Вы здесь

Особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту: теория и практика. Сборник научных трудов. Громова Наталья Сергеевна. СПЕЦИФИКА ПРОПАГАНДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СРЕДЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (Г. А. Шишенко)

Громова Наталья Сергеевна


СПЕЦИФИКА ПРОПАГАНДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СРЕДЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Одним из наиболее важных показателей уровня жизни человека является его физическое состояние. Физическая культура, являясь часть общечеловеческой культуры в целом, «активно воздействует на жизненно важные стороны человеческого организма» [1]. Даже при условии высокой экономической успешности, социальной адаптированности и психологическом комфорте личность, испытывающая проблемы со здоровьем, не сможет долго поддерживать интенсивное развитие, через некоторое время она впадет в состояние стагнации, а затем, как это не печально, начнет деградировать. Рациональный подход к организации здорового образа жизни с юности поможет избежать указанных негативных тенденций.

С конца 90-х годов ХХ века формируется устойчивый интерес к валеологии в науке и к здоровому образу жизни в обществе в целом. Однако сомнительные научные проекты и неудачные индивидуальные эксперименты привели к тому, что интерес к поддержанию и повышению уровня здоровья постепенно угасает. Спорт и физическая культура из необходимых элементов жизни каждого человека переходят в хобби и постепенно становится «аксессуарами». Спортивные залы из места поддержания физической формы становятся клубом знакомств и просто способом проведения свободного времени. Многие молодые люди начинают заниматься спортом, но со временем теряют интерес к самим занятиям, заводят в спортклубах друзей и приходят туда общаться. Конечно социализирующая функция является важным свойством коллектива спортивных учреждений, но она не должна быть доминирующей. Так, отметим, что интерес к поддержанию собственной физической формы на должном уровне, который резко вырос в конце прошлого века, также резко угас, и теперь требуется дополнительная пропаганда приоритетности здорового образа жизни. При этом мы не предполагаем, что пропаганда связана с какими-то идеологическими манипуляциями или зомбированием населения. В данном случае под пропагандой мы понимаем выбор наиболее действенных способов донесения полезной информации до каждого индивида. Канал передачи, форма сообщения, используемая лексика, субъект воздействия – все имеет принципиальное значение.

Каждая возрастная социальная группа подвержена в большей степени определенным формам пропаганды и необходимо четко понимать специфику лиц, которым мы хотим привить желание заниматься физической культурой и спортом. При воздействии на аудиторию людей среднего возраста со сформировавшимися убеждениями и четкими жизненными целями, можно использовать логические аргументы, рассказывать о последствиях пренебрежения вопросами поддержания должной физической формы. Молодежная же аудитория представляет совершенно противоположную категорию, где аргументация и провокация часто однонаправленны. Лидер группы одним действием может разрушить все положительное влияние месячной пропаганды образовательного учреждения, поскольку его авторитет значительно выше в среде сверстников, а цели педагогов априори являются антагонистическими в силу психологических условностей.

Спецификой молодежной аудитории является и то, что физические показатели большинства молодых людей поддерживают их уверенность в собственных ресурсах здоровья, что провоцирует недоверие к данным официальных источников. Однако постоянные стрессы, во многом связанные с образовательным процессом и личностными взаимоотношениями в коллективе, нарушение принципов здорового питания, привычка к экономии физических усилий, большое количество различного рода зависимостей, начиная от физических и заканчивая психологическими, – все это создает особый рисковый образ жизни молодого человека, когда здоровье отходит на второй план, а спорту редко остается место. При этом мало кто из молодых людей знает, что «физическая активность снимает стрессовые состояния, повышает работоспособность, снижает уровень агрессивности» [2].

Говоря о современных средствах пропаганды, мы можем выделить два ключевых ее уровня: социальный и личностный. Первый уровень можно охарактеризовать как системную информационно-просветительскую агитационную работу различных социальных институтов, куда стоит включить и государство. Второй – представляет собой спорадическое взаимодействие ценностных ориентаций отдельно взятых людей, обусловленное семейными традициями и индивидуальными социумно зависимыми установками. Таким образом, следует отметить, что выбор положительного или отрицательного отношения к сохранению собственного здоровья закладывается под влиянием официальных (социальный уровень) и неофициальных (личностный уровень) факторов воздействия. При рассмотрении проблемы пропаганды приоритетного отношения к физической культуре и спорту в молодежной среде необходимо отметить ряд специфических особенностей данной возрастной группы. Для молодежи достаточно значимым является нарушение формальных отношений, не следование традиционным нормам, попытки создания собственных ценностных стереотипов, что позволяет им проходить процесс социализации и одновременно затрудняет воздействие, оказываемое со стороны людей старшего поколения. Молодежная культура является достаточно закрытой для «взрослых» и причисляет их к аутгрупам, ценности которых априори негативны. Социальный уровень пропаганды, который чаще всего носит агитационный нравоучительный характер и поддерживается традиционными авторитетами, не достигает нужного эффекта, скорее, наоборот, оказывает негативное, отталкивающее воздействие на молодежь. Попытки морально-этического воспитания любым представителем образовательного учреждения относятся к реализации официального воздействия. Именно поэтому лекции о вреде курения практически не приносят пользы, поскольку подавляющее большинство присутствующих на таком мероприятии воспринимают их как неприкрытую форму пропаганды официальных идей и стараются от нее изолироваться путем шуток, насмешек, поиска повода покинуть аудиторию. Таково же и воздействие различных спортивных и культурных мероприятий: большинству участников интересен процесс, а не цели организаторов, поэтому лозунги, которые сопровождают действие, отходят на второй план. Следовательно, классическая агитация, такая как проведение культмассовых мероприятий или научно-популярных лекций, не может оказать решающего воздействия на молодых людей, хотя является действенной среди социально изолированных юношей и девушек.

Если говорить о возможном положительном воздействии официальной деятельности, то ее лучше направить на реализацию информирующих функций. Некоторые молодые люди вступают в асоциальные сообщества только потому, что не знают других способов проведения свободного времени, и элементарное оповещение о местах нахождения спортивных секций, о календаре муниципальных, региональных, федеральных соревнований и мероприятий может иметь положительные результаты как личного, так и социального характера. Можно утверждать, что неофициальный уровень становится превалирующим и личностное влияние становится более значимым в молодежной среде. Следование моде заставляет молодых людей рисковать собственным здоровьем ради внимания сверстников. Индивидуальные негативные привычки становятся социально одобряемы и приобретают широкое распространение только потому, что нарушают общепринятые нормы. Так, субъективные факторы негативного воздействия перевешивают объективные факторы положительного.

Первым фактором успешной пропаганды должно стать привлечение сверстников, которые будут рассказывать о собственном опыте, о собственных проблемах и ожиданиях, т. е. о том, что актуально, интересно и понятно выражено. К проведению культмассовых мероприятий спортивного характера следует привлекать не пожилых бывших спортсменов, а молодых, возможно, еще не таких титулованных, но более близких по возрасту и кругу интересов.

Вторым фактором можно назвать использование правильной «упаковки», т. е. способа передачи сообщения [3]. Современная коммуникация предъявляет к тексту особые требования: линейность и однокодовость стандартных текстов уже не воспринимает молодыми людьми. Креолизованные тексты, т. е. сложные, «в структурировании которых наряду с вербальными применяются иконические средства, а также средства других семиотических кодов (цвет, шрифт и др.)» [4], преобладают сейчас во всех сферах жизнедеятельности индивида. Сочетание вербальных и невербальных элементов дает необходимый коммуникативный эффект. Каждое изображение, являющееся частью креолизованного текста, «не только транслирует символы, но и формирует эмоционально-мотивационные установки у воспринимающего их лица» [5]. Повышается действенность информации, что важно при ориентированности на множественные, неоднородные по своему составу субъекты, такие как молодежь, включающая представителей различных субкультур.

Третьим фактором следует назвать смещение акцентов: не номинировать цель, а скрыть ее с помощью различных кодов. Отсутствие официальности позволит снять коммуникативный барьер и перевести общение в плоскость полезного для обеих сторон. Переведя монологическое вещание о возможных будущих проблемах в конструктивный диалог о решении существующих проблем, можно заинтересовать молодого человека и не только повлиять на его мышление, но и выяснить причины, сподвигающие личность на пренебрежение занятиями спортом.

Четвертым фактором, самым действенным, должно быть формирование заинтересованности. У большей части молодежи спорт ассоциируется с непосильными нагрузками, травмами и отсутствием перспектив после 30 лет, а занятия физической культурой – с нудными, неинтересными, опасными видами деятельности, которые могут продемонстрировать окружающим несовершенства индивида. В результате формируется отсутствие интереса и боязнь оказаться хуже других, что обеспечивает устойчивое неприятие занятий спортом. С целью пропаганды спорта и физической культуры нужно выбирать интересные формы активности, предлагать оригинальные методики. Многие современные молодые люди и девушки увлекаются квестами, но спортивные их варианты практически отсутствуют: они существуют только внутри молодежной субкультуры и могут угрожать здоровью. При условии разработки квестовых заданий профессиональными спортсменами-тренерами угрозы здоровью можно было бы избежать, а интерес со стороны молодежи повысить.

Таким образом, пропаганда спорта и физической культуры в среде учащейся молодежи должна осуществляться не путем применения устаревших недейственных лекционно-монологических форм. Пропаганда должна иметь диалогический характер и учитывать потребности молодежи и особенности молодежной субкультуры. Только личная заинтересованность агитаторов, их приверженность принципам здорового образа жизни, внешние признаки хорошей физической формы смогут вызвать доверие со стороны молодых людей и вовлечь их в занятия спортом, но привить устойчивый интерес можно только при условии демонстрации разнообразия способов поддержания спортивного тонуса, когда каждый сможет найти занятие по своим возможностям и способностям.


Список использованной литературы:

[1] Лукьянов С. И. Роль физической культуры в жизни студентов / С. И. Лукьянов // Фундаментальные исследования. 2006. №11. С. 92—93.

[2] Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. 2015. №2. С. 113—117.

[3] Чейф У. Л. Данность, контрастивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения / У. Л. Чейф // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 11. С. 277—316.

[4] Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. Пособие / Е. Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

[5] Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. Пособие / Е. Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.