Вы здесь

Острова. 16 проектов свободного образования. Темы (Анна Турчанинова)

Темы

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Алексей Ширшов, «Натуральная школа»

Свобода не может быть прилагательным. Нет особой специфики у свободы в образовательном пространстве. Она везде одинакова. Это то, что зафиксировано в правах человека и конституциях развитых стран – неприкосновенность личности и собственности. Но эти высокие слова остаются часто лишь как декларация.

Мы их перевели в более конкретные принципы: неприкосновенность имени, тела и вещей – имущества. Никто не может называть ребенка и взрослого кроме как тем именем, которое он сам назвал. Никто не может прикасаться ни к ребенку, ни к взрослому. Никто не может трогать чужие вещи. За исключением случаев, когда участники совместной игры, деятельности или отношений договорились об обратном – об особых условиях обмена вещами, соприкосновений или называний. Эти неприкосновенности и право их менять по договоренности мы называем собственностью на имя, на тело и на вещи.

«Свобода – это и есть собственность», – утверждаем мы вслед за философом Антонием Сурожским. Это слова одного корня, «соб», от которого также произошли слова «особенный», «собой» и т. п. Свобода и собственность – это значит быть собой, быть у себя, принадлежать себе самому. Точка.

Павел Шиварев, «Искатели»

Что делает образование несвободным, и каковы те индикаторы, по которым мы самоопределяемся как проект свободного образования?

1. Несвободным образование делает то, что ребенок в нем не принимает решения (не является субъектом). В школе, как правило, поставленные задачи преобладают над «взятыми», внешнее управление и контроль – над самоуправлением и доверием.

Результат такого образования – человек, неготовый принимать решения и нести ответственность. Поэтому главная ценность нашего проекта – человек, принимающий ответственные решения, человек, умеющий видеть и решать задачи. Наша ключевая задача – сделать так, чтобы ребенок научился этому.

2. Несвобода в образовании определяется обязательной программой. Обучение по программе, последовательное и одинаковое для всех, не просто не опирается на собственный опыт ребенка, а игнорирует его. Результат такого образования – человек, живущий по чужим задачам, который не понимает, кто он и чего хочет. Поэтому в нашем пространстве нет единой обязательной образовательной программы. Как мы учимся? Об этом – в разделе «чему надо учить детей / «правильная» образовательная программа.

3. Несвобода в образовании обусловлена монополией взрослого на истину (правильные ответы) и идеей, что образование – это и есть передача этих правильных ответов от учителя к обучающемуся. Результат такого образования – человек осведомленный, но не знающий, информированный, но не мыслящий. Поэтому образование в нашей (не) школе практически никогда не является передачей знания по предмету от учителя к ученику. Как образуется ребенок, если взрослый не «преподает предметы» и не «передает знания»? Об этом в разделе «Роль взрослого».

4. Несвободным образование делают обязательные, фиксированные по времени занятия – уроки. Хуже того, уроки учат тому, что результат не важен, важно, выполняя данные тебе задания, соблюдать расписание (по звонку начали, по звонку закончили). Результат такого образования – человек, обесценивающий результаты, как свои, так и чужие. Поэтому в нашей образовательной модели нет уроков, а есть шесть ключевых форматов работы, о которых я расскажу подробнее в разделе «наша методика».

Конечно, сказанное выше – лишь эскиз, но этот эскиз достаточно точно очерчивает основные контуры того в каких направлениях развивается наше сообщество.

Оксана и Артем Федоровы, СОВУМ

Если немного углубиться в этимологию слова «образование», можно обнаружить неочевидную, на первый взгляд, вещь, что развитие слова «образ» (от которого и возникло понятие) происходило по двум смысловым направлениям:

1. Образ (вид, изображение) => образец (форма изготовления) => образовати (придавать форму) => образование (составление чего-либо).

2. Образ (пример, способ) => образец (показательный экземпляр) => образовати (направлять, указывать) => образование (процесс освоения знаний, просвещение).

Чувствуется разница? Однако почему-то очень часто в образовательном процессе по-прежнему продолжают «придавать форму» вместо того, чтобы «направлять»…

А ведь суть образования, на наш взгляд, заключается как раз в этом: в динамике и, главное, в возможности выбора вектора движения! Свободного выбора. Тогда и образование становится по-настоящему свободным. Имея возможность выбирать направление (а для этого, кстати, крайне необходимо уметь прислушиваться к себе и к своим интересам), ребенок получает свободу пробовать, совершать ошибки, определять приоритеты и, таким образом, в процессе обучения неизбежно обретает два очень важных качества: самостоятельность и самодостаточность. А они, как нам кажется, являются очень важным и значимым результатом по-настоящему свободного образования.

Мы движемся именно в этом направлении: в нашей школе образовательный вектор задает для себя каждый ребенок, задача СОВУМа (родителей и тьютора) – помочь этому интересу реализоваться и соблюсти при этом некий баланс между движением в собственном направлении и, например, освоением школьной программы.

Лика Крючкова, НОС

Под «свободой в образовании» я понимаю осуществление права каждого человека на свободу личности, в данном случае в сфере получения образования. Из такой позиции вытекает отмена объективизации ребенка в образовании. Мне кажется это единственным возможным подходом к обучению – когда человек-ребенок сам решает, что ему необходимо для развития и как ему хотелось бы это получить. Что касается использования в образовательных пространствах элементов демократического государственного устройства, это просто проверенный инструмент реализации самоуправления общества.

Виктор Цатрян, НОС

Свободное образование базируется на традиционных гражданских правах и свободах, но не только. Для нас важным аспектом является внутренняя свобода человека: свобода от страхов, от предрассудков, от нетерпимости, от формализма и бюрократии, от всякого рода заборов, от строго расчерченных программ, оценочности, недоверия, желания проверять и контролировать, от манипуляций. Свободная среда связана с самосознанием человека, с уважением к личности, уважением к мнению другого.

У нас нет детей и взрослых: участники среды равны, и границы личной свободы определяются всеми сообща.

Мария Холодова, «Кругозор»

Восхищаясь заочно и очно знакомыми проектами самонаправленного образования, такими, как школы Sudbury Valley, «У. Дача», НОС, я участвую в реализации более консервативного проекта, в котором значительную роль играет урочное обучение. Поэтому, понимая под свободным образованием школы или варианты семейного обучения, где ребенок может сам выбирать, чем ему заняться в любое или почти в любое время, позволю себе немного отклониться от темы и порассуждать о свободе в образовании.

Может ли найтись место для настоящей свободы в среде, где ребенок «по звонку» вынужден оставить на середине интересную игру и идти на занятие, которое ведет взрослый? Почему же, несмотря на эти ограничения, дети продолжают уже второй год с энтузиазмом идти в свой класс, и расцветают здесь? Значит, свобода у нас есть?

Мой ответ: свобода есть там, где человеческое достоинство – абсолютная ценность. Когда все, кто находятся в пространстве школы, могут думать так, как думается, и высказываться; и каждая точка зрения может быть предметом дискуссии, но не насмешки и осуждения. Когда ребенку в школе не приходится отключаться от настоящей жизни, теряя контакт со своим «я», чтобы чему-то соответствовать. Когда у ребенка достаточно времени, чтобы играть, развиваться в сфере своих интересов, общаться с семьей и друзьями, и это общение и развитие происходит не отдельно от школы, а как-то незаметно для нас, взрослых, перетекает в обе стороны, как в сообщающихся сосудах. Когда преподаватель свободен в выборе средств и методов и пользуется ими как вспомогательными средствами в живом танце общения с ребятами. Когда каждый может двигаться в своем темпе. Когда человек важнее правил и программ.

Ольга Цой, «Академия Фонариков»

Мне не очень нравится этот термин, который предполагает, что образование может быть и несвободным. Но тогда это не образование, а зона. Все, что творится по образу, свободно по определению. Другое дело, что значит позволить себе быть свободным в образовании?

На мой взгляд, есть три условия:

1. Признать себя творцом своей жизни и принять ответственность за это. Потому что никто, кроме тебя, не отвечает за то, во что ты образуешься.

2. Выйти за пределы прежней обусловленности. То есть расстаться со страхами, жалостью к себе и чувством собственной важности.

3. Осознать свои истинные намерения и научиться осуществлять их. У меня есть формула про образование, которая мне пока нравится:

«Образование = свобода+ответственность+благодарность». Свобода без ответственности и благодарности – хаос. Ответственность без свободы и благодарности – насилие. Благодарность без свободы и ответственности – инфантилизм.

В образовательном пространстве здорово, чтобы взрослые и дети имели равные возможности создавать его, развивать, принимать решения и менять их. Тогда образование освободится от принуждения и станет тем, чем оно является по сути: свободной самореализацией уникального проявления каждого из нас. По моему мнению, так реализуется свобода в образовании Человека.

Алина Шарова, «Дубравушка»

Свободное образование для меня – это образование, которое исходит из запроса самого ребенка и жизни вокруг него, случается почти каждую минуту, в любом месте, независимо от наличия парт, педагогов и учебного плана. Это та деятельность, которая «дружит» с любопытством, игрой, общением, скукой. Она ведет человека к пониманию себя, своих стремлений, своей собственной силы, проявления воли и ответственности, к следованию важному и отказу от того, что не приносит радости и лишает сил. Образование не ради будущего, оно и есть жизнь прямо сейчас.

Человек, познающий мир естественным путем, знает, чему ему необходимо научиться, чтобы решить стоящие перед ним жизненные задачи, и каким образом это знание освоить. Он способен организовать себя и других, договориться с человеком любого возраста, учитывая и свои, и его интересы. Он может рисковать, признавать ошибки и исправлять ситуацию, не переваливать ответственность на других, видеть возможности и использовать их, способен выстраивать жизнь в соответствии со своими ценностями.

Татьяна Северьянова, «Дубравушка»

Это когда человек, неважно, маленький или большой, идет по жизни путем своих интересов и учится всю жизнь.

Вот захотелось нам школу создать, потому что интересно в этой области развиваться и обучаться. И мы создали школу. И учимся, и читаем, и слушаем, и посещаем семинары, курсы, фестивали, общаемся с разными интересными нам людьми, задаем вопросы, спорим, дискутируем, советуемся, ищем кураторов и учителей для себя в таких основных предметах и науках, которые нам необходимы: в педагогике, психологии…

Я увлечена каллиграфией, поэтому нашла себе курсы и посещаю их.

А кто-то любит математику, он изучает ее самостоятельно. А кто-то хочет изучать искусство как терапию и вкладывает в свое образование деньги, посещая соответствующие занятия. У каждого ведущего студий в нашей школе, таким образом, выстраивается своя траектория образования, свой путь.

В итоге получается, что мы учимся каждый день, изучаем теорию и пробуем на практике с детьми. И это наш свободный выбор, нам интересно. Это самое главное. У детей так же. Они рядом с нами. И я больше, чем уверена, что они тоже самостоятельно учатся создавать вместе проекты, решать сложные задачи, искать ресурсы, способы обучения тому, что нравится. И кроме этого они тоже сами выстраивают свою траекторию обучения, изучая именно то, что в данный момент жизни им интересно. А мы им помогаем.

Анна Турчанинова, «Утренняя школа»

Направление «свободного образования» для меня в основном описывается Питером Греем в его концепции и философии «Self directed education». Вот что он пишет (перевод Станислава Самыкина): «Self directed education, так же как и прогрессивное образование, определяет образование как сумму всего, что человек знает и умеет, чтобы жить удовлетворяющей его, значимой жизнью. Это может включать в себя и знание себя самого, и навыки планирования и организа ции своей деятельности, и навыки, позволяющие ладить с другими людьми, и понимание окружающего мира, в достаточной для эффективного взаимодействия с этим миром степени. Разница между прогрессивным образованием и Self directed education заключается в понимании того, как происходит формирование целостной личности. Для прогрессивного педагога она образуется в процессе сотрудничества между ребенком и доброжелательным, чрезвычайно компетентным учителем, который мягко направляет энергию ребенка и незрелые детские идеи путями, служащими долговременному благополучию ребенка и общества. Для сторонников Self directed education она возникает, как следствие естественного стремления детей к познанию себя и окружающего мира, и использования для достижения этой цели любых доступных в их среде ресурсов, в том числе знающих и опытных взрослых».

Self directed education переводится как «самонаправленное образование», и это отражает прямой смысл термина – образование, направленное на себя, организуемое самим человеком. Но термин «свободное образование», пусть и более широкий, мне нравится больше, т.к. он подчеркивает, что это образование, как бы принадлежащее самому человеку, независимо от возраста он является главным заинтересованным лицом, он сам принимает решения и реализует их – свободно от внешних задач, стандартов, авторитетов. Это образование, создающее свободного человека, потому, что он уже сейчас, в этой своей деятельности, опирается только на себя и свои внутренние ресурсы и цели, на «нравственный закон внутри и звездное небо над головой».

Собственно все мои поиски в образовании моих четверых детей идут в таком направлении: «Как избавиться от понятия „незрелые детские идеи“, поверить в свободный выбор ребенка и снизить проактивную патерналистскую роль Взрослого, но при этом не бросать ребенка, а помогать ему самоопределиться и обрести энергию достижения цели, а также оставить и даже усилить вдохновляющую роль Мастера».

Другой аспект термина «свободное образование» – внешний. Я за многообразие форм и свободный выбор между ними. В зависимости от своих сегодняшних целей и ресурсов человек может выбрать авторитарное обучение в жесткой системе, совершенно не соответствующей принципам «свободного образования» в смысле того «не делаешь того, что некомфортно», и это тоже будет хорошо и правильно – если он видит другие возможности и делает этот выбор сознательно.

Например, почти все ученики «Утренней школы», построенной на принципах свободной программы, демократичного общения, мега лояльности и принятия, занимаются серьезным спортом, часто в очень жестких дисциплинарных условиях, с физическими нагрузками и авторитарным давлением со стороны тренера. И им это тоже нравится! Наверное, потому, что они видят конкретную цель и принимают такие средства ее достижения.

Дети «Утренней школы»

Даша, 8 лет: «Ну, когда ты можешь быть свободным, делаешь что хочешь, что не хочешь – не делаешь».

Катя, 8 лет: «Это когда в школе разрешают тебе что-то не делать. Не прямо так говорят – стой смирно и делай-делай, и не ставят оценки».

Оля, 7 лет: «Это такая штука, когда ты учишься дома, без учителя в школе».

Екатерина Горбатова, «Школа на Хавской»

Свобода (в образовании и не только) всегда противопоставляется ограничениям и идет в паре с ответственностью, поэтому очень важно, чтобы все участники образовательного процесса понимали: ответственность за то, как ты учишь (ся), чему ты учишь (ся), в итоге лежит на тебе. Тебе с этим жить, а не «злому начальнику», «строгим родителям», «придирчивому преподавателю». И свобода состоит в том, чтобы при всех имеющихся рамках и ограничениях понять: а что я могу сделать в данном случае? Может, договориться о походе в музей вместо очередной лекции? Может, эти два часа в очереди потратить на чтение книги? Может, отложить занятие по «Войне и миру» и поговорить с ребятами о том, почему они сегодня такие грустные?

Свободное образование – это обучение и воспитание людей, способных ясно мыслить в разных, как стандартных, так и нестандартных, ситуациях. Людей, которые даже при столкновении с ограничениями не впадают в ступор (нельзя – значит, нельзя) и не лезут на рожон (почему это мне нельзя?!). Людей, которые не теряются, оказавшись перед широким выбором, и не творят что попало при отсутствии рамок. Людей, которые всегда осознают свои интересы и потребности, учитывают мнение других и спокойно идут к цели.

Крис Брав, «У. Дача»

Свобода следовать своему темпу, своим интересам и совершать свои ошибки.

Лариса Кияшко, «У. Дача»

Для меня свободное образование – это прямой диалог между знаниями (или незнаниями) и жизнью. Это когда есть место и время задать свой вопрос, есть ресурс найти ответ самостоятельно или с чьей-то помощью.

Мы не разделяем жизнь и учебу. Я бы еще назвала свободное образование – естественным. Зачастую, самое важное, что мы можем сделать для детей – это не мешать их природной любознательности и помогать им, когда они сталкиваются с задачами реальной жизни: помочь что-то прочитать, сосчитать, написать и т. д. В свободном образовании есть место долгим проектам («волнам по интересам»), есть время для игры и для межличностных отношений.

Одна из ключевых целей свободного образования для нас – это не стоять на пути раскрытия личных интересов детей. В свободном образовании важно иметь среду, наполненную ресурсами, от книг и материалов, до интересных взрослых. Создание такой среды – то, к чему мы стремимся.

Ольга Иванова, «ПЕРЕМЕНА»

Свободное образование – это когда у ребенка есть возможность создавать свою уникальную, непохожую на любую другую образовательную траекторию.

Когда у него есть возможность и время на внутренний диалог: «А что я хочу именно сейчас? Что я чувствую? Хочу ли я погружаться в изучение чего-либо или для меня сейчас важно социальное взаимодействие? Или мне нужно сейчас побыть в одиночестве и не присоединяться к общему делу, пусть даже очень интересному». Это ощущение безопасности и права на свой личный выбор дорогого стоит.

Внутренний мир ребенка – это океан, и мы, взрослые, можем только догадываться, что происходит в его глубине. Поэтому наша же задача – создать такую атмосферу и среду, в которой ребенок может находить для себя различные отклики, расти и развиваться. Свобода – это возможность посвящать любимому делу столько времени, сколько ты сам хочешь, или менять по собственному выбору свою деятельность, это право каждого влиять на внутренние процессы школы, возможность открыто говорить и выражать свои мысли.

Необходимо понимание, что твоя свобода не должна нарушать свободу других. Это касается каждого участника, кто находится в школе. Мы живем в обществе, у каждого свои запросы, взаимодействие очень важно и лежит в основе демократических школ.

И главное, что именно дети должны стать заказчиками на собственное образование. Они имеют право на собственную жизнь, на поиск и ошибки, на самопознание и самоопределение.

Анна Бегунова, «Бюллербю»

Школа – любая – дает много сведений. Ценных и не очень. Разных. Много ответов на разные вопросы. Актуальные и не очень. Хорошая школа дает навык самостоятельно находить ответы на вопросы. Никогда не знаешь, о чем спросит жизнь в следующую секунду.

А настоящая школа учит пониманию того, что неизвестен может быть не только ответ, но и вопрос. И что это – нормально. И намекает на то, что хорошо бы научиться задавать правильные вопросы. И тогда поиск ответов на них – вопрос совсем иного порядка.

ЧЕМУ НАДО УЧИТЬ ДЕТЕЙ/ «ПРАВИЛЬНАЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Дениза Юсифова и Дина Зарецкая, «Бюллербю»

На данный момент у нас идет бурное обсуждение ряда книг про компетенции будущего, поскольку это направление в образовании кажется нам наиболее осмысленным. Никому из нас неизвестно, каким будет мир через 20 лет.

Очень часто информация устаревает в течение года, что означает, что гораздо ценнее становятся такие базовые компетенции, как общение, сотрудничество, творчество. Не забудем о критическом мышлении и уверенности в себе. Мы стараемся изменить нашу образовательную среду таким образом, чтобы помочь детям развить в себе эти навыки, которые, как нам кажется, позволят им быть успешными в жизни.

Дети «Бюллербю» Аня, 11 лет

1. Дать образование.

2. Научить свободе и общению.

3. Договоренностям и объяснениям.

4. Выходить из трудных ситуаций.

Женя, 12 лет: «Я считаю, что школа должна давать ученику разносторонние знания из каждой области. Преподаватели учат детей пользоваться своими знаниями и талантами. В школе дети учатся общаться и мирно решать проблемы».

Маша, 13 лет: «Я считаю, что детям нужно давать знания из разных сфер. Они должны учиться контролировать себя, общаться и ладить с людьми».

Ольга Иванова, «ПЕРЕМЕНА»

Каждый ребенок уникален, и невозможно, да и не нужно создавать специальные программы для детей. Нам важно поддерживать каждого в его поиске своих талантов и способностей. Важно найти и понять, с помощью каких инструментов и способов работы каждый ребенок лучше понимает и продвигается.

Мы предлагаем различные виды работ, создаем богатую среду, а также от души делаем то, что нравится, что приносит нам радость. И каждый возьмет из этого что-то свое. Знания индивидуальны, и только сам ребенок может их вырастить, невозможно их запихнуть и быть уверенными в том, что теперь он знает и обязательно когда-нибудь воспользуется.

Для нас ценно, когда приходят со своими запросами, просят помощи для решения своих поставленных задач. Также очень важно научиться жить и быть здоровым, поддерживать самому свое здоровье.

Сейчас очень популярно стало назначать и искать тьюторов для выстраивания индивидуальной траектории ребенка. Считаю, что тьютора может выбрать только сам ребенок; им станет такой человек, к которому ребенок по личной инициативе будет обращаться. Это может быть планирование работы или проекта, поиск ответа на различные вопросы или обращение за поддержкой. Тьютором может стать и ребенок – для новенького или младшего. Так учатся понимать других, помогать и принимать помощь.

Оксана и Артем Федоровы, СОВУМ

Современный мир меняется стремительно и, честно говоря, представить, в какой ситуации будут жить наши дети, нам уже достаточно сложно: попросту перестает хватать знаний и воображения. Однако «подстелить соломки» хочется всегда, поэтому, помимо основной нашей образовательной концепции, мы с большим интересом сотрудничаем с продвинутыми социологами и футурологами. В своих работах они выделяют ряд компетенций, которые помогут детям будущего быть конкурентоспособными и, соответственно, чувствовать себя самодостаточными и счастливыми. Некоторые из этих компетенций мы с интересом тренируем в СОВУМе уже сейчас (примечательно, что часть из них являются у ребенка врожденными и основная задача в таком случае – просто не заглушить их, а помочь развить):

Конец ознакомительного фрагмента.