© Яскевич Я. С., Вязовкин В. С., Гафаров Х. С., 2011
© Яскевич Я. С., Вязовкин В. С., Гафаров Х. С., 2016, с изменениями
© Оформление. УП «Издательство “Вышэйшая школа”», 2016
Введение
В переломные моменты человеческой истории, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск философской и теоретической мысли для решения насущных проблем, а также для обоснования новых ориентиров и ценностей. Как строить свои отношения с природой, обществом, друг с другом. Какими знаниями и ценностями при этом руководствоваться? Ответы на эти вопросы дает изучение понятия «мировоззрение». Постигнуть суть мировоззрения, вычленить составляющие его компоненты, исследовать роль философии в нем – значит, понять механизмы формирования новых мировоззренческих оснований. Без новых идей невозможно появление новых социальных отношений и приоритетных ценностей. Прежде чем осуществлять перевороты в социальной жизни, экономике, необходимы радикальные перевороты в сознании людей. Кризис идеалов вызывает необходимость переосмысления традиционных ценностей, поиск новых идеалов, значимых для человека. В периоды, когда распадается связь времен, начинается трагическое, тревожное существование человека, возникает бытие на переломе.
В эти исторически спрессованные моменты не обойтись без философии, недаром предназначение философии передается через образ совы Минервы (Минерва – богиня мудрости у древних римлян, сова – священная птица, сидящая у ее ног). Гегель писал, что сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.
Необходимость поиска новых мировоззренческих структур отношения к природе, обществу, общечеловеческим ценностям в XXI столетии отразилась в названии ХХ Всемирного философского конгресса «Пайдея: философия в воспитании человечества». Конгресс проходил в августе 1998 г. в г. Бостоне (США). Греческое слово «пайдея» означает гармоничное развитие, воспитание, возвращение к прошлому.
Какую роль может сыграть философия в воспитании человечества? Почему эта проблема актуализируется в наше время? Просветительная тема конгресса заостряла внимание на необходимости оптимально, критично и вместе с тем рационально оценить происходящее в мире. Заниматься философией, подчеркивали философы мира, – значит верить в разум.
Философы могут сделать многое в воспитании человечества. Как жить в гармонии, существовать в рамках богатства и бедности, восторга и тревоги, как спасти человечество от глобальных проблем? Все философы мира приветствовали в разные времена разум. Почему же сегодня на него часто нападают? Эти вопросы беспокоили философов на ХХ Всемирном философском конгрессе, на XXI, который получил название «Философия лицом к мировым проблемам» и проходил в Стамбуле в 2003 г. Их поднимали и на XXII Всемирном философском конгрессе под названием «Переосмысливая философию сегодня» (Сеул, 2008).
Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы[1], требующие глубокого философского осмысления.
1. Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного ядерного оружия люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человеческой культуры, но человечество будет существовать. Когда в августе 1945 г. на японские города были сброшены первые атомные бомбы, началась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реальная опасность для дальнейшего существования человечества. С этого момента человечество осознало свою смертность, оно как бы уравнялось в своем статусе с отдельным индивидом – простым смертным, чья земная жизнь ограничена определенными временными рамками. Ядерное оружие, наряду с другими глобальными опасностями, ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь постольку, поскольку остается шанс на разрешение основной проблемы – проблемы выживания, сохранения целостности человечества.
2. Проблема экологической выживаемости человечества. Начиная с эпохи Просвещения, быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда (среда обитания человека) требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.
3. Проблема сохранения целостности личности. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как передача вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.). Постоянные погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам, к утере целостности личности.
4. Проблема коммуникативного единства человечества, проблема необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, несилового решения возникающих конфликтов.
Названные проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах культуры. Так, чтобы решить проблему экологической выживаемости, нужны обновленные мировоззренческие установки по отношению к природе. Необходимо понять, что природа не мастерская, не кладовая с безграничными ресурсами, а красивый и очень хрупкий храм. Нужна не парадигма (исходная концептуальная схема) насилия над природой, а модель гармонии и диалога с ней, понимание ее в целом.
Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые обеспечат формирование новых мировоззренческих структур.
Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и является одной из задач современной философии. Философия как рациональное теоретическое ядро мировоззрения занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного учащегося, в формировании его мировоззрения. Изучение философии ориентировано на освоение глубинного наследия мировой и отечественной философской мысли, познание бытия, природы, человека, различных социальных реалий, способствуя тем самым расширению горизонта видения учащимися современного мира и собственной жизненной позиции, решению личных смысложизненных вопросов.
Учебник подготовлен в соответствии с типовой программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь; включает 6 глав. Предлагаются тесты, которые позволят закрепить пройденный материал. Для расширения философских знаний дается практикум по теме «История философии», где разбирается материал, являющийся историко-теоретическим основанием всех тем; используются фрагменты классических произведений. Авторами глав являются: д-р филос. наук проф. Я. С. Яскевич (Введение, гл. 1, 4, 5, Заключение); канд. филос. наук доц. В. С. Вязовкин (гл. 2, 3, 6), д-р филос. наук доц. Х. С. Гафаров (Приложение).