Синдром передней лестничной мышцы
В 1934–1937 годах Нафцигер сообщил о благоприятном результате скаленотомии у больных брахиалгией. С тех пор говорят о синдроме передней лестничной мышцы.
Передняя лестничная мышца начинается от поперечных отростков СIII-СIV, направляется косо вниз и вперед и прикрепляется к бугорку Лисфранка первого ребра. Через острый угол, образуемый мышцей и ребром, проходит подключичная артерия, а впереди мышцы в щели между мышцей и ребром – подключичная вена. Шейные нервы, направляясь от межпозвонковых отверстий к вершинам поперечных отростков, покрыты сухожилием мышцы, плечевое сплетение располагается, как в сфинктере, между передней и средней лестничной мышцами. Особенно неблагоприятны условия для нижнего первичного ствола плечевого сплетения, образованного из корешков Сg – Тh1. Он направляется горизонтально или несколько вверх, огибая первое ребро, где может растянуться или подвергнуться сдавлению между передней лестничной мышцей и костью.
Клиническая картина поражения нервных и сосудистых структур при сдавлении их патологически напряженной передней лестничной мышцей весьма разнообразна. Больной жалуется на чувство боли и тяжести в руке. Боль может быть легкой, ноющей, но может быть и крайне резкой, вплоть до ощущения «обрывающейся» руки. Боль усиливается в ночное время, особенно при глубоком вдохе, при наклоне головы в здоровую сторону, она распространяется иногда на плечевой пояс, подмышечную область и грудную клетку (поэтому в ряде случаев возникает подозрение на поражение коронарных сосудов). Боли усиливаются также при отведении руки (при бритье, рисовании и пр.). Отмечается ощущение покалывания и онемения в руке, чаще по ульнарному краю кисти и предплечья. Болевым ощущениям часто, хотя и не всегда, сопутствует гипалгезия в зоне иннервации нижнего первичного ствола плечевого сплетения.
Отмечаются припухлость надключичной ямки (псевдоопухоль Ковтуновича), болезненность передней лестничной мышцы, места ее прикрепления к первому ребру (тест Вартенберга). Мышца под пальцами ощущается уплотненной, увеличенной в размере. Может быть резкая слабость кисти. Это, однако, не истинный паралич, т. к. с исчезновением сосудистых нарушений и боли исчезает и слабость (после новокаинизации передней лестничной мышцы). При отведении головы в здоровую сторону может меняться кровенаполнение прощупываемой лучевой артерии вплоть до исчезновения пульса. Со стороны кисти могут быть припухлость и цианотичность, либо бледность, изменение кожной температуры, огрубение кожи, ломкость ногтей, остеопороз кисти.
Заболевание чаще развивается у лиц, носивших тяжести на плечах, после рывковых движений в шее, оно возникает и при непосредственной травме мышцы, при ее наследственных вариациях развития.
В формировании синдрома большая роль может принадлежать верхушечному туберкулезу, плевриту, опухоли Панкоста и другим процессам в области надплечья. Гистолически в мышце имеется атрофия мышечной ткани с разрастанием соединительной ткани.
Синдром передней лестничной мышцы следует дифференцировать с синдромом Педжета-Шреттера, сводящимся к отеку и цианозу руки, обусловленному компрессией подключичной вены, которая расположена впереди мышцы.
Если клинические проявления усугубляются при повороте головы в здоровую сторону, следует думать о скаленус-синдроме. Когда же боли усиливаются при повороте головы в больную сторону, более вероятна компрессия корешка. Патогномоничным признаком синдрома передней лестничной мышцы является заметное улучшение состояния при новокаинизации мышцы. Методика новокаинизации: мышца нащупывается над ключицей, позади и латеральнее грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Краем среднего или указательного пальца левой руки ключичная порция кивательной мышцы отодвигается внутрь. В целях расслабления мышцы больному предлагают вначале повернуть голову в больную сторону. Затем предлагают сделать глубокий вдох и, не выдыхая, повернуть голову в здоровую сторону. В этот момент средний и указательный пальцы врача углубляются вниз и медиально, охватывая мышцу. Если заметного улучшения не наступило после введения в мышцу 2,0–3,0 мл 2%-го раствора новокаина, причину страдания следует искать в другом.
Шейное ребро
Значительно чаще встречается синдром передней лестничной мышцы при меганофизах VII шейного позвонка («шейное ребро»).
При увеличенном поперечном отростке – «шейном ребре» (Мэрфи, 1905) – создаются условия для компрессии нервнососудистого пучка, особенно при наклоне головы назад.
У больных с шейной вертеброгенной патологией данная аномалия встречается в 6 % случаев. Клинически заболевание проявляется чаще после 20 лет – в связи с переутомлением или травматизацией сосудов и нервов. Еще чаще декомпенсация наступает в возрасте 40–50 лет, когда присоединяются явления остеохондроза. Имеются наблюдения, что массивный поперечный отросток СIII – короткие шейные ребра – чаще сказывается клинически, нежели длинное добавочное ребро. Симптоматика обусловлена натяжением, «ангуляцией» нижнего первичного ствола или подключичной артерии над добавочным ребром – подобно натяжению струны скрипки над так называемой кобылкой. При наличии шейного ребра передняя лестничная мышца прикрепляется не к первому ребру, а к добавочному шейному. Между шейным ребром и мышцей сдавливаются указанные образования.
Для внешнего облика пациента характерны опущенные плечи («тюленеподобный» вид). Ребро порой можно прощупать в надключичной ямке. Симптоматика шейного ребра складывается из парестезий в руке, побледнения, похолодания кисти, иногда отека ее, ослабления пульса лучевой артерии, слабости и гипотрофии мышц кисти. Наилучшим лечебным эффектом обладает не удаление шейного ребра, а перерезка передней лестничной мышцы. Таким образом, синдром передней лестничной мышцы и шейного ребра тесно взаимосвязаны.