Движение глаз
Глаза не двигаются постоянно по линии текста, так как такое движение приведет к тому, что изображение может оказаться вне фокуса. Глаза совершают небольшие и регулярные «скачки». Каждый скачек переводит наши глаза от одной точки приостановки к другой точке, причем «скачки» глаза не больше одного слова. Мы же думаем, что заставляем двигаться наши глаза так медленно и так быстро по строчкам текста, как мы пожелаем.
Свойства глаза таковы, что он может видеть только в момент приостановки, потому что, когда он движется, он проделывает это с необычайно огромной скоростью, которая у него постоянна и не поддается контролю. Если внимательно осмотреть комнату, то можно убедиться, что можете отчетливо видеть только в том случае, если глаза неподвижны, и если очень медленно перемещать свой взгляд, то глаза совершают быстрые скачки с предмета на предмет, а вы продолжаете видеть только в паузах между скачками. Число пауз зависит от вас самих, можно сделать больше, а можно меньше.
Глаз не совершает плавного перемещения по странице текста, он движется маленькими прыжками слева направо, делая приостановки, чтобы усвоить несколько слов и продолжить свое скачкообразное движение и повторять такой процесс снова и снова, поглощая информацию во время пауз. Вы делаете меньше пауз, когда читаете быстро и больше пауз – если читаете медленно.
На рисунке показаны движения глаз того, кто читает медленно. Движения глаз обозначены стрелками, а приостановки точками.
→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→
Рис. Схема движений глаз у плохого читателя
→→→→→→∙→→→→→→→∙→→→→→→
Рис. Схема движений глаз у хорошего читателя
Хороший читатель делает более длинные прыжки по тексту. Между очередными приостановками глаза, он успевает улавливать до шести слов сразу.
Причиной дополнительных пауз у плохого читателя становится неуверенность в том, что он правильно понял прочитанный текст и многократное возвращение к повторению. Почти на каждой строчке глаза неопытного читателя возвращаются назад, чтобы проверить изображение. Такая привычка приводит к большому количеству приостановок, за счет чего снижается скорость чтения и картина, которую рисует мозг, нарушается, искажается восприятие.
Научные исследования показали, что если неумелым читателям не позволяли возвращаться назад к только что прочитанному тексту, то у 80 % из 100 % глаза усваивали прочитанную информацию ничуть не хуже, чем у умелых читателей.
Если принять, что на каждую приостановку затрачивается одинаковое количество времени, где-то полсекунды, то вырисовывается очень интересная картина. На чтения нормальной стандартной строки, которая содержит двенадцать слов, плохой читатель потратит семь секунд, в то время, как быстрому читателю понадобится всего лишь две секунды.
Процесс чтения достаточно сложен и все эти постоянно чередующиеся приостановки и скачки осуществляются на рефлекторном уровне, и зависят от скорости и способности мозга обрабатывать информацию. Этот процесс осуществляется так же рефлекторно и автоматически, как и движения во время еды – практически полностью отсутствует контроль со стороны сознания. Мозг сам определяет количество информации, которую он может принять и обработать в единицу времени и скорость, с которой глазам надо передавать эту информацию ему.
Конец ознакомительного фрагмента.