Глава 2. Диагностика уровня осознанности жизни на настоящий момент
2.1. Общая диагностика, или Осознание жизни «здесь и сейчас»
Любые изменения целесообразно начинать с понимания существующего положения дел. Для того чтобы двигаться вперед, необходимо «сверить карту с местностью».
Развитие осознанности начинается с диагностики (от др. – греч. διά-γνωσις – распознание, способность различать, решение). Диагностика есть самоосознание.
Развитие осознанности – это шаг вперед и вверх. Для шага нужна твердая, устойчивая опора. Если под ногами шаткий стул или болото, может ли получиться хороший шаг? А шаг за шагом? Диагностика дает такую опору.
Выполняйте диагностику того, что и как вы осознаете, где вы находитесь на жизненном пути, что происходит вокруг вас и внутри вас.
Спросите у себя: какой же у меня уровень осознанности? Высокий, а может, низкий? Как это определить? Как понять, какой конкретно у меня уровень осознанности?
В личностном росте и развитии можно сравнивать только себя самого с самим собой: себя сегодняшнего с собой вчерашним или позавчерашним (сравнивать с завтрашним нет смысла: что такое завтра? Как говорят японцы: «Завтра нет, есть только сегодня»). Самый простой метод измерения – это шкалирование разных характеристик, в том числе и осознанности, от 0 до 10. По каждому выбранному для себя параметру осознанности ставьте себе оценку в этом промежутке и обосновывайте, почему вы поставили именно эту оценку. Затем ставьте себе по этому параметру цель – например, развить его до 8, и описывайте, как вы поймете, что достигли нужного уровня.
Проводя диагностику своего уровня осознанности, вы уже повышаете свой уровень осознанности. Диагностика является инструментом осознания своей жизни в настоящий момент времени и повышения осознания.
Итак, приступим.
Рабочая таблица 1
Мой уровень осознанности на __час. ___мин. _____ 201 – г.
Будьте честны перед самим собой!
Переходите на следующую страницу только после заполнения табл. 1.
Для заметок
Опишите, с чем вы столкнулись, проводя оценку своего уровня осознанности. Какие мысли вас посетили? Может быть, само заполнение таблицы сопровождалось какими-либо словами? Какие эмоции вы испытали? Как вело себя при этом ваше тело? Сделали ли вы для себя какие-либо открытия при выполнении этого упражнения?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Внешняя осознанность: я знаю, что происходит вокруг меня в данный момент времени. Я это знаю на основании наблюдения и восприятия (с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания). Осознанность подразумевает способность четко воспринимать информацию и анализировать ее, делать определенные выводы, способность понимать взаимосвязи и взаимозависимости между событиями и фактами.
Насколько осознанна моя жизнь сейчас, «в текущем формате», и стратегически?
Внутренняя осознанность: насколько осознанны мои мысли, куда они направлены? Способствуют ли они моей эффективности? Куда они ведут?
Какова моя речь, насколько четко я формулирую свои мысли? Отражает ли моя речь мои мысли и то, что я хочу донести до своего собеседника?
Насколько я осознаю и понимаю свои эмоции? Понимаю ли я, почему испытываю в конкретный момент времени, в конкретной ситуации именно эту эмоцию? Насколько я управляю своими эмоциями?
Осознаю ли я, что есть мое тело? Что происходит в моем теле? Как и в какой степени я управляю своим телом, его реакциями? Делаю ли я это спонтанно – или в большей степени осознанно? Осознаю ли я свои реакции?
Осознаю ли я свое поведение? Почему я так себя веду или поступаю?
Осознаю ли я свою жизнь?
После ответов на эти вопросы еще раз заполните таблицу.
Рабочая таблица 2
Мой уровень осознанности на __час. ___мин. _____ 201 – г.
Для заметок
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
К настоящему моменту мы с вами рассмотрели, что такое осознанность и осознанная жизнь. Продолжим с вами инвентаризацию вашей корпорации «Я». Для этого вам придется отправиться в путешествие «внутрь себя» и ответить на вопросы, которые вы, может, никогда себе и не задавали. А может, и наоборот. Если это так, сравните полученные сейчас ответы с предыдущими. В путь!
Что я умею? (ответьте на этот вопрос. Если необходимо, продолжите записи в своей тетради)
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Рабочая таблица 3
Рабочая таблица 4
Рабочая таблица 5
Ответы на вопросы из разных таблиц могут повторяться. Это нормально: некоторые вопросы сходны, но задаются под «разным углом».
Для заметок
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
По каким критериям я (в смысле – вы) оцениваю свои успехи?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Какие у меня ценности? (Вопросы в книге часто сформулированы от вашего имени – вы как бы задаете их сами себе и сами отвечаете на них). Напишите перечень своих ценностей. Выстройте их по порядку (по рангу).
Рабочая таблица 6
Объясните, почему у вас именно такие ценности. Откуда они у вас взялись? Куда они вас ведут?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Какие у меня убеждения и установки? Их обоснованность и полезность.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Рабочая таблица 7
Для заметок
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Спросите себя: «Кто я?». Приведите не менее 10 ответов: кем вы себя осознаете, ощущаете, считаете? Отвечайте желательно именами существительными.
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Снова спросите себя: «Кто я?». Дополните варианты ответов.
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – _______________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
Я – __________________________________________
После того, как вы рассказали о себе, прочитайте ваши ответы и, если среди них есть глаголы или прилагательные, замените их существительными.
Повторение вопросов необходимо для полного погружения в свое «Я» и осознания себя. Ответы на них должны быть разными. Когда вы начнете анализировать их, то можете увидеть, что где-то вы повторяетесь. Это нормально. Это значит, что ваше «Я» очень важно и ценно для вас.
И, если у вас еще есть силы и запал, ответьте вновь!
А знаете ли вы, куда идете по жизни? Чтобы не получилось, как в поговорке: «Я не знаю, куда я иду, но я на своем пути!»
Спросите себя: «Куда я иду?»
Мне нравятся следующие два упражнения, которые я подсмотрел в источнике [10].
Также спросите себя: «Ради чего я живу?»
Каждый из нас принимает решения и выполняет действия, руководствуясь не только своими личными интересами и потребностями. На наши решения и действия оказывают влияние значимые для нас люди, группы людей, организации и различные сообщества.
Представьте себя акционерным обществом «Имярек». Кому принадлежат акции этого общества? Конечно, часть акций принадлежит лично вам (это обязательно). А кому еще? Подумайте. Распределите акции между людьми и группами, которые влияют на решения и действия общества «Имярек», и отразите это в таблице.
Рабочая таблица 8
Акционеры общества «Имярек»
* Пакет может быть «продан» одному лицу несколькими частями за разные виды валют (одна часть – за один вид валюты)
Последовательность выполнения:
1. Определите владельцев акций (например, мама, папа, супруг(а), начальник 1, начальник 2, партнер, брат, теща, и т. п. Владельцами акций могут быть и уже умершие люди – если вы принимаете решения «с оглядкой» на них: «А что бы сказал N?»).
2. Определите долю участия каждого.
3. Подумайте и определите, за какую валюту вы продали свои акции данному лицу, как вы сами это видите и чувствуете. Валюты могут быть такие: забота, любовь, призвание, поддержка и т. д. У одного лица может быть «комплексный валютный пакет» – вы продали ему акции за несколько валют. Определите конкретную «долю акций» в «доле» каждой валюты. В таблице может получиться следующее: «Акционер N – столько-то процентов, в том числе столько-то процентов за такую-то валюту, столько-то процентов за такую-то валюту».
4. Подумайте и напишите, как бы вы могли «выкупить» эти акции – через какие-то свои действия или что-то другое.
Для наглядности вы можете отразить данные таблицы в круговой диаграмме.
Главная цель упражнения – осознать, кто влияет на ваши решения и действия, а также определить свой уровень (коэффициент) автономности.
Если вы хотите повысить свой коэффициент автономности, то подумайте, что, как и когда вы готовы для этого сделать.
Автономность
Для заметок
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Конец ознакомительного фрагмента.