Вы здесь

Ответы пастора. Как возникли иконы? (Мирон Вовк, 2008)

Как возникли иконы?


Во время изучения Библии я прочитала, что «Бога не видел никто никогда» (Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12). Возникает вопрос: как и почему возникли иконы в православной церкви с обличием Иисуса Христа? Верно ли, что плащаница, которой был накрыт Иисус Христос, сохранила облик нашего Господа? Не от того ли возникли и иконы? И ещё вопрос: моя знакомая православной веры спрашивает меня, можно ли посещать церковь евангельских христиан, не принимая водного крещения? Она говорит: «Неужели люди православной веры сильно заблуждаются, молясь иконам и осеняя себя крестом, крестясь во имя Отца и Сына и Духа Святого?» Так много непонятного…

Л.Сафонова

Прежде всего, возникновение икон не связано с плащаницей. Одна из десяти заповедей Господних говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Исх. 20:4-5).

Обыкновение изображать на картинах божества мы встречаем у разных народов древности, что противоположно религии израильтян. Христианство вначале тоже отрицало почитание изображений. Лишь в IV веке возник вопрос о поклонении изображениям. В церкви были противники такого поклонения, но были и приверженцы. Следует отметить, что сначала изображения служили только для украшения церковных зданий, но позже они превратились в предмет поклонения. Ещё раз подчеркну: не все священнослужители в то время принимали идею поклонения изображениям.

Это время в истории церкви связано с иконоборчеством. Приведу лишь некоторые данные: в VI веке епископ Марсельский запретил употребление любых изображений во всех подведомственных ему приходах; император Лев III (727 г.), а затем и 348 епископов собора (754 г.) единогласно осудили и своим постановлением запретили иконопоклонение. Было решено уничтожить все иконы, а иконопоклонников подвергли преследованиям, пыткам и смертной казни. Почти все иконы того времени утрачены.

Однако уже через 33 года, в 787 г., участники VII Вселенского собора, отменив это решение, приказали поклонятся иконам, причём без надлежащего объяснения, почему это необходимо. Парижский собор 825 года вновь снова запретил иконопочитание.

Но в 842 г. культ поклонения иконам был восстановлен, стал обязательным для церкви.

О плащанице мы читаем гораздо позднее. Одной из самых известных является так называемая «плащаница Вероники», первые упоминания о которой приходятся на конец XIII ст. Можно вспомнить ещё и Туринскую плащаницу, которая упоминается в истории гораздо позже изображений на иконах. Да и отпечаток, который, по преданию, считается изображением Иисуса Христа, на плащанице довольно нечёткий.

«Бога не видел никто никогда», – так говорит Священное Писание (Иоан. 1:18). И Бог спрашивает через пророка Исаию: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? Разве вы не слышали? Разве вам не говорено было от начала? Разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья» (Ис. 40:18-22).

Действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного? Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богослова и вы увидите, что изобразить Иисуса Христа во всей Его славе невозможно, как невозможно изобразить нетленного Бога.

Необходимо отметить, что в катехизисах Западной церкви отсутствует вторая заповедь, которая гласит: «Не делай себе никакого кумира и никакого изображения… не поклоняйся и не служи им». Как я уже говорил, это одна из десяти заповедей, данных Богом (Исх. 20:1-17).

Можно ли посещать церковь евангельских христиан, не принимая крещения? Самое ценное, что есть в человеке и чем дорожит Господь, – это свободная воля человека, его право выбора. Бог никогда и ни при каких обстоятельствах не принуждает человека служить Ему; Он хочет, чтобы служение было добровольным. Один из принципов поведения человека записан в первом послании апостола Павла фессалоникийцам: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (5:21). Принимая во внимание этот совет, каждый человек имеет право посещать любую церковь, знакомиться с её учением и служением в ней. А принимать крещение человек может только тогда, когда он полностью согласен с учением, которое проповедуется этой церковью. Христос дал наставление Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Матф. 28:19-20). Первое, что должны были сделать ученики – это учить людей и только потом – крестить.

Сегодня очень много разных церквей, и подчас трудно разобраться, где же правильно поклоняются Богу, а где – отступление от истины. Поэтому каждый должен проявить некоторое старание, чтобы узнать волю Божию. А единственным мерилом истинности церкви есть Священное Писание, т. е. Библия. Причём одинаково важны обе её части – Ветхий и Новый Заветы, которые и составляют Священное Писание. Ветхий Завет – это история избранного Божьего народа и пророчества о Христе. Исполнение этих пророчеств мы видим в Новом Завете. Изучая Ветхий Завет, мы лучше сможем понять служение Иисуса Христа и Его Голгофскую жертву ради нашего спасения.

Читая Библию, мы также можем узнавать, как нам жить, что приятно, а что неугодно Богу. Таким образом мы придём к ответу и на следующий вопрос: читая историю жизни апостолов в книге Деяния апостолов, а также в посланиях, мы нигде не встречаем, чтобы они осеняли себя крестным знамением. Если же встречается слово «креститься» (на еврейском языке – «атбала», а на греческом – «баптисмос»), то это означает погружение в воду. Поэтому, когда речь идет о крещении, в большинстве случаев имеется в виду водное крещение, которое должно совершаться через погружение в воду. Такое крещение ярко символизирует смерть человека для греха и его воскресение для новой жизни.

Продолжайте изучать Священное Писание, и Дух Святой поможет вам понять волю Божью. Иисус Христос дал всем нам обетование: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7:7-8).