Лекции 3-4.
Тема: Экологическая экспертиза: основные понятия и принципы
Рассматриваемые вопросы:
1. Экологическая экспертиза: основные понятия и принципы.
2. Органы, осуществляющие государственную экологическую экспертизу.
3. Сроки проведения государственной экологической экспертизы. 4. Субъекты экологической экспертизы
5. Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе
6. Объем и состав материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу
7. Заключение государственной экологической экспертизы
1 . Экологическая экспертиза: цель, задачи и принципы. Основные понятия
Государственная экологическая экспертиза – это вид экспертной деятельности центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, его территориальных органов и местных исполнительных органов, целью которой является реализация требований законодательства Республики Казахстан по охране окружающей среды, обеспечение условий рационального природопользования в процессе принятия решений о социально-экономическом развитии Республики, ее отдельных регионов, отраслей народного хозяйства, деятельности отдельных предприятий.
Целями государственной экологической экспертизы является:
1) предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;
2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;
3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил.
Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, хозяйственных и управленческих решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экспертизы реализация проектов запрещается.
Задачами государственной экологической экспертизы являются:
1) определение экологической обоснованности намечаемых решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
2) определение полноты и правильности оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий и определение уровня экологического риска;
3) оценка эффективности, полноты и достаточности предлагаемых в объектах экспертизы мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, охране здоровья населения;
4) подготовка заключений экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению;
5) проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан.
Принципами государственной экологической экспертизы являются:
1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы;
2) взаимодействие с контролирующими и надзорными государственными органами;
3) объективность и научная обоснованность выводов экологической экспертизы;
4) независимость экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
5) гласность;
6) комплексность экологической экспертизы и разнообразия ее видов;
7) приоритетность экологических и медико-биологических интересов.
2 . Органы, осуществляющие государственную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами в пределах их компетенции.
Государственная экологическая экспертиза объектов I категории проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, II, III и IV категорий – местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы).
Распределение объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями устанавливается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
3. Сроки проведения государственной экологической экспертизы.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца для объектов I категории и один месяц для объектов II, III и IV категорий с момента передачи органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, всей необходимой документации, прошедшей предварительную экспертизу.
Срок проведения повторной государственной экологической экспертизы для объектов I категории не должен превышать один месяц, для объектов II, III и IV категорий не должен превышать десять рабочих дней со дня регистрации.
Срок предварительной экспертизы не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления документации на государственную экологическую экспертизу. В случае неполноты представленной документации она подлежит возвращению представившему ее лицу.
4 . Субъекты экологической экспертизы
Субъектами экологической экспертизы являются следующие органы и физические лица, осуществляющие экспертизу:
1) Министерство и его территориальные органы – в части организации и проведения государственной экологической экспертизы стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов, документов или нормативных правовых актов, касающихся хозяйственной или иной деятельности, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об экологической экспертизе»;
2) местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) – в части организации и проведения государственной экологической экспертизы субъектов области (города республиканского значения столицы) за исключением стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;
3) центральные государственные органы, привлекаемые к проведению государственной экологической экспертизы стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов Министерством и его территориальными органами;
4) общественные экологические объединения, научные учреждения и создаваемые ими эколого-экспертные органы – в части проведения общественной экологической экспертизы;
5) физические и юридические лица (внештатные эксперты), привлеченные центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и его подразделениями на местах, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) для проведения экологической экспертизы, имеющие соответствующую лицензию.
5 . Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты:
1) все виды планировочной, предплановой и предпроектной документации, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности, государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей экономики республики;
2) государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей экономики республики;
3) проекты комплексных схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов;
4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, экологической ситуации в регионах, возникшей в результате хозяйственной или иной деятельности;
5) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
6) обосновывающие материалы на стадии выбора площадки под размещение объекта;
7) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, в том числе технико-экономических обоснований и проектов совместных предприятий и предприятий, использующих иностранные инвестиции;
8) биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;
9) материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемых за рубежом;
10) материалы для выдачи заключений на определенные виды лицензируемых работ и услуг;
11) проекты законодательных, нормативно-правовых, актов, нормативно-технических и инструктивно-методических актов в части регулирования отношений в области обеспечения экологической, в том числе радиационной безопасности, охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
12) материалы обследования экологической ситуации в регионе, возникшей в результате опасных природных явлений, хозяйственной или иной деятельности (по ходатайству общественных объединений, местных представительных и исполнительных органов);
13) схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, а также обоснования по созданию этих территорий;
14) документация по оценке воздействия существующих предприятий, оказывающих вредное влияние на состояние окружающей среды (по решению контролирующих органов и местных представительных и исполнительных органов).
6. Объем и состав материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу
Материалы, представляемые на рассмотрение в экспертные органы, должны отражать полный состав проекта и содержать:
1) комплексную эколого-социальную и экономическую оценку воздействия последствий планируемой деятельности, включая:
сводную пояснительную записку;
проект с характеристиками объекта экспертизы, технологий и технологических процессов намечаемого производства, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Содержание проектных материалов архитектурно-градостроительного, планировочного, прогнозного характера, экологические и иные программы, природоохранные схемы и другая предплановая и предпроектная документация должны давать полную картину намечаемой хозяйственной, производственной, научной и иной деятельности с обоснованием необходимости и целесообразности ее развития, влияния на окружающую среду;
материалы оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС), оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования;
2) заявление об экологических последствиях планируемой деятельности;
3) результаты учета общественного мнения;
4) документы согласования реализации планируемой деятельности для объектов, которые оказывают или могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, со следующими организациями:
землепользователь, землевладелец;
органы государственного санитарного контроля;
бассейновое управление водного хозяйства (при размещении объектов или осуществлении деятельности на водоохраной территории);
органы по управлению земельными ресурсами;
органы геологии и охраны недр (на участках возможного размещения полезных ископаемых), а также при использовании подземных вод и наличии источников их возможного загрязнения);
лесохозяйственное объединение (для объектов, расположенных на землях лесного фонда);
в области охраны рыбных ресурсов (для предприятий, проводящих различные виды деятельности в рыбохозяйственных водоемах).
Необходимость согласования с указанными организациями устанавливается экспертным органом в зависимости от объектов окружающей среды, попадающих в зону воздействия намечаемой деятельности.
Орган государственной экологической экспертизы вправе запросить дополнительные материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы.
В материалах, представляемых на рассмотрение в экспертные органы должны быть отражены решения по:
1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;
2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;
3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, использование их для технических нужд, приоритетные направления очистки, такие как отказ от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;
4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;
5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;
6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.
ОВОС должна выполняться в соответствии с «Инструкцией по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации, утвержденной приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28.02.2004 года за № 68-п, зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан за № 2779 (далее – Инструкция ОВОС).
Оценка воздействия на окружающую среду проводится на всех стадиях проектирования. Материалы оценки воздействия и проектные разработки намечаемой или реализуемой деятельности на окружающую среду представляются инициатором экспертизы и должны включать следующие сведения:
1) характеристику состояния окружающей природной среды места осуществления планируемой деятельности;
2) определение видов и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье населения в нормальных условиях и при аварийных ситуациях и их социально-экономических последствий;
3) прогноз возможных изменений состояния окружающей среды в случае осуществления намечаемой деятельности и качественного состояния компонентов природной среды;
4) мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды в процессе осуществления планируемой деятельности;
5) перспективы социально-экономического развития региона;
6) меры по снижению уровня экологического риска и предупреждению аварийных ситуаций;
7) возможные альтернативные варианты достижения целей планируемой деятельности, включая отказ от планируемой деятельности;
8) иные требования, согласно действующему законодательству Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
На основании результатов выполненной оценки воздействия на окружающую среду заказчиком подготавливается и представляется в составе экспертируемых материалов заявление об экологических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности, которое является основанием для подготовки решения о ее реализации (приложение 1).
К документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу должны быть приложены также копии:
1) в случае проведения отраслевых экспертиз – соответствующие заключения;
2) ранее выданные заключения государственной экологической экспертизы в случае представления на повторную экологическую экспертизу данного проекта;
3) в случае рассмотрения проектной документации в Министерстве – предложения и замечания к заключению государственной экологической экспертизы от территориального органа, на территории которого планируется хозяйственная деятельность.
Документация по созданию и внедрению новой техники, технологии, материалов и веществ должна содержать:
1) техническое задание на разработку;
2) проект технических условий или проект стандарта (изменений стандарта на разрабатываемую продукцию);
3) проект Инструкции по эксплуатации;
4) материалы (протоколы, справки, отчеты) о проведенных предварительных испытаниях (исследованиях), включая оценку воздействия на окружающую среду;
5) для новых материалов и веществ – токсикологическое заключение органов Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
6) характеристика новой техники, технологии, материалов и веществ по сравнению с уже существующими аналогами, описание технологического процесса.
Материалы на размещение объектов хозяйственной деятельности и выбор земельных участков формируются в соответствии с требованиями земельного законодательства Республики Казахстан и должны содержать следующие материалы:
1) заявление о согласовании выделенного земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его размеров, местоположения (с приложением копии картографического материала);
2) акт выбора земельного участка под строительство объекта (или технико-экономическое обоснование вариантов его строительства), содержащий обзор состояния окружающей среды (первую стадию ОВОС), оформленный в соответствии с Инструкцией ОВОС;
3) материалы технико-экономического обоснования строительства объекта, привязанного к выбранной площадке, содержащие предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (предОВОС).
7. Заключение государственной экологической экспертизы
1. Заключение государственной экологической экспертизы выдается по результатам ее проведения.
Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.
2. Положительное заключение государственной экологической экспертизы содержит выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.
3. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить доработку представленных на экспертизу материалов в соответствии с предложениями и замечаниями экспертного заключения и представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности.
4. Запрещаются финансирование и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, по которым обязательно проведение государственной экологической экспертизы, банками и иными финансовыми организациями без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
5. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается руководителями экспертных подразделений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, территориальных подразделений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на соответствующей территории либо руководителем экспертного подразделения местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы в пределах их компетенции.
6. Положительное заключение государственной экологической экспертизы к проектной документации действует в течение пяти лет со дня его выдачи.
8. Основные критерии для принятия решений при подготовке заключений государственной экологической экспертизы
Основными критериями при подготовке экспертных заключений, в которых формируются окончательные выводы о согласовании (отклонении от согласования) предпроектной и проектной документации, являются полнота и качество проработки в рассматриваемых материалах следующих позиций:
1) состояние окружающей среды до начала осуществления намечаемой деятельности;
2) характеристика намечаемой деятельности;
3) оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
4) состояние окружающей среды в результате реализации планируемой деятельности;
5) достаточность мероприятий, включая технологические решения, по исключению, предотвращению и уменьшению объема (степени) воздействия;
6) практическая возможность реализации намечаемых природоохранных мероприятий с точки зрения их технического осуществления;
7) информированность общественности о намечаемой деятельности и наличие документов, подтверждающих учет общественного мнения.
При рассмотрении материалов о намечаемой деятельности, характеризующих современное состояние окружающей среды до начала намечаемой деятельности, обращается внимание на детальность представления информации о:
1) природных особенностях территории;
2) состоянии компонентов природной среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы и грунты, недра, растительный покров, животный мир, социальная среда);
3) количественных показателях загрязнения компонентов природной среды;
4) современном хозяйственном использовании территории;
5) природоохранной (наличие особо охраняемых природных объектов), культурной (памятники истории и культуры), рекреационной ценности территории;
6) цели и обосновании социально-экономической необходимости намечаемой деятельности для района расположения объекта и для республики в целом;
7) характеристике технологических процессов, источников выбросов и сбросов;
8) уровне экологической опасности производимой продукции и образовавшихся отходов, а также возможности их переработки в конечный продукт;
9) энерго-, материало- и трудоемкости планируемого производства;
10) соответствии уровня используемой технологии лучшим отечественным и зарубежным аналогам;
11) степени экологического риска намечаемой деятельности в периоды нормального режима эксплуатации и в аварийных ситуациях;
12) анализе покомпонентных изменений (деградации, стабилизации) природной среды и условий жизни населения (возможно использование данных предприятий – аналогов);
13) обосновании комплекса мероприятий по восстановлению окружающей среды и созданию благоприятных условий жизни населения.
Основным требованием, предъявляемым к вышеуказанной информации, является полнота охвата сведений, выявление всей недостающей информации и указание конкретных областей, где требуются дополнительные исследования и изыскания.
Рассмотрение раздела ОВОС проводится в соответствии с требованиями Инструкции ОВОС.
Комплекс мероприятий по восстановлению окружающей среды должен обеспечивать достаточный и надежный уровень защиты от антропогенного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности и включать:
1) качественные и количественные характеристики природоохранных мероприятий (метод, способ, установки, оборудование, режим их эксплуатации);
2) методы и средства контроля за функционированием и эффективностью мероприятий;
3) капитальные вложения и эксплуатационные расходы на реализацию мероприятий;
4) остаточное воздействие объекта и возможности его дополнительного снижения после реализации планируемых природоохранных мероприятий.
Проектными материалами должна быть обеспечена практическая возможность реализации намечаемых природоохранных мер в части их технического осуществления.