1. Понятие арбитражных судов и их система
Конституция РФ 1993 г. гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.
Арбитражный суд – самостоятельный орган государственной власти, занимающий особое место в судебной системе. Это единственный в Российской Федерации судебный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.
Арбитражный суд – одно из звеньев судебной власти в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона о судебной системе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие прежде всего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, например деятельности по участию в акционерных обществах. Споры в этой сфере могут возникать:
а) как между индивидуальными предпринимателями, так и между ними и юридическими лицами. Причем это могут быть как коммерческие организации (например, АО, ООО), так и некоммерческие (фонды, союзы, ассоциации и др.);
б) между Российской Федерацией и ее субъектами, равно как и между последними;
в) между государством (т. е. Российской Федерацией, а также и ее субъектами), с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями и (или) юридическим лицом – с другой.
К экономическим относятся споры:
– о разногласиях по договорам, передача которых на разрешение арбитражного суда согласована сторонами либо предусмотрена законом;
– об изменении условий или о расторжении договоров;
– о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
– о признании права собственности;
– об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
– о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
– о возмещении убытков;
– об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
– об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
– о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
– о защите чести, достоинства и деловой репутации;
– о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
– об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина, когда такая регистрация предусмотрена законом;
– о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. К числу иных дел, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся, в частности, дела:
– об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
– о несостоятельности (банкротстве) граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций;
– о применении к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам налоговых санкций;
– другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Арбитражный суд имеет не только свою, отличную от других судов, систему, но и свою процессуальную форму деятельности. Арбитражный суд осуществляет правосудие прежде всего в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (последний АПК введен в действие с 01.09.2002 г.). К числу других федеральных законов в первую очередь относится Конституция РФ, которой установлено, что каждому гарантируется судебная защита своих прав и свобод (ст. 46); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47).
Федеральными законами, регулирующими некоторые вопросы деятельности арбитражных судов, являются: Закон об арбитражных судах в РФ от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ; Закон о судебной системе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ; Налоговый кодекс РФ; Закон об исполнительном производстве от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ; Закон об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ.
АПК 2002 г. подтвердил необходимость наличия четырех судебных инстанций в системе арбитражных судов России. Каждая из них, не подменяя друг друга, выполняет присущую только ей функцию.
Первая инстанция рассматривает все дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, по существу. Именно в ней формируется дело, которое завершается принятием законного и обоснованного решения, базирующегося на имеющихся в деле доказательствах.
Вторая инстанция – апелляционная. Ее основное предназначение состоит в устранении ошибок и недостатков, допущенных судом первой инстанции, путем проверки обоснованности и законности его решения.
Функция третьей – кассационной – инстанции, которую выполняют федеральные арбитражные суды десяти округов, состоит в проверке законности обжалованных судебных актов и в устранении нарушений закона, допущенных нижестоящими судами. Рассмотрением дела в кассационном порядке фактически заканчивается правосудие по делу.
Четвертая судебная инстанция – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Она выполняет особую, исключительную роль. Задача Высшего Арбитражного Суда состоит в обеспечении единообразия в толковании и применении всеми арбитражными судами России норм права. Единство судебной практики, основанное на законе, будет способствовать повышению эффективности правосудия, стабильности экономических решений.
Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
– Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
– арбитражные апелляционные суды (введены с июля 2003 г. ФКЗ от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ);
– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации).