Глава 3. Система государственных органов управления трудовыми ресурсами
3.1. Трудовые ресурсы и их качество
Трудовые ресурсы являются главной производительной силой общества. К ним относится трудоспособное население, которое обладает физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для производства материальных благ или работы в непроизводственной сфере. Прежде всего это население трудоспособного возраста: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих льготные пенсии. Кроме того, в состав трудовых ресурсов включаются лица старшего возраста и лица моложе 16 лет, фактически занятые в народном хозяйстве.
Трудовые ресурсы Российской Федерации составляют в настоящее время более 72 млн человек, или около 50 % общей численности населения.
Качество трудовых ресурсов характеризуется следующими показателями: общая, профессиональная трудоспособность и трудовой потенциал работников.
Общая трудоспособность предполагает наличие у работников физических, психических, возрастных и других качеств, определяющих их способность к труду, не требующему специальной подготовки.
Профессиональная трудоспособность – это подготовленность к квалифицированному труду определенной профессии. Она формируется в результате специального обучения и подготовки. В настоящее время из-за необдуманных преобразований и спада производства в 1990-х гг. в наиболее перспективных отраслях российской экономики осталась не востребованной обществом профессиональная трудоспособность многих категорий высококвалифицированных работников отечественного машиностроительного и оборонного комплексов.
Одной из главных качественных характеристик трудовых ресурсов является трудовой потенциал. Это понятие включает в себя совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность:
• физические и психические возможности работников;
• объем и уровень общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, характеризующих способность к труду конкретной квалификации;
• уровень сознания и ответственности, интересов и потребностей работников.
Трудовой потенциал можно рассматривать на трех уровнях: всего общества, организации и личности.
Трудовые ресурсы охватывают трудоспособное население, как занятое, так и не занятое в общественном производстве. Степень использования трудового потенциала общества и уровень этого потенциала в значительной мере определяются ситуацией на рынке труда.
3.2. Характеристика современного рынка труда
Обязательным атрибутом современной экономики наряду с рынками товаров и капиталов является рынок труда. На этом рынке происходит продажа наемными работниками своей рабочей силы работодателям. Для существования полноценного и конкурентоспособного рынка труда необходимо соблюдение определенных условий:
• наличие множества независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
• свобода выбора (для субъектов рынка труда);
• высокая степень мобильности субъектов рынка труда;
• конкурентная среда в экономике.
Рынок труда (Рт) можно представить как рынок рабочей силы (Рс) и рынок рабочих мест (Рм):
Рт = Рс + Рм.
В этом соотношении рынок рабочей силы всегда больше, чем рынок рабочих мест, т. е. существует безработица. Следовательно, стороны, представляющие спрос и предложение на рынке труда, имеют неравнозначные позиции. Сторона, предлагающая рабочие места, обладает преимуществами и учитывает дефицит рабочих мест при покупке рабочей силы. Кроме того, работодателям всегда легче договориться между собой об условиях покупки рабочей силы, чем безработным об условиях ее продажи. Существует даже понятие «естественная норма безработицы», которая определяется в развитых странах на уровне 5—10 %.
Уровень безработицы может быть исчислен по следующей формуле:
УБ = БР: (З + БР) 100 %,
где БР – не занятые трудовой деятельностью граждане (безработные), зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу; З – занятые в народном хозяйстве; З + БР – численность экономически активного населения.
Таким образом, в одном контексте с понятием «рынок труда» следует рассматривать такие понятия, как «занятость» и «безработица».
3.3. Занятость и безработица
Понятие «использование рабочей силы» имеет широкий смысл и включает в себя наряду с занятостью распределение трудоспособного населения между отраслями и сферами хозяйства на территории страны, а также эффективное использование рабочей силы непосредственно на производстве.
Категория «занятость» выражает лишь одну из сторон производственных отношений по поводу включения работника в конкретную организацию на определенном рабочем месте.
В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ), занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
С позиций законодательства Российской Федерации занятым населением считаются трудоспособные граждане, которые:
• работают по найму;
• имеют оплачиваемую работу, но временно отсутствуют в связи с болезнью или отпуском;
• самостоятельно обеспечивают себя работой (предпринимательство, фермерство и пр.);
• проходят военную службу;
• обучаются на очных отделениях учебных заведений.
Кроме того, к занятым относятся лица, выполняющие работы по договорам, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.
В настоящее время в кадровом менеджменте различают следующие виды безработицы: фрикционная, институционная и вынужденная.
Фрикционная безработица определяется людьми, которые, покинув прежнее место работы, находятся в процессе перехода на новое место работы. Она характеризуется незначительной продолжительностью во времени.
Институционная безработица может рассматриваться как добровольное увеличение срока поиска работы. Этот вид безработицы порождается институтом социальной защиты безработных (в нашей стране этот институт не развит) и несовершенством налоговой системы (чем выше ставки подоходного налога и ниже доходы работников, чем меньше разница между трудовым доходом и социальными пособиями, тем меньше у безработного желание трудиться).
Вынужденная безработица в свою очередь подразделяется на технологическую, структурную, экономическую, сезонную и маржинальную.
Технологическая безработица обусловлена переходом к новым технологиям и новым поколениям техники, что требует более высокого уровня квалификации или перепрофилирования. Например, в полиграфии применение компьютерной верстки резко изменило труд верстальщика.
Структурная безработица связана с масштабными структурными перестройками экономики, закрытием устаревших предприятий и т. п. К этому же типу можно отнести и конверсионную безработицу, возникающую при сокращении занятых в военных отраслях промышленности и армии.
Экономическая безработица вызвана конъюнктурой рынка в конкурентной борьбе.
Сезонная безработица характерна для отраслей, зависящих от природно-климатических условий. Она особенно развита в отраслях сельского хозяйства, курортном хозяйстве и т. п.
Маржинальная безработица – это безработица слабо защищенных слоев населения, обычно молодежи и женщин, ищущих работу после перерыва в работе в связи с уходом за малолетними детьми.
Среди безработных можно выделить молодежь, людей, потерявших работу или желающих найти другую работу (или стремящихся к служебному росту).
Молодые люди (к молодежи относятся люди в возрасте от 16 до 29 лет) обычно осуществляют поиск работы через родственников и друзей, через службу занятости, агентства по найму. Многие самостоятельно ведут активный поиск работы. При этом важно суметь представить себя работодателю, оценить свои возможности и способности и правильно составить резюме.
При подборе кадров на вакантные места многие предприятия рассматривают резюме претендентов – краткую справку-анкету, представленную в определенной форме. Обычно резюме составляют по следующей схеме:
1) фамилия, имя и отчество соискателя;
2) работа, которую хотелось бы получить;
3) опыт работы;
4) трудовая деятельность (этот пункт заполняется в обратном порядке, т. е. сначала указывается последнее место работы, а в конце – первое);
5) образование (все учебные заведения, в которых продолжалось обучение после окончания школы);
6) личные данные (возраст, семейное положение и т. п.);
7) дополнительные сведения о себе (знание иностранных языков, умение работать на компьютере и др.);
8) рекомендации.
Представленные резюме внимательно рассматриваются, и наиболее перспективные претенденты на замещение вакантных должностей приглашаются для беседы.
Уровень безработицы в Российской Федерации в настоящее время, по данным официальной статистики, стабилизировался и составляет 10–12 %. При этом имеются регионы, где этот показатель выше или ниже, чем по стране в целом. Например, к наиболее благополучным регионам в части обеспечения занятости относятся такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, а к регионам с высоким уровнем безработицы – Кабардино-Балкария, Чечня, Дагестан и др.
3.4. Основные прерогативы органов законодательной, исполнительной и судебной власти в управлении трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Основными задачами государственной системы органов управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, регулирующих социально-трудовые отношения; обеспечение контроля за выполнением этих законов, а также выработка и реализация государственной политики в области социально-трудовых отношений.
Действующее законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной Думы. В их состав входят комиссии и комитеты, регулирующие социально-трудовые отношения.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но правомочен одобрять или отклонять законы, принятые Государственной Думой. В частности, новый Трудовой кодекс Российской Федерации, составляющий основу трудового законодательства, принятый Государственной Думой, был одобрен Советом Федерации.
Исполнительную власть олицетворяет Правительство РФ. Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов. На них возлагается также исполнительно-распорядительная функция.
В 2004 г. была проведена реформа федеральных органов исполнительной власти, в ходе которой сократилось число министерств и возросла роль федеральных служб и агентств.
В результате этой реформы повысилась, в частности, роль Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как органа исполнительной власти, управляющего трудовыми ресурсами. В ведении этого министерства оказалась Федеральная служба по труду и занятости. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в определенной сфере деятельности. Например, контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства о занятости населения, также функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
К основным задачам этой службы относятся:
• выработка политики в трудовой сфере и координация всей работы в трудовой сфере страны;
• разработка основных направлений трудовой политики Правительства РФ;
• подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
• формирование правовой и нормативной базы регулирования трудовых отношений;
• регулирование рынка труда и занятости населения.
Важнейшими функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
• разработка и осуществление государственной политики в области занятости населения и проведение организационных мероприятий по ее реализации;
• разработка государственных программ занятости;
• контроль реализации программ занятости.
Деятельность государственных исполнительных органов в области управления трудовыми ресурсами трудно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, существует немало проблем, еще не решенных или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях действующая система оплаты труда и т. д.
Определенную роль в управлении трудовыми ресурсами играет и судебная система Российской Федерации. Суд – это особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан.
Судебную власть представляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, федеральные суды, а также Министерство юстиции Российской Федерации.
Суды составляют судебную систему Российской Федерации, которая строится на основе единства, иерархичности и соподчиненности. Единство судебной системы состоит в том, что правила судопроизводства едины, право применяется единообразно, а решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны. Иерархичность судебной системы заключается в наличии нескольких уровней судов определенного вида: федеральных, субъектов Российской Федерации, городских и районных. Соподчиненность звеньев судебной системы выражается в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими и их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.
Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т. е. наказание нарушителей закона, разрешение конфликтов, связанных с нарушением трудового законодательства, и т. п.
Государственные органы в процессе управления трудовыми ресурсами тесно взаимодействуют, что свидетельствует о наличии единой системы государственных органов управления трудовыми ресурсами.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой трудовые ресурсы как категория кадрового менеджмента?
2. Каковы границы трудоспособного возраста в Российской Федерации?
3. Какие показатели характеризуют качество трудовых ресурсов?
4. Что представляет собой рынок труда?
5. Какие условия необходимы для существования современного полноценного рынка труда?
6. Что означает понятие «занятость»?
7. В чем суть фрикционной безработицы?
8. В чем суть институционной безработицы?
9. Каковы основные виды вынужденной безработицы?
10. Какова роль законодательных органов власти в регулировании социально-трудовых отношений?
11. Каковы основные задачи и функции службы занятости?
12. Какую роль в управлении трудовыми ресурсами играют органы судебной власти?