Вы здесь

Основы экологии. Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии (Л. Ф. Ющенко, 2012)

Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии

2.1. Система управления окружающей средой на производстве

За последнее время ведущими отечественными предприятиями накоплен большой опыт предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции. Такие результаты обеспечиваются эффективным управлением окружающей средой, являющимся важным фактором решения основных производственных задач организации, и тесно связанным с системой менеджмента качества.

Согласно СТБ ИСО 14050-2010 «Управление окружающей средой. Термины и определения» система управления окружающей средой (СУОС) – часть системы административного управления организации, используемая для разработки и осуществления ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами. Данная система включает структуру организации, планирование деятельности, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Для разработки СУОС используются международные стандарты серии ИСО 14000, в частности, СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Модель СУОС представлена на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Модель СУОС


Алгоритм внедрения СУОС предприятия реализуется в следующем порядке.

1. Предварительное обучение высшего руководства и ведущих специалистов в области требований природоохранного законодательства.

2. Предварительная оценка (аудит). Проведение этой работы целесообразно поручить компетентному органу по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды.

На этом этапе оценивается реальное состояние предприятия, выявляются значимые экологические аспекты его деятельности, определяется «уровень несоответствия» требованиям стандарта ИСО 14001 и законодательным требованиям.

После ознакомления руководства, специалистов с требованиями ИСО 14001 и предварительной оценки экологического состояния предприятия можно приступать к разработке СУОС.

3. Разработка Экологической политики (стратегические цели, приоритеты). Ответственность за определение и реализацию Экологической политики несет высшее руководство. Экологическая политика должна доводиться до сведения всех работающих в организации, а также предприятий и лиц, взаимодействующих с этой организацией.

4. Планирование. Для разработки плана следует предпринять следующие действия:

• идентифицировать требования законодательных актов и других ТНПА, распространяющихся на предприятие;

• идентифицировать экологические риски, оценить их воздействие на окружающую среду;

• разработать целевые и плановые экологические показатели;

• разработать программу охраны окружающей среды.

При планировании необходимо установить систему приоритетов и очередность выполнения задач в соответствии с остротой проблем. Программа охраны окружающей среды должна предусматривать ресурсы для их выполнения и периодически пересматриваться.

5. Внедрение и функционирование СУОС. При этом предусматривается:

• распределение обязанностей;

• обеспечение необходимыми ресурсами;

• повышение уровня компетентности персонала;

• установление и поддержание в рабочем состоянии внутренних и внешних связей;

• документирование системы и управление документацией;

• обеспечение управления операциями (процессами);

• обеспечение готовности к аварийным ситуациям.

В структурном подразделении назначается ответственное лицо за обеспечение функционирования СУОС.

6. Проведение проверок и корректирующие действия. В процессе функционирования СУОС необходимо подтверждать результативность системы, проводить мониторинг и соответствующие измерения.

Система предусматривает предупреждающие действия, пропорциональные важности рисков, соразмерные выявленным воздействиям на окружающую среду. Все несоответствия должны быть идентифицированы и зарегистрированы. Необходимо определить круг лиц, обладающих полномочиями принимать решения и несущих ответственность за работу с несоответствиями. Все принятые решения должны заноситься в реестр «Регистрация данных по вопросам охраны окружающей среды» с конкретными сведениями по каждому внесенному документу.

7. При функционировании СУОС необходимо обеспечить периодическое проведение внутренних аудитов на соответствие действующему законодательству.

8. Анализ со стороны руководства. Периодически руководство анализирует эффективность функционирования СУОС и принимает необходимые корректирующие действия.

По желанию природопользователя СУОС может быть сертифицирована аккредитованным органом по экологической сертификации на соответствие требованиям НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды. Порядок сертификации СУОС определен одноименным ТКП 5.1.17-2008.

Для подтверждения экологической сертификации заявителю выдается сертификат с правом использования экологического знака соответствия по СТБ 1458–2004, который оповещает о проведении всех необходимых процедур по подтверждению соответствия СУОС требованиям НПА в области охраны окружающей среды и природопользования (рис. 2.2).

Экологический знак соответствия наносится на групповую потребительскую тару, может использоваться при оформлении товаросопроводительной документации, рекламных материалов и фирменных бланков; выдается заявителю на три года, действие которого необходимо ежегодно подтверждать.


Рис. 2.2. Экологический знак соответствия для СУОС


Иногда управление окружающей средой и соответствующие системы для краткости называют экологическим менеджментом или системами экологического менеджмента. Однако экологический менеджмент представляет собой более широкую си стему отношений и одновременно совокупность методов, управляющих решением многообразных природно-ресурсных и экологических проблем, возникающих на различных уровнях экономической иерархии – от предприятия до общенациональной и глобальной экономики.

Экологический менеджмент обосновывает методы ресурсосбережения и минимизации экологических рисков и тем самым повышает уровень экологической безопасности производства и потребления продукции. Он позволяет выявлять пути сокращения издержек и освоения новых рынков, что приводит к повышению конкурентоспособности объектов экономики, а для регионов и стран – повышать качество окружающей природной среды, поддерживать биологическое разнообразие и богатство природных ресурсов с учетом интересов настоящего и будущих поколений.

Таким образом, экологический менеджмент – это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства и экологической культуры жизнедеятельности человека.

Особое значение имеет внедрение на предприятиях современных информационных технологий, программного обеспечения для ЭВМ, позволяющего поднять систему экологического менеджмента на современный уровень. При этом отпадает необходимость в большом количестве бумажных документов, и в то же время каждый работник предприятия своевременно получает информацию в полном объеме.

2.2. Экологическая служба организации

Структура экологической службы природопользователя, состав и численность работников определяются его руководителем в зависимости от характера хозяйственной (иной) деятельности, видов и объемов потребления природных ресурсов, количества структурных подразделений и всех видов негативного воздействия на окружающую среду.

Наиболее целесообразно создавать экологическую службу организации (ЭСО) в форме самостоятельного подразделения на наиболее крупных, градообразующих предприятиях, которая может состоять из специалистов в области экологического менеджмента во главе с руководителем службы – ведущим инженером-экологом.

Руководитель такой службы обычно подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из руководителей организации (по соответствующему приказу руководителя природопользователя).

На таких предприятиях ведущий инженер-эколог осуществляет свою работу совместно с заведующим центральной заводской лабораторией по контролю параметров окружающей среды и качества продукции (при наличии таковой), а также с работниками, ответственными в подразделениях предприятия за вопросы охраны окружающей среды.

Экологическая служба организации может быть следующих типов:

• дифференцированного, где каждый работник отвечает за конкретный вид воздействия на окружающую среду;

• интегрированного;

• смешанного.

Дифференцированный тип ЭСО будет состоять из работников, которые курируют вопросы охраны атмосферного воздуха; охраны и рационального использования водных ресурсов; обращения с отходами производства и потребления; охраны и рационального использования ресурсов литосферы. К достоинствам ЭСО этого типа можно отнести доскональное изучение требований и возможностей в определенной области охраны окружающей среды.

Работники ЭСО интегрированного типа совместно разрабатывают и реализуют мероприятия, связанные с охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. Такой тип ЭСО наиболее целесообразен для средних и мелких организаций.

Работники ЭСО смешанного типа могут выполнять обязанности, связанные с контролем различных видов воздействий на окружающую среду, и заниматься экологическими проблемами определенных технологий.

Однако при любой ЭСО важен комплексный подход к осуществлению эффективного управления окружающей средой, в том числе при разработке экологической политики организации, определении основных целей и задач в сфере производственной деятельности, а также в мотивации и контроле.

Основными задачами ЭСО являются:

• внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования атмосферных, земельных, водных, минеральных, лесных и других ресурсов;

• внедрение ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;

• оснащение организации современным природоохранным оборудованием и приборами контроля;

• развитие системы использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

• широкое использование экологического аудита;

• разработка методик по определению экологических рисков;

• учет в приоритетном порядке интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

• организация производственного экологического контроля;

• разработка системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах, а также при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями.

При осуществлении текущей деятельности руководители ЭСО действуют в соответствии с действующими ТНПА. Работники ЭСО несут ответственность за выполнение своих обязанностей в соответствии с положением об ЭСО и должностными инструкциями. В соответствии с этим на предприятии приказом может быть определено лицо, которое отвечает за организацию работы в области защиты окружающей среды от негативного воздействия данного предприятия, или создано соответствующее подразделение.

Юридическая ответственность лица, выполняющего обязанности по работе в области охраны окружающей среды, наступает после подписания этим лицом приказа руководителя предприятия и должностной инструкции, соответствующей выполняемым обязанностям.

2.3. Организация производственного контроля в области охраны окружающей среды

Одним из инструментов функционирования СУОС предприятия является организация производственного экологического контроля (ПЭК). Он проводится в соответствии с Инструкцией об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением Минприроды № 4 от 17.03.2004 г.

Производственный экологический контроль включает в себя контроль за использованием и охраной земель (включая почву), недр, состояния и качества поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, озонового слоя, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, контроль за обращением с отходами.

Проведение ПЭК на предприятии является обязательным требованием экологической безопасности производства, несоблюдение которого влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Организация и ведение ПЭК обязательно для всех природопользователей, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Руководитель юридического лица (природопользователя) должен назначить ответственное должностное лицо за проведением ПЭК. При необходимости руководитель имеет право создать структурное подразделение для организации ПЭК. Это подразделение подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю, ответственному по приказу за организацию ПЭК. Структура подразделения, состав и численность работников определяет руководитель предприятия в зависимости от вида хозяйственной деятельности, объема выполнения работ по организации и проведению ПЭК, количества производственных объектов. На это подразделение запрещается возлагать иные обязанности, не связанные с проведением ПЭК. Отсутствие у природопользователя специального подразделения по ПЭК не освобождает его от проведения контроля в полном объеме.

Производственный контроль должен осуществляться всеми природопользователями самостоятельно, а при необходимости – с привлечением организаций, имеющих право проводить соответствующие измерения в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется природопользователями за счет собственных средств, но разрешается привлекать сторонние средства, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами ПЭК на предприятии является контроль:

• за выполнением и соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

• проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

• выполнением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, предписаний специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;

• соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;

• обращением с опасными веществами, отходами;

• работой природоохранного оборудования и сооружений;

• степенью готовности к аварийным ситуациям, наличием и техническим состоянием оборудования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности природопользователя;

• получением информации для составления документации по охране окружающей среды и ее ведением;

• своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;

• соблюдением природопользователем нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и лимитов размещения отходов производства;

• номенклатурой и количеством загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от хозяйственной и иной деятельности природопользователя;

• обеспечением своевременной разработки (пересмотра) природопользователем нормативов в области охраны окружающей среды;

• соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

• проведением локального мониторинга окружающей среды.

Производственный экологический контроль может быть плановым и внеплановым.

Плановый ПЭК должен осуществляться согласно плану проверок, разработанному подразделением и утвержденному руководителем юридического лица (природопользователя).

Внеплановый ПЭК осуществляется с целью выявления нарушений природопользователем установленных нормативов в области охраны окружающей среды, других требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, невыполнения предъявленных в установленном порядке требований государственных органов и иных организаций, осуществляющих государственный и ведомственный контроль в области охраны окружающей среды.

По результатам ПЭК составляются соответствующие производственные акты, выдаются должностным лицам предписания об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и информируется руководитель природопользователя для принятия им мер воздействия на виновное лицо. ПЭК осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, которая разрабатывается природопользователем применительно к собственному производству, утверждается руководителем предприятия и согласовывается в соответствующих органах государственного контроля и надзора.

В Инструкции устанавливается порядок осуществления ПЭК, включая производственный аналитический контроль, в соответствии со спецификой деятельности природопользователя и состоянием окружающей среды в районе воздействия данного предприятия (организации).

К инструкции прилагаются:

• приказ о назначении должностного лица, ответственного за проведение ПЭК, или о создании соответствующего подразделения;

• копии аттестата аккредитации аналитической лаборатории, осуществляющей измерения в области охраны окружающей среды (при наличии);

• справка Минприроды о включении аналитической лаборатории в журнал учета.

В инструкцию природопользователь обязан внести дополнения в двухмесячный срок в случаях:

• строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, повлекших образование новых источников и (или) изменение уровня негативного воздействия предприятия на окружающую среду;

• изменения требований природоохранного законодательства Республики Беларусь, нормативной технической базы в области охраны окружающей среды.

В иных случаях необходимость внесения изменений в Инструкцию решается по согласованию с согласующим органом.

Ответственный за проведение ПЭК подчиняется непосредственно руководителю предприятия и обязан немедленно уведомлять его обо всех нарушениях положений Инструкции о ПЭК, аварийных ситуациях и иных действиях, способных нанести вред окружающей среде, а также сообщать о них в территориальные государственные органы контроля и надзора за состоянием окружающей среды.

Кроме ПЭК на предприятии может быть организован общественный экологический контроль. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными организациями, трудовыми коллективами и ставит своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами природоохранного законодательства, а также выполнения мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Порядок организации общественного контроля регулируется законодательством Республики Беларусь, уставами общественных организаций.

2.4. Экологическая сертификация

Республика Беларусь активно выступает со своими товарами и услугами на международном рынке. Одним из основных условий международной торговли является экологическая безопасность товаров и услуг. Без сертификата соответствия на экологическую безопасность ни один товар (услуга) в современных условиях не могут быть выпущены на зарубежный рынок.

Сертификация является действенным инструментом реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация – это деятельность, осуществляемая органом по экологической сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь, по подтверждению соответствия объектов оценки требованиям НПА, в том числе ТНПА, в области охраны окружающей среды.

В условиях рыночной экономики сертификация является практически единственным средством защиты потребителя от недобросовестности изготовителей и продавцов, реализующих продукцию, небезопасную для человека и окружающей среды. Для реализации своей продукции на территории Республики Беларусь изготовитель должен обеспечить соблюдение обязательных требований белорусских государственных стандартов, а если продукция подлежит обязательной сертификации, то и иметь сертификат, подтверждающий ее соответствие установленным требованиям экологической безопасности.

В соответствии с ТКП 5.1.15-2008 «Экологическая сертификация. Основные положения» сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация – это форма подтверждения соответствия объектов экологической оценки соответствия, включенных в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, осуществляемая аккредитованным органом по экологической сертификации. Добровольная сертификация – это форма подтверждения соответствия объектов экологической оценки соответствия, осуществляемая аккредитованным органом по экологической сертификации по инициативе заявителя. При проведении такой сертификации заявитель сам определяет перечень ТНПА, а также номенклатуру показателей с обязательным включением требований безопасности, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация.

Целями экологической сертификации являются:

• удостоверение соответствия объектов экологической оценки соответствия требованиям НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды;

• защита потребителей от приобретения (использования) продукции и услуг, в том числе импортных, представляющих опасность для окружающей среды;

• предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и переработке всех видов продукции;

• содействие внедрению экологически безопасных производств, технологических процессов и оборудования;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

• выполнение международных обязательств страны в области охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация основана на следующих принципах:

• открытость – отсутствие ограничений для заявителей на экологическую сертификацию, а также ограничений на доступ к информации о правилах экологической сертификации, деятельности и компетентности органов по экологической сертификации;

• независимость – исключение влияния заинтересованных юридических или физических лиц на результаты экологической сертификации;

• объективность – исключение предоставления преимуществ каким-либо заявителям на экологическую сертификацию;

• компетентность – участники экологической сертификации должны обладать необходимой квалификацией, средствами и полномочиями для выполнения возложенных на них задач.

Организационную структуру Национальной системы подтверждения соответствия в области экологической сертификации образуют:

• Госстандарт – Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь;

• Минприроды – уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;

• аккредитованные органы по экологической сертификации СУОС, продукции, услуг в области охраны окружающей среды, а также по оценке компетентности персонала в выполнении услуг в этой сфере;

• организационно-методический центр по экологической сертификации;

• штат экспертов-аудиторов по экологической сертификации.

Порядок экологической сертификации услуг в области охраны окружающей среды определен одноименным ТКП 5.1.07-2007.

После завершения всех процедур орган по экологической сертификации принимает решение о выдаче экологического сертификата соответствия со сроком действия 3 года.

В настоящее время в республике активно внедряется система маркировки продукции экологическим знаком соответствия по СТБ 1458–2004 и правилам Национальной системы сертификации Республики Беларусь. Изображение экологического знака соответствия представляет собой контур листка темно-зеленого цвета на фоне круга, разделенного на две половины: в верхней половине, выполненной голубым цветом, расположен белый диск, нижняя половина окрашена в светло-зеленый цвет (рис. 2.3). Буквенный код органа, реализующего программу экологической маркировки, наносят симметрично относительно вертикальной оси знака на месте букв xxx под графическим изображением (см. рис. 2.3, а, б).


Рис. 2.3. Экологический знак соответствия: а – для групп однородной продукции; б – для групп продукции, не имеющей аналогов в Республике Беларусь; ххх – цифровой код органа по экологической маркировке


Этими знаками можно маркировать продукцию, эксплуатационную документацию, рекламные материалы заявителя.

Стандарт также предусматривает маркировку экологическими знаками соответствия СУОС и услуг в этой области деятельности. Экологический знак соответствия предназначен для информирования потребителей и других заинтересованных сторон о подтверждении соответствия продукции в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

2.5. Экологическая паспортизация

В соответствии с действующим экологическим законодательством на все действующие и проектируемые объекты хозяйственной деятельности должны быть составлены экологические паспорта предприятий. Экологический паспорт предприятия предназначен:

• для осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов в области охраны окружающей среды, в том числе технологических, и иных требований в области охраны окружающей среды;

• комплексного учета используемых природных и вторичных ресурсов;

• определения уровня влияния производства на окружающую среду;

• определения соответствия уровня производства наилучшим доступным техническим образцам.

Согласно Инструкции по ведению экологического паспорта предприятия, утвержденной Постановлением Минприроды № 107 от 01.12.2008 г., в паспорте содержится комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень воздействия его хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Экологический паспорт разрабатывается предприятием либо специализированной организацией на договорной основе, утверждается руководителем и передается в территориальный орган Минприроды.

В экологический паспорт предприятия должна быть включена также вся информация об арендаторах (при наличии арендных отношений) с указанием занимаемых площадей и вида деятельности. Каждый арендатор обязан самостоятельно за собственные средства разработать и вести экологический паспорт своего предприятия.

В экологический паспорт природопользователь обязан свое временно вносить дополнения (изменения):

• при реконструкции, расширении, техническом перевооружении, модернизации, изменении профиля и технологии производства;

• по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

• по письменным замечаниям и предложениям Минприроды или его территориальных органов по утвержденному экологическому паспорту природопользователя;

• при изменении (дополнении) данных, внесенных в экологический паспорт предприятия, в том числе информации об арендаторах.

Изменения и дополнения в экологический паспорт предприятия в одном экземпляре передаются природопользователем в соответствующий территориальный орган Минприроды.

За полноту и достоверность сведений, отраженных в экологическом паспорте предприятия, а также изменения и дополнения к нему, несет ответственность руководитель предприятия, утвердивший этот документ.

Экологический паспорт действующего предприятия разрабатывается на срок эксплуатации предприятия по форме, утвержденной Приказом Минприроды № 342-ОД от 27.11.2009 г.

К экологическому паспорту предприятия должны прилагаться оригиналы или копии всей исходной документации, подтверждающей достоверность приведенных данных и сведений, заверенные руководителем предприятия или его заместителя. Перечень необходимых приложений приводится в Инструкции по ведению экологического паспорта предприятия. Также в составе экологического паспорта предприятия должен быть лист регистрации изменений, которые в него вносятся на протяжении действия предприятия.

2.6. Экологический аудит

Одним из важных рычагов экологизации управления действующих предприятий является экологический аудит. Экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе НПА и ТНПА, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со ст. 97 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит проводится за счет средств экоаудируемого субъекта.

Экологический аудит проводится:

• в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами, например при приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, оказывающего вредное воздействие на окружающую среду.

• в инициативном порядке по решению заказчика экологического аудита, определяющего цели, направленность и объекты экологического аудита.

Экологический аудит проводится в форме:

полного экологического аудита, т. е. в форме комплексной проверки воздействий на окружающую среду всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды;

специализированного экологического аудита, т. е. в форме проверки воздействий на отдельные компоненты природной среды всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

Экологический аудит проводится в виде:

• проверки состояния окружающей среды в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;

• проверки на соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, а также сооружений, производств, цехов и иных объектов, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

• проверки документации (проектной, технической, технологической, эксплуатационной и др.) на соответствие законодательству в области охраны окружающей среды;

• проверки соответствия инвестиционных проектов законодательству в области охраны окружающей среды;

• оценки возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• оценки вреда, нанесенного окружающей среде.

Экологический аудит должен проводиться аудиторской организацией, имеющей на это специальное разрешение (лицензию), и аттестованными экологическими аудиторами в соответствии с Правилами проведения экологического аудита, утвержденными Минприроды № 19 от 27.03.2006 г.

Экологическая аудиторская организация должна иметь:

• лицензию на проведение экологического аудита;

• перечень направлений, в отношении которых лицензиат проводит экологический аудит;

• не менее трех аттестованных экологических аудиторов;

• нежилое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим, противопожарным, иным требованиям ТНПА;

• технические средства, в том числе оборудование и инструменты, необходимые для проведения экологического аудита в соответствии с НПА и ТНПА;

• актуализированную базу данных правовой информации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

• книгу замечаний и предложений;

• договоры на проведение экологического аудита и другие документы, подтверждающие факт его проведения в соответствии с законодательством;

• пронумерованную, прошнурованную экоаудиторской организацией книгу регистрации договоров, скрепленную печатью экологической аудиторской организации и распорядительного органа по месту нахождения экологической аудиторской организации;

• журнал проведения инструктажа по охране труда;

• утвержденные руководителем экологической аудиторской организации локальные правовые акты, регулирующие порядок:

– проведения экологического аудита и взаимоотношения с заказчиками экологического аудита;

– внутреннего контроля за проведением экологического аудита экологическими аудиторами;

– информирования заказчиков экологического аудита о деятельности экологической аудиторской организации и экологических аудиторов;

– рассмотрения претензий заказчика экологического аудита;

– обеспечения конфиденциальности информации, получаемой экологическими аудиторами при проведении экологического аудита;

– обеспечения охраны труда экологических аудиторов, работающих на экологических аудируемых объектах.

Экологический аудитор имеет право проводить экологический аудит в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника экоаудиторской организации.

Экологическая аудиторская организация должна обеспечить каждого экологического аудитора и технического эксперта, привлекаемого для проведения экологического аудита, идентификационной пластиковой карточкой, которая является документом, удостоверяющим его полномочия и предъявляемым по требованию заказчика экологического аудита и (или) экологического аудируемого субъекта либо должностных лиц государственных органов, которые в пределах своей компетенции контролируют проведение экологического аудита.

Экологический аудит проводится:

• при организации природоохранной деятельности на промышленных и иных предприятиях;

• изменении формы собственности или управления;

• заключении договоров на экологическое страхование;

• финансировании крупных экологических мероприятий или программ;

• инвестировании в природоохранную, хозяйственную и иную деятельность;

• выдаче лицензий на отдельные виды деятельности.

В настоящее время в Беларуси для осуществления экологического аудита сформирована правовая и нормативная база, которая активно используется при экологической сертификации производств, продукции, услуг, а также при реализации международных проектов.

2.7. Экологическое страхование

Физическая и моральная изношенность технологического оборудования большинства крупнейших промышленных предприятий страны создает реальную угрозу возникновения техногенных экологических катастроф. Кроме того, не искоренены и экологические правонарушения, чреватые серьезными последствиями негативного характера для экономики и социальной сферы государства. Поэтому в соответствии со ст. 85 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» планируется ввести обязательное экологическое страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов граждан и организаций, а также страны и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда. Экологическое страхование осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о страховании.

Основной задачей экологического страхования является аккумулирование и перераспределение финансовых средств для их дальнейшего использования на реальное возмещение ущерба, причиненного окружающей среде, проведение предупредительных мероприятий, а также снижение расходов средств бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды вследствие аварийных или иных случаев. При этом бюджет освобождается от расходов на возмещение убытков, и появляется один из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций в сферы, связанные с сохранением окружающей среды; проведением мероприятий по обеспечению защиты населения и территорий страны от негативного антропогенного воздействия; повышением экологической безопасности хозяйственной деятельности природопользователей; оздоровлением экологической обстановки в регионах.

Экологическое страхование как система страхования различных видов рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме. К таким видам относятся:

• страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, причиненный загрязнением окружающей среды;

• страхование ответственности природопользователей за ненадлежащее выполнение обязательств по договорам природопользования;

• страхование финансовых рисков природопользователей;

• страхование природных ресурсов, на которые имеются права собственности;

• страхование имущества юридических и физических лиц от негативного воздействия загрязненной окружающей среды;

• страхование физических лиц от несчастных случаев и болезней в связи с вредным воздействием загрязненной окружающей среды.

Страховая защита должна включать:

• расходы на мероприятия по расчистке территории, которые необходимо произвести после страхового случая;

• расходы на оценку затрат и составление сметы на проведение восстановительных работ;

• расходы на восстановление природной среды в соответствии со сметой проведения восстановительных работ;

• возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате негативного воздействия загрязненной окружающей среды.

Система экологического страхования может включать в себя следующие направления:

страхование ответственности, например ответственности предприятий и учреждений, являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей природной среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и др.;

имущественное страхование, например страхование земельных объектов на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

личное страхование граждан, например страхование жизни и здоровья работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности. Оно является важной составляющей системы социальной защиты человека.

Экологические риски могут быть вызваны не только аварийным, но и постепенным негативным воздействием объекта на окружающую среду. Эти изменения в окружающей среде могут проявляться в виде загрязнения отдельных ее компонентов, истощения или уничтожения природных ресурсов, деградации и разрушения местообитаний флоры и фауны, необратимых изменений естественных экологических систем, уничтожения в целом природных комплексов и ландшафтов.

Обязательное страхование осуществляется в отношении риска ответственности за причинение вреда населению, а также в отношении жизни и здоровья определенных групп (категорий) граждан в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Обязательное экологическое страхование будет проводиться путем включения экологических рисков в перечень страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий – источников повышенной экологической опасности.

Опыт государств (Европейского союз) свидетельствует о том, что система страхования экологических рисков позволяет компенсировать до 40 % причиняемых убытков при сохранении достаточно высокой финансовой устойчивости страховых операций. К тому же заинтересованность страховщика в получении максимальной прибыли обеспечивает дополнительный мониторинг состояния природоохранного оборудования у страхователя.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается СУОС?

2. Какие основные обязанности ответственного должностного лица за функционирование СУОС в подразделении?

3. Опишите структуру и основные задачи экологической службы природопользователя.

4. Как организуют производственный контроль в области охраны окружающей среды на предприятии? Каковы его задачи?

5. Каково содержание инструкции по организации ПЭК предприятия?

6. Какие цели преследует экологическая сертификация? Назовите ее виды.

7. Для чего предназначен экологический паспорт предприятия?

8. Охарактеризуйте содержание и основные разделы экологического паспорта.

9. Что представляет собой экологический аудит и для чего он проводится?

10. Какие требования предъявляются к экологической аудиторской организации?

11. Каковы основные задачи экологического страхования и его виды?