1. Правовые и организационные основы защиты населения и предпринимательских структур от чрезвычайных ситуаций
1.1. Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций
Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 г.
Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее – население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Расходы, связанные с реализацией названного закона, покрываются в пределах и за счет ежегодно выделяемых на эти цели материальных, финансовых и иных средств федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций.
Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, созданными и действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий.
Законом определены три основные цели в области защиты населения и территорий:
Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Законом также определены основные понятия в области защиты населения и территорий:
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов;
Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.2. Концепция и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в стране функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами, техническими средствами и другими материальными ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основной целью создания этой системы является объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система базируется на ряде предпосылок:
– признание факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;
– соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, проведение профилактических работ;
– комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и всего требуемого для этого состава участников;
– построение системы на строго правовой основе с четким разграничением прав и обязанностей состава участников.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней (схема 1):
– федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
– региональный, охватывающий несколько субъектов Российской Федерации;
– территориальный, охватывающий территорию субъектов Российской Федерации;
– местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
– объектный, охватывающий территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган – республиканскую, краевую или областную комиссию по чрезвычайным ситуациям, постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории республики, края, области от чрезвычайных ситуаций, собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем. Указанные органы имеются вплоть до сельского района и производственного объекта.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации. Они решают задачи по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, защите при этом персонала и населения, территорий. Так, функциональная подсистема экологической безопасности строится на базе сил и средств Минприроды России, наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающей среды – Росгидромета, контроля обстановки на потенциально опасных объектах – Госатомнадзора России и Госгортехнадзора России, экстренной медицинской помощи в экстремальных условиях – Минздравмедпрома России, противопожарной службы МВД России и т. п.
На федеральном уровне для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), – на который возложено руководство системой РСЧС.
Рис. 1.1. Функциональная схема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Функциональная схема РСЧС представлена на рис. 1.1.
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
– органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
– силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
– силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.
1. Режим повседневной деятельности, при этом режиме осуществляется:
– повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;
– повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
– подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;
– работа по созданию резервных фондов;
– организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.
2. Режим повышенной готовности, при этом режиме решаются задачи по:
– организации руководства и детальному изучению обстановки;
– усилению работы диспетчерской службы;
– усилению контроля и прогнозированию обстановки;
– защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;
– повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
– уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.
3. Чрезвычайный режим предполагает следующие действия:
– организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
– организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;
– выдвижение сил ликвидации чрезвычайной ситуации в район бедствия;
– организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;
– организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;
– усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.
Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.
Кроме отрядов спасателей МЧС России задействует следующие силы:
– военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково – спасательные и аварийно – восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
– учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
– формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
– части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
– силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
– воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
– силы и службы поискового и аварийно – спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
– восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
– аварийно – спасательные службы Военно – Морского флота России и других министерств;
– военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
– территориальные аварийно – спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
– подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
– военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
– аварийно – технические центры и специализированные отряды Минатома России;
– отряды и специалисты – добровольцы общественных объединений.
Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т. д.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
– военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
– учреждений и формирований службы медицинской помощи Мин-здрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации;
– формирований службы защиты животных и растений Минсельхоз. России;
– военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета;
– территориальных аварийно-спасательных формирований Государственной инспекции по маломерным судам;
– подразделений Государственной противопожарной службы МВД России;
– соединений и воинских частей радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий;
– военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго России;
– подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции;
– аварийно-технических центров, специализированных отрядов атомных электростанций Минатома России;
– восстановительных и пожарных поездов МПС России;
– территориальных и объектных нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
– Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
– аварийно-спасательных служб Военно-Морского флота;
– отрядов и специалистов добровольцев общественных объединений.
1.3. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право:
– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
– в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
– на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
– на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия государственного и социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны:
– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
– изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
– выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
– при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.4. Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738. Этим постановлением определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
– население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
– руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
– работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основной задачей в подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:
– на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок;
– на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;
– на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
1.5. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в создании предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, в непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законом определена стройная система правовых отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Но для обеспечения безопасности населения недостаточно усилий только властных структур. Чрезвычайные ситуации чаще всего возникают внезапно, а для развертывания сил и средств для их ликвидации требуется определенное время, в течение которого население будет находиться как бы один на один с чрезвычайной ситуацией. Поэтому значительно больше шансов в этих условиях выжить, оказать помощь пострадавшим имеет тот, кто умеет действовать в подобных условиях.