Посвящается людям, которые нас любят и ждут.
Несмотря ни на что.
Ветер с ветвей сорвет,
Вдаль листья унесет, развеет над землей.
Кто в душе с весной
В Древе Жизни вечность обретет…[1]
Пролог
СКАЗКИ НА НОЧЬ
– Мама!
Темноволосый малыш уже добрых полчаса толкся на своей постели, привлекая внимание женщины. Аккуратно сложенное до этого одеяло давно сбилось в кучу и балансировало на краю кровати, грозя вот-вот свалиться на пол.
– Ну мам!
– М? – потянула, наконец, Мария, не отрываясь от своего дела. Сейчас она выворачивала и аккуратно складывала раскиданную сыном теплую одежду на стул.
– А почему у нас в школе нет уроков истории?
– Наверное, учебный совет считает, что не стоит ворошить прошлое, а лучше заинтересовать вас сегодняшним днем. Вокруг ведь еще столько неразгаданных тайн.
– Жалко, – разочарованно потянул мальчик и повернул голову к окну. – Мне бы очень хотелось узнать о том, как мы здесь оказались. И каким мир был до нас. Не могли же люди взять и появиться из ниоткуда?
Он заметил, что мама вздрогнула и украдкой взглянула на ложе. Однако быстро взяла себя в руки и вернулась к своему занятию. Не ожидала видимо таких вопросов от десятилетнего сына.
– Нет, – осторожно произнесла она, взвешивая каждое слово, – как ни странно белый свет значительно старше всех его обитателей, включая и нас.
– Расскажи мне об этом, – глаза парня буквально вспыхнули. Он неотрывно смотрел на матушку, ожидая продолжения.
– Это длинная история, – женщина лишь снисходительно улыбнулась, – и когда подрастешь, я обязательно тебе ее поведаю.
– Ну мам! – он обиженно надул губы, но отступать и не думал. – Опять эти недомолвки, ну сколько можно? Я уже не ребенок! Десять лет все-таки! В четвертый класс вот перешел. Даже помогаю тебе работать в конюшне!
Мария отвечать не спешила, и комната погрузилась в звенящую тишину. Через несколько минут она, наконец, разобралась с раскиданными вещами, выпрямилась, и устало вздохнула. А затем села на край кровати, подняла глаза и улыбнулась. Малыш попытался поймать ее взгляд, но тот оказался направлен в точку где-то над его левым ухом. Тем временем на лбу женщины, словно волны играли легкие морщинки. Наконец, видимо взвесив все «за» и «против», она нарочито серьезно произнесла:
– Ну что же, молодой человек. Раз вы утверждаете, что уже взрослый, я расскажу вам одну небольшую историю. Но только после того, как вы приведете свою постель в порядок и заберетесь под одеяло.
Два раза повторять не пришлось. Парень мигом вскочил, а через несколько секунд уже лежал под аккуратно расправленным теплым одеялом, широко распахнув глаза и навострив уши, чтобы не пропустить ни единого слова. Сна у него не было ни в одном глазу. Мама тем временем вновь тяжело вздохнула. Она повернула голову к окну, за которым шумел легкий ночной ветерок, и спальня уже во второй раз за вечер погрузилась в тишину. Наконец, женщина собралась с мыслями и начала свой рассказ.
– Что ты видишь за окном? Там, мой мальчик, лежит целый мир, который широк и огромен, невообразимо красив и разнообразен, но также полон тайн и опасностей, чудес и неизвестности. И чем больше мы перед ним благоговеем, тем сильнее привлекают нас его секреты. Нами движет жажда познания, ведь в глубине души в каждом человеке живет дух первооткрывателя. Придет еще тот день, когда на земле не останется больше неразгаданных загадок и новых горизонтов для открытий. Когда-нибудь. Но главное, чтобы мы к тому времени не лишились самого важного – гармонии, которой достигли, пройдя столь тернистый и сложный путь. С окружающим миром и с самими собой. Ведь, если задуматься, многие удивительные вещи, к которым мы так привыкли, мы начинаем воспринимать как нечто обыденное, как данность, которая будет с нами всегда, беспечно забывая о том, насколько хрупка вся благодать вокруг. Все это заложено в нашей природе. И земля преподала нашим предкам суровый урок. Столько воды утекло с тех пор… Сотни лет. И многое было забыто, чего забывать не следовало.
Давным-давно человечество упорно стремилось наверх и наконец, достигло пика своего могущества. Мы начали менять мир, в котором больше не было новых горизонтов для исследований. По всему земному шару раскинулись огромные города с тысячами, миллионами жителей. В них высокие шпили домов, в которых играли лучи утреннего солнца, высились до самого неба, а в бесконечных джунглях улиц из камня и металла встречались удивительные, невообразимые вещи. Круглый год в этих поселениях бурлила жизнь, точно в гигантских муравейниках, и не утихала даже ночью. Под ее темным покрывалом города вспыхивали россыпью огней ярче самого солнца, словно праздничные торты в темном доме на круглый юбилей.
Такой была жизнь в то время. И мы, самые разумные существа на земле, наивно думали, что подчинили себе силы мирозданья. В любую погоду мы проводили время в комфорте и достатке, прячась за массивными стенами своих крепостей, совершенно не боясь гнева природы. И не было больше гармонии. Пропало уважение ко всему сущему. Ведь почти все стало подвластно человеку.
Только вот люди не перестали стремиться к господству. Теперь их взор пал друг на друга. Знания человечества были огромны, но и жажда была неутолима. Вот что случилось с миром, в котором закончились новые границы.
Мария ненадолго прервалась, чтобы перевести дух и малыш, по-прежнему жадно впитывающий каждое слово, поспешил воспользоваться заминкой.
– А эти города что, были даже больше Кейптауна?
– Конечно. В десятки раз. С сотнями улиц, переулков, мостовых и площадей.
– Как же можно прозябать в таком огромном месте? Нет, это конечно здорово, но и жутко неудобно, разве нет? Полдня только добираться до ближайшего молочника или пекаря.
Женщина улыбнулась.
– Ты забываешь о прогрессе. Технологии в то время позволяли людям буквально все. Представь, что по каменным дорогам носятся механические лошади, в сотни раз быстрее Гермеса или Сирены. А небеса наполнены железными птицами, способными перенести человека в любую точку планеты за считанные часы. И пока ты просто сидишь в мягком кресле и спокойно попиваешь чаек с печеньем, под ногами проносятся сотни километров. Так что добраться до пекаря или молочника не составляло особых проблем.
– Ух ты! – восхитился мальчик. – Вот было бы здорово так парить над землей, словно птица, с легкостью разрезая пушистые белые облака под порывами ледяного ветра!
Он откинулся на мягкую перину и, растопырив руки, представил себе этот полет. Чем изрядно позабавил маму.
– Так что же случилось потом? Почему мы не живем в огромных городах и не летаем над землей?
– Да… так вот. То был золотой век человечества. Наши предки позабыли о голоде и холоде, жили с комфортом и удобствами, практически перестали работать. От них больше не требовалось никаких усилий – всю тяжелую работу уже выполняли продвинутые изобретения – машины. И вроде бы перед нами стояло безоблачное будущее. А затем резко все изменилось.
По легенде все это постепенно развратило людские души. Их жажда господства усиливалась. А в мире, который был полностью во власти человечества, господствовать можно было лишь друг над другом. Пращуры сами и посеяли смуту. Их стало волновать только достижение личных целей. И для многих это оправдывало любые средства, любые мерзости.
Так мир погрузился в хаос. А затем глобальный Катаклизм стер с лица земли всех недостойных. Лишь единицы смогли спастись. Этим людям и пришлось труднее всего, потому что их поколение давно уже потеряло навыки выживания. Оставалось лишь обрести эти навыки заново. Без технологий, которые так далеко продвинули человеческий род, но сделали каждого в отдельности на редкость беспомощным. Потому что жизни без них давно уже не существовало. Или сгинуть в безвестности.
– А разве так бывает? Что вот прямо раз и все.
– Понимаю твой скепсис. Еще недавно многие задавались этим вопросом, мой мальчик, но вряд ли эта тайна когда-нибудь откроется нам. Легенда гласит, что в один прекрасный момент случилось нечто невообразимое, а затем мир изменился став таким, каким мы его знаем сейчас. А что до старинных его обитателей. Как видишь, предки сами погубили себя став злыми, алчными, корыстными и жестокими, наивно думая, что подчинили себе все вокруг.
Поэтому никогда не стоит забывать о том, откуда мы родом и где наши корни. О гармонии с окружающим миром. О том, что все мы дети матушки Земли. Именно этому учат Хранители… – женщина остановилась на полуслове, как будто произнесла нечто запрещенное, но быстро поправилась. – Но, как я уже сказала, это всего лишь легенда.
Мария улыбнулась. Парнишка тем временем пытался осмыслить услышанное. И хотя это было неприятно признавать, многие вещи из данного рассказа оставались ему непонятны. Но маме он в этом ни за что не признается.
– Удивительная история. И почему нам такого не рассказывают в школе? – увидев, что матушка не спешит отвечать, он решил озвучить еще один вопрос, который только что неожиданно стукнул в голову. – Я и не знал, что ты так много об этом знаешь. Сколько раз я пытался выведать хоть что-нибудь у учителя Тобиаса, но он повторяет одно и то же: «информации о мире прошлого практически не сохранилось», точно тот попугай. А кто тебе рассказал эту легенду?
– Я ведь не всегда жила в этой деревушке, – Мария слегка улыбнулась и негромко добавила, – до сих пор иногда удивляюсь, как далеко способно завести нас любопытство…
Малыш не понял ровным счетом ничего. Он открыл было рот, чтобы вновь озвучить этот очень важный вопрос, но женщина его опередила:
– Батюшки, какая темень за окном! А ведь у нас с тобой завтра куча дел в конюшне. Все. На сегодня больше никаких разговоров! Ты вон итак уже зеваешь – ворона в рот залетит. Быстро под одеяло!
– Ну мам! – попытался противиться он.
– Хватит с тебя сказок на сегодня, – шепнула Мария и поцеловала его в лоб. – Доброй ночи, сынок!
Пришлось отступиться. Но ничего. У него будет еще куча времени поразмыслить над этой историей. В одном мама права – глаза уже давно слипаются. Так что мальчик с удовольствием забрался под теплое одеяло, из-под которого уже успел вылезти от любопытства, оставив снаружи только глаза.
– Мама, когда я вырасту, то обязательно узнаю, что тогда произошло.
– Спи, мой маленький исследователь.
Последние слова ребенка заставили ее задуматься. Не в меру любопытный растет мальчуган. Прямо один в один ее копия. В таком юном возрасте, а уже интересуется столь серьезными вещами. Хорошо это или плохо? Кто знает. Ее поиски ответов на эти вопросы далеко завели…
Мария снова взглянула на сына. Не прошло и нескольких минут, а он уже сладко посапывал в своей мягкой постели. Завтра наверняка и не вспомнит об этом разговоре. Это и к лучшему. Сегодня она наговорила много лишнего.
Женщина задула догорающие свечи и вышла в гостиную, тихонько прикрыв за собой дверь.