Вы здесь

Ответственность государства за причинение вреда. Глава II. Особенности деликтной гражданско-правовой ответственности государства (Ю. Н. Андреев, 2013)

Глава II. Особенности деликтной гражданско-правовой ответственности государства

§ 1. Соотношение понятий «гражданско-правовая ответственность» и «имущественная ответственность государства»

На отношения по возмещению вреда, причиненного органами власти, распространяются общие правила, регулирующие деликтные обязательства, а именно: действие обязательств простирается на имущественные права и личные нематериальные блага, носящие абсолютный характер; обязательство носит внедоговорной характер; используются гражданско-правовые понятия вреда и убытков; действует принцип полного возмещения вреда (реальный вред, упущенная выгода, моральный вред); обязанность возместить вред выступает как мера ответственности, в основе которой лежит состав правонарушения, определенное сочетание условий ответственности, вина (за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 1070 ГК), действует презумпция вины причинителя вреда. Поскольку институт имущественной ответственности государства включен в состав гражданского законодательства, то регулирование содержания и условий такой ответственности, включая ответственность субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 71 Конституции РФ), возможно только на федеральном уровне.

Для деликтной гражданско-правовой ответственности государства характерны общие признаки гражданско-правовой ответственности, признанные наукой общей теории права и ведущими цивилистами страны.

Юридическая ответственность – это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителю компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке.[223] Для юридической ответственности характерны следующие свойства: 1) основанием ответственности является правонарушение; 2) реализация ответственности происходит в предусмотренной законом процессуальной форме; 3) содержанием юридической ответственности являются меры государственного принуждения; 4) юридическая (ретроспективная) ответственность связана с негативными для правонарушителя последствиями. Это принудительно исполняемая обязанность правонарушителя претерпевать лишения, обязанность дать отчет, это правоотношение, это реализация санкций, это реакция общества на незаконные действия (бездействие) правонарушителя, это оценка (осуждение) действий (бездействия) правонарушителя.[224]

Юридическая ответственность – новая, дополнительная обязанность по возмещению (компенсации) нанесенного ущерба (урона) и несению справедливого возмездия (кары) за правонарушение, исполняемая в принудительном порядке в случае неисполнения первичной юридической обязанности.[225]

Известный теоретик права и цивилист О. С. Иоффе утверждал, что ответственность является: 1) санкцией за нарушение гражданских законов, обеспеченной убеждением и государственным принуждением или возможностью принуждения; 2) общественным осуждением поведения правонарушителя, стимулом к определенной позитивной деятельности; 3) средством восстановления нарушенных отношений и формой установления отрицательных последствий для правонарушителя.[226]

Гражданско-правовая ответственность – это одна из форм государственного принуждения, состоящая в судебном применении к правонарушителю имущественных санкций, возлагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленные на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.[227]

Гражданско-правовая ответственность – это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшего за счет правонарушителя.[228]

Под гражданско-правовой ответственностью понимается применение к правонарушителю таких мер, в результате которых у правонарушителя изымается и передается потерпевшему имущество, которое правонарушитель не утратил бы, если бы не совершил правонарушение.[229]

Гражданско-правовая ответственность – это вид санкции в форме правоотношения, характеризующейся неблагоприятными последствиями имущественного и иногда неимущественного характера на стороне правонарушителя (должника), обеспеченными государственным принуждением и сопровождающимися осуждением правонарушения и его субъекта.[230]

Гражданско-правовая ответственность – предусмотренная законом или договором и обеспеченная силой государственного принуждения обязанность претерпевать имущественные лишения за допущенные правонарушения в целях восстановления или компенсации нарушенного права потерпевшего и выражающаяся в возложении на правонарушителя дополнительных обязанностей или лишении его субъективных прав.[231]

Особенности гражданско-правовой ответственности, как разновидности юридической ответственности вообще, вызваны особенностями предмета гражданского права, метода и механизма гражданско-правового регулирования, порядка разрешения гражданско-правовых споров, принципами гражданского законодательства (юридическое равенство сторон, диспозитивность, наличие имущественно обособленных субъектов гражданского права, автономность их воли, осуществление своих гражданских прав по своему усмотрению и т. д.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданско-правовой ответственности свойственны элементы государственного принуждения, что меры этого вида ответственности носят имущественный (возмездно-эквивалентный) характер.[232] Гражданско-правовые санкции (меры) представляют собой неблагоприятные (отрицательные) последствия для правонарушителя, направленные на восстановление имущественного первоначального положения потерпевшего, компенсацию его доброго имени, профессиональной репутации, иных нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных прав, причем за счет имущественного положения (благосостояния) причинителя вреда или лица, обязанного по закону нести ответственность за действия нарушителя.[233]

Исходя из изложенного, следует вывод о том, что ответственность по гражданскому праву является ответственностью нарушителя как равноправного и независимого (автономного) субъекта гражданского права перед другим участником гражданско-правовых отношений, в то время как публично-правовая юридическая ответственность влечет ответственность публично-правовых образований, физиче ских и юридических лиц, находящихся в неравном (с государством в целом) положении, направлена на наказание (исправление, перевоспитание), а не на восстановление первоначального имущественного положения потерпевшего лица, не всегда сопровождается имущественными санкциями. В ходе реализации гражданско-правовой (восстановительной) ответственности на нарушителя гражданских прав и обязанностей возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные нормами гражданского законодательства, и при исполнении этих обязанностей нарушитель зачастую лишается своих субъективных прав в установленном законом порядке. Нарушитель норм гражданского права принуждается добровольно или в судебном порядке к возмещению (оплате) убытков, компенсации морального вреда, взысканию неустойки, к выполнению физических или иных действий по восстановлению первоначального положения потерпевшего и т. д. Безусловно, принятие мер к делинквенту сопровождается отрицательным (осудительным) отношением общества к нарушителю установленных правил поведения. Привлечение того или иного лица к гражданско-правовой ответственности способствует не только предупреждению повторения возможных нарушений этим лицом, но и предупреждению правонарушений со стороны иных лиц, стимулирует (поощряет) позитивное (надлежащее) поведение участников гражданско-правовых отношений.

В юридической литературе высказаны мнения об отсутствии у государства такого признака деликтной гражданско-правовой ответственности, как государственное принуждение, вносятся предложения об исключении этого признака из определения юридической ответственности вообще, о возникновении так называемого надгосударственного принуждения.[234]

По нашему мнению, возникновение в качестве субъекта деликтной гражданско-правовой ответственности такого фигуранта, как государство, отнюдь не свидетельствует об удалении государственного принуждения из числа признаков юридической ответственности. Наоборот, появление государства-ответчика подтверждает верность позиции ученых о связанности гражданско-правовой ответственности государства с принципами правового государства, с государственным принуждением.[235]

Государственное принуждение – это совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного поведения либо в форме непосредственного действия.[236] На государственное принуждение опирается все право в целом. В то же время государственное принуждение преломляется через право и призвано подчиняться общим принципам правовой системы страны, регулироваться нормами права по содержанию, пределам и условиям применения, действует через механизм прав и обязанностей, имеет развитые процессуальные формы. Чем выше уровень правового содержания государственного принуждения, тем в большей степени оно способно выполнять позитивные функции и предупреждать произвол и своеволие. К мерам государственного (правового) принуждения относятся юридические санкции, т. е. государственно-принудительные меры, являющиеся реакцией государства в отношении конкретного лица на факт противоправного поведения, и государственно необходимые, профилактические и превентивные меры правового принуждения.[237]

Возможность государственного (правового) принуждения в случаях невыполнения самим государством, государственными органами, отдельными государственными служащими положений правовых норм о возмещении деликтного вреда базируется на конституционных положениях о том, что Российская Федерация (Россия) является правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанностью государства. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 1, 2, 10 Конституции РФ). Ведущими принципами правового государства являются верховенство закона, связанность государства правом, взаимная ответственность гражданина и государства, разделение властей, приоритет и реальное обеспечение прав и свобод граждан, развитие гражданского общества.[238] И это не просто слова или лозунги, которые государство может проигнорировать. Подлинно правовое государство вынуждено подчиниться праву, закрепленному в конституционных нормах, федеральных и иных законах, самоограничить свою власть ради блага всех граждан страны.

Известный немецкий философ и правовед Г. Еллинек в конце XIX в. пророчески утверждал, что государство связано собственным правом.[239] Другой, не менее известный немецкий философ права Р. Иеринг писал, что существуют два основания самоограничения власти правом: 1) государственная власть, ограничивая самую себя правом, тем самым усиливает в обществе чувство законности, которое является главным основанием ее силы; 2) устанавливая обязательность юридических норм не только для отдельных граждан, но и для своих органов, государственная власть вместе с тем получает правильную организацию и экономизирует свои силы.[240]

Помимо конституционных положений и принципов, гарантиями реального привлечения государства к деликтной гражданско-правовой ответственности за незаконные действия (бездействие) отдельных государственных органов и их должностных лиц является деятельность Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Конституционного Суда РФ, иных судебных органов страны.[241]

Иными словами, действуя на основе разделения властей и обладая конституционными, организационными, финансовыми, процессуальными гарантиями реальной независимости от органов исполнительной власти, суд может превратить в действительность субъективное право того или иного гражданина, юридического лица на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бедействием) органов публичной власти, привлечь государство к гражданско-правовой ответственности в установленном законом порядке. При этом применяется косвенное государственное принуждение к нерадивым должностным лицам и государственным органам, действует особый механизм исполнения судебных решений по искам к казне. В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) такого решения наступает ряд отрицательных последствий, принудительных мер для финансовых органов, выступающих от имени казны. Возмещение вреда государством в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства или в добровольном порядке вовсе не свидетельствует о неприменении к государству в целом мер принудительного правового (государственного) принуждения. В то же время при этом нельзя говорить о так называемом надгосударственном принуждении (посредством международно-правовых механизмов), ибо государство является суверенным, независимым политическим образованием.

Представляется верным суждение Д. Г. Горбунова о том, что нет никакого противоречия в том, что меры государственного принуждения применяются в отношении самого государства. Это еще раз подтверждает ориентацию на построение и функционирование подлинно правового государства.[242]

Правильным, на наш взгляд, является вывод С. Ю. Рипинского о наличии признаков государственного принуждении при реализации деликтной ответственности самого государства, когда государство реализует меры ответственности в отношении самого себя.[243] В то же время представляется не совсем верной позиция ученого, согласно которой государственное принуждение представляет собой не что иное, как рассмотрение и разрешение судом дела, а затем исполнение акта о применении санкции.[244] По нашему мнению, содержание государственного принуждения намного шире по объему и заключается не только в принудительном воздействии на иные государственные органы, но и в конституционном самоограничении государства требованиями правовых норм, применителями которых являются не только арбитражные суды, суды общей юрисдикции, но и Конституционный Суд РФ, уставные (конституционные) суды субъектов Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека, иные органы и должностные лица. Судебные органы, как и государственные органы иных ветвей власти, не возлагают юридическую ответственность на государство, а лишь реализуют ее. Законодательные органы нашей страны, принимая те или иные законы об ответственности государства за причинение вреда своим гражданам, также используют механизм государственного принуждения, ограничивают публичную власть определенными ограничителями, возлагают на нее дополнительные обязанности. Органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения к государственным служащим, должностным лицам, нарушившим требования конституционных и иных норм. В этом и заключается эффект подлинно правового государства.[245]

Будучи одним из видов гражданско-правовой ответственности, внедоговорная (деликтная) ответственность государства имеет общие родовые признаки с гражданско-правовой ответственностью, но отличается от договорной ответственности тем, что возникает не на договорной основе, не вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, а в связи с совершением того или иного гражданского правонарушения (деликта), перерастающего в охранительное отношение. Формы и размер внедоговорной ответственности устанавливаются только законом, а формы и размер договорной ответственности – и законом, и договором. В деликтной ответственности более употребимы термины «ущерб», «вред», нежели «убытки», активно используемые при договорном виде ответственности. При деликтной гражданско-правовой ответственности не может идти речь о заключении акцессорных сделок по обеспечению исполнения будущего обязательства, вытекающего из деликта, в виде залога, договорной неустойки, поручительства, гарантии. Общие положения о договорной и внедоговорной ответственности содержатся в различных местах ГК РФ (гл. 25 и 59).[246]

Таким образом, деликтная гражданско-правовая ответственность государства – это имущественная ответственность публично-правового образования (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) за счет казны соответствующего уровня в установленном законом порядке в связи с причинением деликтного вреда физическим и юридическим лицам государственными и муниципальными органами, их должностными лицами при осуществлении последними властных полномочий от имени государства в процессе исполнения служебных обязанностей.

§ 2. Основания и условия деликтной гражданско-правовой ответственности государства

В цивилистической науке нет единого мнения относительно понятий «основание» и «условия» гражданско-правовой ответственности. Долгое время в советской литературе господствовал взгляд, согласно которому основанием такой ответственности является состав гражданского правонарушения по аналогии с составом уголовного правонарушения, преступления.[247] Отдельные исследователи понимают под составом правонарушения набор определенных признаков правонарушения, характеризующих его как достаточное основание ответственности, другие – как совокупность общих, типичных условий, наличие которых необходимо для возникновения ответственности.[248]

Особую позицию в исследуемом вопросе занимает С. С. Алексеев, который утверждает: «Если квалифицировать общие признаки состава гражданского правонарушения, единые как для „договорной“, так и для „внедоговорной“ ответственности, то их следует распределить по трем сторонам состава: 1) объект, 2) субъект, 3) объективная сторона (объективированный вредоносный результат, противоправность, причинная связь».[249]

М. И. Брагинский и В. В. Витрянский полагают, что единственным основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав без учета при этом объективных и субъективных сторон правонарушения. Применительно к отдельным видам нарушения гражданских прав законом предусмотрены общие требования, которые являются условиями гражданско-правовой ответственности. К таковым условиям ученые относят: 1) противоправность нарушения; 2) наличие убытков (вреда); 3) причинную связь между нарушением и возникновением убытков; 4) вину нарушителя.[250]

По мнению В. Т. Смирнова и А. А. Собчака, основание – это то, что порождает какое-либо явление, фундамент, на который последнее опирается и который определяет его природу. Условия – это те признаки, которые характеризуют основание и без наличия которых явление не может возникнуть.[251] Иными словами, гражданское правонарушение является основанием ответственности, а признаки, которым должно отвечать это правонарушение, – условиями.[252]

По нашему мнению, основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение различных (включая деликтные) норм гражданского законодательства, договорных условий фактическими и юридическими действиями (бездействием) правонарушителя, ведущее к возникновению имущественного вреда (имуществу гражданина или юридического лица) и (или) неимущественного вреда (личности гражданина или юридического лица), нарушению первоначального положения потерпевшего. Общими условиями гражданско-правовой ответственности в большинстве случаев могут быть: 1) противоправность нарушения; 2) наличие убытков (вреда); 3) причинная связь между нарушением и возникновением убытков; 4) вина нарушителя, а специальными – те или иные условия, предусмотренные законом в зависимости от особенностей правового статуса причинителя вреда и характера осуществляемых им действий (бездействия).

В состав правонарушения, являющегося основанием деликтной гражданско-правовой ответственности государства, включаются следующие общие и специальные условия ответственности: 1) противоправное поведение причинителя вреда; 2) возникновение вреда у потерпевшего; 3) причинная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом; 4) вина причинителя вреда; 5) условие, относящееся к правовому статусу причинителя вреда; 6) условие, относящееся к характеру деятельности причинителя вреда. Для возникновения имущественной ответственности государства необходимо наличие всей совокупности названных общих и специальных условий.[253]

Именно для деликтных правоотношений с участием государства – причинителя вреда характерны дополнительные (специальные) условия гражданско-правовой ответственности государства, определяемые особенностями правосубъектности (деликтоспособности) государства и характером выполняемых государственными органами и их служащими действий.

Основания и условия привлечения государства к деликтной гражданско-правовой ответственности имеют определенную специфику. Основанием гражданско-правовой ответственности российского государства как участника гражданско-правовых отношений является причинение государственными органами и служащими имущественного и (или) неимущественного вреда гражданам и юридическим лицам в результате совершения противоправных действий (бездействия), связанных с осуществлением полномочий публичной власти, в сфере государственного (административного) управления, уголовного и административного преследования, отправления правосудия в рамках уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, осуществления судебного контроля и судебной деятельности, не связанной с рассмотрением судебных дел по существу. К условиям деликтной гражданско-правовой ответственности государства можно отнести общие условия такого вида ответственности (противоправное поведение причинителя вреда; возникновение вреда у потерпевшего; наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом; вина причинителя вреда), приобретающие некоторую специфику, а также специальные условия, вызванные особым положением публично-правового образования как участника отношений, регулируемых гражданским законодательством: 1) условия, относящиеся к правовому статусу причинителя вреда; 6) условия, относящиеся к характеру деятельности государственных органов и их служащих.

Принципиальным основанием гражданско-правовой ответственности самого государства является нарушение им своих (государственных) функций по соблюдению, охране и защите прав, свобод и законных интересов граждан, предусмотренных ст. 2, 7, 45, 46, 52 Конституции РФ, необеспечение законного функционирования своих государственных органов и служащих.[254] Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Принципы равенства граждан перед законом, верховенства права и необходимость улучшения отношений власти с личностью требуют защиты и восстановления прав и законных интересов граждан. Государство как представитель всего населения страны осуществляет публичные функции ради блага всех и призвано нести бремя, связанное с работой всего государственного механизма.[255] Согласно ст. 2, 15, 17, 18, 55 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими, признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ, могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вследствие этого органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.[256] В подлинном правовом государстве для государственных органов и их служащих должен действовать общегосударственный правовой принцип «запрещено все, что не разрешено законом».

Под гражданским правонарушением обычно понимают не соответствующее закону действие (бездействие), охватываемое понятием «противоправное поведение». Противоправное поведение может заключаться в совершении запрещенного либо в несовершении предписанного законом (подзаконными правовыми актами, инструкциями, должностными обязанностями и т. п.) обязательного действия (противоправное действие и противоправное бездействие). Известный цивилист М. М. Агарков писал, что противоправное действие всегда является нарушением объективного права.[257] Не менее известный исследователь гражданского права О. С. Иоффе отмечал, что противоправный характер действия вытекает из факта запрещенности его законом, иными нормативными актами. Гражданский кодекс РФ не содержит в себе исчерпывающего перечня запрещаемых им действий. Критерием неправомерности совершенных действий служит закон в сочетании с принципами морали, правилами общежития, которые привлекаются для выявления содержания закона и обеспечения его правильного применения на практике.[258] В. П. Грибанов указывал, что поведение, нарушающее моральные нормы, может быть противоправным только тогда, когда закон придает конкретным моральным правилам правовой характер.[259] По мнению В. А. Тархова, вопрос о юридической ответственности возникает с нарушением правовых норм, вследствие чего мы говорим о противоправности как юридическом основании ответственности.[260] По утверждению Н. Д. Егорова, противоправным признается поведение лица, причиняющее вред личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.[261] Противореча праву в объективном смысле, гражданское правонарушение нарушает и субъективное право лица, которому причиняется вред.[262]

По нашему мнению, к незаконным (противоправным) действиям (бездействию) государственных органов и их служащих относятся нарушения последними обязательных для исполнения в Российской Федерации в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ норм международного права, Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов, действовавших на момент причинения вреда; совершение действий (бездействия) на основании нормативных правовых актов, не подлежащих применению в силу их несоответствия законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также совершение действий (бездействия), которые хотя формально и не нарушают нормативные запреты, предписания и ограничения, но в то же время противоречат духу правового закона, основным гуманистическим принципам гражданского законодательства, этическим нормам, закрепленным в праве, нормам публичного права.

Представляется, что законодатель использует слово «незаконные» в широком смысле, как «противоправные». В ходе судебного заседания должно быть установлено, что действие органа власти нарушает норму права, которой оно должно соответствовать. Освобождение от обязанности возмещения вреда возможно, если государственный (муниципальный) орган управомочен на его причинение, причинил вред теми действиями, которые прямо разрешены законом. Противоправное поведение может заключаться либо в совершении запрещенного, либо в несовершении предписанного действия (противоправное действие и противоправное бездействие). Отказ в рассмотрении ходатайств, заявлений граждан, организаций также является разновидностью бездействия. Бездействие не должно сводиться к простой пассивности субъекта. В правовом смысле «бездействием» является неисполнение в установленные сроки и в установленном порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган (непринятие акта, несовершение действий). Типичным примером бездействия является нарушение государственным органом срока исполнения какой-либо нормативно установленной обязанности (например, срока государственной регистрации, срока реализации арестованного имущества и т. д.).

Права и обязанности, ответственность государственных служащих предусмотрены: 1) Конституцией РФ; 2) Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;[263] 3) Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;[264] 4) другими федеральными законами; 5) указами Президента РФ; 6) постановлениями Правительства РФ; 7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) нормативными правовыми актами государственных органов.[265]

Основными принципами гражданской службы[266] являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность гражданских служащих.[267] Гражданский служащий обязан: 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.[268]

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2011 г.)[269] обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации нести ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, требует от них обеспечения соответствия Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности. В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ (ст. 3.1).

Соответствующие обязанности предусмотрены муниципальным законодательством в отношении муниципальных служащих,[270] ибо муниципальная и государственная гражданская службы тесно связаны между собой. Взаимосвязь этих служб обеспечивается: 1) единством основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; 2) единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; 3) единством требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 4) учетом стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительностью основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 6) соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Конец ознакомительного фрагмента.