Нужно ли молиться над детьми?
Важно ли то, когда над детьми молятся с возложением рук или это мертвый, ненужный ритуал? Как и для чего это практикуется в церквах?
Во все времена в народе Божьем служение Богу было связано с обрядами, ритуалами. Ветхий Завет подробно рассказывает нам о разных обрядах, в первую очередь, о жертвоприношениях. Например, чтобы очиститься от греха, человек должен был принести в жертву ягнёнка, причём особого: мужского пола, без недостатков. Исповедуя свой грех, человек должен был возложить свои руки на голову ягнёнка (Левит 4-5 гл.). Для чего такой ритуал? Нужно ли было приносить эти жертвы, возлагать руки на голову жертвы? Да, нужно, потому что такое повеление дал Господь и эти жертвоприношения указывали на Христа – Спасителя от греха.
Не мог ли этот ритуал, как вы говорите, стать «мёртвым»? Да, мог. Но что было защитой от этого? Вера людей. Священное Писание определенно говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6). Да, для кого-то такие жертвоприношения могли стать «мёртвым» обрядом, но об Авеле сказано: «Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его…» (Евр. 11: 4).
В Церкви Христовой и сегодня есть разные обряды: крещение, причастие, елеопомазание, возложение рук и др. Эти обряды свидетельствуют о нашей вере. Принимая крещение, мы раскаиваемся в грехах, заключаем завет с Богом и обещаем служить Господу от чистого сердца; вкушая на Вечере Господней хлеб и вино, – подтверждаем свою веру в жертву Иисуса Христа на Голгофе за нас, грешников. И когда при молитве служитель возлагает руки, он показывает, что верит в то, что Господь готов благословить тех, над кем он совершает свою молитву. Так делал Иисус: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Матф. 19:13-15). При исцелении людей Христос тоже возлагал руки на больных, по Его примеру так же поступали и апостолы (Лука 4:40; Деян. 28:8).
Конечно, для человека без веры любой обряд может стать мёртвым. Для верующего это священнодействие, которое свидетельствует о его общении с живым Богом, а для священнослужителя – это и действие от имени Бога. Нам, людям, не дано права судить. Мы не знаем мыслей и внутренних побуждений людей, не знаем, когда человек принимает участие в обряде без веры. Это возможно только Богу.
О вере всегда свидетельствуют наши дела. Апостол Иаков в своём послании говорит о взаимоотношениях между верой и делами Авраама: «Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» (2:22). Поэтому все обряды, которые с верой совершаются в церквах и в которых мы принимаем участие, – это дело, свидетельствующее о нашей вере, содействующее её возрастанию.