Лекции 9-10.
Общественная экологическая экспертиза
Студент должен знать:
– право организации и проведения ОЭЭ;
– объекты ОЭЭ;
– порядок проведения ОЭЭ;
– сроки проведения ОЭЭ по проекту.
Рассматриваемые вопросы
1. Предмет, цели и задачи ОЭЭ.
2. Организатор общественной экологической экспертизы
3. Эксперты общественной экологической экспертизы
4. Права и обязанности заказчика объекта общественной экологической экспертизы
5. Финансирование общественной экологической экспертизы
6. Порядок регистрации общественной экологической экспертизы
7. Заключение общественной экологической экспертизы
8. Использование результатов общественной экологической экспертизы
1 . Предмет, цели и задачи ОЭЭ.
Общественная экологическая экспертиза – вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями. 2. Общественная экологическая экспертиза рассматривает любую хозяйственную и иную деятельность на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.
Выбросы парниковых газов не являются объектом общественной экологической экспертизы.
3. Инициатором общественной экологической экспертизы могут выступать физические лица или общественные объединения, интересы которых затрагиваются в случае реализации объекта общественной экологической экспертизы.
Процедура инициации организации и проведения ОЭЭ. Права и обязанности граждан и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы. Организация общественных слушаний по материалам организуемой ОЭЭ. Сроки проведения ОЭЭ по отношению к ГЭЭ. Условия проведения ОЭЭ. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ. Объекты и материалы, не подлежащие ОЭЭ. Заключение ОЭЭ, его юридический статус. Международный статус ОЭЭ.
2 . Организатор общественной экологической экспертизы
1. Организатор общественной экологической экспертизы – общественные объединения, от лица которых подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы и принимаются меры по организации деятельности экспертной комиссии.
2. Организатор общественной экологической экспертизы имеет право:
1) запрашивать у заказчика объекта общественной экологической экспертизы документы и материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы;
2) создавать экспертную комиссию для проведения экспертизы;
3) представлять в местные исполнительные органы и финансовые организации заключение общественной экологической экспертизы.
3. Организатор общественной экологической экспертизы обязан:
1) организовать общественную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем Кодексе;
2) обеспечить информирование общественности о ходе и результатах общественной экологической экспертизы и учет общественного мнения в выработке заключения общественной экологической экспертизы;
3) обеспечить открытость заключения общественной экологической экспертизы для всех заинтересованных сторон.
3 . Эксперты общественной экологической экспертизы
1. Экспертом общественной экологической экспертизы является физическое лицо, обладающее научными и (или) практическими знаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченное организатором общественной экологической экспертизы к проведению общественной экспертизы.
2. Экспертом общественной экологической экспертизы не может быть:
1) представитель заказчика объекта общественной экологической экспертизы;
2) представитель разработчика объекта общественной экологической экспертизы;
3) физическое лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком объекта общественной экологической экспертизы;
4) представитель юридического лица, состоящего в договорных отношениях с заказчиком или с разработчиком объекта общественной экологической экспертизы.
3. Эксперт общественной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с законодательством Республики Казахстан и заданием, выданным организатором общественной экологической экспертизы.
4. Эксперт общественной экологической экспертизы при проведении общественной экологической экспертизы имеет право выражать особое мнение по объекту общественной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению общественной экологической экспертизы.
5. Эксперт общественной экологической экспертизы обязан:
1) соблюдать требования экологического законодательства Республики Казахстан;
2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы, а также учет замечаний и предложений, поступающих в адрес общественной экологической экспертизы от заинтересованных физических лиц и общественных объединений;
3) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на общественную экологическую экспертизу, а также защиту интеллектуальной собственности.
4 . Права и обязанности заказчика объекта общественной экологической экспертизы
1. Заказчиком объекта общественной экологической экспертизы является физическое или юридическое лицо намечаемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности.
2. Заказчик объекта общественной экологической экспертизы имеет право:
1) на защиту охраняемых законом конфиденциальных сведений, содержащихся в документации по намечаемой деятельности;
2) получать информацию и иметь доступ к информации о ходе и результатах проведения общественной экологической экспертизы;
3) участвовать в общественных слушаниях и иных мероприятиях, проводимых в рамках общественной экологической экспертизы;
4) представлять свои разъяснения и комментарии к заключению общественной экологической экспертизы в орган, осуществляющий государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные органы.
3. Заказчик объекта общественной экологической экспертизы обязан:
1) представлять на общественную экологическую экспертизу необходимые документы и материалы;
2) представлять в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды письменный ответ на рекомендации, изложенные в заключении общественной экологической экспертизы.
5. Финансирование общественной экологической экспертизы
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет:
1) собственных средств общественных объединений, организующих и проводящих общественную экологическую экспертизу;
2) добровольных пожертвований, грантов, предоставляемых на безвозмездной основе;
3) иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
6 . Порядок регистрации общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии регистрации заявления организатора экспертизы о ее проведении.
2. Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы подается ее организатором в местные исполнительные органы, на территории которых намечается деятельность объекта экспертизы.
3. В заявлении о проведении общественной экологической экспертизы должны быть указаны:
1) наименование, юридический адрес организатора общественной экологической экспертизы;
2) характер деятельности, предусмотренной уставом организатора общественной экологической экспертизы;
3) сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
4) сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.
4. Местные исполнительные органы в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязаны его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
5. В регистрации заявления об организации общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
1) общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении данного объекта;
2) объект общественной экологической экспертизы содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
3) устав организатора общественной экологической экспертизы не предусматривает деятельность данного общественного объединения по проведению общественной экологической экспертизы;
4) государственная экологическая экспертиза предполагаемого объекта общественной экологической экспертизы завершена.
6. В случае отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы местный исполнительный орган сообщает об этом инициатору и организатору общественной экологической экспертизы в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа.
7 . Заключение общественной экологической экспертизы
1. Результаты общественной экологической экспертизы оформляются в виде заключения общественной экологической экспертизы, которое носит рекомендательный характер.
2. Заключение общественной экологической экспертизы должно содержать:
1) наименование и юридический адрес организатора экологической экспертизы;
2) фамилию, имя, отчество или полное наименование заказчика, наименование и местонахождение объекта общественной экологической экспертизы;
3) сведения о регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы в местном исполнительном органе;
4) сроки проведения общественной экологической экспертизы;
5) состав документации, проходившей общественную экологическую экспертизу, перечисление других документов, использованных в процессе общественной экологической экспертизы;
6) состав членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
7) изложение результатов экспертизы;
8) описание задания по проведению общественной экологической экспертизы, определенного организатором общественной экологической экспертизы;
9) описание процесса общественной экологической экспертизы, в том числе взаимодействия с общественностью, заказчиком и другими заинтересованными сторонами;
10) выводы общественной экологической экспертизы.
3. Выводы общественной экологической экспертизы должны содержать:
1) заключение о соответствии объекта общественной экологической экспертизы требованиям экологического законодательства Республики Казахстан;
2) характеристику полноты, качества и достоверности проведенной заказчиком оценки воздействия на окружающую среду;
3) характеристику позиций различных групп общественности по отношению к намечаемой деятельности, обзор предложений и замечаний общественности;
4) мнение экспертов по экологической и социальной допустимости реализации объекта общественной экологической экспертизы;
5) предложения и рекомендации органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику, государственным органам и юридическим лицам, принимающим решения, связанные с реализацией объекта экспертизы.
4. Заключение общественной экологической экспертизы подписывается уполномоченным представителем организатора общественной экологической экспертизы, председателем и членами экспертной комиссии.
5. Заключение общественной экологической экспертизы направляется:
1) в местный исполнительный орган, проводивший регистрацию заявления на проведение общественной экологической экспертизы;
2) в орган, осуществляющий государственную экологическую экспертизу данного объекта;
3) заказчику намечаемой деятельности;
4) органам, принимающим решения, связанные с реализацией объекта общественной экологической экспертизы;
5) в средства массовой информации.
8 . Использование результатов общественной экологической экспертизы
1. Заказчик намечаемой деятельности обязан в месячный срок со дня получения заключения общественной экологической экспертизы рассмотреть выводы и рекомендации, содержащиеся в нем, и направить свои комментарии в орган государственной экологической экспертизы и организатору общественной экологической экспертизы.
2. Заключение общественной экологической экспертизы должно быть рассмотрено при проведении государственной экологической экспертизы. Результаты рассмотрения должны быть направлены организатору общественной экологической экспертизы и в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
3. Заключение общественной экологической экспертизы может быть также учтено при принятии решений местными исполнительными органами, финансовыми организациями и заказчиком намечаемой деятельности.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. № 174-ФЗ.
2. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.
3. Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.
Дополнительная:
1. Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб. – метод. пособие. М., 2003.
2. Ли Н. Экологическая экспертиза: Учебное руководство. М., 1995.
3. Основы эколого-географической экспертизы. М., 1992.
4. Правила проведения независимой экологической экспертизы: МВШЭ. ПР-001-96 / Ред. сов.: Красовский П.А. и др. М., 1996.
5. Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.
6. Экологическое законодательство РК: Сб.законодательных актов.
1. Предмет, цели и задачи ОЭЭ.
2. Нормативно-правовое обеспечение и порядок проведения.
3. Процедура инициации организации и проведения ОЭЭ.
4. Права и обязанности граждан и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы.
5. Финансирование Общественной Экологической Экспертизы (ОЭЭ). Взаимодействие с заинтересованными сторонами.
6. Организатор общественной экологической экспертизы
7. Эксперты общественной экологической экспертизы
8. Права и обязанности заказчика объекта общественной экологической экспертизы
9. Финансирование общественной экологической экспертизы
10. Заключение ОЭЭ, его юридический статус.
Цель: детальное изучение правовой и нормативной баз данных по охране окружающей природной среды регионального, государственного и международного уровней.
Задачи:
– закрепление и углубление знаний, полученных на лекционных занятиях;
– овладение студентами традиционными и новыми методами экологической оценки проектов;
– конкретизация знаний о законодательной базе экспертной оценки;
– знакомство со стандартным пакетом документов при проведении ГЭЭ и ОЭЭ;
– овладение навыками работы с обновленной версией программы «КонсультантПлюс».
По результатам занятий студенты должны уметь:
– работать с юридическими и статистическими источниками информации;
– получать информацию из электронных баз данных;
– анализировать заключения экспертных комиссий ГЭЭ и ОЭЭ конкретных проектов;
– давать оценку полноты представленной для экспертизы информации;
– выполнять роли членов экспертной комиссии при проведении деловой игры.
Вопросы:
1. Предмет, цели и задачи ОЭЭ.
2. Нормативно-правовое обеспечение и порядок проведения.
3. Процедура инициации организации и проведения ОЭЭ.
4. Права и обязанности граждан и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы.
5. Финансирование ОЭЭ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами.
6. Заключение ОЭЭ, его юридический статус.
Логическая задача. Каковы права и обязанности граждан и общественных организации (объединений) в области экологической экспертизы. Объясните почему, выбросы парниковых газов не являются объектом общественной экологической экспертизы. Кто не может быть экспертом общественной экологической экспертизы, и почему.
Форма проведения занятия: Тестовый и устный опрос, решение логических задач.
Рекомендуемая литература:
1. Агроэкология / В.А. Черников, Р.М. Алексахин, А.В. Голубев и др.; Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса. – М.: Колос, 2000
2. Агроэкология. Методология, технология, экономика / В. А. Черников, И. Г. Грингоф, В. Т. Емцев и др. Под ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса. – М.: КолосС, 2004
3. Данилов-Данильян В. И., Залиханов М. Ч., Лосев К. С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001
4. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
Самостоятельная работа студента предполагает инициативность студента в сфере изучаемой дисциплины. Работа выполняется самостоятельно, в формате установленном преподавателем (подготовка к СРС может осуществляться в устной, письменной формах, составлении презентаций, реферативных работ и т. д), работа предполагает изучение материала в свободные от посещения учебного заведения часы и частичный контроль преподавателя.
Студент должен знать:
1. Система управления охраной окружающей среды на предприятиях
– экологические требования при эксплуатации предприятий;
– виды разрешений на пользование природными ресурсами;
– виды и формы экологического нормирования;
– правовой статус экологического паспорта природопользователя;
– структуру системы управления качеством природной среды на предприятии.
2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной документации
– порядок осуществления экологического сопровождения инвестиционного проекта;
– организацию экологической оценки проекта;
– требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционного проекта;
– содержание Декларации о намерении инвестирования в строительстве;
– экологические требования к инвестору в процессе обоснования инвестиций в проект;
– содержание предварительной ОВОС при выборе площадки размещения объекта.
1 . Права и обязанности заказчика документации. Финансирование ГЭЭ.
Необходимо раскрыть следующие аспекты темы:
1. Права заказчика документации, представляемой на ЭЭ.
2. Нарушения законодательства РК об ЭЭ заказчиком документации, руководителями и членами экспертных комиссий.
3. Сроки проведения ГЭЭ. Определение стоимости работ по организации и проведению ГЭЭ документации.
2 . Особенности ГЭЭ различных объектов.
Необходимо раскрыть следующие аспекты темы:
1. Формальные признаки достаточности экологического обоснования проекта.
2. Специфика ГЭЭ горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий. Проблемы реализации отходов добычи и переработки минерального сырья, загрязнения территории предприятия, отражаемые в представленной документации.
3. Обоснование систем экологической безопасности.
4. Специфика ГЭЭ теплоэнергетики, черной и цветной металлургии.
3 . Послепроектная экологическая оценка.
Необходимо раскрыть следующие аспекты темы:
1. Причины, по которым заключения ЭЭ оказываются неэффективными или не выполняются.
2. Планы экологического менеджмента.
3. Экологический послепроектный мониторинг. Послепроектный анализ. Система экологического менеджмента. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Экологический кодекс РК 2010
Закон РК «Об экологической экспертизе»
Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.
Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.
Дополнительная:
Афанасьев Ю.А., Фомин С.А., Меньшиков В.В. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. Часть 2. М., 2001.
Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.пособие. М., 1999.
Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб. – метод. пособие. М., 2003.
Географическое обоснование экологических экспертиз. М., 1985.
ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.
Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002
Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.
Комментарий к закону «Об экологической экспертизе». А., 1999.
Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
Реймерс Н.Ф. Методология научной экспертизы проектов и хозяйственных начинаний. М., 1990.
Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.
Занятия самостоятельной работы студентов с преподавателем предполагают изучение и рассмотрения вопросов, не вошедших в курс лекций. Являясь дополнительным материалом, они позволяют расширить кругозор и заинтересованность студентов, а также гарантируют наиболее полное рассмотрение всех аспектов темы.
Темы СРСП реализуется через коллективное практическое обсуждение разных типов проектов, экологическая составляющая которых выполняется студентами. В качестве промежуточного контроля знаний студентам будет предложено тестовое задание.
Возможно рассмотрение интересующих по теме вопросов путем экспертного рассмотрения группой студентов предложенного преподавателем реального проекта, отчета. Деловая игра предусматривает образование в студенческой группе проектировщиков, экспертов по разным направлениям, группу общественной экспертизы (экологистов).
Студент должен знать:
– основные механизмы ассимиляции вредных веществ в наземных экосистемах;
– основные показатели устойчивости экосистем к химическому загрязнению;
– мероприятия общего характера по защите атмосферного воздуха и водной среды;
– содержание агроэкологической оценки земель с/х назначения;
– основные принципы рекультивации загрязненных земель;
– принципы и приоритеты экологического мониторинга;
– основные положения панъевропейских программ экологического мониторинга, поддерживаемых РК
Необходимо раскрыть следующие аспекты темы:
1 . Технические системы экологической безопасности.
Системы защиты атмосферного воздуха. Источники промышленного загрязнения. ПДВ. Технические решения по сокращению промышленных выбросов.
Системы защиты водной среды. Очистка сточных вод. Механический, физико-химический, химический, биологический методы очистки. Термическое обезвреживание вод.
Системы обращения с отходами. Селективный сбор, сокращение количества ТБО, утилизация и депонирование.
2 . Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства.
ТЭО проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов. Гидротехнические сооружения (ГТС). Транспорт: наземный, воздушный, водный, трубопроводный. Энергетика. ТЭС, выбор топлива и технологий. ГЭС. АЭС. Тепловое загрязнение водоемов. Повышение энергосбережения.
Горнодобывающая промышленность. Коммунальное хозяйство. Лесное хозяйство. Сельское хозяйство. Характерные ошибки и недостатки проектов.
3 . Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ), статус, структура земель, функциональные зоны. Лесовосстановление и лесопитомники. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель. Типы земель. Методы рекультивации (группы). Инсерация отходов: массовое сжигание и сжигание при повышенной температуре.
4 . Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты.
Цели и методы мониторинга окружающей среды в России. Структурные элементы информационных технологий, используемых в экологическом мониторинге ЭМ). Основные объекты ЭМ. Принципы многоуровневости и приоритетности ЭМ. История и состояние ЭМ в РК. Проблемы организации мониторинга. Дистанционные и контактные методы.
Панъевропейские системы ЭМ (LRTAP Convention, ICP-Forests, ICP-IM).
Рекомендуемая литература:
Основная:
Конституция РК
Закон РК «Об экологической экспертизе»
Экокодекс РК
Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.
Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.
Дополнительная:
Афанасьев Ю.А., Фомин С.А., Меньшиков В.В. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. Часть 2. М., 2001.
Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учеб.пособие. М., 2007.
Буторина М.В., Воробьев П.В., Дмитриева А,П. и др. Экологическая экология и экологический менеджмент. М., 2003.
Волкова В.Г., Давыдова М.Д. Техногенез и трансформация ландшафтов. Новосибирск, 1987.
Гинзбург А.С. и др. Система управления городским природопользованием. Фонд «Развитие и окружающая среда». М., 2000.
ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.
Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
Мазур И.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов. М., 2001
Маслов Н.В. Градостроительная экология: Учеб. пособие для строит. вузов./Под ред. М.С.Шумилова. – М., 2003.
Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник. М., 1990.
Пупырев Е.И. Опыт конструктивной экологии. М., 2003.
1 . Организатор общественной экологической экспертизы имеет право:
а) запрашивать у заказчика объекта общественной экологической экспертизы документы и материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы;
б) создавать экспертную комиссию для проведения экспертизы;
в) представлять в местные исполнительные органы и финансовые организации заключение общественной экологической экспертизы.
г) все перечисленное
д) Нет правильного ответа
2. Экспертом общественной экологической экспертизы не может быть:
а) госудаственный работник
б) общественный деятель
в) представитель заказчика объекта общественной экологической экспертизы;
г) представитель какой – либо экологической партии д) Все ответы верны
3 . Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет:
а) собственных средств общественных объединений, организующих и проводящих общественную экологическую экспертизу;
б) добровольных пожертвований, грантов, предоставляемых на безвозмездной основе;
в) иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
г) все перечисленное
д) Нет правильного ответа
4 . Местные исполнительные органы в течение скольки рабочих дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязаны его зарегистрировать или отказать в регистрации.
а) 10
б) 11
в) 12
г) 13
д) Все ответы верны
5 . Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается:
а) отклоненным
б) рассмотренным
в) зарегистрированным
г) потерянным
д) Все ответы верны
6 . Вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.
а) Общественная экологическая экспертиза
б) Добровольная экологическая экспериза
в) Государственная экологическая экспертиза
г) Нет правильного ответа
д) Все ответы верны
7 . Эксперт общественной экологической экспертизы
а) участвует в ее проведении в соответствии с законодательством Республики Казахстан и заданием, выданным организатором общественной экологическойэкспертизы.
б) не имеет доступа к информации, в связи с санкциями Правительства РК
в) Частично учавствует в проведении экологической экспертизы
г) все перечисленное
д) Нет правильного ответа
8. Общественная экологическая экспертиза это:
а) Вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.
б) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.
в) проекты контрактов на проведение операций по недропользованию
г) доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
д) все ответы верны
9. Общественная экологическая экспертиза создвется:
а) общественными объединениями.
б) государственными комиссиями
в) частными фирмами
г) принудительно
д) все ответы верны
10. Общественная экологическая экспертиза рассматривает:
а) любую хозяйственную и иную деятельность на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.
б) только то что раздрешит государственная комиссия
в) ничего не рассматривает
г) предпроектная и проектная документация намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями, определенными статьей 37 настоящего Кодекса;
д) все ответы верны
11. Что не является Объектами общественной государственной экспертизы:
а) парниковые газы
б) окружающая среда
в) литосферные явления
г) 2 и 3 ответы
д) нет правильного ответа
12. Инициатором общественной экологической экспертизы могут выступать
а) физические лица
б) общественные объединения
в) 1 и 2 ответы
г) государственная комиссия
д) все ответы верны
13 . Имеет ли право Организатор общественной экологической экспертизы создавать экспертную комиссию для проведения экспертизы?
а) нет
б) иногда
в) имеет на это полное право
г) у общественной экологической экспертизы нет прав
д) все ответы верны
14. Имеет ли право Организатор общественной экологической экспертизы представлять в местные исполнительные органы и финансовые организации заключение общественной экологической экспертизы?
а) нет
б) иногда
в) имеет на это полное право
г) у общественной экологической экспертизы нет прав
д) все ответы верны
15. Организатор общественной экологической экспертизы обязан:
а) никому ничего не обязан
б) обеспечить открытость заключения общественной экологической экспертизы для всех заинтересованных сторон.
в) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на общественную экологическую экспертизу, а также защиту интеллектуальной собственности.
г) нет правильного ответа
д) все ответы верны
16. Экспертом общественной экологической экспертизы не может быть:
а) представитель заказчика объекта общественной экологической экспертизы;
б) представитель разработчика объекта общественной экологической экспертизы;
в) физическое лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком объекта общественной экологической экспертизы;
г) представитель юридического лица, состоящего в договорных отношениях с заказчиком или с разработчиком объекта общественной экологической экспертизы.
д) все ответы верны
17. Эксперт общественной экологической экспертизы обязан:
а) соблюдать требования экологического законодательства Республики Казахстан;
б) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы, а также учет замечаний и предложений, поступающих в адрес общественной экологической экспертизы от заинтересованных физических лиц и общественных объединений;
в) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на общественную экологическую экспертизу, а также защиту интеллектуальной собственности.
г) выражать особое мнение по объекту общественной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению общественной экологической экспертизы.
д) 1,2,3, ответы правильные
18. Заказчиком объекта общественной экологической экспертизы является:
а) физические лица
б) юридическое лицо
в) 1 и 2 ответы
г) государственная комиссия
д) все ответы верны
19. Заказчик объекта общественной экологической экспертизы имеет право:
а) на защиту охраняемых законом конфиденциальных сведений, содержащихся в документации по намечаемой деятельности;
б) получать информацию и иметь доступ к информации о ходе и результатах проведения общественной экологической экспертизы;
в) участвовать в общественных слушаниях и иных мероприятиях, проводимых в рамках общественной экологической экспертизы;
г) представлять свои разъяснения и комментарии к заключению общественной экологической экспертизы в орган, осуществляющий государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные органы.
д) все ответы верны
20. Заказчик объекта общественной экологической экспертизы обязан:
а) представлять на общественную экологическую экспертизу необходимые документы и материалы;
б) представлять в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды письменный ответ на рекомендации, изложенные в заключении общественной экологической экспертизы.
в) никому ничего не обязан
г) ответы 1 и 2
д) нет правильно ответы