Что такое интернет и как с ним бороться?
Огромное количество книг маркетинговых «неогуру» начинаются главой-страшилкой, рассказывающей о кошмарах, принесенных в современный бизнес интернетом. Это и многочисленные истории о мгновенных банкротствах гигантов отраслей. И стремительные взлеты никому не известных новичков рынка, со штатом в три человека. И клиенты, одним кликом мышки получающие предложения товаров или услуг со всего света. И т. д. и т. д. При этом предполагается, что только наш «чудесный неогуру» знает рецепт борьбы с этой напастью.
Однако, давайте разберемся, чем по сути является интернет, и каков его вклад в современный бизнес. Если отбросить шелуху, то на самом деле «всемирная паутина» является огромной, быстро обновляемой газетой с удобным поиском информации. Вот и все. И мир изменился ровно настолько, насколько его способна изменить подобная «газета».
Да, действительно, клиенту теперь доступно значительно больше информации (рост составляет многие порядки). Но легче ли ему от этого стало? Вряд ли. Древний принцип, советующий прятать ценное письмо в груде никому не нужных, здесь работает на 200%.
Задайте любое поисковое словосочетание и начинайте раскапывать груду мусора, любезно предоставленную вам поисковиком. (К теме вечной борьбы «оптимизаторов сайтов» и программистов, пишущих алгоритмы поиска в Интернете, за релевантность выдачи (т.е. соответствие запросу) мы еще вернемся.)
Да, действительно, удачный сайт пусть и небольшой компании, давал ей определенные преимущества перед значительно более крупным конкурентом. Почему «давал»? Да потому что сейчас все сложнее (чтобы не писать «невозможно») создать сайт, выделяющий тебя на фоне конкурентов. И еще сложнее привлечь и удержать там целевую аудиторию.
Ну, и наконец, кто мешает (кроме собственной косности, но это уже претензии не к Интернету) создать не просто удобный сайт, но отраслевой портал, способный существенно увеличить продажи? Все-таки ресурсы крупной компании как-то странно сравнивать с возможностями новичков.
Но создать сайт это, выражаясь математическим языком, необходимое, но недостаточное условие. Для успеха интернет-проекта необходимо, чтобы ваш сайт по основным ключевым словам попадал на первую страницу выдачи основных поисковиков (в России пока с большим отрывом лидирует Яндекс), так как 80% пользователей просматривают только ее.
А вот тут-то и начинается самое веселое. Если вы торгуете «инфузорией-туфелькой», не думаю, что у вас много конкурентов, и, следовательно, попасть на первую страницу выдачи в Яндексе не составит труда. А вот по всем другим товарам или услугам добиться этой цели значительно сложнее. Все больше и больше компаний, не решив эту задачу, покупают себе рекламное место на первой странице или контекстную рекламу. И здесь опять все упирается в ресурсы и в возможную косность «отраслевых воротил». И это опять не вина Интернета.
Что же мир не меняется? Конечно же, меняется. Но эти изменения носят количественный, а не качественный характер. Обычное письмо может идти к адресату недели, а электронное минуты или, максимум, часы. Раньше поиск информации предполагал работу с телефоном и бумажными носителями. Сейчас же с «электронным пространством», которое, как я уже говорил, обновляется значительно чаще, чем самый динамичный справочник.
Вывод. Таким образом, конкуренция просто переместилась в новую «плоскость» – Интернет. Появился и активно развивается новый способ общения с клиентами, новая рекламная площадка и новая плоскость конкуренции. Вот и всё.
А в заключение позволю себе перефразировать крылатую фразу: «На интернет неча пенять, коли…», – ну а дальше вы и сами знаете.