Вы здесь

Осознанно жить. Как? Книга-тренинг. Глава 2. Диагностика уровня осознанности жизни на настоящий момент (Ю. М. Гурин, 2013)

Глава 2. Диагностика уровня осознанности жизни на настоящий момент

2.1. Общая диагностика, или Осознание жизни «здесь и сейчас»

Любые изменения целесообразно начинать с понимания существующего положения дел. Для того чтобы двигаться вперед, необходимо «сверить карту с местностью».

Развитие осознанности начинается с диагностики (от др. – греч. διά-γνωσις – распознание, способность различать, решение). Диагностика есть самоосознание.

Развитие осознанности – это шаг вперед и вверх. Для шага нужна твердая, устойчивая опора. Если под ногами шаткий стул или болото, может ли получиться хороший шаг? А шаг за шагом? Диагностика дает такую опору.

Выполняйте диагностику того, что и как вы осознаете, где вы находитесь на жизненном пути, что происходит вокруг вас и внутри вас.

Спросите у себя: какой же у меня уровень осознанности? Высокий, а может, низкий? Как это определить? Как понять, какой конкретно у меня уровень осознанности?

В личностном росте и развитии можно сравнивать только себя самого с самим собой: себя сегодняшнего с собой вчерашним или позавчерашним (сравнивать с завтрашним нет смысла: что такое завтра? Как говорят японцы: «Завтра нет, есть только сегодня»). Самый простой метод измерения – это шкалирование разных характеристик, в том числе и осознанности, от 0 до 10. По каждому выбранному для себя параметру осознанности ставьте себе оценку в этом промежутке и обосновывайте, почему вы поставили именно эту оценку. Затем ставьте себе по этому параметру цель – например, развить его до 8, и описывайте, как вы поймете, что достигли нужного уровня.

Проводя диагностику своего уровня осознанности, вы уже повышаете свой уровень осознанности. Диагностика является инструментом осознания своей жизни в настоящий момент времени и повышения осознания.

Итак, приступим.


Рабочая таблица 1

Мой уровень осознанности на __час. ___мин. _____ 201 – г.


Будьте честны перед самим собой!

Переходите на следующую страницу только после заполнения табл. 1.


Для заметок

Опишите, с чем вы столкнулись, проводя оценку своего уровня осознанности. Какие мысли вас посетили? Может быть, само заполнение таблицы сопровождалось какими-либо словами? Какие эмоции вы испытали? Как вело себя при этом ваше тело? Сделали ли вы для себя какие-либо открытия при выполнении этого упражнения?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Внешняя и внутренняя осознанность

Внешняя осознанность: я знаю, что происходит вокруг меня в данный момент времени. Я это знаю на основании наблюдения и восприятия (с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания). Осознанность подразумевает способность четко воспринимать информацию и анализировать ее, делать определенные выводы, способность понимать взаимосвязи и взаимозависимости между событиями и фактами.

Насколько осознанна моя жизнь сейчас, «в текущем формате», и стратегически?

Внутренняя осознанность: насколько осознанны мои мысли, куда они направлены? Способствуют ли они моей эффективности? Куда они ведут?

Какова моя речь, насколько четко я формулирую свои мысли? Отражает ли моя речь мои мысли и то, что я хочу донести до своего собеседника?

Насколько я осознаю и понимаю свои эмоции? Понимаю ли я, почему испытываю в конкретный момент времени, в конкретной ситуации именно эту эмоцию? Насколько я управляю своими эмоциями?

Осознаю ли я, что есть мое тело? Что происходит в моем теле? Как и в какой степени я управляю своим телом, его реакциями? Делаю ли я это спонтанно – или в большей степени осознанно? Осознаю ли я свои реакции?

Осознаю ли я свое поведение? Почему я так себя веду или поступаю?

Осознаю ли я свою жизнь?

После ответов на эти вопросы еще раз заполните таблицу.


Рабочая таблица 2

Мой уровень осознанности на __час. ___мин. _____ 201 – г.


Для заметок

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

К настоящему моменту мы с вами рассмотрели, что такое осознанность и осознанная жизнь. Продолжим с вами инвентаризацию вашей корпорации «Я». Для этого вам придется отправиться в путешествие «внутрь себя» и ответить на вопросы, которые вы, может, никогда себе и не задавали. А может, и наоборот. Если это так, сравните полученные сейчас ответы с предыдущими. В путь!

Что я умею? (ответьте на этот вопрос. Если необходимо, продолжите записи в своей тетради)

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


Рабочая таблица 3


Рабочая таблица 4


Рабочая таблица 5


Ответы на вопросы из разных таблиц могут повторяться. Это нормально: некоторые вопросы сходны, но задаются под «разным углом».


Для заметок

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

По каким критериям я (в смысле – вы) оцениваю свои успехи?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Какие у меня ценности? (Вопросы в книге часто сформулированы от вашего имени – вы как бы задаете их сами себе и сами отвечаете на них). Напишите перечень своих ценностей. Выстройте их по порядку (по рангу).


Рабочая таблица 6


Объясните, почему у вас именно такие ценности. Откуда они у вас взялись? Куда они вас ведут?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Какие у меня убеждения и установки? Их обоснованность и полезность.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


Рабочая таблица 7


Для заметок

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Упражнение «Кто я?»

Спросите себя: «Кто я?». Приведите не менее 10 ответов: кем вы себя осознаете, ощущаете, считаете? Отвечайте желательно именами существительными.

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Снова спросите себя: «Кто я?». Дополните варианты ответов.

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – _______________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

Я – __________________________________________

После того, как вы рассказали о себе, прочитайте ваши ответы и, если среди них есть глаголы или прилагательные, замените их существительными.

Повторение вопросов необходимо для полного погружения в свое «Я» и осознания себя. Ответы на них должны быть разными. Когда вы начнете анализировать их, то можете увидеть, что где-то вы повторяетесь. Это нормально. Это значит, что ваше «Я» очень важно и ценно для вас.

И, если у вас еще есть силы и запал, ответьте вновь!




А знаете ли вы, куда идете по жизни? Чтобы не получилось, как в поговорке: «Я не знаю, куда я иду, но я на своем пути!»

Спросите себя: «Куда я иду?»

Мне нравятся следующие два упражнения, которые я подсмотрел в источнике [10].




Также спросите себя: «Ради чего я живу?»




Каждый из нас принимает решения и выполняет действия, руководствуясь не только своими личными интересами и потребностями. На наши решения и действия оказывают влияние значимые для нас люди, группы людей, организации и различные сообщества.

Упражнение «Акционерное общество»

Представьте себя акционерным обществом «Имярек». Кому принадлежат акции этого общества? Конечно, часть акций принадлежит лично вам (это обязательно). А кому еще? Подумайте. Распределите акции между людьми и группами, которые влияют на решения и действия общества «Имярек», и отразите это в таблице.


Рабочая таблица 8

Акционеры общества «Имярек»

* Пакет может быть «продан» одному лицу несколькими частями за разные виды валют (одна часть – за один вид валюты)


Последовательность выполнения:

1. Определите владельцев акций (например, мама, папа, супруг(а), начальник 1, начальник 2, партнер, брат, теща, и т. п. Владельцами акций могут быть и уже умершие люди – если вы принимаете решения «с оглядкой» на них: «А что бы сказал N?»).

2. Определите долю участия каждого.

3. Подумайте и определите, за какую валюту вы продали свои акции данному лицу, как вы сами это видите и чувствуете. Валюты могут быть такие: забота, любовь, призвание, поддержка и т. д. У одного лица может быть «комплексный валютный пакет» – вы продали ему акции за несколько валют. Определите конкретную «долю акций» в «доле» каждой валюты. В таблице может получиться следующее: «Акционер N – столько-то процентов, в том числе столько-то процентов за такую-то валюту, столько-то процентов за такую-то валюту».

4. Подумайте и напишите, как бы вы могли «выкупить» эти акции – через какие-то свои действия или что-то другое.

Для наглядности вы можете отразить данные таблицы в круговой диаграмме.

Главная цель упражнения – осознать, кто влияет на ваши решения и действия, а также определить свой уровень (коэффициент) автономности.

Если вы хотите повысить свой коэффициент автономности, то подумайте, что, как и когда вы готовы для этого сделать.


Автономность


Для заметок

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Конец ознакомительного фрагмента.