Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
В соостветствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Обязательное пенсионное страхование является разновидностью обязательного страхования, однако правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
– страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
– страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
– страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
– социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:
1) федеральные органы государственной власти, под которыми понимаются не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации), федеральные органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президент РФ;
2) застрахованные лица, которыми являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
– работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
– являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с федеральным законом;
3) страхователи, к которым относятся:
– лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
– индивидуальные предприниматели, адвокаты;
– физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
4) страховщик – Пенсионный фонд Российской Федерации, а также негосударственные пенсионные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а также Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).
Согласно этому Положению Пенсионный фонд России обеспечивает:
– целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов по пенсионному обеспечению;
– организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
– капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
– организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
– межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
– изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
– проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
– разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Кроме того, Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства Пенсионного фонда РФ, сформированные за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий, средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований, добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений, имеют целевое назначение и должны направляться на:
– выплату государственных пенсий;
– выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
– оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
– финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
– другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.
Руководство Пенсионным фондом России в соответствии с его Положением осуществляется правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
Правление ПФР:
– определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
– утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
– утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
– издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
– решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.
Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов осуществляется на основании Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», а также Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах».
Так, негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
– деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, которая осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
– деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании, включающая аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
– деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем, которая включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.
Данные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью.
В соответствии с уставом негосударственный пенсионный фонд выполняет такие функции, как:
– заключение пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров о создании профессиональных пенсионных систем;
– аккумуляция пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;
– ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;
– ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
– ведение пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем;
– информирование вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
– определение инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
– формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещение пенсионных резервов;
– организация инвестирования средств пенсионных накоплений;
– заключение договоров с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
– оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
– оплата расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
– произведение назначения и осуществление выплат негосударственных пенсий участникам;
– произведение назначения и осуществление выплат накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплат их правопреемникам;
– произведение назначения и осуществление выплат профессиональных пенсий;
– осуществление выплат выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевода средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации;
– принятие мер по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
– предоставление информации о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;
– осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда.
Структура органов управления негосударственного пенсионного фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальные органы – совет фонда и попечительский совет, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда. В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.