Вы здесь

Осторожно: маркетинг! Почему не работает то, чему вас научили. Жизненный цикл товара: правда и вымысел (Константин Терёхин)

Жизненный цикл товара: правда и вымысел

Из книги в книгу, из статьи в статью «кочует» концепция Жизненного цикла товара (ЖЦТ). Думаю, что эта идея хорошо знакома, поэтому не стану останавливаться на ней подробно. Вкратце суть такова.

Обычно рисуют график, представляющий собой один пик синусоиды. По горизонтальной оси измеряют время, а по вертикальной – объем продаж в натуральном выражении (штуки, кубы, метры погонные и квадратные, паллеты, тонны, упаковки и т.д.) Этот график обычно и называют «жизненный цикл товара».

Анализируя кривую ЖЦТ, обычно выделяют 4 этапа (Хотя мне уже попадалось деление на 6 этапов. Очевидно, что 4 периода- это уже пройденное, это для чайников). Первый этап. Выход на рынок, когда объем продаж увеличивается, но медленно. Обычно на появление нового предложения сначала реагируют «новаторы», то есть потребители предпочитающие приобретать новинки.

Если продажи развиваются удачно, то за небольшой промежуток времени клиенты понимают, что это хороший, интересный товар или услуга и объем продаж возрастает. Поэтому второй этап характеризуется лавинообразным увеличением объема продаж

На третьем этапе «снимают сливки», то есть сбыт носит стабильно большой характер.

Четвертый этап – уход с рынка. Либо продавец вообще выводит товар из ассортимента, либо продает лицензию на производство, либо перестает рекламировать и активно продвигать, пуская продукт на самотек.

Сформулировав концепцию ЖЦТ, теоретики предлагают для каждого этапа свои рекомендации по управлению продажами. Все бы хорошо, да что-то нехорошо. Конечно, все во Вселенной развивается циклически: и планеты, и страны, и культуры, и семьи, и, тем более, продукты. Именно эту идею и отражает часть синусоиды ЖЦТ. Однако, необходимо сразу сказать, что эта картинка носит качественный характер.

«Ну, а теперь правильный ответ», – как говорят в одной известной передаче. Дело в том, что определить место товара или услуги на жизненном цикле невозможно.

Во-первых, представьте любую часть графика ЖЦТ. Не видя всю кривую, можно ли определить этап? Очевидно, что нет. То есть, график жизненного цикла построить можно, только для товара уже «умершего», продукта, чья жизнь закончилась. Только вот вопрос: а зачем вам это? Нечем заняться на рабочем месте? Хитрость заключается в том, что график ЖЦТ одного товара не имеет никакого отношения к продажам другого сколь угодно похожего. (Это я могу сказать вам, как бывший обувщик, с полной ответственностью. Изменяя малейшую деталь фурнитуры – например цвет пряжки- можно превратить неликвид в хит продаж и наоборот.)

Во-вторых, только в книжках рисуют плавную кривую. Строившие реальный график продаж конкретного товара, знают, что он «дрожит». А плавная кривая – всего лишь среднее значение, или, говоря научным языком, тренд. Поэтому если взять реальный график продаж, то неизбежно возникнут вопросы. Этот скачок продаж начало лавинообразного роста продаж или просто незначительное колебание сбыта? Этот спад на графике говорит о необходимости срочного вывода товара и поиске новых альтернатив или речь идет о всего лишь краткосрочном уменьшении реализации? Ответов нет!

Вывод. Поэтому я бы вам не рекомендовал заниматься определением, на каком же месте находится ваш товар, потому что этого никто не знает. Более того, все может быть хорошо. Но сегодня вышел новый товар от конкурента, и ваш продукт перестал пользоваться спросом. Давайте оставим абстрактные рассуждения для теоретиков, а сами сконцентрируем усилия на увеличении объема продаж. Ведь пока конкурент продает хотя бы одну штуку в год, вам есть куда расти!