Вы здесь

Основы фитнес-аэробики. ТЕМА 2. Основы соревновательной деятельности в фитнес-аэробике (технические правила дисциплин фитнес-аэробики) (Е. П. Горбанева, 2011)

ТЕМА 2. Основы соревновательной деятельности в фитнес-аэробике (технические правила дисциплин фитнес-аэробики)

Правила соревнований по фитнес-аэробике и хип-хоп-аэробике, а также приложения действительны для всех международных командных соревнований по фитнес-аэробике и хип-хоп-аэробике.


Структура чемпионатов под эгидой FISAF

1 уровень – Структура соревнований

2 уровень – Дисциплины соревнований

3 уровень – Категории участников


Технические правила FISAF регулярно обновляются, согласно новым тенденциям в виде спорта фитнес-аэробика. В настоящее время действуют технические правила, введенные на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года (www.fitness-aerobics.ru). Они отменяют действие всех предыдущих технических правил. О вносимых поправках и изменениях в правилах FISAF сообщает в своих официальных изданиях. Технические правила совместно с регламентом проведения соревнований содержат всю информацию, которая регулирует все процедуры проведения соревнований.

Требования, предъявляемые к проведению соревнований

Все соревнования проводятся в 2-3 тура. Количество туров зависит от количества зарегистрированных команд-участников в каждой дисциплине и возрастной категории.

Отборочный тур / Полуфинальный тур / Финальный тур

Отборочный тур :

Цель тура – отобрать 12 лучших команд, которые продолжат соревнования в полуфинале. Если зарегистрировано 25 и более команд- участников в той или иной дисциплине, то в полуфинал проходят 15 из них. В этом туре судьи проверяют выступления команд на соответствие правилам соревнований. Если выявляется несоответствие, командам сообщают об этом по окончании данного тура, а главный судья приглашает участников для обсуждения нарушений.

Участники могут менять костюм для соревнований каждый тур, но должны учитывать, что возможное несоответствие костюма может повлечь за собой понижение баллов за артистизм. Также во время отборочного тура команды делят на группы («В», «А»).

В случае если в дисциплине возрастной группы насчитывается всего 6 команд, то отборочный тур не проводится, а проверка на соответствие выступлений команд правилам соревнований будет проходить во время полуфинального тура.

Полуфинальный тур :

Цель тура – выявить 6 лучших команд, которые примут участие в соревнованиях финального тура.

Система деления команд на группы применяется в том случае, если в полуфинальном туре принимают участие 12-15 команд. Команды попадают в группу «А» или «В» в соответствии с уровнем их подготовки. В группе «В» команды с более низким уровнем подготовки. Порядок следования групп друг за другом следующий: сначала «В», затем «А».

Как только процесс деления команд на группы завершен, компьютерная система сортирует команды внутри каждой группы и присваивает каждой команде порядковый номер для участия в полуфинале.

Следует отметить, что та или иная команда не попадает в ту или иную группу «навечно» в течение всех туров соревнований, по результатам тура любая команда может переместиться из слабой группы в сильную.

Если среди лучших команд данного тура оказывается более 3-х команд из одной страны, тогда команде, занявшей 7-е место, позволяют принять участие в финальном туре соревнований.

Финальный тур :

Цель тура – определение сильнейших из 6-ти (или 7-ми) команд.

Порядок выступления
Отборочный тур

Порядок выступлений в отборочном туре определяется жеребьевкой, проводимой компьютерной программой. Стартовый номер, установленный для каждой команды, будет их командным номером и определяет порядок их выступления в отборочном туре.

Полуфинал

Если во время отборочного тура производится деление команд на группы, компьютерная программа присваивает порядковый номер каждой команде внутри группы, который и будет порядковым (стартовым) номером в полуфинале. Полуфинал начнется с выступлений команд слабого уровня, за ними будут следовать команды наивысшего уровня подготовки. Если в дисциплине возрастной группы соревнуется от 7 до 12 команд, то порядковый номер будет присваиваться всем командам без деления команд на группы.

Финал

За полуфиналом следует финальный тур соревнований. Порядок выступления команд в финале вновь определяется жеребьевкой, проводимой компьютерной программой или вручную.

Требования, предъявляемые к выступлению
1.1 Дисциплины

В фитнес-аэробике существует 3 дисциплины: степ-аэробика, аэробика и хип-хоп-аэробика.

1.2 Количество человек в команде

Команда состоит из 6-8 участников, в течение всех соревнований и во всех турах число участников команды должно оставаться неизменным, за исключением случаев, когда имеется соответствующее официальное разрешение Главного судьи.

1.3 Замена участника команды

В течение соревнований, начиная с отборочного тура и до финального тура, возможно, заменить всего 2-х участников команды, но любая замена может быть произведена только с официального разрешения Главного судьи.

1.4 Возрастные категории

Возраст участников команд должен соответствовать возрастным требованиям, предъявляемым на соревнованиях по фитнес-аэробике, которые прописываются в приложении к действующим техническим правилам. Требования к выступлению

Для того чтобы получить высокую оценку судей, выступление команды должно отвечать следующим требованиям:

«Степ-аэробика»

Продолжительность выступления должна составлять 2 минуты +/– 5 секунд. Музыка должна соответствовать данной дисциплине, то есть: иметь четкую ударность и определённое количество ударов в минуту (bpm), что соответствует основным правилам выступления в степ-аэробике (120-130 уд\мин). Никаких обязательных элементов не существует. Участники команды должны избегать любых травмоопасных движений.

«Аэробика»

Продолжительность выступления должна составлять 2 минуты +/– 5 секунд, музыка должна соответствовать данной дисциплине, то есть: иметь четкую ударность и определённое количество ударов в минуту (bpm), что соответствует основным правилам выступления в аэробике. Никаких обязательных элементов не существует. Члены команды должны избегать любых травмоопасных движений.

«Хип-хоп-аэробика»

Продолжительность выступления должна составлять 2 минуты +/– 5 секунд, музыка должна соответствовать данной дисциплине. Никаких обязательных элементов не существует. Члены команды должны избегать любых травмоопасных движений.

1.5 Костюм для выступления

Спортсмены должны быть одеты в костюмы, соответствующие их выступлению, а именно: команды по степ-аэробике и аэробике – обтягивающий комбинезон, обтягивающий костюм из двух частей (топ и брюки), колготки, велосипедные брюки, высокие носки, легинсы; необходимо наличие специальной обуви для аэробики или кроссовок; разрешается надевать напульсники, а также пояса; размер логотипа спонсора на одежде должен составлять максимум 5 см х 10 см; разрешены эластичные фиксирующие повязки (наколенники и т.п.); хип-хоп-аэробика – любая одежда, соответствующая культуре и разнообразным стилям направления хип-хоп.

Участники могут менять костюм для соревнований каждый тур, но должны учитывать, что возможное несоответствие костюма может повлечь за собой понижение оценки за артистизм.

1.6 Неприемлемый костюм и внешний вид для выступления / атрибуты

Во всех категориях неприемлемым костюмом и внешним видом считается:

• костюм неприемлемо короткий или откровенный;

• театральный костюм;

• масло для тела, краска для тела;

• чрезмерное использование краски, косметики для тела и волос, что может негативно сказаться на состоянии поверхности пола и выступлениях других команд;

• не разрешается применение атрибутов: это включает (но не ограничивается) стулья, мячи, цепи, мотоциклы и т.д.;

• не разрешается снимать/перемещать часть костюма во время выступления, включая шляпы, солнцезащитные очки или часть одежды;

• костюм для выступлений не должен представлять и изображать на себе какую-либо трендовую марку (спонсора).

1.7 Площадка для выступления

Площадка для выступления 9м х 9м, для дисциплины хип-хопаэробика – 12м х 12м. Спортсмены должны быть предупреждены об особенностях площадки до начала выступления.

1.8 Фальстарт

Фальстартом считается:

1. ситуация, когда команда не имеет возможности начать свое выступление после принятия исходного положения, или

2. ситуация, когда выступление прерывается до его завершения.

Команде разрешается повторить свое выступление, если главный судья определит это как допустимый фальстарт. Допустимый фальстарт имеет место, когда обстоятельства, вызвавшие фальстарт, не связаны с действиями команды. Это включает, но не ограничивается, повреждением частей оборудования, поломкой оборудования или посторонних объектов. Недопустимый фальстарт имеет место, когда обстоятельства вызвавшие фальстарт могут контролироваться командой. Это включает, но не ограничивается следующими факторами: команда забывает свою программу, падение участников.

Решение о допустимом или недопустимом фальстарте принимает исключительно главный судья. Если фальстарт признается допустимым, то команда может повторить свое выступление немедленно или по окончании выступлений в данной дисциплине. Если фальстарт признается недопустимым, то команда дисквалифицируется.

1.9 Время выступления

Время выступления составляет 2 минуты. Отсчет времени начинается с первым звуковым сигналом и заканчивается с последним звуковым сигналом (включая сигнал к началу выступления, если таковой используется). Ответственность за проверку длительности музыки до начала соревнований полностью возлагается на команду. Время выступления команд засекается во время отборочного тура, полуфинала и финала.

Допускается увеличение или уменьшение времени выступления на 5 секунд от заданного времени (2 минуты). Командам, время выступления которых выходит за пределы (1:55 до 2:05), судьи по технике снижают оценки.

Если команда желает заменить музыкальную запись для их выступления, то это происходит с позволения главного судьи, а запись проходит проверку на соответствие временному ограничению до начала следующего тура.

1.10 Музыка для выступлений

Команды обязаны представлять музыкальное сопровождение своих выступлений на средствах (аудио-носителях) предписанных организаторами мероприятий. Перед соревнованиями организаторы обязаны в свою очередь сообщать участникам данные требования. Упаковка аудио-носителя и / или сам аудио-носитель должны быть подписаны в том порядке, как этого требуют организаторы соревнований.

Музыкальное сопровождение идентифицируется по следующим параметрам: дисциплина, возрастная категория, название команды, страна, полное время звучания трека.

При использовании CD на диске должен быть только один трек с музыкой выступления. До окончания соревнований музыка должна находиться у организатора соревнований. Время звучания музыкального сопровождения измеряется и сопоставляется с техническими правилами во время отборочного тура.

Для замены музыки для выступления после отборочного тура необходимо согласие главного судьи соревнований. Прослушивание и хронометраж музыкального сопровождения должен быть заново проведен одним из судей из судейской бригады до начала следующего тура для проверки его соответствия техническим правилам.

Не разрешается использовать музыку, которая, по мнению главного судьи и судейской коллегии содержит неподобающий текст и / или текст оскорбительного содержания. В случае возникновения подобного прецедента, команда может заменить музыкальное сопровождение после отборочного тура.

Музыка и текст песни, принадлежащий трендовой марке спонсора, не может быть использована в качестве музыкальной записи на соревнованиях для выступления команды.

1.11 Оборудование

Организатор мероприятия предоставляет командам степ-платформы для выступления в дисциплине степ-аэробика. Все спортсмены не позднее, чем за месяц до начала соревнований получают информацию о специфике степ-платформ.

Для соревнований среди взрослых минимальная высота степ-платформ составляет 20 см. Для соревнований среди юниоров высота степ-платформы должна подходить каждому члену команды и составлять не менее 15 см. Для соревнований среди юношей и девушек (кадетов) максимальная высота степ-платформы составляет 15 см.

При установлении правил относительно высоты степ-платформы необходимо учитывать уровень подготовки и мастерства работы на степплатформе, а также угол в коленном суставе при подъеме в положении, когда стопа полностью стоит на степ-платформе. Степ-платформы для всех членов команды должны быть одинаковой высоты. Нельзя допустить, чтобы угол в коленном суставе при подъеме на степ-платформу был менее 90°.

Следует обратить внимание на то, что не разрешается наносить логотипы и изображения торговых марок на какую-либо из поверхностей степ-платформы.

1.12 Судейская коллегия

Судейская коллегия состоит из судей по технике и артистизму, и главного судьи. Существуют два типа судейской коллегии:

А. коллегия, состоящая из 7 судей

–4 судьи по технике, 3 судьи по артистизму + 1 главный судья;

В. коллегия, состоящая из 5 судей

–3 судьи по технике, 2 судьи по артистизму + 1 главный судья.

Главный судья

Главный судья контролирует всех членов судейской коллегии, и его мнение является решающим на международных соревнованиях, проводимых под эгидой FISAF. Главный судья отвечает за последовательное и беспристрастное следование судейской бригадой правилам соревнований, а также за правильным применением судьями систем и таблиц результатов.

Судья по технике

Судья по технике оценивает способность команды продемонстрировать целый ряд движений и элементов, характерных для фитнес-аэробики. Также учитывается качество исполнения, распределение элементов в программе, мышечный контроль всех движений, сложность движений, интенсивность программы, а также сложность хореографии в целом.

Судья по технике оценивает выступление каждой команды в соответствии с техническими критериями и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале. В каждой судейской коллегии назначается ведущий судья по технике. Ранг, выставленный этим судьей, является решающим, если имеют место равные ранги между двумя и более командами.

Судья по артистизму

Судья по артистизму оценивает оригинальность и творческий подход в построении хореографии выступления, а также использование музыки. Также учитывается синхронность выступления, т.е. способность всех членов команды продемонстрировать одинаковый уровень подготовки и выполнять движения одновременно и в соответствии с музыкальным сопровождением. Судья по артистизму также оценивает внешний вид команды, уровень презентации и взаимодействие между членами команды.

Судья по артистизму оценивает выступление каждой команды в соответствии с критериями артистичности и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале.

Судья по хип-хоп-аэробике

Судья по хип-хоп-аэробике оценивает хореографию выступления, демонстрацию различных стилей, а также способ их интерпретации и интерпретацию музыкального сопровождения. Судья по хип-хоп-аэробике учитывает уровень технического исполнения, способность команды выглядеть и двигаться как единое целое.

Судья по хип-хоп-аэробике оценивает выступление каждой команды в соответствии с критериями вида и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале.

1.13 Ранжирование

Целью ранжирования является установление победителя среди большого числа мест, отведенных судейской коллегией той или иной команде, что отличается от простого сложения баллов.

Например, судейская коллегия, состоящая из 7 судей:

Команда А: 4 судьи присвоили первое место, а 3 судьи – второе

Команда В: 3 судьи присвоили первое место, а 4 судьи – второе

Команда А становится победителем.

Эта система определяет команды, которые получили у большинства судей первое, второе, третье и т.д. место, что и формирует турнирную таблицу.

Выставление рангов и баллов

Каждый судья по своим критериям оценивает выступление из расчета десяти (10) баллов. Исходя из этой системы, выводится ранг для каждой команды.

Ранги, выставленные всеми судьями для каждой команды, определяют ее место в турнирной таблице. Команда, получившая самый высокий ранг у максимального количества судей, определяется как победитель.

1.14 Объявление результатов

При первой возможности после выступления команды оценки и ранги, выставляемые каждым судьей, показываются и / или объявляются. Требования, предъявляемые к объявлению результатов, содержатся в положении о проведении соревнований.

1.15 Равные ранги

Если две или более команд набирают равное количество рангов в туре соревнований, положение команд определяется рангом, выставленным главным арбитром по технике.

Степ-аэробика – оценка выступления
Общие правила работы на степ-платформе

Универсальные правила работы на степ-платформе четко описывают организацию степ-тренировки с использованием правильной техники работы ног, рук и туловища. Эти правила необходимо использовать таким образом, чтобы, независимо от уровня физической подготовленности участников соревнований, можно было избежать физической травмы или повреждения во время выступления в дисциплине степ-аэробика.

Подъем на степ-платформу

Под подъемом на степ-платформу понимается перенос всего веса тела с пола на степ-платформу, за которым немедленно следует перенос всего веса тела со степ-платформы на пол. При выполнении шагов стопа должна находиться в полном контакте с поверхностью степ-платформы. Во избежание травмы ахиллова сухожилия, не следует свешивать пятку с края степ-платформы.

Высота степ-платформы

Вне зависимости от уровня физической подготовленности и мастерства участников соревнований, не должны использоваться степплатформы, при работе с которыми угол в коленном суставе в положении, когда стопа полностью стоит на степ-платформе (когда весь вес тела перемещен на ведущую и стоящую на платформе ногу), составляет менее 90°.

Для соревнований среди взрослых минимальная высота степ- платформы должна составлять 20 см.

Для соревнований среди кадетов и юниоров минимальная высота степ-платформы должна составлять 15 см. Высота платформы в этих возрастных категориях должна подходить каждому члену команды, то есть правила работы на степ-платформы должны соблюдаться в отношении всех участников команды. Высота степ-платформ у всех участников команды должна быть одинаковой.

Осанка

Голова должна быть поднята, плечи отведены назад и опущены, мышцы живота слегка напряжены, ягодицы подтянуты. Не допускается полное разгибание коленных суставов и прогиб в пояснице. При подъеме на степ-платформу необходимо выполнять лёгкий естественный наклон тела вперёд. Это предотвратит создание излишнего напряжения в области поясницы.

Правила спуска со степ-платформы

Стопы должны опускаться на пол на расстоянии от степ-платформы, равном длине одной стопы, пятки необходимо ставить на пол, чтобы избежать перенапряжения. Если ставить стопу на большем расстоянии и пытаться поставить пятку на пол, то можно повредить ахиллово сухожилие. Если необходимо поставить ногу от степ-платформы дальше, чем расстояние в одну стопу (например, при выполнении выпада или повтора), то нельзя ставить пятку на пол. Вес тела должен находиться на передней части стопы.

Ведущая нога

Следует часто менять ведущую ногу (ногу, начинающую то или иное движение на степ-платформу). Ведущая нога испытывает большую физическую нагрузку.

Прыжки в степ-тренировке

Все напрыгивания на степ и прыжки на степ-платформе должны выполняться только при движении на степ, а также на степе, но не со степ-платформы. Разрешается напрыгивать на степ или выполнять прыжки на степе, но не со степ-платформы. Все прыжковые движения на степ-платформе (power step) требует большей затраты сил, направленных на поднятие туловища на степ-платформу. Основные виды движений в фит- нес-аэробике с использованием степ-платформы представлены в таблице 1.


Таблица 1


Кроме основных движений существуют различные варианты подходов к степ-платформе, например: с переднего края (F); сбоку (S); с начала (T); со степ-платформы – сверху (А); с конца (Е); с угла (С).

Интенсивность программы

Можно увеличить интенсивность программы за счет прыжков на степ-платформу и на степ-платформе, увеличения высоты степплатформы, добавления амплитудных движений рук и использования различных подходов к степ-платформе.

Музыкальное сопровождение

Для обычных занятий на степ-платформе не рекомендуется использовать музыкальную фонограмму, скорость которой превышает 122 удара в минуту, т.к. это отрицательно сказывается на технике работы на степе и может привести к травмам. Что касается соревнований, то темп музыкальной фонограммы должен быть такой, чтобы каждый член команды мог выполнять подъемы на степ-платформу с учетом всех правил и требований.

Оценка исполнения по техническому критерию

Судейская коллегия, состоящая из 7 судей, включает в себя 4 судьи по техники, один из которых является ведущим судьей.

Судейская коллегия, состоящая из 5 судей, включает в себя 3 судьи по технике, один из которых является ведущим судьей.

Судьи по технике оценивают соответствие всех движений в композиции специфике вида степ-аэробика по основным четырем критериям:

сложность движений (уровень трудности) 25 %

интенсивность исполнения 25 %

разнообразие шагов и перемещений 25 %

качество исполнения 25 %

Процентное соотношение относится к построению композиции и хореографии выступления, и каждый пункт имеет равную важность в составлении композиции для выступления.

Сложность движений 25 %:

– использование различных сложных шагов на степ-платформу, отражающих специфику вида степ-аэробики;

– использование сложных линий рук;

– использование сложных переходов;

– использование движений рук одновременно с подъемом на степплатформу;

– использование противоположных планов:

1. с использованием рук;

2. с использованием с ног;

3. с использованием других членов команды;

– умение одновременно задействовать множество частей и звеньев тела с мышечным контролем.

Интенсивность исполнения 25 %:

– использование движений, требующих больших энергетических затрат и усилий;

– использование различных (вертикальных) уровней хореографии: выпады (с касанием) – touch, базовые шаги без прыжков – low impact step, прыжки на степ и на степе – power step;

– использование максимального количества разнообразных движений на степ-платформе: шагов с касанием (taps), шагов со сменой ног (flicks), захлёстов (curls), шагов с подъемом колена (knee lifts), шагов – подъёмов с резким разгибанием колена (kicks) и т.д.;

– использование коротких и длинных рычагов (рук и ног);

– дополняющие движения рук на протяжении всего выступления;

– быстрый темп движений (не музыки);

– способность продемонстрировать как специальную выносливость сердечно-сосудистой системы, так и великолепную физическую форму;

– использование прыжков на степ-платформу и на степ-платформе (power step);

– использование различных подходов к степ-платформе, включая подход «с торца, стоя боком в платформе»;

– максимальное количество подъемов на степ-платформу при минимальном количестве движений на полу;

Разнообразие шагов и перемещений 25 %:

– использование шагов из всего разнообразия степ-хореографии;

– использование различных подходов к степ-платформе, в т.ч. с изменением положения самой степ-платформы в пространстве;

– разнообразие переходов от одной степ-платформы к другой;

– разнообразие построений и перемещений при максимальной степ-активности;

– разнообразие в положении членов команды (частые перемещения по отношению друг к другу – swaps);

– отсутствие повторений движений ног и одинаковых связок;

– использование различных уровней работы ног: шагов с касанием (taps), шагов со сменой ног (flicks), захлёстов (curls), шагов с подъемом колена (knee lifts), шагов – подъёмов с резким разгибанием колена (kicks) и т.д.;

– умение избегать повторений движений рук и одинаковых связок.

Качество исполнения 25 %:

– соответствующий выбор музыки, в том числе с точки зрения темпа, для выполнения правильных подъемов на степ-платформу;

– высокий уровень технического исполнения;

– одинаковый уровень подготовки у всех членов команды: все члены команды должны выполнять движения с одинаковой точностью;

– правильная постановка стопы при подъеме и спуске со степплатформы;

– точность положений и выполнение движений с мышечным контролем;

– высокая скорость движений и четкий контроль подъемов на степ-платформу и перестроений;

– качество осанки (в том числе правильное положение суставов), корректное положение частей тела относительно друг друга;

– легкость исполнения;

– высокий уровень исполнения на протяжении всего выступления;

– использование только разрешенных движений и отсутствие запрещенных движений;

– строгое соблюдение общих правил работы на степ-платформе;

– правильное положение тела во избежании спортивных травм, соблюдение правил «Reebok» в отношении техники движений в фитнес-степ аэробике.

Требования к осанке при работе на степ-платформе:

– плечи отведены, назад грудная клетка приподнята, ягодицы подтянуты, колени полусогнуты;

– в верхней точке подъема или нижней точке спуска со степ- платформы колено не выпрямляется;

– избегать излишнего прогиба в пояснице;

– избегать слишком сильного наклона вперед при подъеме на степ- платформу и спуске с неё.

Судейство артистичности

В судейскую коллегию, состоящую из 7 судей, входит 3 судьи по артистизму. В судейскую коллегию, состоящую из 5 судей, входит 2 судьи по артистизму.

Судьи по артистичности оценивают выступление команды, исходя из следующих критериев:

хореография, соответствующая степ-аэробике – 30 %

музыкальное сопровождение – 25 %

синхронность исполнения – 25 %

презентация – 20 %

Процентное соотношение относится к построению композиции и хореографии выступления, каждый пункт имеет равную важность в составлении композиции и выступлении.

Хореография, соответствующая степ-аэробике – 30 %:

– отражение в движениях характера работы в степ-аэробике и включение максимального количества подъемов на степ с минимальным количеством движений на полу;

– оригинальность в исполнении разнообразных движений на степ- платформе и в переходах;

– творческий подход в использовании различных движений на степ-платформе, в т.ч. различных подходов и положений степ-платформ в пространстве;

– оригинальность и творческий подход в построениях, смене степплатформ, не жертвуя количеством подъёмов на степ (степ активность);

– творческий подход при перемещениях членов команды (swaps);

– одинаковое и целесообразное расстояние между членами команды;

– умение продемонстрировать творческий подход в хореографии линий рук и ног;

– непредсказуемость последовательностей и переходов;

– хореография, построенная на взаимодействии членов команды;

– использование хореографии различных вертикальных уровней и умение использовать пространство;

Музыкальное сопровождение – 25 %:

– удачный выбор музыки и подходящий темп;

– удачное сочетание музыки и движений;

– использование характера, ритмического рисунка и прочих особенностей музыкального сопровождения;

– движения должны отражать тему музыкального сопровождения;

– все члены команды должны справляться с темпом музыкального сопровождения;

Синхронность исполнения – 25 %:

– умение продемонстрировать всеми членами команды одинаковый уровень подготовки;

– все члены команды должны выполнять движения одновременно;

– все члены команды должны выступать с одинаковой интенсивностью;

– синхронность в представлении и подаче выступления;

– недопустимость солирования;

Презентация – 20 %:

– умение на протяжении всего выступления демонстрировать энергетику движений и мимическую выразительность;

– способность вызывать восхищение и эмоциональный подъем у зрителей и судей;

– способность убедительно передавать эмоции;

– умение поддерживать зрительный контакт с аудиторией;

– постоянное разнообразие в представлении своих навыков и мастерства;

– уместное выражение лица;

– взаимодействие и осознание себя частью единой команды;

– естественное, а не театральное выражение лица;

– индивидуальный «почерк» выступления команды;

– хорошая физическая форма;

– костюм для выступления должен быть аккуратным, опрятным, соответствовать аэробическому стилю (в костюме не должно быть театральных компонентов).

Разрешенные упражнения:

– прыжки с приземлением на две ноги (как на степе, так и на полу);

– упражнения на гибкость без фиксации позы (проходящие);

– поддержки в начале и в конце композиции (в положении стоя или на полу).

Запрещенные упражнения:

– отжимания на двух или одной руке;

– упоры на двух или на одной руке;

– падение в упор лежа;

– прыжки с приземлением в упор лежа или в шпагат;

– броски с помощью партнёра или опираясь на партнёра;

– гимнастические / акробатические движения (переворот назад (фляк), переворот через голову вперед, переворот боком (колесо)…);

– пирамиды и поддержки в процессе выполнения композиции;

– прыжки со степ-платформы на пол;

– прыжки с одной степ-платформы на другую;

– подъёмы или спуски со степ-платформы спиной к ней;

– подъем степ-платформы вверх с участником;

– подъёмы, выполняемые на степ-платформах;

– постановка одного степа на другой.

Не разрешается размещать логотипы и торговые марки на какую-либо поверхность степ-платформы.

Аэробика – оценка выступления

В основе программ по аэробике лежат так называемые движения high impact (основанные на постоянных прыжках) и используется музыкальное сопровождение с чётко различимой ударностью. Не существует никаких обязательных упражнений, а также не приветствуется использование элементов из спортивной аэробики. Акцент делается на непрерывное выполнение движений в стиле high-impact, выстроенное в творчески составленную композицию.

Судейство техники

Судейская коллегия, состоящая из 7 судей, включает в себя 4 судьи по технике, один из которых является ведущим судьей.

Судейская коллегия, состоящая из 5 судей, включает в себя 3 судьи по технике, один из которых является ведущим судьей.

Все движения должны соответствовать и отражать специфику аэробики стиля high-impact, а композиция оценивется по следующим критериям:

сложность движений – 25 %;

интенсивность исполнения – 25 %;

разнообразие движений – 25 %;

качество исполнения – 25 %.

Процентное соотношение относится к построению композиции и хореографии выступления, и каждый пункт имеет равную важность в составлении композиции и выступлении.

Сложность движений – 25 %:

– использование различных сложных движений ног, включая движение ступней, отражающих аэробику стиля high-impact;

– использование различных сложных линий рук;

– использование сложных и быстрых перестроений, не искажающих правильную технику работы ног;

– использование противоположных планов:

– в движениях рук;

– в движениях ног;

– в движениях участников команды;

– умение задействовать одновременно максимально возможное количество различных частей тела под мышечным контролем.

Интенсивность исполнения – 25 %:

– использование движений, требующих больших энергетических затрат и усилий;

– использование различных уровней хореографии (пол, касание, стоя, high-impact и высокие прыжки);

– использование коротких и длинных рычагов;

– постоянная смена уровней работы ног за счет движений со сменой ног, подъемов колена, махов и прочих;

– высокий темп движений (не музыки);

– умение продемонстрировать как специальную выносливость сердечно-сосудистой системы, так, и великолепную физическую форму, и техническую подготовку;

– использование элементов партера в течение всего выступления;

– хореография выступления должна максимально отражать специфику аэробики стиля high impact.

Разнообразие движений – 25 %:

– способность избегать повторений при выборе разнообразных движений уровня «high impact»;

– разнообразные линии рук с использованием коротких и длинных рычагов;

– разнообразие в смене уровней хореографии: с пола в положении стоя, из положения стоя на пол и т.д.;

– разнообразие построений, перемещений и умение использовать пространство;

– разнообразное использование движений ног различного уровня за счет движений со сменой ног, подъемов колена, махов и прочих;

– умение избегать повторов движений в работе нижней части тела (ног);

– умение избегать повторов движений в работе верхней части тела (рук);

Качество исполнения – 25 %:

– высокий уровень техники и качества исполнения всех движений, включая исполнение движений высокого уровня сложности;

– одинаковый уровень технической подготовки и одинаковая амплитуда выполнения движений всеми членами команды;

– точность положений и мышечный контроль при выполнении движений рук, ног и ступней, точные линии рук;

– высокий темп выполнения движений high impact, корректное и точное выполнение перестроений;

– легкость исполнения;

– умение продемонстрировать высокий уровень исполнения на протяжении всего выступления;

– строгое соблюдение правил в отношении разрешенных и запрещенных движений.

Судейство артистичности

В судейскую коллегию, состоящую из 7 судей, входит 3 судьи по артистизму. В судейскую коллегию, состоящую из 5 судей, входит 2 судьи по артистизму.

Все движения должны соответствовать и отражать специфику аэробики стиля high-impact, композиция оценивается по следующим критериям:

сложность хореографии – 30 %;

музыкальное сопровождение – 25 %;

синхронность исполнения – 25 %;

презентация – 20 %.

Процентное соотношение относится к построению композиции и хореографии выступления, и каждый пункт имеет равную важность в составлении композиции и выступлении.

Сложность хореографии – 30 %:

– движения должны соответствовать направлению «аэробика», а не «спортивная аэробика»;

– оригинальность и творческий подход в исполнении движений аэробики стиля high impact;

– творческий подход и оригинальность хореографии движений рук и ног;

– использование различных направлений движений и умение ориентироваться в пространстве;

– одинаковое и соразмерное расстояние между членами команды;

– непредсказуемость последовательностей;

– хореография, построенная на взаимодействии членов команды;

– творческий подход в использовании хореографии различных вертикальных уровней и умении использовать пространство;

– оригинальность и творческий подход в построениях (formations) и частых перемещениях (swaps) членов команды;

Музыкальное сопровождение – 25 %:

– музыка должна соответствовать направлению «аэробика», темп музыки должен отвечать требованиям «высокоударной» (high impact) аэробики;

– музыкальное сопровождение и движения спортсменов должны быть неразделимы;

– использование характера, ритмического рисунка, вокала и прочих особенностей музыкального сопровождения;

– движения должны отражать тему музыкального сопровождения;

– все члены команды должны справляться с темпом музыкального сопровождения;

Синхронность исполнения – 25 %:

– умение продемонстрировать всеми членами команды одинаковый уровень подготовки;

– все члены команды должны выполнять движения одновременно;

– все члены команды должны выступать с одинаковой интенсивностью;

– синхронность в представлении и подаче выступления;

– солирование не поощряется.

Презентация – 20 %:

– умение на протяжении всего выступления демонстрировать энергетику движений и мимическую выразительность;

– способность вызывать восхищение и эмоциональный подъем у зрителей и судей;

– способность убедительно передавать эмоции;

– умение поддерживать зрительный контакт с аудиторией;

– постоянное разнообразие в представлении своих навыков и мастерства;

– уместное выражение лица;

– взаимодействие и осознание себя частью единой команды;

– естественное, а не театральное выражение лица;

– индивидуальный «почерк» выступления команды;

– хорошая физическая форма;

– костюм для выступления должен быть аккуратным, опрятным, соответствовать аэробическому стилю (в костюме не должно быть театральных компонентов).

Разрешенные упражнения:

– прыжки с приземлением на две ноги;

– отжимания на двух руках;

– упор на двух руках без фиксации позы (проходящий и без поворота);

– упражнения на гибкость без фиксации позы;

– падение в упор лежа;

– подъёмы (пирамиды) в начале и в конце композиции (в положении стоя или в партере);

– поддержки во время выступления;

– самостоятельное продвижение вперёд, опираясь на партнёра.

Запрещенные упражнения:

– отжимания на одной руке;

– угол на одной руке;

– прыжки с приземлением в упор лежа или в шпагат;

– броски (продвижения) с помощью партнёра;

– гимнастические / акробатические движения (переворот назад (фляк), переворот через голову вперед, переворот боком (колесо)…);

– пирамиды и подъёмы в процессе выполнения композиции.

Хип-хоп-аэробика – оценка выступления
Историческая справка возникновения хип-хопа

Культура хип-хопа зародилась в Нью-Йорке среди латиноамериканцев и афроамериканцев в конце 60-ых годов. Этот стиль, имеющий много общего с рэпом, музыкой scratch и граффити, соединил в себе движения брейк-данса, body-popping и получил международное признание в 70-ые годы.

В 80-ые годы новый стиль хип-хоп проникает в видеоклипы рэписполнителей, при этом он отличается от стилей брейк-данса с их акробатическими движениями своим особым вниманием на движениях ног и стоп. Вслед за этим появление музыки стиля «хаус» привнесло уже в хипхоп целый ряд изменений, и сделала этот стиль более свободным.

Стили старой школы хип-хопа, такие как locking, popping и breakdancing, зародились на улицах и в клубах США в 70-ые годы на основе импровизаций с шагами и движениями. Для старой школы музыки хипхоп была характерна высокая ударность, сочетающаяся с движениями в стиле брейк-данса. Музыкальные клипы таких исполнителей как Bobby Brown, Bell Biv Devoe, Heavy D и M.C. Hammer подтвердили, что возникла новая волна танцевальной культуры, и молодые танцоры готовы были исследовать и открывать для себя эти новые формы. В ходе постоянного творческого поиска новых вариантов возникают все новые движения и различные смешанные стили старой школы. Такие актуальные направления, культуры и дисциплины как Martial Arts, Reggae и Soul Train также повлияли и нашли свое отражение в стилях хип-хопа новой школы, получившей свое развитие в конце 80-ых годов. Движения были очень простыми, использовались такие популярные в этот период шаги как Wap, Running man, Roger Rabbit, Robocop. Это были движения, которые мог повторить каждый, в отличие от старой школы. Но, тем не менее, сейчас новая школа куда более развита и усложнена. Многие танцоры «перекроили» popping или electric boogie и привнесли свои собственные движения.

В настоящее время и в фанке, и в хип-хопе очень много индивидуальных стилей, но корнями эти направления уходят в старую и новую школы хип-хопа. Множество факторов стало причиной смешения музыкальных стилей и танцевальных движений, которые в последствии стали ассоциироваться с тем или иным хореографом, из-за всего этого невозможно дать однозначные определения стилям фанка и хип-хопа.

Фанк, хип-хоп приобрели огромную популярность и в 90-ые годы заняли свое место в фитнес-клубах, став популярной и увлекательной альтернативой физическим упражнениям, т.к. они способствуют улучшению сердечно-сосудистой системы, развивают выносливость и гибкость. Этот фактор и лег в основу первоначальной концепции соревнований по хипхоп-аэробике, проходящих под эгидой FISAF. В этой дисциплине делается акцент не только на экспрессивности танца, но и на физических аспектах, основах хорошего самочувствия. Таким образом, выступление команд в дисциплине хип-хоп-аэробика должно демонстрировать, как хорошую физическую подготовку, так и умение всеми членами команды использовать экспрессию движений и музыки.

В отличие от степ-аэробики и аэробики, дисциплина хип-хопаэробика выражает дух субкультуры – хип-хоп, но при этом следует избегать использования ненормативной лексики или жестов оскорбительного содержания.

Общее описание стилей
Общая характеристика locking и popping

Locking и popping, или ticking, зародились в Лос-Анджелес. Стиль Popping был создан группой уличных танцоров Electric Boogaloo. Locking был создан группой The Lockers. Как locking, так и popping существовали за долго до появления breaking. Во времена breaking бич-бойз стали вставлять в свои танцы элементы popping и locking. В наши дни так называемый брейк-данс включает в себя элементы breaking, locking и electric boogie или popping.

Locking

Лучше всего было бы описать движения в стиле locking следующим образом: представьте себе маленькие игрушечные фигурки на небольшой пластиковой платформе или подставке, и если Вы нажимаете на подставку, то фигурка быстро разваливается, а когда Вы убираете палец, то фигурка вновь соединяется в первоначальную форму. Это именно то, на что похож стиль locking. Тело как бы выходит из-под контроля, а затем вновь обретается контроль и фиксируется положение, разваливается и вновь собирается. Locking – это американский уличный танец, примеры движения в этом стиле можно наблюдать в клипе Janet Jackson Rhythm Nation. Это очень энергичный стиль, и для него характерны очень точные и четкие движения со сложной координацией движений рук и ног. Это танец вечеринок – настоящий праздник!

Popping

Для того чтобы вообразить себе, что представляют собой движения в стиле popping, вообразите поток энергии, проходящий через тело, заставляющий двигаться его волнами. Этот стиль очень сложен с точки зрения технического исполнения, т.к. он требует умение выполнять изолированные движения различными частями тела, великолепное знание тела, а также хорошее чувство ритма и умение использовать темп музыки под счет. Движения в этом стиле требуют постоянного мышечного сокращения в такт музыки для создания эффекта тряски, движений резкими толчками – стиль bouncy.

Electric boogie

Electric boogie – это разновидность стиля popping (ticking); основное различие заключается в том, что в стиле popping имитируются мягкие волны, а в стиле electric boogie волны более резкие, толчками с добавлением мелких волнообразных движений; движения выполняются с большой скоростью и более сложные, чем традиционные движения в стиле popping. Для стиля характерны такие движения как робот и другие, более плавные и контролируемые движения близкие к пантомиме. Вместо того чтобы резко приобретать и терять контроль над телом как в стиле locking, или же устанавливать полный мышечный контроль как в движении робот, энергия проходит через тело, включая и сокращая локти, запястья, шею, бедра и через все остальные конечности и части тела, встречающиеся на пути. Electric boogalo скорее похоже на пантомиму в том смысле, что происходит имитация живого электрического шнура или реки, покрытой волнами или рябью, но все же в этом стиле необходим и контроль робота.

Breakdancing

Breakdancing, также известный как breaking и b-boying (по ассоциации с теми, кто практикует этот стиль) – это динамичный стиль танца, являющийся частью культуры хип-хопа и развившийся из хип-хопа в Южном Бруксе и Нью-Йорке в конце 20 века. Breakdancing является одним из четырех первоначальных составляющих культуры хип-хопа (остальные – это: стиль Эмси, Диджейство и Граффити). Для этого уникального направления характерны акробатические движения и творческий подход. Для этого стиля, как ни для какого другого, характерно отсутствие всяческих границ, неестественные движения, опровергающие законы гравитации.

Фанк

Танцевальный стиль фанк зародился на западном побережье США, где он развился в конце 60-ых под влиянием музыки соул и диско, а также раннего R’n’B и хип-хопа.

Для этого танцевального стиля характерна сложная хореография, схожая с танцами, представленными в коммерческих видео-клипах. В этот стиль входят как резкие, так и плавные движения, элементы popping и locking, а также яркая экспрессия.

Uprock

Uprock – это очень душевный соревновательный танец, использующий ритмы соул и музыку фанк. Танец состоит из шаркающих движений ног, поворотов, вращений, движений в стиле фристайл, резких неожиданных движений тела (jerks) и характерных жестов рук (burns). Говорят, что для того чтобы танцевать в этом стиле, нужна дисциплина, терпение, сердце, душа и знания.

Уличные танцы

Уличные танцы очень спортивны и включают в себя танцевальные движения со всего мира. Различные танцевальные стили смешаны с влияниями различных культур и мелодиями фанка. Выступление в стиле уличных танцев может включать в себя locking, popping, уличный стиль и фанк. Уличные танцы представляют собой смесь различных стилей хип-хопа.

Tutting

Tutting – это танцевальный стиль, в котором нашли отражения угловатые позы, свойственные искусству древнего Египта. Если попытаться дать определение этому стилю, то можно сказать, что это то, как танцевал Тутанхамон. Стиль стремительно развивается, но все же ему присущи некоторые непреложные правила. Наиболее существенной стилистической чертой является движение конечностей до образования угла в 90°. В то время как это основная поза, не меняющаяся в большей части танца, другие аспекты танца постоянно меняются. Танцоры используют ограниченное количество статических героических поз, но в настоящее время они стали создавать более сложные геометрические рисунки, включая взаимодействие различных конечностей.

Конец ознакомительного фрагмента.