Вы здесь

Ответы пастора. Можно ли отправить ребёнка в поездку с классом? (Мирон Вовк, 2008)

Можно ли отправить ребёнка в поездку с классом?


Расскажите о плохих последствиях совместных классовых поездок на несколько дней. Ведь это проблема, с которой сталкиваются родители и трудно бывает детям объяснить, почему ребёнок из другой семьи может ехать, а верующему – нельзя. Было бы интересно услышать на эту тему здравое мнение.

Гельмут Паульс

Хотелось бы начать словами из послания апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (1 Кор. 10:23). Размышляя над вашим вопросом и этим выражением, я бы не стал так категорически утверждать, что детям верующих родителей нельзя совершать поездки с классом. Впрочем, в этом вопросе, как и во многих других, есть две стороны – положительная и отрицательная.

Каждая поездка, будь то экскурсия в другой город или на природу, имеет некоторую пользу для ребёнка, его развития. В таких поездках можно увидеть, насколько наши дети самостоятельны, насколько они готовы к трудностям, которые всегда будут встречаться на их пути. Детям приходится самостоятельно принимать решения, например, о том, как себя вести, как использовать деньги, выделенные родителями. Можно сказать, что это проверка наших детей на зрелость, здесь можно увидеть сильные и слабые стороны воспитания детей. Необоснованные запреты – не всегда хороший помощник в процессе воспитания. Всё равно наступит время, когда ребёнок должен будет самостоятельно принимать решения, – но готов ли он к этому?

Многое зависит от организаторов поездки, от того, насколько продумана её программа, насколько организаторы готовы взять на себя ответственность за дисциплину. Любят ли они каждого, кто совершает с ними поездку? Мне, как пастору, хотелось бы обратить внимание на духовный аспект таких экскурсий: будет ли у детей возможность помолиться хотя бы утром? чем будут заниматься дети в то время, когда церковь собирается на богослужение? Слово Божье учит нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Матф. 6:33), а остальное Господь дарует нам. Это неправильно, если время, дарованное нам Богом, мы используем только для себя, для личных интересов, забывая благодарить за всё Бога.

На время поездки дети «освобождаются» от родительских глаз, обретают самостоятельность и могут совершить действия, которые не совершили бы дома. Поэтому школьные руководители должны быть внимательны к действиям своих воспитанников. Часто нормы жизни детей из неверующих семей значительно отличаются от принципов верующих детей. Поэтому в таких экскурсиях верующие дети, желая оставаться верными своим принципам, могут вести себя несколько обособленно, становятся для группы как бы «белыми воронами». Это раздражает других учеников, они начинают смеяться, а то и унижать верующих одноклассников. Срабатывает так называемый «эффект толпы» – большинство влияет на одиночек, затаптывает тех, кто стоит на пути. И не все дети смогут это стерпеть. Каждый случай, когда ребёнка отвергли или насмеялись над ним, оставляет отметину на его характере, таким образом может развиться комплекс неполноценности.

Если родители считают, что поездка с классом не принесёт пользы их ребёнку, – а это право остаётся за родителями, – хорошо было бы продумать «альтернативный вариант». Можно организовать экскурсию группы единомышленников, которые имеют одинаковые жизненные принципы и желают извлечь из такой поездки побольше пользы. Хорошо, если родители, давая своим детям христианское воспитание, помнят о том, что наши принципы должны быть приняты детьми добровольно, с радостью, искренним детским сердцем.

Итак, желая отправиться в поездку с классом, стоит подумать, чего же в ней больше – пользы или недостатков? Принесет ли это пользу в развитии ребёнка, в приобретении качеств христианского характера, расширит ли познания о Творце Вселенной, укрепит ли нас в служении Богу? Впрочем, об этом нужно думать, не только собираясь в поездку, но и каждый день, когда мы планируем, как его провести.