9 Наука в культуре традиционных обществ и техногенных цивилизаций
После того как человечество преодолело стадии варварства и дикости, оно перешло на стадию цивилизации. А. Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Соответственно типам цивилизационного развития их можно разделить на два больших класса – на традиционные общества и техногенные цивилизации. Различия между ними носят радикальный характер.
Традиционные общества характеризуются медленными темпами социальных изменений по сравнению со сменой поколений. В.С. Степин отмечает, что «виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления». [40. С. 19]. Традиционным обществам свойственен консерватизм видов деятельности, активность, направленная вовнутрь человека, направленная на самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивали следование традиции. Таков принцип древнекитайской культуры «у-вэй». Этот принцип выражал осмысление специфики земледельческого труда, который требовал постоянной адаптации к природным условиям. При этом самореализация достигалась за счет самоизменения, а не изменения сложившихся социальных структур.
Напротив, в техногенной цивилизации темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Экстенсивное развитие истории сменилось интенсивным, пространственное существование – временным. Резервы роста черпаются за счет перестройки оснований прежних способ жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Возникла новая система ценностей. В отличие от семи чудес света, которые были призваны подчеркнуть завершенность мира, ценностью стала считаться инновация, оригинальность.
Предпосылками техногенной цивилизации можно считать греческую полисную культуру, которая подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку. Следующей вехой стало европейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога; с культом любви человека в человекобогу, к Христу; с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать письмена, что Бог заложил в мир. Целью познания считалась расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения, реализованного в мире.
Культурная матрица техногенной цивилизации начинает собственное развитие в ХV11 веке. В истории техногенной цивилизации выделяют три стадии: прединдустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Важнейшей основой жизнедеятельности становится, прежде всего, развитие техники и технологии. Развитие осуществляется по-преимуществу за счет новых знаний и их внедрения в производство. Ускоряющееся изменение природной среды и предметного мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. Научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. Представления о циклическом мире, в котором «золотой век» уже позади, сменяется ожиданием «светлого» будущего. На всех этапах техногенной цивилизации доминировала идеи преобразования мира и подчинения человеком природы.
Активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ приводит, как правило, к гибели многих культурных традиций.
Ценности техногенной культуры рассматривают преобразующую деятельность как главное предназначение человека. Возникает культ борьбы, революций как локомотивов истории. Марксистская концепция классовой борьбы, социальной революции и диктатуры как способа решения социальных проблем родилась в контексте становящихся ценностей техногенной культуры.
Пафос покорения природы и преобразования мира породил особое отношение к идеям господства, силы и власти. В традиционных культурах они понимались как непосредственная власть одного человека над другим, как отношения личной зависимости. В техногенных цивилизациях сущность господства и власти определяется всеобщим обменом результатами деятельности, отношениями личной независимости при вещной зависимости. Господство и власть смещаются от человека к произведенной им вещи. Регулирование осуществляется с помощью цен на промышленные товары, на газ, электроэнергию.
В традиционном обществе личность реализуется через принадлежность к какой-либо определенной корпорации. В техногенной цивилизации человек может менять свои корпоративные связи, членство в партии, культурные традиции, гибко строить свои отношения с людьми. А.И. Герцен говорил, что в традиционных восточных обществах человек не знал свободы и «не понимал своего достоинства: оттого он был или в прахе валяющийся раб, или необузданный деспот». [17. С. 84].
Человек техногенной цивилизации более склонен к рефлексивности мышления, ориентирован на идеалы доказательности и обоснования суждений, ему нравятся языковые игры, догадки, прогнозы, его мышление пронизано абстрактно логическими структурами. В этой системе ценностей приобретают приоритетный статус научная рациональность и научная деятельность. Категория научности воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса.