Если по какой-то причине клиенту отказали в визе, деньги, потраченные на нее, не возвращаются.
Если туристическая фирма заявляет, что консульство отказало в визе, рекомендуется уточнить, по какой причине это произошло. Представитель фирмы должен все объяснить. В крайнем случае следует потребовать доказательства того, что документы на оформление визы вообще подавались в консульство.
Впрочем, не всегда отказы в визе являются мошенничеством. Иностранные консульства действительно дают отказ в визе по определенным причинам. Консульство Чехии принимало паспорта всего лишь у 4–5 турфирм в день. В итоге туристам пришлось подавать документы за 2 недели. Итальянское консульство неожиданно вообще перестало пропускать детей в лагеря на море. Позже было дано объяснение, что якобы по итальянским законам несовершеннолетние дети не могут путешествовать по стране без сопровождения хотя бы одного из родителей.
Какой бы ни была причина отказа или задержки в получении визы расплачивается за все турист. За срыв работы консульского отдела власти страны, которую представляет это консульство, возвращают деньги только тем туристам, которые застраховались от невыезда.
Следует помнить, что решение о выдаче визы принимает консульство. Если по какой-то причине, известной клиенту, этот процесс может сопровождаться трудностями, нужно обязательно сообщить об этом представителю туристической фирмы. Если фирма при этом уверяет, что проблем не будет, следует поинтересоваться, на чем основывается их убеждение.
Обман заключается в том, что туристические фирмы продают авиабилеты дороже их действительной стоимости. Дело в том, что практически на всех рейсах самолетов есть скрытые тарифы, которые известны только агентам авиакомпании. Эти тарифы обозначены в билете под знаком IT. Глядя на билет, невозможно узнать его стоимость. Она известна только человеку, который его покупал.
Авиабилеты стоят очень дорого, поэтому клиентов часто обманывают именно при их покупке. Некоторые фирмы вообще оставляют своих клиентов без обратных билетов, и с них очень трудно получить деньги назад.
Таким образом, некоторые туристические фирмы продают билеты по цене, которая выше настоящей стоимости примерно на 30–100 долларов. Туристы ничего об этом не знают и даже не догадываются. Им приходится верить на слово недобросовестным туристическим фирмам.
В мировой гостиничной практике существует «традиция», по которой мест продается на 15% больше, чем их реально существует. Подобное делается для того, чтобы перекрыть количество мест по брони, от которых отказываются. Вне отпускного сезона, согласно статистике, отели получают именно столько отказов.
В столице Японии распространены ночлежки-капсулы, где вполне можно скоротать ночь. Это самое дешевое подобие гостиницы в Токио.
Однако в самый разгар сезона такая гостиничная практика невольно становится причиной обмана туристов. Не следует спешить обвинять свою туристическую фирму в недобросовестности. Виноватым может оказаться и сам персонал отеля, дважды пославший подтверждение на один и тот же номер. Как бы то ни было, превышение количества заказов – нередкое явление в туристическом бизнесе.
Виновниками могут стать и некоторые туристы, которые в последний момент решают продлить свой отдых. Подобные случаи трудно предвидеть.
Туристы, приехавшие в незнакомый город или страну, общаются в основном с гидом. С ним советуются и спрашивают о местных обычаях, правилах и т. п. Чаще всего именно с его подсказки туристы посещают те ли иные места, не входящие в программу, например рынки, базары, магазины, рестораны и т. п. При этом доверчивые туристы могут не подозревать о таящейся опасности.
Дело в том, что практически каждый гид получает комиссионные там, где делают покупки приведенные им туристы. Обман заключается в том, что в некоторых местах туристов встречают люди, которые не прочь поживиться на их незнании местных цен. В результате цены для них устанавливаются в 2–3 раза выше. Таким образом, доверяясь гиду, можно существенно переплатить за местную экзотику.
Чтобы не попасться на крючок к таким недобросовестным продавцам, нужно внимательно понаблюдать за гидом. По его поведению вполне можно определить, является ли место, которое он рекомендует, «комиссионным» или нет.
Британские гостиницы системы B&B (Bed and Breakfast) предлагают своим клиентам, помимо номера с постелью, бесплатный завтрак, который может состоять из блинчиков домашней выпечки с джемом, беконом или деревенским творогом. В некоторых гостиницах на завтрак можно получить свежие фрукты и йогурт, а также запеченный окорок.
Если гид заметно оживился и стал более словоохотлив при рассказе о каких-либо ресторанах, вполне вероятно, что это и есть его «комиссионные» заведения. Если при этом звучит фраза типа «Если вы не пробовали этого блюда, вы не были в Испании», это не значит, что данное блюдо можно попробовать только в тех ресторанах, в которые гид так настойчиво зазывает.
Можно записать в блокнот название блюда и потом попробовать найти его самостоятельно. Заявления вроде «в этот ресторан пробовать именно это блюдо съезжаются испанцы (ирландцы, греки и т. д.) со всей страны» – обман. Наверняка в каком-нибудь другом более тихом месте, которое посещает только местное население, это блюдо обойдется в 2 раза дешевле.
Чтобы найти лучшие заведения, где подают определенное блюдо, можно зайти в максимально удаленный от пляжа бар, взять какой-нибудь напиток и спросить у бармена, где бы он порекомендовал попробовать предложенное блюдо. В ответ можно услышать адреса 2–3 мест. Опрос следует повторить в еще одном баре. Если рекомендации барменов совпадут, можно смело отправляться туда, где действительно можно будет отведать лучший вариант этого блюда из доступных в окрестностях, к тому же по справедливой цене. Правда, для таких маневров необходимо хоть какое-то знание языка. Впрочем, иногда в общении можно обойтись и жестами, главное проявлять больше дружелюбия и открытости.
В испанском отеле Palau del Mar, помимо spa-центра и турецкой бани хаммам, имеется ресторан высокой кухни.
Если все-таки турист пришел в ресторан, рекомендованный гидом, поскольку вся группа согласилась туда идти, а отказаться было неудобно или невозможно, необходимо особенно внимательно изучить меню. Практически в любом кафетерии и во многих ресторанах, помимо стандартного меню (в виде книжечки), есть ежедневно меняющееся меню на текущий день, или комплексный обед. Он включает в себя 3–4 вида первого (салаты, супы, и т. п.), 3–4 вида второго (мясо, рыба, птица, и т. д.), десерт, вино и хлеб. В целом такой обед стоит около 8–10 евро. Эти же блюда обычно присутствуют в стандартном меню и имеют конкретную цену на случай, если их заказывают отдельно.
В комплексный обед обычно не входят прохладительные напитки, кроме минеральной воды и содовой. Они оплачиваются отдельно. В некоторых местах (например, в Каталонии) в него не входит и вино.
Текущее меню ограничивает в выборе, но зато и здесь можно выбрать что-то на первое и на второе, хлеб, бутылку столового вина и либо кофе, либо десерт. Если заказать эти же самые блюда из стандартного меню, обед обойдется дороже.
Но вдруг гид рекомендует взять 2 вторых блюда, поскольку и то и другое очень вкусные. Турист заказывает их, а с него в итоге требуют плату, как за 2 обеда. Это обман. В ресторанах так не принято делать, особенно если второе блюдо имелось и в стандартном меню. Все это аферы нечистых на руку знакомых гида. Там же могут порекомендовать взять особое вино плюс что-то еще. В результате этих дополнительных заказов обед обойдется в 3–4 раза дороже.
В Испании существует еще одна уловка, завлекающая туристов в те или иные рестораны, где обеды обойдутся им дороже, чем в других местах. Для этого в памятках туристов и на сайтах турфирм даются различные рекомендации с указанием конкретных данных. Рекламируемые подобным образом места должны вызывать подозрение. Лучше их обходить стороной.
В Греции легко можно пасть жертвой обмана в ресторанах, специализирующихся на приготовлении свежевыловленной рыбы. Официанты безупречно обслужат заезжего туриста, будут очень вежливы и обходительны. Принеся заказ, официант скажет фразу типа «It is compliment». Но когда будет предложен счет, цена может составить больше 200 евро, хотя обычный обед в ресторанах Греции стоит не более 40–50 евро.
В ЮАР одним из популярнейших мест отдыха является пляж в Кейптауне. Здесь отдыхающих радуют пальмы, трава, бирюзовая вода и свето-коричневый песок. На побережье много баров и ресторанов.
Хитрость заключается в том, что в меню ресторана обычно указана некая ориентировочная цена за условную порцию. Объем же порции, которую подают клиенту, определяет сам повар. Из свежей рыбы делают очень большие порции, чтобы не было остатков. Конечно же, цена блюда возрастает, и порой в несколько раз.
А что касается фразы «It is compliment», на самом деле она звучит как «It is complement», что означает «оплачивается отдельно». Это говорится как о напитках и десертах, так и о различных гарнирах.
Таким образом, при изучении меню в греческих рыбных ресторанах необходимо сразу же уточнять не только вес порции, но и то, включен ли в стоимость блюда гарнир. В противном случае можно получить множество «комплиментов», за которые придется дорого заплатить.
«Ошибки» в ресторанных счетах – вполне обычное явление, особенно в тех заведениях, которые рассчитаны на туристов. В некоторых из них «нагреть» рассеянного приезжего на 10–20 евро считается чуть ли ни хорошим тоном. Примерно то же можно сказать и о счетах за отель.
В ресторанах гостиниц встречается еще одно мошенничество. Каждый день после обеда официант просит постояльца подписать какие-то бумаги, не объясняя их значения. Большинство отдыхающих и не пытаются вникнуть в смысл этого действа. В итоге при выписке из гостиницы с туриста требуют уплатить круглую сумму за так называемые дополнительные услуги.
Оказывается, что подписанные в ресторане бумаги являются счетами за якобы присутствовавших с туристом на обеде людей. Именно за них и подписывался человек. Сумма переплаты за обеды может превысить 100 евро.
Попытки доказать факт мошенничества ни к чему не приведут, даже если имеются показания свидетелей. Так что не стоит подписывать что бы то ни было, не понимая текста документа.
На острове Бали у храма Бесаки туристов поджидает множество гидов, которые тоже не отличаются добросовестностью. Все они стремятся облапошить рассеянного туриста. Действующий комплекс индуистских храмов Бесаки – самый большой и самый почитаемый на острове Бали. Здесь всегда много туристов, поэтому сюда съезжается множество мошенников, которые не прочь заработать на на них.
Билет в этот комплекс стоит около 10 тыс. рупий. Его можно приобрести либо в 1 км от храма на остановке автобуса, либо прямо перед входом. Здесь и поджидают туристов гиды, которые уверяют, что без них просто невозможно войти в комплекс во время фестивалей и церемоний. При этом они ссылаются на большой плакат у входа, где написано, что туристов просят воздерживаться от входа в храмы на территории комплекса, где идет церемония.
Пляжи Гоа – настоящая мекка для хиппи, которые съезжаются сюда со всего мира. Сама атмосфера, царящая на пляжах, располагает к релаксации.
Некоторые гиды могут вести себя очень агрессивно, всем свои видом показывая, что они имеют право не пускать внутрь посетителей. Однако это не так. С гидами вполне можно торговаться о подходящей цене, которая не должна превышать 10–20 тыс. рупий за 1 человека. Гиды полезны тем, что они знают, в какие храмы в комплексе можно заходить, а в какие нет. Кроме того, гид может рассказать что-то о самом храме и обычаях, но только на английском языке.
Если турист не собирается заходить в храмы во время экскурсии, ему стоит отказаться от гидов, поскольку входить в сам комплекс можно всем независимо от церемоний или фестивалей и безо всякой дополнительной платы.
В любой стране мира таксисты завышают цены, пользуясь доверчивостью иностранцев. Особую осторожность следует проявлять в Египте и Турции. Лучше всего не отдавать водителю деньги за проезд, пока он не довезет до места. Иначе таксист может увезти туриста совсем в другую часть города и потребовать тройную плату за то, чтобы вернуться.
Некоторые водители начинают возмущаться, когда с ними начинают расплачиваться за поездку. Они утверждают, что им должны в несколько раз больше. Не стоит обращать на это внимания. Некоторые впечатлительные туристы попадаются на эту уловку. Чтобы отвязаться от таксистов, можно пригрозить им полицией.
Некоторые водители такси плохо знают город или притворяются, что не знают, и часами колесят по нему. В итоге за все расплачивается пассажир.
Иногда таксисты занимаются и прямым обманом. Например, водитель просит обменять ему мелкие купюры на 1 крупную якобы для того, чтобы принести домой солидную банкноту. Если поддаться на эту уловку, можно получить взамен своей банкноты кучу мелких, а общая сумма не достигнет и половины номинала крупной купюры. Даже если водитель будет пойман за руку в этой афере, он поднимет скандал, доказывая туристу, что тот просто не разбирается в местной валюте.
В некоторых странах местные власти пытаются бороться с подобным поведением таксистов. Так, в Праге городской магистрат вынес решение об установлении законного тарифа в 28 крон за 1 км вместо 99 крон, которые брали с туристов. Сами таксисты считают подобные действия незаконными, но не могут противостоять властям. Между магистратом и таксистами возник конфликт, который уже продолжается на протяжении нескольких лет. Но все чаще таксисты вынуждены смиряться и подчиняться принятому правилу.
Пражская мэрия издала брошюру для туристов с информацией о городской службе такси. В этой брошюре написано о том, где и как можно без проблем заказать машину, на какую сумму рассчитывать и на что следует обратить особое внимание при общении с таксистом.
Брошюра издана тиражом 100 тыс. экземпляров на семи языках: английском, немецком, итальянском, испанском, французском, русском и чешском. Распространяется она в пражском аэропорту Рузыне, на автовокзале Флоренц и в отелях.
Для пражских таксистов, относящихся к аккредитованным фирмам, местные власти заказали у французских модельеров специальную униформу.
В последнее время на стоянках такси в Праге появились таблички с надписью «Fair Place» (в переводе с английского «честное место»). Это означает, что здесь пассажиров не должны обманывать. За обман туристов и завышение цены за поездку на таксистов налагается штраф.
Стоянки с надписью «Fair Place» также означают, что здесь можно гарантированно получить сервис высокого качества, причем по фиксируемой цене. Подобная кампания в Праге обошлась мэрии в 900 тыс. крон (32 тыс. евро).
Кроме того, на каждой остановке в Праге есть специальные таблички для туристов со всеми тарифами на перевозки. Там же дан номер, по которому можно отправить SMS с запросом об исходном и конечном пункте маршрута и стоимости поездки.
Но, несмотря на все принятые меры предосторожности, пражские водители при малейшей возможности готовы обсчитать незадачливого путешественника. Особенно это касается иностранных туристов, которые не знают реальных расстояний и цен.
В октябре 2006 г. между муниципалитетом Рима и водителями такси было заключено соглашение о фиксированной плате за проезд из центра города в аэропорты. Однако некоторые регистраторы гостиниц вводили в заблуждение туристов, направляя их в такси самого высокого разряда с дорогостоящим обслуживанием или к незаконным перевозчикам. В результате местные водители распространили по Риму 50 тыс. листовок, в которых разоблачают нечестных регистраторов гостиниц, обманывающих туристов.
В Европе состоятельные туристы предпочитают путешествовать на арендованных автомобилях, лично выбирая маршрут. Но брать транспорт напрокат тоже может быть опасно. Например, в Таиланде можно нанять мотобайк – самый распространенный в стране вид транспорта. Однако следует учесть, что байки в Таиланде сдаются в аренду без какой-либо страховки. Это значит, что, если на байке обнаружится хоть одна царапина, туристу могут выставить большой счет. То же самое касается и водных байков.
Конец ознакомительного фрагмента.