Вы здесь

Ответы пастора. Что делать с лунатиками? (Мирон Вовк, 2008)

Что делать с лунатиками?

Я беседовала как-то с моей родственницей и она сказала, что она – лунатик, т. е. ночью встаёт и ходит по дому, причём и она, и её муж, и сын. Я очень расстроилась, узнав об этом. Если действительно верить в Бога, то Он освободит от этого, ведь такое состояние – не от Бога. Но родственница моя иного мнения: если Бог послал такую напасть (или болезнь), то нужно её нести до смерти и ничего с этим не поделаешь. Я была бы очень вам благодарна, если бы вы осветили эту проблему «хождения во сне». Почему так бывает и как от этого избавиться?

Инна Роппельт

Отвечая на ваш вопрос о болезнях, всегда нужно учитывать два состояния человека – физическое и духовное. В идеальном варианте Бог желает, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Таким был вначале сотворён человек и такое состояние человека будет в Царствии Божьем. Но сегодня мы живём на греховной земле и болезни стали нормой нашей жизни. Наверное, невозможно найти человека, который бы смело заявил: я абсолютно здоров! Увы, болезни коснулись каждого из нас. Поэтому, первое, что надо отметить, лунатизм, или хождение ночью, – это болезнь, ненормальное явление в жизни человека. Ночью организм человека должен отдыхать и восстанавливать свои силы. Лунатизм – особый вид расстройства сознания. Поэтому к нему надо относиться, как и к другим заболеваниям. Живя на земле, Иисус Христос исцелял людей от разных недугов, в том числе от лунатизма: «…И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Матф. 4:24).

Что Библия говорит о болезнях, каково наше отношение к ним и как себя вести во время болезни? Все болезни пришли в мир через грех. Первые люди, Адам и Ева, не послушали Бога, а поверили змею, который, в некотором смысле, сказал и правду – о том, что они познают добро и зло (Быт. 3:5). Болезнь – это зло, которое пришло в мир вследствие непослушания людей Богу. Со временем влияние болезней на жизнь людей расширилось, дни жизни резко сократились. Вот как описывается наша жизнь в книге Псалмов: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Псал. 89:10). И говоря о последнем времени, Библия предсказывает, что болезни будут умножаться: «…И будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Матф. 24:7-8). Мы с вами становимся свидетелями исполнения этих пророчеств. Со временем возникают всё новые болезни: СПИД, нетипичная пневмония, новые формы гриппа и т. д.

Священное Писание конкретно говорит, что болезнями распоряжается сатана. Так было с Иовом: «И отошёл сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2:7). Так было и с женщиной, которая болела 18 лет: «…Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Луки 13:16). Бог желает людям только добра и счастья: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

Однако не нужно рассматривать болезнь как наказание Божье. Об этом свидетельствует история жизни Иова и другие случаи, например, ответ Иисуса Христа на вопрос, почему человек родился слепой: «…Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Иоан. 9:1-3). По некоторым причинам Бог допускает сатане проявлять свою силу, например, по отношению к Иову: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6). Поэтому болезнь – это ненормальное состояние человека. Бог не желает такого состояния. Во время Своего служения Иисус Христос одинаково посвящал время как для проповеди, так и для исцеления больных.

Наше тело – храм Святого Духа, Который живёт в нас. Господь желает, чтобы мы прославляли Бога и своим телом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20). Здоровый человек может принести больше пользы людям, семье, обществу, а также делу Господнему. Поэтому желание быть здоровым – хорошее желание человека. Со своей стороны, человек должен делать всё возможное, что согласуется с учением Библии, дабы стать физически здоровым. Священное Писание многократно говорит о принципах сохранения здоровья, которые Господь дал жителям земли.

Что говорит Библия о методах лечения? Во-первых, можно и нужно обращаться к врачам. Среди авторов, которые писали Евангелия, есть Лука, врач.

Апостол Павел называл его «врачом возлюбленным» (Кол. 4:14). Это свидетельствует о том, что ученики и первые христиане обращались к врачам, которые приносили большую пользу людям. Читая библейскую историю, мы узнаём, что народу были известны такие виды лечение, как перевязка ран (Ис. 1:6), наложение повязок при переломах (Иез. 30:21) и пластыря из смокв (Ис. 38:21), при перевязке ран использовали масло и вино (Луки 10:34) и многое другое. Например, апостол Павел советовал Тимофею употреблять вино как укрепляющее средство для желудка во время болезни (1 Тим. 5:23). Это не значит, однако, что поощрялось пьянство.

Все методы врачевания нужно рассматривать сквозь призму выражения: «Я Господь, целитель твой…» (Исх. 15:26). Поэтому Священное Писание запрещает обращение к гадателям, прорицателям, чародеям, экстрасенсам т. д. «И когда скажут вам: „обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям“, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мёртвых о живых?» (Ис. 8:19).

Библия приводит примеры царей Охозии и Асы, которые искали разные методы исцеления, но не обратились во время болезни к Господу и умерли (4 Цар. 1:6; 2 Пар. 16:12). Прежде, чем обращаться к врачам, нужно сначала обратиться в молитве к Богу и просить исцеления у Него, а также мудрости использовать правильные методы лечения.

В Слове Божьем мы имеем наставления относительно специальной молитвы для исцеления от болезни. «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь…» (Иак. 5:14-15). Но такая молитва – серьёзный акт, и он не может состояться без тщательного размышления. Мы знаем, что Бог слышит нас, если мы просим о чём-либо по Его воле. Но настаивать на исполнении своего прошения, не смирив свой дух, – неверно. Наши молитвы должны быть не в форме приказа, но в форме просьбы. Часто мы желаем немедленных, прямых ответов на молитвы, чем подвергаем себя искушению, когда получаем ответ не сразу или когда он приходит в неожиданной для нас форме.

Во время болезни, как никогда, нужно иметь доверие к Богу. Апостол Павел был болен, имел «жало в плоть» (2 Кор. 12:7), трижды просил об излечении у Господа, но ответ Господа был таков: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И Павел сделал вывод: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9). Мы не знаем будущего и не знаем, что лучше для нас. Поэтому во время болезни, как никогда, актуальны слова Господней молитвы: «Да будет воля Твоя», или «Не как я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39, 42).

О том, как опасно проявлять собственную волю в этом вопросе, свидетельствует история с царём Езекией. Он заболел неизлечимой болезнью. Никто не мог ему помочь. И вот, к больному царю пришёл пророк Исаия со следующими словами: «Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь». Но Езекия очень хотел жить и горячо молился об этом Богу (Ис. 38:1-5). И Господь продлил его жизнь на 15 лет, но эти года не принесли ему благословения. Это время он не использовал для духовного возрастания, наоборот, всё больше надеялся на свои силы и мудрость. Гордость и тщеславие овладели сердцем царя и он старался возвеличить себя в глаза чужеземных князей, которые приходили к нему. Священное Писание говорит об этом так: «Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его» (2 Пар. 32:25). В это же время у него родился сын Манассия, который после Езекии стал царём, и он был одним из наиболее нечестивых царей. Обо всех его злых деяниях можно прочитать в четвёртой книге Царств (21 гл.). Он пролил много невинной крови. Предание говорит даже, что он перерезал пилой пророка Исаию. И всё это – одно из последствий продления жизни царя Езекии.

Жила одна семья в бедности. Они имели только коня, и тот ушёл из дома. Соседи утешали бедняков и говорили: «Какое несчастье у вас!», на что хозяин отвечал: «Бог всё знает…» Через некоторое время вернулся конь и привёл с собой целый табун. Теперь соседи говорили: «Какое счастье у вас, какое богатство!» Но хозяин, как и прежде, отвечал: «Бог всё знает…» Через некоторое время сын хозяина объезжал нового коня, упал с него и стал хромым. Соседи принялись утешать: «Ах, какое несчастье!» – «Бог всё знает…» – только и сказал хозяин. Через некоторое время началась война, всех юношей забрали на войну, а сын его остался дома.

Итак, мы не знаем нашего будущего, не знаем, что для нас добро, а что зло. Поэтому верующим людям в разных обстоятельствах жизни, в том числе во время болезни, надо хорошо помнить вывод апостола Павла, к которому он пришёл в своей жизни: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Римл. 8:28).