Вы здесь

Остеохондроз. Синдром малой грудной мышцы (О. А. Клешнина, 2013)

Синдром малой грудной мышцы

Малая грудная мышца залегает позади большой грудной мышцы и имеет треугольную форму. Она начинается тремя-четырьмя зубцами у границы между костной и хрящевой частями II–V ребер. Поднимаясь косо кнаружи и кверху, она постепенно суживается и прикрепляется крепким коротким сухожилием к клювовидному отростку лопатки. Иннервируется из плечевого сплетения. Нервно-сосудистый пучок может на плече сдавливаться позади малой грудной мышцы под клювовидным отростком лопатки. При этом подключичная артерия компремируется в месте ее перехода в подмышечную между мышцей и клювовидным отростком. Здесь может порой сдавливаться и вена. Таким образом, синдром малой грудной мышцы возникает в результате сдавления нервно-сосудистого пучка на плече сухожилием патологически измененной малой грудной мышцы.

Сдавление вторичных стволов плечевого сплетения происходит не всегда сухожилием, но иногда и брюшком мышцы. Больше всего при этом страдает вторичный латеральный ствол плечевого сплетения, который иннервирует малую грудную мышцу. Это создает порочный круг.

Итак, нервно-сосудистый пучок придавливается мышцей к головке плечевой кости. Условия для компрессии могут возникнуть и при сильном отведении руки, особенно с поворотом руки кнаружи – при гиперабдукции (наркоз, иммобилизация при переломе, сон с запрокинутыми назад руками). Отсюда и другое название синдрома – гиперабдукционный. При отведении рук вверх нервно-сосудистый пучок плотно прилегает к сильно натянутой малой грудной мышце и перегибается через нее непосредственно под местом ее прикрепления к клювовидному отростку. При этом происходит не только механическое воздействие на стволы плечевого сплетения, но и воздействие на сосуд с уменьшением его просвета, как за счет сдавления, так и за счет спазма вследствие раздражения периартериального сплетения.

У 80 % людей при разведении рук в стороны и подъеме их вверх почти до упора пульс на лучевой артерии ослабляется или полностью исчезает. Если такие движения повторяются часто, то малая грудная мышца начинает травмироваться, напрягаться. В ней происходят дистрофические и контрактурные изменения – и она начинает сдавливать стволы плечевого сплетения и подключичной артерии.

Клиника: боли и парестезии по передней поверхности грудной клетки (особенно на уровне III–V ребер по медио-клавикулярной линии) и лопатке, иррадиирующие в плечо, предплечье, кисть. Усиливается боль и при движениях рук, особенно при подъеме руки вперед с преодолением сопротивления. Сама мышца плотна, болезненна. ЭМГ-картина мышцы характеризуется чертами повышенного тонуса: продолжительная активность введения, спонтанная активность, более высокая амплитуда осцилляций и пр. При надавливании в месте болезненности тонус «покоя» повышается на пораженной стороне – и на здоровой не изменяется. Иногда бывает слабость флексоров II–III пальцев. Встречаются трофические расстройства: побледнение кисти и пальцев, некоторая их отечность.

Наблюдаются расстройства чувствительности, особенно в IV–V пальцах. При абдукции и поднимании больной руки может возникнуть систолический шум, выслушиваемый над и под ключицей. Характерно и исчезновение пульса, когда больной кладет кисть на затылок.

Итак, характерными признаками синдрома малой грудной мышцы можно считать боли в груди с отдачей их в руку, отсутствие монорадикулярных выпадений чувствительности, снижение пульса при отведении руки, эффект от блокады малой грудной мышцы.

Торакалгии

Мышечно-тонический и нейродистрофический компоненты синдрома малой грудной мышцы проявляются клинически как пекталгия, т. е. как передняя торакалгия. Последняя значительно выраженнее при вовлечении в патологический процесс большой грудной мышцы.

Большая грудная мышца начинается от медиальной половины ключицы, от передней поверхности грудины и хрящей II–VII ребер. Волокна мышцы идут в латеральную сторону, где они сходятся и коротким сухожилием прикрепляются к гребню большого бугра плечевой кости. Мышца приводит руку к туловищу и поворачивает ее внутрь. Ключичная часть поднимает руку вперед. При фиксированных руках может поднимать грудину и ребра, т. е. содействовать вдыханию.

Само название «синдром большой грудной мышцы» несколько условно. Оно не имеет такого самостоятельного значения, как синдром малой грудной мышцы, становится понятной частота ее заинтересованности при некоторых синдромах шейной вертеброгенной патологии. При дистрофической патологии позвоночника со стороны большой грудной мышцы происходят: в первую очередь тоническое напряжение, нейродистрофические поражения зон прикрепления к костным выступам и, вследствие этого, стойкое прижатие плеча к туловищу, следовательно, формирование синдрома плечелопаточного периартроза. Большое количество мест прикрепления мышцы к туловищу формирует болевой рисунок на передней грудной поверхности, создавая таким образом синдром передней грудной стенки.