Глава 1
Знакомство с цифровой фотокамерой
• Устройство цифровой фотокамеры
• Приобретение фотокамеры
• Классы цифровых фотокамер
Устройство цифровой фотокамеры
Вместо фотопленки в цифровой фотокамере установлен светочувствительный элемент. Через объектив свет попадает на специальную микросхему – матрицу, сенсорами которой формируются электрические импульсы, то есть свет преобразовывается в электрические сигналы. На выходе сенсор выдает аналоговый сигнал, который соответствует световой картине – снимаемой сцене. Чтобы в дальнейшем электронные схемы внутри камеры могли обработать изображение, подвергнуть его различным преобразованиям и сохранить в цифровом формате – в виде двоичного кода, – существует специальный модуль, АЦП (аналого-цифровой преобразователь). Его функция заключается в преобразовании аналогового сигнала, имеющего прямую зависимость уровня сигнала от падающего света, в цифровой код – язык нулей и единиц. От качества АЦП зависит многое. Прежде всего, каким будет качество изображения.
Чем выше разрядность АЦП – число разрядов информации о цвете на выходе АЦП, – тем лучше и точнее воспроизводится цвет, и тем больше его уровней определяет фотокамера. Разрядность АЦП 8 бит соответствует самым простым камерам, 10 бит – компактным камерам, 12 бит – компактам более высокого уровня, 16 бит – профессиональным камерам.
Низкая разрядность АЦП заметна, она является причиной неточной цветопередачи при малых и больших освещенностях, а также отражается на плавных тональных переходах.
Глубина цвета измеряется в битах. Это число двоичных разрядов для каждого пикселя. Чем больше бит отводится под хранение цвета одной точки, тем больше цветов можно передать одновременно.
После преобразования аналогового сигнала в цифровой с помощью АЦП изображение проходит обработку и сжатие, а полученная фотография отображается на ЖК-экране. За обработку изображения отвечает встроенный в камеру процессор. Производительность процессора отражается на скорости обработки, качестве, эффективном шумоподавлении и т. д., в итоге изображение становится лучше. Старайтесь приобретать камеры с новейшим процессором. Уточнить технические характеристики выбранной камеры лучше всего на сайте производителя – иногда на сайтах интернет-магазинов в технических характеристиках камер встречаются неточности из-за невнимательности при заполнении.
Для обработки данных перед их сохранением на карту памяти в цифровых фотоаппаратах применяется буферная память. Она практически не отличается от оперативной памяти в компьютерах. Здесь происходит обработка изображения – настраивается его цветопередача, резкость, контрастность и т. д. Большой объем буферной памяти позволяет сохранять в оперативной памяти камеры немалое количество файлов, уменьшить промежуток времени между съемкой кадров и увеличить продолжительность серийной съемки.
Для обработки снимка используются специальные алгоритмы, которые разрабатываются производителями фотокамер. В фотоаппаратах различных производителей могут использоваться одни и те же матрицы, но при этом качество изображения получится разным. Причина заключается в различных подходах к внутрикамерной обработке изображения, при этом очень многое зависит от оптики.
Для сохранения полученного результата – фотографий и видео – используются карты памяти: наиболее распространены и недороги карты формата SD (Secure Digital), и SDHC – более высокой емкости, которые применяются в камерах Canon, Nikon, Panasonic, Pentax, Samsung, Casio.
В фотокамерах Olympus и Fuji предусмотрены карты памяти xD (Extreme Digital), они меньше по размерам, чем карты других форматов, и стоят дороже. К камерам Sony понадобятся карты памяти MS (Memory Stick). Самые качественные компактные фотокамеры – для опытных любителей, – а также полупрофессиональные и профессиональные зеркальные камеры позволяют работать с картами CF (Compact Flash).
Для питания цифровых фотокамер используется либо оригинальный аккумулятор, либо два (четыре) стандартных пальчиковых аккумулятора (батарейки) АА. Потребляют камеры немало энергии, поэтому проблема питания – одна из основных.
Практически все компакты имеют встроенную вспышку, в большинстве из них есть также резьба для установки фотоаппарата на штатив.
Корпус камеры обычно изготавливается из пластмассы, реже (у более дорогих моделей) – из металла: алюминия или магниевого сплава.
Кнопки на корпусе позволяют управлять камерой, причем от расположения и наличия той или иной кнопки зависит удобство и оперативность управления при съемке. Намного проще, когда кнопка, соответствующая определенной функции, вынесена на корпус, и не приходится искать эту функцию в меню.
Разъемы на корпусе предназначены для подсоединения к внешним устройствам. У небольших камер могут применяться кабели с соответственно меньшими разъемами, вставляемыми в камеру, – USB, видеовыход.
Не каждая камера даст одинаково хороший результат в разных условиях съемки. От модели камеры зависит как качество снимков, так и возможность снять тот или иной сюжет, удобство эксплуатации. Обращайте внимание на то, как камера справляется с задачами в сложных условиях освещения, как передаются цвета при нехватке света, насколько шумной получается картинка, ведь из-за частой нехватки света приходится повышать чувствительность.
Выбирая для себя фотоаппарат, нужно четко расставить все по своим местам: что влияет на получаемое качество изображения и обеспечивает удобство при эксплуатации, а что, по сути, является просто «украшательством» и модной функцией.
Трудно найти модель, в которой все было бы идеально и сбалансировано. Одни камеры лучше справляются с одними задачами, а другие – с другими. Поэтому ориентируйтесь именно на те параметры камеры, которые наиболее важны для вас, позволят решить именно ваши фотографические задачи и чаще будут востребованы. С некоторыми несущественными недостатками вполне можно смириться, если они не мешают получать качественные снимки. Здесь главное, чтобы эти несущественные недостатки не «забивали вам голову», не заменяли саму фотографию болезнью бесконечного выбора, продажи и покупки фототехники.
Самое главное предназначение цифровой фотокамеры – это получение фотографий. Часто некоторые дополнительные функции остаются невостребованными. Хотя «развлекательные» возможности и второстепенные функции камер очень нравятся некоторым пользователям. Если это доставляет радость, не стоит себя ограничивать, однако при этом нужно помнить, что основным все же является качество изображения и фотографические возможности.
Одним из самых важных параметров фотоаппарата является качество оптики. Если камера обладает хорошей матрицей, «умной» электроникой, но очень слабой оптикой, ждать чудес от нее не приходится. И наоборот, даже с маленькой матрицей, но качественной и светосильной оптикой, фотокамера способна выдать уже неплохую картинку. Чем больше физический размер оптики, тем лучше – большие стекла в объективе обеспечивают хорошее изображение и меньший уровень искажений. Сами по себе размеры линз не являются гарантией качества объектива, но становятся весомым плюсом при выборе. Качественная сменная оптика у зеркальных камер заметно уменьшает «замыливание» краев снимка по сравнению с компактами, оснащенными миниатюрными объективами. Кроме того, хорошая оптика вносит меньше искажений: виньетирования, геометрических искажений и т. п.
Цифровая камера дает возможность приблизить снимаемый объект с помощью зуммирования – оптического приближения, изменения фокусного расстояния. У разных камер управление оптическим приближением реализовано по-разному. У компактных камер рычажок расположен вокруг кнопки спуска и поворачивается влево-вправо, у других моделей компактов на задней части корпуса располагается рычажок типа «качели», при нажатии на левую или правую сторону которого происходит удаление и приближение объекта. У очень маленьких камер система оптического приближения может управляться от крошечного рычажка типа джойстика. У самых «продвинутых» компактных камер объектив можно вращать за кольцо – возможна ручная регулировка фокусных расстояний, как и у зеркальных фотоаппаратов.
Помимо оптического существует еще и цифровое увеличение. Оптическое увеличение обеспечивает приемлемый результат. Цифровое увеличение стоит применять лишь в случае крайней необходимости. Всегда старайтесь использовать только оптическое приближение, чтобы не потерять качество изображения. Цифровое увеличение – это то же самое, что и кадрирование на компьютере в графическом редакторе. При использовании цифрового увеличения качество изображения заметно снижается, картинка становится нечеткой, теряется детализация, контраст. При цифровом увеличении картинка «растягивается» искусственно, ничего хорошего при этом не получается. Поэтому снимайте только с использованием оптического приближения, а вырезать часть изображения вы всегда сможете на компьютере. Итак, при выборе камеры не обращайте внимания на цифровое увеличение – по большей части это практически бесполезное преимущество. Нередко на объективе камеры указывается суммарное увеличение: оптическое и цифровое. Нужно вычесть цифровое увеличение – имеет значение лишь оптическое.
У разных камер коэффициент оптического увеличения разный. Несомненно удобно, когда при «нажатии кнопочки» или повороте объектива удаленный объект заполняет весь кадр. Но при этом на фотографии он часто получается недостаточно качественным. Обычно чем меньше коэффициент оптического приближения объектива, тем лучшее качество изображения он обеспечивает. На практике это так, но не всегда, – все зависит от конкретной модели и установленного в камере объектива, но в целом объективы с меньшим увеличением обеспечивают более высокое качество изображения. Поэтому если вы рассчитываете получить максимальное качество изображения, то в первую очередь обращайте внимание на камеры и объективы, у которых коэффициент оптического приближения равен трем, максимум – четырем.
При съемке с рук камера шевелится, причина тому – дрожание рук фотографа, неустойчивое положение, длинная выдержка. В результате этого обычно появляются нерезкие снимки, так называемый эффект «шевеленки». Чтобы избежать сотрясания фотоаппарата в момент съемки, производители нередко оснащают камеры системой оптической стабилизации, которая компенсирует вибрации. Оптическая стабилизация объектива особенно полезна при съемке в условиях недостаточного освещения и на больших фокусных расстояниях – в положении объектива «теле» (для оптического приближения удаленных объектов). Эффективность работы оптической стабилизации может быть разной – в одних камерах она работает лучше, в других вибрации компенсируются в меньшей степени. Вне всяких сомнений, оптическая стабилизация – очень полезное преимущество (рис. 1.1 и 1.2). Но она не спасет от смазанных кадров, если вы снимаете движущийся объект при длительной выдержке.
Рис. 1.1. Снимок без использования оптической стабилизации
Рис. 1.2. Снимок с использованием оптической стабилизации
Учитывая малый вес компактов (более массивная камера уменьшает вероятность «шевеленки») и высокие шумы, при выборе камеры стоит обратить внимание на наличие в ней оптической стабилизации – оптическая стабилизация на практике дает очень полезные преимущества.
В некоторых моделях камер стабилизируется сенсор – матрица, которая зафиксирована нежестко и «подвешена», тем самым механически компенсируются вибрации.
Существует так называемая электронная стабилизация, когда камера автоматически повышает светочувствительность, чтобы избежать смазанных снимков. Пользы от такого решения немного, так как при этом заметно возрастают шумы, портящие картинку.
В цифровой фотокамере матрица, или сенсор (датчик), выполняет функцию светочувствительного элемента (фотопленки). Матрица изготовлена в виде микросхемы со светочувствительной пластиной, на которой размещены пиксели – светочувствительные элементы, преобразующие свет в электрический сигнал.
В цифровых компактных камерах в основном применяются матрицы CCD (ПЗС – приборы с зарядовой связью) и матрицы CMOS (КМОП – комплиментарная логика на транзисторах металл-оксид-полупроводник).
Чем меньше физический размер пикселей, чем плотнее они расположены, тем хуже с точки зрения качества изображения. Меньшая по площади матрица – это гарантия получения шумов на изображении и прочих «прелестей» цифровой фотографии. При покупке камеры обращайте внимание на физический размер сенсора, который имеет очень большое значение. Чем больше размер сенсора, тем это лучше отражается на качестве снимка. Всегда старайтесь выбирать камеру с большей по размерам матрицей, пусть даже в ущерб вторичным, менее значимым параметрам. Обычно в спецификации модели указывается формат матриц. Таблица 1.1 позволит представить соответствие формата сенсора его геометрическим размерам.
Формат матрицы можно определить, разделив эквивалентное фокусное расстояние (в 35 мм экв.) на фокусное расстояние объектива. Например, фокусные расстояния вашей камеры – 6-72 мм, а в 35-миллиметровом эквиваленте – 36-432. Делим значение в 35-миллиметровом эквиваленте на значение, которое указано на объективе (36/6 = 6 или 432/72 = 6). Таким образом, диагональ матрицы данной камеры в шесть раз меньше диагонали 35-миллиметрового кадра, что соответствует формату сенсора 1/2,5".
Чем меньше размер матрицы, тем выше глубина резкости – в зоне резкости в кадре оказывается практически все: как основной объект, на который сфокусирована камера, так и его окружение, что далеко не всегда плюс. Большая глубина резкости хороша для макросъемки, но не очень подходит для портрета. Работая с камерой, размеры сенсора которой больше, чем у обычных компактов (APS-C), проще получить размытый фон, выделить главный объект с помощью малой глубины резкости.
У камер с меньшей площадью сенсора картинка выглядит более плоской, «замыленной», хуже цветопередача, динамический диапазон, не хватает «живости», реалистичности.
Число мегапикселей – это еще не показатель качества камеры. За мегапикселями не угнаться, их число постоянно растет – производители непрерывно увеличивают этот на первый взгляд главный параметр. Однако при этом неизбежно возникают шумы на изображении. Разумеется, большее число мегапикселей дает возможность получить больший размер отпечатка, более высокую детализацию и возможность кадрирования без заметной потери детализации. Так, у 10-мегапиксельного снимка проще отрезать половину и напечатать на формат А4, а если вырезать половину из снимка с 5 МП, то напечатать без заметной потери качества на таком формате уже не получится.
При большом числе мегапикселей желательно, чтобы ему соответствовали размеры матрицы, разрешение оптики, а камера имела достаточную скорость обработки изображения. С увеличением числа мегапикселей увеличивается размер файла изображения, соответственно, быстрее расходуется место на карте памяти, требуется больше места для хранения на компьютере. Все современные фотокамеры имеют достаточное разрешение для большинства фотографических задач и позволяют качественно отпечатать изображение на формат А3 и даже больше. Учитывая, что очень часто люди смотрят снимки только на мониторе и печатают преимущественно на формат 10x15, вопрос о разрешении камеры нередко отходит на второй план.
При выборе камеры лучше ориентироваться не на число мегапикселей, а на качество получаемого изображения. Для компактной цифровой фотокамеры вполне достаточно разрешения 7–8 МП, для зеркальной камеры – 10–12 МП.
Функциональность камеры определяет различные возможности: удобство и возможность настройки съемочных параметров, выбор режимов съемки, обработку снимка в камере, съемку видео и др. Чем выше класс камеры, тем больше в ней функций. Высокая функциональность обеспечивает максимальное удобство и скорость выполнения тех или иных задач.
В современных камерах много новых и довольно интересных функций, например «цветовое брекетирование», позволяющее одновременно записывать один и тот же снимок в виде цветного, монохромного изображения и сепии при одном нажатии на спусковую кнопку. В камерах встречается режим фотопленки с несколькими вариантами цветопередачи и монохромного изображения. Доступна функция мультиэкспозиции, накладывающая друг на друга до трех последовательных кадров, что создает необычный сюрреалистический эффект. В зависимости от условий съемки камера может самостоятельно определить наиболее подходящую для сюжета программу. Например, автоматически включать режим «Макро».
Оптический видоискатель в целом значительно удобнее электронного. Он не имеет инертности и лишен искаженной цветопередачи. Как правило, такой видоискатель применяется в зеркальных камерах и компактах начального/среднего уровня.
Нередко в компактных камерах нет оптического видоискателя. ЖК-экраны имеют диагональ 2,5 и 3 дюйма и высокое разрешение, что облегчает кадрирование. Но при съемке на ярком солнце ЖК-экран многих «цифровиков» становится трудно читаемым, поэтому в подобной ситуации наличие оптического видоискателя становится «палочкой-выручалочкой». Электронный видоискатель применяется в компактах высшего уровня. Обычно он имеет некоторую инертность изображения и заметно худшую цветопередачу по сравнению с основным ЖК-дисплеем, но позволяет скомпоновать кадр в условиях, когда ЖК-экран «слепнет».
ЖК-дисплей позволяет скомпоновать кадр, прочитать различную информацию, настроить параметры камеры, просмотреть отснятые кадры, а в некоторых моделях – и отредактировать их. Чем выше качество ЖК-дисплея, тем удобнее. Качество изображения дисплея определяется разрешением в пикселях, большее число пикселей соответствует более высокому разрешению и качеству изображения, а также цветопередаче и контрастности. Очень хорошо, если яркость дисплея можно регулировать.
Если ЖК-дисплей поворотный, это очень удобно при съемке с разных ракурсов, для макросъемки, съемки над головой. Поворотный дисплей заставляет быть более аккуратным в работе с камерой – его нетрудно случайно сломать. У разных камер дисплей в большей или меньшей степени подвержен царапинам.
В каждой цифровой фотокамере есть встроенная вспышка: в миниатюрных компактных камерах она «утоплена» в корпус, в более качественных – поднимается над объективом. Второй вариант представляется интересным, так как обеспечивает мощный импульс света и его равномерное распределение: чем дальше от оси объектива расположена лампа вспышки, тем лучше. Эффект «красных глаз» у вспышек второго типа выражен меньше. Возможность отключать вспышку принудительно, настраивать работу вспышки, вводить коррекцию мощности импульса – очень нужное практическое преимущество.
Цифровая фотокамера работает от аккумуляторов – собственных или стандартных пальчиковых. С одной стороны, использование пальчиковых аккумуляторов удобно – под рукой всегда окажутся батарейки АА. С другой стороны, когда аккумулятор один, его проще и быстрее менять, чем четыре, которые можно уронить или потерять в походных условиях, в темное время суток. Как правило, аккумулятор занимает немного места, весит заметно меньше и позволяет сделать большее число снимков. Однако стоит он ощутимо дороже батареек АА. Кроме того, в будущем, когда камеру снимут с производства, найти в продаже «родную» аккумуляторную батарею будет намного сложнее. Аккумулятор не вечен, со временем он, как и все в нашем материальном мире, изнашивается и уже не так долго держит заряд, а при интенсивной или неправильной эксплуатации потребует замены быстрее.
Трудно переоценить преимущество, при котором камера позволяет записывать не только в «сжатом» формате – JPG, но и в «сыром» – RAW, что дает возможность получить значительно лучшее качество изображения. При обработке снимков на компьютере появляется возможность «вытянуть» картинку с меньшими потерями. Наличие в камере возможности записи кадров в формате RAW – очень ценная и нужная практическая возможность. Кроме того, полезно, если камера предусматривает выбор степени сжатия файла и размера сохраненных файлов.
RAW – это формат файла, который содержит необработанную информацию, поступающую непосредственно из матрицы фотокамеры. Файл RAW не обрабатывается процессором камеры, а формат JPG обрабатывается. RAW-файл содержит первичную информацию о съемке, к тому же такой файл можно сжать без потери качества.
RAW-формат занимает несколько больше места на карте памяти, чем JPG, который был обработан в камере и уже сохранен со сжатием данных. Но RAW предоставляет большие возможности для обработки фотографии при сохранении максимального качества.
Производители фототехники используют в фотокамерах разные алгоритмы для создания RAW, потому и расширения в названии файлов разные. У камер Nikon – NEF, Canon – CR2, Panasonic – RAW, Olympus – ORF, Pentax – PEF, Fuji – RAF и т. д.
Компания Adobe разработала общий стандартизированный формат DNG (Digital Negative). Ряд производителей фототехники включили поддержку DNG в свои камеры, однако многие компании используют собственные форматы. Adobe также разработала утилиту для конвертации файлов RAW в DNG-формат.
Самым распространенным форматом графических файлов остается JPG. При необходимости изображение можно сохранить с максимальным качеством для печати или сжать его до минимального размера файла для передачи по сети. В JPG применяется алгоритм сжатия с потерей качества, его недостаток – потеря качества изображения при каждом сохранении файла. Однако сильное сжатие упрощает передачу данных. Сохранение же фотографии с минимальным сжатием практически не ухудшает качество изображения.
Современные фотокамеры позволяют снимать с наложением разных эффектов, редактировать снимки после съемки, печатать, подсоединив к камере принтер. Просмотр может быть организован в виде слайд-шоу, некоторые камеры позволяют выбрать для просмотра звук – одну из записанных мелодий. Практически все камеры имеют видеовыход для просмотра снимков на ТВ-экране. Всевозможные дополнительные функции не имеют никакого отношения к качеству фотографии, но позволяют быстрее и удобнее реализовать задачи, которые появляются с развитием новых технологий.
Практически все компактные камеры и новые модели зеркальных камер снимают видео. Некоторые фотоаппараты позволяют зуммировать при съемке, а в некоторых моделях перед съемкой устанавливается определенное оптическое приближение, которое при видеосъемке не изменяется. Конечно, отсутствие возможности приближать объект в процессе съемки видео не очень удобно, если вы собираетесь снимать фотокамерой видеоролики. При съемке видео в некоторых моделях может использоваться оптическая стабилизация. Стабилизация при видеосъемке – вещь первой необходимости.
В целом, современные камеры уже неплохо справляются с видеосъемкой. Редкие модели записывают видео без звука, а некоторые позволяют записывать еще и стереозвук. Желательно, чтобы встроенный микрофон не собирал слишком много шумов. Хорошо, когда при съемке видео предусмотрена регулировка разрешения. Наличие съемочного режима 16:9 – также приятная особенность для обладателей широкоэкранных телевизоров.
Приобретение фотокамеры
Не спешите покупать фотоаппарат в первом попавшемся магазине. Цены в торговых точках могут ощутимо отличаться. Чтобы не переплачивать, предварительно узнайте стоимость камеры в разных фирмах. В Интернете можно ознакомиться с ценами на специализированных сайтах: www.price.ru,www.market.yandex.ru и др.
Выбрав подходящий магазин, определите, пользуется ли он успехом, – почитайте отзывы на форумах, узнайте, давно ли компания занимается продажей фототехники, на каких условиях, как обстоит дело с гарантийным обслуживанием. Желательно зарезервировать камеру, перед тем как отправиться за ней в магазин, – ведь вы можете потратить время, и в наличии ее не окажется. В хороших магазинах можно зарезервировать товар, позвонив по телефону или же связавшись с менеджером по электронной почте.
Вообще, наличие в продаже нужной вам модели – это отдельный вопрос. Если вы собираетесь в отпуск, поездку, снимать важное событие и т. д., то не откладывайте покупку камеры на последние дни.
Часто продукция одних фирм представлена широким ассортиментом и имеется в наличии чуть ли не в каждом магазине, а продукция других крайне редка, хотя по качеству она, как минимум, не хуже. На всякий случай определите модели, которые вы можете приобрести, если в продаже не окажется нужной, а купить камеру надо обязательно. Желательно сделать это заранее: узнать точные технические параметры, посмотреть образцы снимков, почитать отзывы, а не доверяться тому, что вам посоветует продавец. Он может предложить вполне неплохую камеру, которая не подойдет вам по разным причинам.
Когда средств недостаточно или интересующая вас модель уже снята с производства, можно приобрести бывший в употреблении фотоаппарат. Здесь есть разные варианты. Существуют специальные комиссионные фотомагазины, в которых вы можете ознакомиться с камерой, сделать пробные снимки. В разных фотомагазинах и салонах связи также встречаются б/у модели цифровых камер.
На фотосайтах существуют специальные разделы, где можно прочитать объявления о продаже б/у фототехники.
Покупая фотоаппарат – б/у или новый, – не спешите расставаться с деньгами. Как только вы отдадите деньги продавцу, все проблемы, связанные с камерой, станут вашими. Покупать нужно, внимательно все проверив.
При покупке б/у фотокамеры может встретиться экземпляр, которым снимали очень мало, ведь сегодня немалая часть фотолюбителей, не успев купить одну модель, сразу меняет ее на другую, более совершенную. Смена фототехники у многих превращается в «болезнь».
При покупке б/у камеры обратите внимание на аккумулятор. Если он сильно изношен и недолго держит заряд, то перед покупкой узнайте, есть ли в продаже соответствующий источник питания. Если нет, приобретать такую камеру не имеет смысла.
Перед тем как приобрести камеру, осмотрите ее внешний вид – наличие заметных потертостей, царапин говорит о том, что эксплуатация была приличной. Ресурс компактов не столь высок, как у зеркальных камер, да и ремонт обходится недешево. Поэтому желательно приблизительно определить степень эксплуатации, число отснятых кадров. У зеркальной камеры вы сможете заменить затвор либо по гарантии, либо за дополнительную плату. Обязательно потребуйте кассовый и товарный чек, а также гарантийный талон (если срок гарантийного обслуживания не истек), без этого в сервисе могут быть проблемы.
Убедитесь, что в наличии имеется зарядное устройство, и вам не придется покупать его отдельно, что может оказаться трудновыполнимой задачей.
Если у вас есть хоть немного времени, обязательно проверьте камеру при покупке. Хотя вероятность того, что вам попадется камера с проблемами, небольшая, лучше все же убедиться в ее исправности. Не спешите. Сначала посмотрите комплектность. В книжечке, которая прилагается к камере, написано, что должно входить в комплект. Обычно к камере прилагается ремешок – нашейный или наручный, если камера небольшая, аккумулятор или батарейки АА, карта памяти, USB-кабель для соединения с компьютером, видеокабель для соединения с телевизором, инструкция, диск или диски с программным обеспечением, зарядное устройство, крышечка для объектива – если камера с большим объективом.
Проверив комплектность и убедившись, что все на месте, проверьте саму камеру. Сначала осмотрите ее на предмет отсутствия следов эксплуатации и ремонта. На корпусе, ЖК-экране, объективе не должно быть отпечатков пальцев, потертостей, царапин, пятен и грязи. Все винтики должны быть на месте, и следов от отвертки быть не должно.
Вы убедились, что камера новая, и ею не пользовались. Теперь вставьте аккумулятор и карту памяти, которая должна быть в упаковке (обычно в комплект компактной камеры входит карточка 16 или 32 Мб, в комплекте зеркальной камеры нет карты памяти).
Если вы приобретаете зеркальную камеру, нужно присоединить объектив.
Включите питание, сделайте несколько снимков. Камера должна уверенно фокусироваться при достаточном освещении. Проверьте работу зума и фокусировку на разных расстояниях. Не должно быть слышно посторонних звуков, странных шумов. Проверьте съемку со вспышкой и без нее. Если все нормально, сделав несколько снимков, просмотрите их на ЖК-дисплее. Неплохо бы посмотреть картинки на экране компьютера. Обычно в фотомагазинах продавцы предоставляют покупателям такую возможность. Можно проверить матрицу на битые пиксели. Для этого следует надеть на объектив крышку или прикрыть его чем-либо, чтобы в объектив не попадало света, установить длинную выдержку и сделать снимок, который затем проверить на компьютере на предмет наличия белых точек.
При наличии битых пикселей на матрице можно потребовать обменять камеру. Если даже дома вы обнаружите один-два битых пикселя, это не повод расстраиваться. На фотографиях, которые вы рассматриваете на экране монитора, такой дефект практически не отражается, да и на отпечатках он совершенно незаметен. «Битые» пиксели присутствуют лишь при просмотре снимка на ЖК-экране камеры.
Итак, камера работает нормально, вы убедились, что все в порядке, можно оплатить заказ.
Вместе с кассовым и товарным чеком вам должны выдать гарантийный талон, в котором четко прописывается модель и серийный номер камеры, а также дата ее продажи.
Перед покупкой проконсультируйтесь у менеджера, какая гарантия предоставляется на камеру: от авторизованных сервис-центров производителя (тогда вы можете обратиться в любой из них) или только собственная гарантия магазина (в этом случае фототехника обслуживается лишь в том сервисном центре, с которым у магазина есть договоренность). Второй вариант менее удобен.
Эксплуатируйте камеру аккуратно, старайтесь, чтобы на корпусе не было следов падения, ударов – вмятин, сколов и т. д. Сохраните упаковку, всю комплектацию и документы – в таком случае вам будет проще отремонтировать камеру по гарантии.
После окончания периода гарантийного обслуживания возможен только платный ремонт. Не спешите отдавать фотокамеру в первую попавшуюся мастерскую. Убедитесь, что вам называют сумму, соответствующую реальной поломке, а не «набивают» цену. Иногда дешевле договориться с мастером напрямую, в частном порядке, чем обращаться официально в сервис-центр, цена может оказаться вдвое меньше.
При этом определите, есть ли вообще смысл ремонтировать камеру, если стоимость ремонта велика. При постоянном снижении цен и улучшении параметров нередко проще и целесообразнее приобрести новую камеру.
Классы цифровых фотокамер
Все цифровые фотокамеры по своим параметрам можно разделить на классы: компактные, компактные со сменной оптикой и зеркальные. Внутри классов выделяются отдельные подклассы.
Каждый класс имеет определенные преимущества и недостатки, позволяющие лучше или хуже решить разные фотографические задачи. Камеры нужно выбирать внутри определенного класса. Сначала определите, какой класс подходит именно вам, а после уже выбирайте среди моделей данного класса – выбор ограничится несколькими вариантами разных производителей.
Ультракомпактные камеры имеют самые малые габариты и вес. В этом их главное преимущество. По размерам они практически сопоставимы с мобильными телефонами. Ультракомпакт можно носить с собой повсюду и в любой момент сделать снимок: зафиксировать интересный момент, снять расписание электричек, нужный документ и т. д. Камера легко поместится в карман и сумочку. Вдобавок, она практически незаметна в руках и не привлекает ненужного внимания со стороны. Обычно ультракомпакты – это камеры типа «наведи и снимай» – они полностью автоматические, и фотографу остается лишь придумать компоновку кадра. У подобных камер очень стильный и приятный внешний вид, это престижные изделия, красиво смотрящиеся в руках. Ультракомпакты позволяют выбрать разные сюжетные режимы, сделать фото с той или иной внутрикамерной обработкой, снимать видео. Стоит отметить, что ультракомпакты – это передовые модели, обычно именно в них производители впервые встраивают многие технологические новинки.
Ультракомпактные камеры имеют большой ЖК-экран с диагональю 2,5, 3 и даже 3,5 дюйма. Оптический видоискатель, как правило, у них отсутствует. У некоторых моделей ЖК-экран сенсорный и кнопок на корпусе практически нет. Это в какой-то степени повышает надежность камеры и делает работу с ней похожей на работу с КПК. К тому же маленькие кнопочки в работе неудобны.
В комплектацию многих компактных камер входят специальные док-станции, позволяющие зарядить аккумуляторы и подключить камеру к внешним устройствам, – на корпусе ультракомпакта практически не остается места для разъемов под внешние соединения.
Обобщим: плюсы ультракомпактной камеры заключаются в том, что вы всегда зафиксируете самые интересные моменты, легкую и маленькую камеру нетрудно носить с собой, она незаметна. Такой вариант можно купить в качестве второй камеры на каждый день, для технической съемки, если цифровая камера в мобильном телефоне не устраивает, – качество и удобство у ультракомпакта выше, чем у телефонов.
Но и недостатков у таких камер тоже хватает.
Прежде всего, это достаточно высокая стоимость. Если сравнивать ультракомпакты с камерами других классов, то качество изображения обычно невысокое. В них применяется самая маленькая матрица, да и оптика далеко не самая лучшая в силу конструктивных особенностей самой камеры. Если вам нужно хорошее качество снимков, вы рассчитываете снимать в условиях недостаточного освещения, собираетесь работать над высокохудожественными фотографиями или печатать на большой формат, то однозначно стоит обратить внимание на камеры более высокого класса. Держать при съемке тонкую и плоскую камеру не очень комфортно, к тому же палец часто попадает в объектив и оставляет пятна на линзе.
Ультракомпакт – это удобный инструмент, чтобы сделать снимок среднего качества в любой подходящий момент (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Ультракомпактная камера
У Canon стильные тонкие камеры называются – IXUS, у Nikon – серия S. Ультракомпактные модели Olympus обозначаются буквой греческого алфавита ц (мю). У Sony – это серия T.
Самый распространенный класс – это недорогие компактные фотокамеры начального и среднего уровня. Интерес к ним определяется, в первую очередь, невысокой стоимостью. Их цена обычно не более пяти-шести тысяч рублей. Кроме того, эти камеры часто позволяют использовать стандартные доступные пальчиковые аккумуляторы – АА. Таким образом, проблема с питанием решается достаточно просто, а со временем не возникает вопросов, если родной аккумулятор потребует замены, а данный тип аккумулятора уже не производится. Компактные камеры имеют достаточные параметры для получения неплохих снимков. Диапазон фокусных расстояний в среднем составляет 35-100 мм, что уже дает возможность снимать и пейзажи, и портреты, а также предметы, натюрморты, фрагменты и другие сюжеты.
Наиболее простые модели у Canon имеют индекс A, у Nikon простые компактные камеры – серия L, у Sony – серия S, а у Olympus – модели серии EF.
По весу компакты не очень сильно отличаются от ультракомпактов, а вот по размерам – заметно, особенно по толщине корпуса (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Компактная камера начального уровня
Преимущества компактов: отличная съемка в автоматическом режиме, невысокая стоимость, доступные аккумуляторы, универсальность.
К недостаткам можно отнести частое отсутствие ручных настроек, невозможность выдвинуть вспышку, статичный ЖК-экран. Если у вас есть желание заниматься фотографией серьезно, и вы рассчитываете на лучший результат, обратите внимание на камеры более высокого класса. Недорогие компакты плохо справляются при съемке в сложных условиях. Они больше подходят для начинающих, детей, а также пользователей, для которых главное – запечатлеть момент.
Эти камеры позволяют добиться большего, так как у них есть полностью ручные режимы, широкий диапазон настроек съемочных параметров, расширена функциональность, лучше оптика. Обычно они обладают широкими возможностями, качество изображения у них выше. ЖК-экран может быть поворотным.
Преимущества камер этого класса состоят в том, что они предоставляют фотографу расширенные возможности и обеспечивают неплохой конечный результат в разных условиях съемки, позволяют использовать разные дополнительные принадлежности: оптические насадки и т. п. Привлекает и цена, ведь стоимость таких камер относительно невысока. У них оптимальное соотношение цена/качество, они подходят пользователям, для которых фотография – это не просто фото на память в жанре «я и море». Такая камера будет хорошим выбором в качестве первого творческого инструмента, если вы решили получить не только снимок размером 10x15.
Недостатков и здесь хватает: не всегда удобный диапазон фокусных расстояний, не самая большая матрица, да и оптика не всегда самая качественная. Тем не менее данный класс камер относится к «золотой середине» – если вы не хотите снимать самой простой камерой, но еще не определились с пристрастиями, остановите свой выбор на данном классе (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Компактная камера с расширенными возможностями
У Canon камеры для опытных любителей – это серия G, у Sony – также G, у Nikon – серия P.
Это особенный класс камер, который пользуется очень высоким спросом с момента своего появления. Причин этому несколько. Универсальный, очень качественный объектив позволяет приближать сильно удаленные объекты. Такая камера хорошо подходит для съемки животных, «фотоохоты» на улице. Ультразум позволит быстро «выхватить» интересные фрагменты. Обычно ультразумы неплохо справляются и с макросъемкой.
Максимальные фокусные расстояния у таких камер достигают 400 и даже 500 мм! Чтобы получить подобное оптическое приближение на зеркальной камере, нужно затратить приличную сумму, да и вес одного только телеобъектива составит более килограмма. Надо ли говорить, что человек, вооруженный зеркальной камерой и огромным объективом, сразу привлекает внимание окружающих.
У ультразума очень качественная оптика со стабилизацией, а его эргономика заметно выделяет этот аппарат среди компактов. Внешний вид немного напоминает зеркалку. Снимать им удобно, корпус хорошо лежит в руке. ЖК-экран у ультразумов чаще не поворотный, хотя есть и исключения. Камеры предоставляют фотографу большие творческие возможности, часто имеется ручной режим и возможность снимать в формате RAW.
В целом, ультразум представляет интерес для творчески настроенных фотографов. К недостаткам можно отнести высокие шумы при увеличении светочувствительности, иногда неравномерное качество картинки на разных фокусных расстояниях. Хотя это касается большинства компактных камер.
Выбирая ультразум, обратите внимание не только на качество изображения, но и на скорость работы: включение, зуммирование, фокусировку. В заключение стоит отметить, что снимать ультразумами лучше всего в ясную солнечную погоду, нехватка света заметно сказывается на качестве снимка (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Ультразум
Ультразумы Canon можно определить по букве S в названии камеры. Камеры Sony – H, Olympus – SP, Panasonic – FZ.
Этот класс камер отличается как внешне, так и по конечному результату – изображению.
Со стороны они напоминают зеркальную камеру – массивная рукоятка, солидный качественный объектив, обычно черный цвет корпуса.
Качество изображения заметно отличается от младших моделей. Как правило, используется большая по площади матрица. Однако камеры этого класса имеют разные возможности. Цена их достаточно велика, случается, что даже зеркальные камеры с китовым объективом стоят дешевле. Что дают фотографу такие камеры?
Сильными сторонами подобных камер являются высококачественная и универсальная несменная оптика, а также отсутствие проблем с чисткой матрицы (как у зеркальных камер). Качество изображения однозначно лучшее среди компактов всех уровней. В условиях хорошего и студийного освещения такая камера может поспорить с зеркальными камерами в некоторых видах съемки (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Полупрофессиональная компактная камера
Отдельно стоит остановиться на компактах с матрицами большого размера – APS-C.
Качество изображения у таких камер очень высокое. Компакты с объективом, не имеющим оптического увеличения (фиксированным фокусным расстоянием), – хороший выбор для фотографа, который рассчитывает получить наилучшее качество при максимальной компактности камер. Изображение у таких моделей, например Sigma DP1, очень достойное, особенно если поработать с файлом, снятым в формате RAW.
Ограничения – скорость работы и невысокая рабочая светочувствительность. Эти камеры позволят сделать великолепные пейзажи, натюрморты и портреты, но в условиях неспешной съемки. Для съемки динамичного репортажа все же предпочтительны зеркальные камеры.
Цифровые фотокамеры очень боятся попадания внутрь влаги, вода в работающей электронике способна мгновенно вывести ее из строя. При съемке под дождем или снегом есть большой риск повредить камеру. Специально для таких целей производятся модели, защищенные от непогоды. Такие компакты выпускают компании Pentax, Casio, Olympus, Sony. С этими камерами можно смело снимать под дождем, снегом и даже работать под водой до определенной глубины. Кроме того, преимущество этих всепогодных компактов состоит в защите от пыли и песка. В ветреную погоду, а также на пляже внутрь могут попасть пыль, песок, капельки соленой морской воды, что повлечет за собой выход объектива из строя. А ремонт его обойдется недешево. Всепогодные компакты обладают еще одним достоинством – у них не выдвигается объектив, зуммирование происходит так, что габариты камеры внешне остаются неизменными. По своим габаритам и весу всепогодные компакты приближаются к ультракомпактам, качество их изображения достаточно для печати на формат А4. Это очень хороший выбор в качестве универсального фотоблокнота, который можно взять с собой и не думать о капризах погоды (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Всепогодная компактная камера
Встречаются и довольно необычные фотокамеры. Конечно, такие модели интересны далеко не каждому, но они могут представлять определенный интерес своими дополнительными функциями: конструктивными особенностями, выполнением задач, не свойственных фотокамерам, и т. д. Качество снимков у них далеко не на высоте, но это и не главное, упор в них делается на разные дополнительные функции (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Необычная камера
Компактные незеркальные камеры со сменной оптикой – это новый гибридный класс камер, который появился недавно, – камеры Leica и Panasonic. В дальнейшем такие камеры могут обрести большую популярность, особенно если цены них будут снижаться. Пока же эти камеры, как и все новое, дороговаты, если сравнивать их с зеркальными камерами начального класса. В итоге «зеркалки» побеждают, так как при меньшей стоимости предлагают намного больше возможностей. Единственное преимущество данного класса камер – малый вес и габариты. По сравнению с обычными компактами у них есть огромный перевес – большая матрица, размеры которой соответствуют «зеркалкам» системы «4/3», Olympus и Panasonic.
Камеры данного класса обеспечивают отличное качественное изображение, предлагая намного больше возможностей, чем компакты. Их удобнее держать в руке, корпус более эргономичен и напоминает зеркальную камеру. ЖК-дисплей поворачивается и обеспечивает хорошее изображение. Встроен электронный видоискатель (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Компактная камера со сменной оптикой
Данные камеры проигрывают компактам по размерам и весу, первые появившиеся модели пока не снимают видео, в остальном же уровень и возможности фототехники этого класса существенно выше. Размеры и вес компактов со съемной оптикой меньше, чем размеры зеркальных фотокамер, в них используются маленькие и довольно легкие объективы со встроенной оптической стабилизацией. Выбор объективов ограничен, хотя через переходник можно установить объективы системы «4/3». Однако работают эти компакты медленно, проигрывают зеркальным камерам по шумам и ресурсу аккумулятора (рис. 1.11). В подобных камерах используется встроенная очистка сенсора от пыли.
Рис. 1.11. Сравнение габаритов компакта со сменной оптикой (слева) с зеркалкой начального уровня
Такую камеру стоит приобрести, если требуется сравнительно высокое качество изображения, удобство в эксплуатации, компактность, малый вес и функциональность. Эта камера подойдет для увлеченных любителей, путешественников, съемки в отпуске, поездках, макросъемки, но не для профессионального использования, съемки в условиях недостаточного освещения, репортажной, серьезной портретной и свадебной фотографии. Для подобных целей существуют зеркальные камеры, и свои позиции они уступать не собираются, тем более что цены на «зеркалки» постоянно снижаются.
Это класс камер, который позволяет фотографу решить большинство фотографических задач качественно, быстро и с максимальным удобством в работе.
Зеркальные камеры обладают высокой скоростью работы, точностью контроля съемочных параметров и возможностью оперативно менять объективы в зависимости от задач – выбор сменной оптики очень большой. К зеркальной камере вы сможете приобрести намного больше дополнительных принадлежностей, чем к компактным камерам.
Качество изображения «зеркалок» существенно выше, чем у компактных камер. Если вам важна универсальность, проще купить зеркальную камеру и разные объективы к ней, чем приобретать несколько компактов, ориентированных на разные виды съемки. Зеркальная камера обеспечивает более предсказуемый и качественный результат, хорошо справляется со съемкой в сложных условиях. Если вы всерьез и надолго увлеклись цифровой фотографией, ваш выбор – зеркальная камера.
Зеркальные камеры можно разделить на три подкласса.
Несмотря на невысокую стоимость – по сравнению с компактами топ-уровня некоторые «зеркалки» даже дешевле, – по возможностям и качеству полученного результата их даже сравнивать не стоит. Любительские «зеркалки» позволяют выполнить многие виды съемки, обеспечивая достойный результат. Очень хороший выбор, особенно если вам приходится снимать в помещениях, да и если вы просто цените качественную фотографию.
Камеры оснащены одним основным ЖК-дисплеем.
У камер данного класса значительно меньше шумов, и они позволяют снимать при чувствительности 400, 800 и даже 1600 единиц ISO. Обычно при такой чувствительности у компактов картинка сильно разбавлена шумами, становится зернистой и теряет детализацию.
Зеркальные камеры начального уровня позволяют установить всю линейку объективов своего производителя. Некоторые камеры начального уровня не рассчитаны на такой подход, на байонете камеры нет механизма вращения автофокуса, есть лишь электрические контакты, поэтому совместимы только объективы «цифровых» серий, то есть оснащенные внутренним приводом автофокуса, которые специально разработаны для цифровых камер.
Зеркальные камеры начального уровня изготавливаются в пластмассовом, но достаточно прочном корпусе. Камеры сравнительно легкие и небольшие, их удобно возить с собой в путешествия, поездки, в отпуск.
По качеству картинки они практически не уступают зеркальным камерам полупрофессионального класса: на двух отпечатках, сделанных в одинаковых условиях и одинаковыми объективами, разницы вы не заметите. Это не только хорошее решение для начинающего и увлеченного любителя, но вполне подходящий вариант для фотохудожника, который много путешествует и не рассчитывает брать с собой большую и тяжелую камеру. В любительской «зеркалке» есть еще один плюс – там, где профессиональная съемка запрещена, вы вполне можете убедить охрану, служебный персонал, что у вас любительская камера. Подобные ситуации встречаются достаточно часто (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Зеркальная камера начального уровня
В современных зеркальных камерах начального уровня используются карты памяти формата SD, совместимого с большинством компактных камер.
Для более серьезных фотографических задач подойдут камеры более высокого класса. Рассмотрим подробнее их основные преимущества.
Внешне такие камеры более массивны и выглядят солиднее. Кроме ЖК-дисплея у них есть еще небольшой информационный экран, который очень удобен в работе.
Камеры этого класса лучше ложатся в руку – при многочасовой съемке руки не так сильно устают, как в случае с зеркальными камерами начального уровня. Эргономика намного выше – более удобный корпус, на него выведены элементы управления, все кнопки, определяющие съемочные настройки, в то время как у зеркальных камер начального уровня некоторые функции совмещены, что-то спрятано в меню.
Корпус изготовлен из более прочного материала – магниевого сплава. Камера рассчитана на постоянное и интенсивное использование. Ресурс ее работы выше, затвор работает дольше до наработки на отказ. Хотя в период гарантийного обслуживания (обычно два года) вам обязаны заменить затвор без вопросов, независимо от числа снятых кадров.
Полупрофессиональные камеры работают быстрее, у них лучше система фокусировки, больше функциональных возможностей. У многих моделей шире динамический диапазон и меньше уровень шумов.
Новые модели камер имеют функцию создания видеороликов в формате Full HD (с разрешением 1920x1080).
Нередко производитель выпускает следующую модель «зеркалки» начального уровня, которая кажется более интересной по характеристикам и возможностям, по сравнению с полупрофессиональной, выпущенной ранее. У новой любительской «зеркалки» более мощный процессор, новая матрица, функциональность и т. д., ведь технологии не стоят на месте. Поэтому если вам не важны прочный корпус, хорошая эргономика и высокий ресурс, вы не планируете использовать профессиональную оптику, но хотите добиться хорошего качества изображения и испробовать новые функции, выбирайте самую современную любительскую зеркальную камеру (рис. 1.13).
Рис. 1.13. Полупрофессиональная зеркальная камера
В полупрофессиональной камере есть еще одно преимущество – с большой и тяжелой профессиональной оптикой она будет лучше смотреться и работать. Представьте, что к маленькой камере в пластиковом корпусе при весе самой камеры менее 500 г и очень скромных габаритах вы прикрутили двухкилограммовый объектив. Такая конструкция будет неустойчивой и неудобной, особенно при наличии внешней вспышки. Поэтому если вы увлекаетесь фотоохотой и планируете приобрести большой и тяжелый телеобъектив, сразу ориентируйтесь на камеру полупрофессионального уровня.
В камерах данного класса используются исключительно карты памяти CompactFlash, которые в целом более надежны и удобны, чем карты SD.
Профессиональные зеркальные камеры сразу выделяются внешне, они имеют заметно большие габариты, отличаются по форме, да и вес у них немалый. В корпусе камеры уже имеется ручка для вертикальных кадров, ее не нужно покупать отдельно, как в случае с полупрофессиональными и любительскими моделями.
Камеры отличаются исключительной надежностью, удобством, гибкостью настроек, высокой скоростью и точностью работы, намного выше и скорость серийной съемки. Камеры защищены от непогоды и позволяют работать под дождем, снегом, в запыленных условиях. Ресурс их работы значительно выше, чем у более простых собратьев. В камерах нет встроенной вспышки, так как профессионалу она практически не нужна. Помимо ЖК есть еще два информационных дисплея. Предусмотрена возможность вести одновременную запись на две флэш-карты, что гарантирует стопроцентное получение снимков.
Самое главное – это качество изображения, контрастность, детализация, цветопередача, динамический диапазон.
У камеры более емкий аккумулятор, ресурс работы от одной зарядки очень велик.
Однако цена камер данного класса, а также габариты и вес заставляют задуматься перед покупкой для любительского использования.
В зеркальных камерах могут применяться как матрицы APS-C (22,5x15,0 мм), так и полноразмерные матрицы (36x24 мм), соответствующие размерам 35-миллиметрового пленочного кадра. В камерах начального уровня устанавливаются сенсоры только формата APS-C. Полноразмерные матрицы встречаются в полупрофессиональных и профессиональных моделях. Преимущество такой матрицы в том, что объектив полностью раскрывает свои возможности, изображение, формируемое им, полностью попадает на матрицу. На матрицу APS-C попадает лишь центральная часть изображения, а края отсекаются – возникает так называемый кроп-фактор, поэтому часто в разговорах такую матрицу называют «кропнутой».
Снимая на объектив с фокусным расстоянием 28 мм, с учетом кроп-фактора, вы получаете практически стандартный объектив – 28 x 1,6 = 44,8, а при съемке на полноразмерную матрицу этот объектив уже становится широкоугольным. Полноразмерная матрица дает много преимуществ, и это не только соответствие фокусных расстояний объективам. Здесь и очень низкий уровень шумов, и высокая детализация, и хороший динамический дипазон. Если позволяют финансы, приобретение камеры с полноразмерной матрицей – очень хорошее решение для человека, всерьез увлекающегося фотографией (рис. 1.14).
Рис. 1.14. Профессиональная зеркальная камера
Если вы еще не решили, какая модель цифровой камеры и какого класса вам нужна, не спешите покупать самую дорогую и «продвинутую» камеру. Лучше возьмите камеру среднего уровня, делая акцент на общих параметрах, важных для получения снимков хорошего качества: размере матрицы, качественной оптике, наличии ручных режимов съемки. Широкоугольная оптика будет востребованным преимуществом – камеры, у которых эквивалентное фокусное расстояние соответствует 28 мм, позволят снимать большие объекты с близкого расстояния.
В зависимости от фокусного расстояния объектива вы получаете возможность снять тот или иной сюжет, не меняя своей позиции. Чтобы сориентироваться в фокусных расстояниях при выборе камеры и узнать, как они влияют на угол обзора, ниже приводятся снимки (рис. 1.15-1.28), которые выполнены на разных фокусных расстояниях, их значения указаны в 35-миллиметровом эквиваленте.
Лучше фотографировать недорогой камерой и хорошо ее знать, чем иметь сложную и не уметь ею пользоваться. Когда камера станет препятствием на пути к хорошим снимкам, появится смысл подумать о приобретении более совершенной модели.
Рис. 1.15. Фокусное расстояние 28 мм
Рис. 1.16. Фокусное расстояние 35 мм
Рис. 1.17. Фокусное расстояние 40 мм
Рис. 1.18. Фокусное расстояние 50 мм
Рис. 1.19. Фокусное расстояние 70 мм
Рис. 1.20. Фокусное расстояние 100 мм
Рис. 1.21. Фокусное расстояние 150 мм
Рис. 1.22. Фокусное расстояние 185 мм
Рис. 1.23. Фокусное расстояние 250 мм
Рис. 1.24. Фокусное расстояние 300 мм
Рис. 1.25. Фокусное расстояние 385 мм
Рис. 1.26. Фокусное расстояние 435 мм
Рис. 1.27. Фокусное расстояние 485 мм
Рис. 1.28. Фокусное расстояние 500 мм
Для начала можно ориентироваться на небольшие габариты – при покупке в будущем более серьезной и габаритной камеры у вас останется карманный вариант, который никогда не будет лишним.
Конечно, удобнее снимать большой камерой, которая лучше лежит в руке, а дополнительный вес камеры способствует снижению вероятности получения смазанных кадров. У больших камер на корпусе установлены переключатели режимов, которые у компактных камер спрятаны в меню. Также когда на корпус вынесена кнопка определения функций, вы можете назначать ей именно те функции, которыми пользуетесь чаще.
Обращайте внимание на производителя фототехники – бренд. Лучшие фотокамеры производят компании (в алфавитном порядке) Canon, Casio, Fujifilm, Kodak, Nikon, Olympus, Pentax, Panasonic, Samsung и Sony. Самые известные среди них – Canon, Nikon, Fujifilm, Panasonic.
При выборе следует учитывать не только технические параметры, но и особенности камеры – узнать, какие проблемы появляются при эксплуатации конкретной модели. У некоторых камер может возникать один и тот же характерный дефект – конструкторская или технологическая недоработка. Камера может быть подвержена попаданию пыли внутрь и т. д. Все эти «подводные камни» необходимо узнать перед покупкой. Посетите форумы, почитайте обзоры, отзывы пользователей.
При этом не стоит впадать в другую крайность, когда процесс выбора лучшей камеры затягивается и превращается в постоянное занятие, обсуждение в форумах занимает все время, которое с большей пользой можно было бы потратить на фотографирование. Идеальной камеры нет, каждая модель в чем-то выигрывает, а в чем-то проигрывает. Универсальные камеры все делают неплохо, но большего от них требовать нельзя. Для получения максимального результата стоит использовать именно ту камеру, которая рассчитана на определенные виды съемки.
Очень многое зависит от того, нравится ли вам камера чисто внешне, как она сидит в руке. Если есть возможность, попросите продавцов в магазине продемонстрировать вам выбранные модели камер, подержите в руках, сделайте несколько снимков и сравните их на экране компьютера. А лучше отпечатайте на формат A3 и сравните отпечатки. Посмотрите необработанные тестовые полноразмерные снимки, сделанные в разных условиях освещения и на разной чувствительности. Посмотрите, как меняется цветопередача у разных моделей при повышении светочувствительности.
Не торопитесь покупать новейшую модель. Как показывает практика, первые экземпляры новых моделей иногда имеют некоторые технические недоработки, проблемы, которые в дальнейшем производитель устраняет. Поэтому немного повремените с покупкой, пусть изделие «обкатается», и конструкторы доработают все «мелочи». Бывает и так, что более поздние экземпляры выдают заметно лучший результат.