© Максим Гусаров, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Глава первая. Абитуриент
Дорогой читатель!
Вы приняли судьбоносное решение – поступить в высшее учебное заведение?
Что ж, решение действительно судьбоносное!
Вполне возможно, что вы уже приготовили папку с документами, которые предстоит сдать в приемную комиссию. Возможно, вы активно готовитесь к вступительным экзаменам – самостоятельно, с репетитором, на подготовительных курсах… Возможно, переживаете: а все ли получится? А вдруг не сдам? А вдруг не зачислят? А вдруг… а если…
Понимаю вас. Достаточно хорошо.
Ну а, может быть, вы уже, преодолев волнение (а то и вовсе пока не волнуясь), собрались, оделись и направились в путь, к желанному (или, скажем так, желаемому) университету – подавать документы, присматриваться, собирать информацию об экзаменах, собеседованиях, возможностях поступления или непоступления?..
Погодите еще немного, прежде чем выйдете за порог.
Хочу предложить вам небольшой тест, как раз на волнующую нас с вами тему.
Он довольно прост. Вы легко справитесь с ним.
На каждый вопрос отвечайте: «да» или «нет».
ТЕСТ
1. Считаете ли вы, что учеба в вузе откроет вам путь к успешной карьере, послужит залогом солидного заработка в будущем?
2. Считаете ли вы, что обучение в вузе и (или) наличие диплома о высшем образовании обязательно для современного человека (гражданина, интеллигента)?
3. Сомневались ли вы (долго определялись), выбирая учебное заведение для себя, не зная, в какой вуз (на какую специальность или направление) вам лучше поступить?
4. Подсказали ли вам родители (родственники, знакомые) университет, в который можно (нужно) поступать, либо подсказали ли они о самой необходимости получения образования?
5. Решили ли вы учиться в университете для того, чтобы не проходить срочную военную службу?
Если на один вопрос (или более одного) вы ответили «да» – пожалуйста, выполните действия, указанные в пяти пунктах ниже.
1. Возьмите папку с документами, которые вы приготовили для приемной комиссии. Положите ее на стол, рядом с собой.
2. Налейте себе чаю, кофе, лимонада со льдом, воды без газа – в общем, любой напиток, который вы любите.
3. Сделайте глубокий вдох, затем выдох.
4. Вспомните адрес университета, в который вы собрались (хотя бы приблизительно).
5. И ни в коем случае не идите по этому адресу!!!
Кроме шуток! Замрите!! Ни шагу вперед!!!
Именно сейчас вы рискуете выбрать путь,
который не принесет вам ничего, кроме разочарования,
а также времени, сил и денег, потраченных впустую.
Миллионы юных (иногда не очень) граждан нашей страны сразу после получения школьного аттестата (иногда – не сразу после этого) спешат продолжить свое образование. В принятии этого решения им способствуют родители, учителя, специалисты по психологии и профессиональной ориентации, которые частенько посещают старшеклассников в их классах; друзья, знакомые, незнакомые люди, а также средства массовой информации, книги, справочники…
Эти юные (иногда не очень) люди долго думали, куда им поступить (или, наоборот, определились сравнительно быстро). Они считают, что диплом о высшем образовании – неотъемлемый атрибут умного, уважаемого человека, да и вообще Человека в самом лучшем смысле этого слова. Искренне полагают они, что обучение в вузе – базовый стандарт, краеугольный камень, старт карьеры, интересной и насыщенной жизни. Может быть, даже на тех, кто не собирается продолжать свое образование в следующем учебном заведении, они смотрят снисходительно, чуть свысока; а может быть – даже презрительно, называют их «тупыми», «неучами» или еще какими-нибудь обидными словами…
(Впрочем, уверен, что до оскорблений дело не доходит. Это я сам, наверное, погорячился).
Вскоре они, эти юные (иногда не очень) люди, спешат пополнить ряды абитуриентов, заполонить вузовские коридоры, занять место перед приемной комиссией, затем – перед экзаменационной… чтобы наконец-то прочесть свое имя в списках зачисленных в вуз, получить новенький студенческий билет и зачетную книжку, завести общие тетради для конспектов, прийти на первое занятие и – ура, вперед, к светлому будущему!..
Они думают, что они приняли взвешенное и обдуманное решение.
Они думают, что выбирают свой путь, светлый и счастливый.
Они думают, чтосами строят свою судьбу.
О, как это не так.
О, как это не так!!!
Почему это не так? Выясним по ходу наших рассуждений.
Но я повторюсь:
Именно сейчас вы рискуете выбрать путь,
который не принесет вам ничего, кроме разочарования,
а также времени, сил и денег, потраченных впустую.
«Ты что же это, – скажут мне, – считаешь, что высшее образование – это нежелательно, бесполезно и вообще плохо?»
Нет, я так не считаю.
Но я на сто процентов убежден в том, что слишком много людей неверно оценивают для себя значение учебы в вузе и по каким-то соображениям (пусть даже общепринятым) учатся в университете, в то время как вузовская учеба – далеко не определяющий фактор человеческого жизненного пути.
* * *
Здесь, кстати, должен сделать очень важное дополнение.
Я предполагаю наличие среди читателей неравнодушно настроенных, активных людей с ярко выраженной гражданской позицией, которые уверены (или почти уверены) в том, что система образования в нашей стране находится в кризисе, что уровень его (не кризиса, естественно, а образования) не соответствует ни мировым, ни государственным, ни региональным стандартам, ни даже соображениям здравого смысла, решительно не выдерживает никакой критики, и вообще нужно многое менять…
Я почти вижу среди читающей публики и тех, кто кипит негодованием, жарко утверждая постулат о том, что система образования на самом деле направлена не на развитие, а на подавление личности человека, превращение его в безвольное, тупое существо, которое будет способно лишь подчиняться и слушаться…
Извините.
Я не разделяю ни одного, ни другого мнения.
Проблем в устройстве и функционировании государственной системы образования, вполне может быть, действительно хватает.
Какие же в этой системе есть «подводные камни» и скрытые программные установки – мне неизвестно; да и, по правде говоря, не особо интересно разбираться. Может статься, что есть и они.
Мои соображения, описанные здесь – не об этом.
Я, более того, искренне считаю, что уровень образования, которое предлагают наши многочисленные вузы – вполне адекватен.
Хотя бы потому, что качество образования от самих университетов почти не зависит.
Зависит оно от нас – учащихся, студентов, аспирантов.
Пока у нас есть голова на плечах, работающий головной мозг, а государственные (или частные) библиотеки и, в конце концов, Интернет предоставляют нам возможность поиска, выбора и усвоения информации – у нас есть реальный шанс получить качественные знания, стать специалистом и опытным мастером в любой области знаний, которая нам понравится.
Дело не в университетах. Дело в желании.
А при желании – и не нужно быть очень «образованным», чтобы это понять – возможно подчас даже невозможное.
Что уж говорить о вполне реальном высшем образовании.
Также я не говорю, что образование, диплом, студенчество – все это однозначно пагубно повлияет на вашу жизнь.
Я лишь говорю о том (немножко забегая вперед), что хорошо бы употребить эту смесь по назначению, если она вам действительно необходима.
* * *
В одной мысли вполне справедливо сходятся многие люди. В том, что молодые годы – как раз те, что обыкновенно приходятся на вузовскую учебу (поэтому их и называют «студенческими годами») – лучшее время в жизни человека. «Мятежная юность», «пора надежд» – говорил об этом времени Александр Сергеевич Пушкин; и мысль двухсотлетней давности, на мой взгляд, справедлива и сейчас. Да, это время надежд, мечтаний, радостей, ощущения того, что ты стоишь на пороге необыкновенной жизни. Время активности, поисков, сумасшедшей любви, неожиданных чудесных находок…
Друзья! Нам очень важно провести это прекрасное время с радостью и пользой.
Поэтому давайте хорошенько подумаем, что чего стоит и что нужно вам.
* * *
Эта скромная книжка адресована не только абитуриентам, которые обдумывают и определяют свой дальнейший жизненный и профессиональный путь. Она адресована и старшеклассникам, и студентам, и выпускникам вузов, и аспирантам, воззрения которых на их же профессию (вполне возможно) нуждаются в пересмотре и корректировке; родителям, друзьям, знакомым, специалистам, к мнению которых прислушиваются молодые люди. Всем интересующимся изложенной здесь – вполне альтернативной – точкой зрения…
Все, что написано здесь, помимо всего прочего – нечто вроде предупреждения; и, если хотите, крик души.
Ваш покорный слуга искренне желает, чтобы вы не повторяли его ошибок.
Будучи человеком вроде бы неглупым, я долго, но, в основном, безуспешно стремился получить высшее образование.
Потратил на это двенадцать лет (сейчас мне тридцать) и успел поучиться аж в четырех университетах.
Один из них я умудрился окончить. (Право, мне сейчас даже немного стыдно в этом признаваться).
Попутно выдержал многие раунды внутренней и внешней борьбы, множество тяжелых мыслей и раздумий.
Но сейчас понял кое-что…
В одиннадцатом классе, помню, на одном из уроков, нам устроили устный опрос на тему: «Кто куда хочет поступать после школы?». Мы отвечали по одному. Все назвали учебные заведения города. Какой-то институт назвал и я.
Но если бы я, тогдашний школьник, без пяти минут выпускник, понимал то, что понимаю сейчас – я бы спокойно ответил:
– Я никуда не собираюсь поступать.
Спросили бы, почему – объяснил бы, почему.
* * *
Вокруг каждого из нас – множество людей, более или менее близких. А, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Но эту идею никто до меня не донес, никто не высказал, никто даже не намекнул. Я дошел до нее самостоятельно.
Это было очень нелегко.
Именно поэтому я спешу поделиться ею с вами.
Как воспринять ее, эту мысль? Прислушаться? Принять к сведению? Скорректировать для себя? Отвергнуть? Подвергнуть сомнению? Проигнорировать?
Решать вам, в конечном итоге.
Я верю в ваш разум. Верю в то, что вы принимаете мудрые решения. Не моим умом – своим.
И, полный этой веры и надежды, приглашаю вас на страницы следующей главы.