Как понимать выражение «незнакомые языки»?
Поясните, пожалуйста, что это за незнакомые языки, о которых говорится в первом послании апостола Павла к коринфянам: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя мой дух молится, но ум мой остаётся без плода. Что же делать? Стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь… Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (14:12-16, 23). Это что, языки, которые не доходят до глубинных уголков нашей души, не могут её коснутся? Или это и впрямь иностранные языки, которых мы не знаем? Можно ли это применять к ситуации, когда российские немцы, не зная немецкого языка, сидят на проповеди в церквах Германии и нечего не понимают, слушают проповедь на «незнакомом языке»? Меня этот вопрос действительно волнует.
Вопрос об «иных языках» интересует сегодня многих людей, в том числе богословов. На эту тему написано много объёмных книг, высказываются разные мнения. К сожалению, исследователи Библии расходятся во мнениях по данному вопросу, поэтому мой ответ вам – это мой личный вывод, как пастора, изучающего Библию. Естественно, что мой ответ основывается только на Священном Писании.
Перед Своим отшествием с земли Иисус Христос обещал ученикам ниспослать Духа Святого, Который будет их научать, утешать и помогать в проповеди Евангелия. В Деяниях апостолов читаем последнее обетование Иисуса Христа, сказанное перед вознесением: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым… Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:4-5, 8). И в день Пятидесятницы исполнилось это обещание: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).
Что это были за языки? В этой же главе читаем, что это были языки, которые понимали люди. В то время в Иерусалим, на праздник Пятидесятницы, собрались люди из разных мест, говорили они на разных языках. В стихах 8-11 перечисляются 17 народностей! После проповеди апостола Петра принявшие весть об Иисусе Христе крестились. «…И присоединились в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Бог дал ученикам дар Святого Духа для того, чтобы люди из разных местностей услышали о Христе и приняли Его как личного Спасителя, а возвратившись в свои дома, могли бы и другим рассказать о Нём. Здесь «иные языки» – это вполне известные языки, на которых разговаривали люди того времени, они понимали эти языки.
А о каких языках говорится в послании коринфянам? Даже при поверхностном чтении 14-й главы можно заметить различия между событиями в день Пятидесятницы и тем, что происходило Коринфе. Вот только некоторые различия: в Иерусалиме слушатели понимали «иные языки», в Коринфе – нет (ст. 9); в Иерусалиме принимали как родной язык, в Коринфе – незнакомый (ст. 14); в Иерусалиме не было нужды в толкователе, в Коринфе – нужен был толкователь (ст. 13); в Иерусалиме была проповедь, в Коринфе – песня, молитва (ст. 15); в Иерусалиме служение направлено людям, в Коринфе – Богу (ст. 2). Да и результат разный: в Иерусалиме неверующие обратились, а в Коринфе – отвратились (ст. 23). Можно привести и много других различий. Все это говорит о том, что незнакомые языки в Коринфской церкви были особым, незнакомым явлением, отличным от того, что происходило во время Пятидесятницы в Иерусалиме.
В ходе размышлений об иных языках в Коринфе возникает немало вопросов, на которые не всегда легко найти однозначный ответ. Почему вопрос о языках поднимается только в этой церкви? Почему в посланиях к другим церквам речь об этом не идёт? Апостол Павел пишет, что он говорит на иных языках: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками…» (1 Кор. 14:18), но нигде в его посланиях мы не читаем о том, как он это применял в своём служении. Наоборот, Павел советует церкви: «…Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (ст. 19). Если это был особенный дар Святого Духа, почему он проявлялся только в Коринфской церкви, которая известна как церковь, в которой были замечены многие грехи – разделение, непослушание, гордость, прелюбодеяние и другие (читайте об этом в 1-6 главах)? Что означает фраза апостола Павла, когда он считает применение «иных языков» в церкви без толкователя – разговором на ветер (ст. 9)? Почему апостол Павел советует лучше просить о других дарах, а не о даре иных языков? И ключевой вопрос: что же происходило в Коринфе: неправильное употребление иностранных языков или это была экстатическая речь? Ответы на эти вопросы могут быть разные, потому что мы имеем очень мало информации о том, что в действительности происходило в Коринфе.
Если систематизировать все размышления над вопросом о иных языках можно сделать следующий вывод: Христос обещал излить Святой Дух на Своих последователей. С течением времени обетование Христа, данное при Его отшествии, не изменилось: Он пошлёт Святого Духа Своим последователям. Обетование Духа Святого не ограничено ни временем, ни национальностью, и народ Божий должен искренне желать и молиться об этом. В последнее время, перед пришествием Христа, сила Святого Духа проявится с особой силой. Но в то же время религиозный мир последних дней будет характеризоваться проявлением чудес и великих знамений: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24; см. также Откр. 13:13-14; Матф. 24:4, 5, 11; 2 Фес. 2:2-9 и др.). Цель этих впечатляющих духовных феноменов – обман. Знамения и чудеса будут настолько убедительными, что они прельстят, «если возможно, и избранных». Поэтому мы должны быть внимательны, ибо чудеса и другие сверхъестественные проявления могут быть не божественного происхождения, а совершающие их – не истинными учениками Христа.
В Нагорной проповеди записаны слова Иисуса Христа к народу: «Многие скажут Мне в тот день: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:22-23).
Библия даёт нам право испытывать духов: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (1 Иоан. 4:1). И Слово Божье даёт нам рекомендации, как испытывать. Одним из первых испытаний является отношение к Иисусу Христу: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога…» (ст. 2). Другим испытанием является факт – правильно ли относится дух к закону Божьему и Откровению: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). И последнее испытание: «По плодам их узнаете их» (Матф. 7:16). Направляет дух к благочестию или светскости? Вселяет ли он любовь ко Христу или к миру сему? Приводит ли он к послушанию Слову Божьему или к подчинению человеческим чувствам? Святой Дух даётся послушным, но не тем, кто пренебрегает заповедями Христа, уклоняется от них или даже противостоит им. «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).
Есть подлинный дар языков (Деян. 2:1-13). Этот дар в день Пятидесятницы позволил апостолам не только устранить языковые барьеры при проповеди Евангелия, но и, начиная с того времени, язык учеников был простым и точным, независимо от того, говорили ли они на своём родном языке или на иностранных.
Но есть также и ложный дар языков. Фанатизм, ложное возбуждение, ложный разговор на неизвестном языке и другие шумные проявления принимаются за дары, посланные Богом для церкви. И многие, к сожалению, попадаются в эти сети.
Дар языков, подобно всем другим дарам Святого Духа, даётся по усмотрению Духа, а не по усмотрению человека – и не просто так, а на пользу, чтобы использовать его для служения людям и Богу, для проповеди Евангелия. Это всего один дар из множества других; и как другие дары, он даётся не всем подряд, а избирательно: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший» (1 Кор. 12:28-31). Та же мысль записана в стихах 7-11 этой же главы: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Священное Писание призывает нас достигать и ревновать о больших дарах, чем дар иных языков: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1).
Как применить дар иных языков к российским немцам, которые сидят на богослужении, но не понимают? Это хорошо, что люди присутствуют на богослужениях, даже если и не совсем понимают, о чём идёт речь в доме молитвы. Мы верим, что на богослужениях присутствует Дух Святой, и молитвенное состояние, поклонение и хвала Господу передаются в сердца присутствующих. Но если бы в этот момент люди понимали произнесенные слова, это было бы влияние не только на наши чувства, но и на разум. Апостол Павел говорит: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15). И если бы люди понимали в это время немецкий язык (или любой другой, на котором идёт богослужение), это означало бы, что они получили от Духа Святого дар иных языков, как это и произошло во время Пятидесятницы в Иерусалиме. История знает такие примеры не только в Иерусалиме – Дух Святой давал знания иностранных языков, чтобы понять божественные истины для спасения людей. Об этом даре нужно просить Господа.
А в заключение хотел бы подчеркнуть: не различные дары, но истинное благочестие, жизнь, приносящая плод Духа, а это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23), – вот тот факт, который является самым убедительным доказательством принадлежности к числу учеников Иисуса Христа.