Глава 3 Особенности ПДД в Африке, США, Австралии, Китае и Японии
Содержимое этой главы адресовано тем, кто любит путешествовать за рулем в далеких и экзотических странах. Вы узнаете, какие особенности ПДД существуют в некоторых африканских государствах, в Австралии, Китае и Японии. Ну и, конечно, мы не могли обойти вниманием такую страну, как США, с которой мы и начнем данную главу.
США
Если вы планируете ездить за рулем по американским дорогам, то знайте: в разных штатах ПДД могут отличаться. Поэтому прежде чем посетить тот или иной штат, ознакомьтесь с местными Правилами дорожного движения.
В данном разделе речь пойдет о тех особенностях ПДД США, которые свойственны большинству штатов.
Характерной особенностью организации дорожного движения в США является то, что скрыть факт нарушения ПДД практически нереально: повсюду установлены приборы фото– и видеофиксации, которые записывают все происходящее на дороге.
Учтите
В Америке используется иная система измерения, чем в России и большинстве других государств. Например, расстояние выражается в футах или милях, а скорость движения автомобилей – не в км/ч, а в милях в час.
В целом скоростной режим в Америке довольно демократичный, максимально разрешенные пределы скорости выше, чем в России и в Европе. На первых порах это даже вызывает некоторый дискомфорт, но в скором времени водители-иностранцы адаптируются к новым условиям и с удовольствием ездят на высокой скорости. При этом в каждом штате функционирует своя система организации скоростного режима, причем сведения о разрешенной скорости содержатся на дорожных знаках. Обычно в жилых зонах автомобили могут ехать со скоростью до 25–30 миль в час, а на трассах типа «freeway» (эти трассы специально предназначены для езды на дальние расстояния, на них почти нет светофоров и перекрестков) – до 65 (иногда до 50) миль в час.
С особой бдительностью американские дорожные полицейские контролируют соблюдение правил парковки. Помните, что в соответствии с местным дорожным законодательством парковка запрещена:
• в тоннелях;
• на мостах, путепроводах и эстакадах;
• на стоянках, предназначенных для инвалидов, если на машине нет соответствующей таблички или номерного знака;
• рядом со стоящими у проезжей части транспортными средствами;
• на железнодорожных путях;
• в местах въезда и выезда со скоростной автомагистрали (кроме экстренных случаев);
• на перекрестках;
• на тротуарах и пешеходных переходах;
• в местах, где проводятся дорожно-строительные работы – в том случае, если стоящий автомобиль будет мешать движению других транспортных средств;
• ближе 30 футов (это примерно 9,1 м) от светофоров, а также знаков «Уступите дорогу» и «STOP»;
• ближе 20 футов (около 6 м) от островков безопасности, предназначенных для пешеходов, а также от въездных ворот пожарных депо, расположенных на этой же стороне улицы;
• ближе 75 футов (около 23 м) от ворот пожарных депо, расположенных на противоположной стороне улицы;
• ближе 5 футов (около 1,5 м) от аллей, подъездов, проездов с выемкой в бордюре и частных дорог;
• ближе 15 футов (около 4,6 м) от пожарных гидрантов;
• ближе 50 футов (около 15 м) от железнодорожных переездов;
• дальше 12 дюймов (около 30 см) от тротуара.
Кроме этого, нельзя парковаться в зоне действия соответствующих запрещающих знаков.
На обочинах дорог, а также на скоростных автострадах и автомагистралях американские ПДД запрещают ехать задним ходом. Отметим, что на обочинах запрещено вообще всякое движение (в том числе и передним ходом), если только это не разрешено дорожными знаками или разметкой.
Свои особенности в США есть и у правил совершения обгона. Если вы находитесь на дороге, имеющей две полосы для движения в одном направлении, то учтите, что левая полоса предназначена для обгона транспортных средств, движущихся на малой скорости. Если же дорога имеет более двух полос для движения в одном направлении, то по правой полосе должны двигаться транспортные средства на невысокой скорости, по центральным – автомобили с обычной скоростью, а левая полоса предназначена только для совершения обгона. Выполнять обгон с правой стороны запрещено: ведь водитель обгоняемого автомобиля может не заметить тот факт, что его обгоняют, и начать перестроение вправо или попытаться съехать на обочину. Это может стать причиной аварии. Ну и, разумеется, строго запрещено использовать для обгона обочину.
В ряде американских штатов ПДД содержат такой термин, как «движение по береговой линии». В большинстве случаев береговая линия имеет статус обычной автомобильной дороги, и на ее территорию распространяется действие ПДД. Поэтому ехать по береговой линии нельзя без прав, на незарегистрированном автомобиле и т. д. На береговой линии пешеходы всегда имеют преимущество, а максимально допустимая скорость обычно составляет 25 миль в час.
Оформление большинства американских знаков отличается от российских, но их требования вполне понятны и очевидны – в немалой степени потому, что они содержат поясняющие надписи. Например, знак ограничения скорости представляет собой прямоугольник белого цвета, на котором черным цветом написано: «SPEED LIMIT 60» (цифра обозначает максимально разрешенную скорость, в данном примере – 60 миль в час). Дорожный знак «Въезд запрещен» (знаменитый «кирпич») имеет такой же вид, как и в России, с той разницей, что на его белой полосе выполнена надпись «DO NOT ENTER». Подобные надписи имеются на знаках приоритета, запрещающих и предписывающих знаках и др.
С пьянством за рулем американское законодательство ведет нещадную войну. Причем, если водитель управляет автомобилем в нетрезвом состоянии, то привлечь к серьезной ответственности могут не только его (что само собой разумеется), но и тех людей, которые позволили ему сесть за руль в пьяном виде. Например, если ваш нетрезвый гость уехал от вас за рулем автомобиля, то часть ответственности за его нарушение будет возложена на вас.
Детей в США перевозят в специальных школьных автобусах желтого цвета. Следует знать, что эти автобусы пользуются множеством преимуществ, а также уважением и почетом со стороны других участников движения. При остановке школьного автобуса для посадки или высадки детей у него загораются специальные огни: в этом случае все расположенные поблизости транспортные средства обязаны остановиться. Если дорога по осевой линии не имеет разделительной полосы или иного искусственного ограждения, то данное требование распространяется и на те автомобили, которые находятся на противоположной стороне дороги.
Многие американские дороги имеют такой элемент, как «полоса для транспортных средств, выполняющих левый поворот». Он обычно располагается посередине проезжей части, и заезжать на эту полосу разрешается лишь тем, кто намерен выполнить левый поворот. Суть заключается в том, что по такой полосе транспортные средства едут навстречу друг другу буквально «лоб в лоб», но на перекрестке они спокойно разъезжаются: каждый поворачивает налево. Для обозначения таких полос в США предназначена специальная дорожная разметка, представляющая собой сплошную и прерывистую линии желтого цвета с каждой стороны, а место, где водитель должен повернуть налево, обозначено соответствующими стрелками (рис. 3.1).
Важно
Въезжать на полосу для транспортных средств, выполняющих левый поворот, можно только после того, как вы убедитесь в безопасности маневра. Строго запрещено выполнять по такой полосе обгон, а также ехать по ней более 300 футов (90 метров).
Особые требования предъявляются в США к выполнению такого маневра, как разворот. В частности, вы можете развернуться лишь при полном отсутствии помех и удостоверившись в том, что данный маневр не создаст неудобств другим участникам движения.
Учтите
В некоторых американских населенных пунктах выполнение разворотов вообще запрещено.
Рис. 3.1. Дорога со стрелкой для левого поворота
В США велосипедисты и пешеходы имеют преимущество перед другими участниками движения. Более того – на нерегулируемых перекрестках водитель должен уступить пешеходу дорогу даже в случае, когда пешеходный переход никак не обозначен. Если на стороне дороги, по которой вы движетесь, появился пешеход – вам следует остановиться. Также необходимо останавливаться и тогда, когда пешеход находится на расстоянии не более одной полосы соответствующего направления. Трогаться с места разрешается лишь тогда, когда пешеход находится на расстоянии более одной полосы соответствующего направления.
Если во время движения автомобилю приходится пересекать тротуар, то водитель должен уступить дорогу находящимся на нем пешеходам. А вообще движение по тротуарам (кроме пересечения, когда иного выхода нет) строго запрещено.
Помни об этом
В Америке полным преимуществом пользуются слепые пешеходы, пользующиеся белой тростью либо идущие с собакой-поводырем. Американские ПДД категорически запрещают подавать им звуковые сигналы, поскольку это может напугать собаку-поводыря либо дезориентировать ее хозяина.
Поворачивая налево, водитель должен пропустить пешеходов, велосипедистов, а также транспортные средства, которые едут навстречу. На круговых перекрестках преимущество имеют транспортные средства, движущиеся по кругу.
На нерегулируемых перекрестках, не оборудованных знаками приоритета, вступает в силу правило «помехи справа». Помимо этого, водители должны пропускать транспортные средства, которые находятся на середине перекрестка.
В Америке существуют нерегулируемые перекрестки, у которых с каждой стороны установлен знак «STOP». Здесь первым имеет право ехать тот, кто раньше подъехал к перекрестку (но перед знаком в любом случае необходимо остановиться). Бывают ситуации, когда к такому перекрестку одновременно с разных сторон подъезжают автомобили – в этом случае нужно руководствоваться правилом «помехи справа».
Египет
Египет – страна, где дорожное движение отличается редкой беспорядочностью и непредсказуемостью. Конечно, в Египте есть свои ПДД и прочие нормативные документы, регламентирующие дорожное движение, но то, что наблюдается на египетских дорогах, можно назвать одним словом – хаос.
В больших городах любого иностранца удивляет беспорядочное скопление пешеходов и транспортных средств, которые практически не реагируют на присутствие других участников движения. Дорожные знаки, разметка и светофоры существуют лишь для «проформы», поскольку на них практически никто не обращает внимания. Иначе говоря, если на светофоре горит красный сигнал – это вовсе не гарантирует того, что участник движения, к которому он обращен, действительно остановится.
Пешеходы выскакивают на проезжую часть в любом месте и в любое время, о пешеходных переходах никто и не вспоминает. Порой такое поведение становится причиной серьезных пробок и заторов, надолго блокируя движение транспортных средств.
На дорогах постоянно возникают споры, стычки, раздаются пронзительные звуки клаксонов, отовсюду слышится ругань, вобщем обстановка – как на грязной шумной провинциальной барахолке. Во многом благодаря такой «организации» дорожного движения египетские водители давно махнули рукой на такие «мелочи», как небольшие вмятины и царапины на автомобилях: подобные отметины имеются на большинстве машин.
Правда, пару лет назад хаос на дорогах наконец-то привлек внимание египетских властей. В результате в августе 2008 года в Египте вступил в силу новый закон, направленный на урегулирование дорожного движения и обеспечение безопасности на дорогах. Главная особенность данного закона – ужесточение санкций за нарушение ПДД.
Например, одним из самых строгих требований местных ПДД стало наличие и укомплектованность медицинской аптечки. Знайте, что в соответствии с египетским дорожным законодательством аптечка должна включать в себя:
• пластырь – 2 шт.;
• бандаж (используется при переломах конечностей);
• искусственный лед;
• фонарик;
• брошюру об оказании первой медицинской помощи;
• покрывало, пропитанное вазелином (используется при ожогах);
• одноразовые медицинские перчатки – 4 пары;
• медицинскую вату;
• ножницы;
• антисептическое средство;
• стерильные медицинские бинты – 4 шт.
Корпус аптечки должен быть изготовлен из нержавеющего материала и иметь маркировку снаружи, выполненную на арабском языке.
Помимо аптечки, в машине должен быть знак аварийной остановки. За отсутствие аптечки или знака аварийной остановки грозит лишение прав сроком на месяц.
Помни об этом
Если вам выписали штраф за нарушение ПДД – знайте: при оплате его на месте вам могут предоставить скидку 50 %. Если вы отказываетесь заплатить штраф на месте – сведения об этом штрафе попадают в так называемое «водительское досье» и хранятся по месту регистрации транспортного средства. В этом случае штраф оплачивается при каждом продлении лицензии на транспортное средство.
Использование ремней безопасности обязательно для водителей и пассажиров. За нарушение этого требования – штраф от 100 до 300 фунтов. Правда, многие местные водители при всем желании не могут пристегиваться, поскольку ездят на таких старых машинах, в которых ремни безопасности давно срезаны за ненадобностью или просто оборваны.
Разговаривать во время движения по мобильному телефону можно только при наличии системы «свободные руки». К нарушителям этого требования применяется штраф от 100 до 300 фунтов.
Одним из самых серьезных нарушений ПДД является езда по встречной полосе, а также иные действия водителя, которые ставят под угрозу жизнь или здоровье других участников дорожного движения, или могут привести к возникновению аварийной ситуации. За такие нарушения полагается штраф от 1000 до 3000 фунтов.
Конец ознакомительного фрагмента.