Вы здесь

Особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту: теория и практика. Сборник научных трудов. Дружинин Андрей Валерьевич. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (Г....

Дружинин Андрей Валерьевич


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Самостоятельная работа курсантов является одним из важнейших составных элементов процесса обучения в вузе. Самостоятельная работа курсантов является индивидуальной работой, проводимой вне аудиторных часов лекционных, семинарских и практических занятий.

Цель и задачи выполняемой работы определяются кафедрой и преподавателем в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Формы оптимального осуществления самостоятельной работы определяются курсантом совместно с преподавателем. Эффективность самостоятельной работы зависит от личных усилий курсанта, преподаватель лишь организует и направляет деятельность обучаемых. Поэтому цель самостоятельной работы курсантов при подготовке к практическим занятиям по разделу «Боевые приемы борьбы» – совершенствование полученных на учебных занятиях умений и навыков правомерного применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств.

При оптимальной организации самостоятельная подготовка играет решающую роль для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста и выступает одной из форм физической подготовки будущего специалиста.

Необходимыми компонентами успешной самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя является мотивация – установка и настрой на плодотворную активную индивидуальную работу, осознание курсантом важности и полезности такой работы для формирования профессиональных компетенций.

Преподавателями предлагается разработанный учебно-методический комплекс, использование которого создает предпосылки для реализации того или иного направления самостоятельной работы курсантов по дисциплине «Физическая подготовка» с учетом специфики этого предмета.

Методика совершенствования навыков применения боевых приемов борьбы в процессе самостоятельной подготовки курсантов включает в себя несколько этапов.

1 этап. На учебных занятиях происходит первоначальное разучивание двигательного действия, формируется первичное представление о технике выполнения приема. На этом этапе рекомендуется непосредственно после окончания учебного занятия сделать записи в рабочие тетради по физической подготовке. Записи должны содержать название приема (в соответствии с существующей терминологией), описание приема – основного звена и деталей техники, а также, при необходимости, изображение в виде схемы или упрощенного рисунка.

2 этап. На этом этапе следует просмотреть видеосюжет с «образцовым» выполнением приема. Видеосюжеты размещаются в электронной информационно-образовательной среде вуза. Необходимый видеосюжет находится либо по названию приема, либо по номеру сюжета, который преподаватель дает в качестве задания для самостоятельной подготовки. Видеосюжеты, помимо зрительной информации, содержат пояснения по технике выполнения приемов.

3 этап – этап идеомоторной тренировки. Идеомоторная тренировка – это мысленное воспроизведение движений (от греческого слова idea – «образ» и латинского motor – «приводящий в движение»). Данная техника состоит в последовательном напряжении и расслаблении мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно. Метод основан на экспериментально установленных фактах сходства состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом движении. Потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении движения такой же, как потенциал этой же мышцы при выполнении реального движения. К тому же экспериментально доказано, что при воображаемом движении возникает внутренняя обратная связь, несущая информацию о результатах действия.

Структура идеомоторной тренировки включает в себя несколько фаз:

– фаза настройки на тренировку;

– фаза наблюдения – просмотр двигательного цикла с особым акцентированием на основных моментах с помощью видеозаписи;

– непосредственно сама идеомоторная фаза – 5-7-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с существующим образом действия;

– имитационная фаза – элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах («намек» на движение) или как бы повторяя воображаемое;

При проведении идеомоторной тренировки следуют соблюдать ряд правил:

1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.

2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно-двигательными ощущениями.

3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки. Для этого используются ключевые слова, содержащиеся в пояснениях по выполнению приемов в идеосюжетах.

4. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.

5. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.

6. Во время идеомоторного представления движения должно быть ощущение «включенности» мышц.

7. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.

8. В первую очередь воспроизводятся пространственные параметры движения, а затем временные (ритм).

4 этап – этап практической тренировки. Упражнение, раннее выполняемое идеомоторным методом, выполняется практически. На этом этапе необходимо использовать технические средства, позволяющие вести видеосъемку (смартфоны, планшетные компьютеры и др.) с возможностью оперативного просмотра снятых сюжетов.

Проведение самостоятельного анализа техники выполняемых приемов в соответствии с их структурой на этом этапе является обязательным условием. Необходимо использовать замедленное воспроизведение снятого материала для того, чтобы точнее воспринимать информацию. При необходимости делается несколько дублей. Структура боевого приема борьбы складывается из пяти операций: навязывание хвата и подготовка к выведению из равновесия и (или) нанесению расслабляющего удара; выведение из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара; реализация его технической основы; подготовка (переход) к действиям физического контроля, сковывания, сопровождения; сковывание (удержание), сопровождение под воздействием болевого приема. Соответственно каждая операция анализируется и проводится работа над ошибками.

5 этап анализ техники выполнения боевых приемов борьбы совместно с преподавателем. На этом этапе в ходе проведения консультации с преподавателями кафедры физической подготовки на основании видеозаписей подробно разбирается структура боевых приемов борьбы, основное звено и детали двигательных действий, даются рекомендации по совершенствованию выполнения приемов и задания на самостоятельную подготовку.

Задания на самостоятельную подготовку заносятся в рабочую тетрадь по физической подготовке.


Список использованной литературы:

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры) / Б. А. Ашмарин. – М., 1978. – 223 с.

2. Забельский С. Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту / С. Ю. Забельский. – Ставрополь, 2005. – 24 с.

3. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей) / В. С. Лобзин, М. М. Решетников. – Л., 1986. – 280 с.