Вы здесь

Основы управление персоналом. Глава 1. Теоретико-философские и концептуальные основы управления персоналом (Р. Г. Мумладзе, 2015)

Глава 1

Теоретико-философские и концептуальные основы управления персоналом

1.1. Теории управления персоналом

Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, что произошло более ста лет назад, в самом начале периода промышленной революции, Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Более того, ключевые проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки.

В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке наук: теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политологии и ряда других. В связи с тем, что теории управления персоналом (человеческими ресурсами) развивались вместе с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых. Более чем за столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом.

В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Видные представители классических теорий – Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теории человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Лик.

Авторами теории человеческих ресурсов являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Краткая информация, включающая основные постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих теорий, приведена в табл. 1.1. Как известно, классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х годов. Теории человеческих ресурсов являются современными. Из представленных данных видно, что по мере своего развития теории становятся все более гуманными. С сущностью указанных теорий можно ознакомиться, обратившись к специальной литературе.


Таблица 1.1 – Теории управления роли человека в организации




Вся история управления персоналом как отрасли науки явилась основой формирования науки об управлении и рассматривается нами как путь к установлению самостоятельного статуса этого научного направления. Знакомиться с историей развития управления персонала начнем с 1900 г., когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности. До этого времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который обычно до 80 % своего рабочего времени тратил на управление сотрудниками.

1.2. Концепция и принципы управления персоналом

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; кадровом планировании, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале; учете и нормировании численности работников. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения работника: это наем, отбор, и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием; высвобождение персонала. Управление персоналом организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом (рис. 1.1.). Руководители и работники подразделений системы управления персоналом также оценивают результативность труда руководителей и специалистов управления, деятельность подразделений системы управления, экономическую и социальную эффективность совершенствования управления персоналом. Современное производство все больше требует от работников качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства, но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удешевить стоимость рабочей силы. К числу таких качеств относятся: высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции, знание техники и организации производства, творческие навыки. Одной из отличительных черт современного производства является его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности работника в дела организации. Управление персоналом приобретает все более важное значение как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития. Большинство специалистов формулируют современную концепцию управления человеческими ресурсами достаточно широко, подчеркивая ее отличия по критериям оценки эффективности (более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизация затрат); по признаку контроля (самоконтроль, а не внешний контроль); по предпочтительной форме организации (органичная, гибкая форма организации, а не централизованная бюрократическая) и т. п. При этом отмечается тенденция к повышению роли аналитических функций кадровых служб, особенно в последние два десятилетия.

Управление персоналом организации опирается на законы и закономерности, изучаемые различными науками, связанными с управлением (теория управления, экономическая кибернетика и др.). Но управление персоналом организации подчиняется и закономерностям, присущим только этому процессу.

Закономерность управления персоналом – объективно существующая необходимая связь явлений, внутренняя существенная взаимосвязь между причиной и следствием, устойчивое отношение между явлениями, связанными с управлением персоналом, взаимоотношениями между людьми и накладывающими значительный отпечаток на их характер.


Рис. 1.1 – Цели системы управления персоналом


Используя результаты исследований, проведенных ведущими экономистами, а также опыт построения систем управления персоналом на ряде организаций, приведем основные закономерности, которые являются объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации.

Соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы. Суть ее заключается в соответствии системы управления персоналом требованиям производства.

Системность формирования системы управления персоналом требует учета всех возможных взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления организации в целом, а также производственной системой и внешней средой.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом предполагает определение степени централизации функций управления персоналом в сочетании с децентрализацией их части. Уровень централизации управления персоналом меняется с развитием производства и изменением его форм. Важно установить, на каком уровне иерархии принимается решение. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления персоналом, и наоборот.

Пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом. Совершенствование одной подсистемы или элемента системы управления персоналом может привести к изменению пропорций в целостной системе управления. Поэтому необходимо пропорционально совершенствовать все подсистемы и элементы системы управления персоналом.

Пропорциональность производства и управления. Пропорциональность во всех частях и на всех ступенях системы управления, в том числе и системы управления персоналом, является необходимым условием высокоэффективной деятельности организации. Она означает также оптимальность соотношения численности работников системы управления персоналом и производственной системы.

Необходимое разнообразие системы управления персоналом означает, что эта система должна иметь некоторую идентичность по отношению к производственной системе и обладать не меньшей сложностью, чем последняя. Простую систему управления персоналом невозможно создать для сложной системы производства.

Изменение состава и содержания функций управления персоналом предполагает, что с развитием организации возрастает роль одних функций управления персоналом и снижается роль других на разных ступенях управления и изменяется их содержание.

Сущность закономерности минимизации числа ступеней управления персоналом состоит в том, что чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективнее работает.

Протекание процессов управления персоналом является результатом действия результирующей разноприложенных сил, каждая из которых подчиняется той или иной закономерности управления. Закономерности непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами, создавая интегрированную результирующую силу. Отсюда следует необходимость единства действий закономерностей управления персоналом.

Тесную взаимосвязь и взаимодействие закономерностей управления персоналом можно увидеть на следующем примере. Закономерность минимизации числа ступеней управления персоналом взаимодействует с закономерностью оптимального сочетания централизации и децентрализации управления персоналом и закономерностью изменения состава и содержания функций управления персоналом. Сокращение числа ступеней управления персоналом приводит к изменению соотношения централизации и децентрализации функций на оставшихся ступенях управления персоналом, изменяя состав и содержание функций управления персоналом на этих ступенях. В свою очередь, изменение функций управления персоналом и соотношения централизации и децентрализации влечет за собой изменение числа ступеней системы управления персоналом.

Приведем основные закономерности, связанные с межличностными отношениями.

Закономерность неопределенности отклика, ее суть – в различном восприятии людьми внешних воздействий, зависящем от различий в их личностных особенностях, характера конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.

Неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки. Смысл этой закономерности состоит в том, что один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя.

Закономерность искажения смысла информации действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации, последовательно передавая ее друг другу, особенно на входе и на выходе любого процесса.

Закономерность психологической самозащиты вытекает из того, что каждый человек ставит на первое место по отношению к другим людям физическую безопасность, пренебрегая их психологической безопасностью. Сам же придает очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее.

1.3. Основы формирования системы управления персоналом

Организационное проектирование системы управления персоналом.

Организационное проектирование – процесс разработки проектов организации производственных систем и систем управления. Целью оргпроектирования является придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

Оргпроектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации. При комплексном проектировании предполагается использовать системный функционально-целевой подход, который предусматривает решение организационных вопросов одновременно для производственной системы и системы управления проектируемой организации, для каждой составляющей их подсистемы и элемента, а также организации в целом как системы.

Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей – от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственными связями. Одним словом, система управления персоналом является основой системы управления организацией.

Системный функционально-целевой подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы. Проектируются все подсистемы: подсистема линейного руководства, все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления.

Все функциональные подсистемы можно сгруппировать в пять комплексных подсистем (табл. 1.2).

В целевых подсистемах могут формироваться целевые программы, направленные на достижение определенных целей организации, на конкретные периоды времени.

Обеспечивающие подсистемы системы управления осуществляют конкретные функции управления, направленные на обеспечение и обслуживание выполнения конкретных функций подсистемы линейного руководства, функциональных и целевых подсистем.

Все обеспечивающие подсистемы системы управления нацелены на: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, техническое обеспечение управления, обеспечение регламентирующей документацией управления, нормативное обеспечение управления, хозяйственное обеспечение управления, делопроизводственное обеспечение управления.

При функционировании всех подсистем системы управления (линейного руководства, функциональных, целевых и обеспечивающих) выполняются общие функции цикла управления: нормирование, планирование, организация, координация и регулирование, мотивация и стимулирование, контроль, учет, анализ. Для подсистемы линейного руководства к этим функциям добавляются еще две – подбор кадров и принятие решений. В то же время каждая из подсистем системы управления (линейного руководства, функциональные и обеспечивающие подсистемы) выполняет набор функций, направленных на решение задач целевых подсистем системы управления.


Таблица 1.2 – Состав комплексных функциональных подсистем системы управления организацией


Процесс разработки и внедрения проекта системы управления состоит из трех стадий: предпроектной подготовки, проектирования и внедрения.

Методы построения системы управления персоналом.

Методы построения системы управления персоналом – выработанный наукой и практикой инструментарий изучения состояния действующей системы управления персоналом, проектирования, обоснования и реализации новой системы (табл. 1.3).


Таблица 1.3 – Классификация методов анализа и построения системы управления персоналом


Раскроем сущность методов построения системы управления персоналом.

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организацией (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т. п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т. п.).

Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему как единое целое, т. е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.

Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора из тех, под действием которых сложилось ее состояние, в отдельности, исключая действия других факторов. Факторы ранжируются и отбираются наиболее существенные.

Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой.

Экспертно-аналитический метод совершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого персонала организации к процессу совершенствования. При использовании этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, осуществляется оценка результатов анализа и устанавливаются причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе.

Исключительный эффект в практике совершенствования управления персоналом дает нормативный метод. Он предусматривает’ применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом. Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю или 3-ю компоненту).

Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки, например, при сравнении результатов обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения.

Корреляционный и регрессивный анализ ~ установление линейной зависимости и тесноты связи между параметрами (численностью персонала и влияющими на нее факторами). Математический аппарат данного анализа довольно сложен и подробно рассмотрен в специальной литературе по статистике.

Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы.

Наибольшее развитие в деле совершенствования управления персоналом получил метод аналогий. Он основан на применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения.

Эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании управления персоналом является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур.

Цели и функции системы управления персоналом.

Целью организации являются конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых она хотела бы достигнуть. Выработка цели организации – задача достаточно сложная и трудоемкая, предполагающая использование метода «дерева целей». Как правило, выделяется генеральная цель и цели более низкого уровня. Генеральная цель в зависимости от ситуации, сложившейся в экономике, на рынке и в самой организации, может меняться. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды: научно-техническая, производственная, экономическая, коммерческая, социальная.

Организационная структура системы управления персоналом.

Организационная структура системы управления персоналом – совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Она отражает сложившееся разделение прав, полномочий, ролей и видов деятельности персонала, объединение их в рамках подразделений различных уровней управления, интеграцию этих подразделений в единое целое. Организационная структура системы управления персоналом является основой (костяком) оргструктуры управления организации.

Это – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В зависимости от вида, размеров и целей объекта управления и его внешней среды существуют различные организационные структуры управления.

Организационные структуры системы управления персоналом по подобию оргструктур управления организацией также подразделяются на несколько типов, каждый из которых отражает подход, заложенный в построении оргструктуры управления организации в целом. Чаще всего в практике встречаются элементарная, линейная, функциональная и матричная структуры.

Элементарная организационная структура управления персоналом отражает двухуровневое руководство, которое может существовать в небольших организациях или в различных отделениях и филиалах крупных организаций. При такой структуре управления персоналом выделяются верхний уровень (руководитель) и нижний уровень (исполнитель)

Для элементарных организационных структур характерно то, что они позволяют работникам быстро принимать решения, оперативно реагировать на изменения во внешней среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю за деятельностью персонала. Это, несомненно, дает организации определенные преимущества. В то же время элементарные оргструктуры открывают простор для волюнтаризма руководителя и сосредоточивают его внимание на текущих делах, не давая возможности заниматься решением стратегических вопросов.

Линейная организационная структура управления персоналом предполагает относительную автономность в работе и в целом характеризуется простой одномерностью связей (только вертикальные связи), возможностью самоуправления. Поэтому она широко используется при организации работ в нижних производственных звеньях, семейном или мелком предпринимательстве.

1.4. Функции управления персоналом

Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:

• определение целей и основных направлений работы с персоналом;

• определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;

• организацию работы по выполнению принятых решений;

• координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;

• постоянное совершенствование системы работы с персоналом

Основные функции управления персоналаом:

• подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;

• оценку персонала;

• развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;

• наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;

• обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.

• анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;

• мотивация персонала,

• оценка и обучение кадров,

• содействие адаптации работников к нововведениям,

• создание социально комфортных условий в коллективе,

• решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.

Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.

При таких условиях найма, естественно, повышается значение функциональных обязанностей, связанных с обеспечением трудовых отношений, решения социальных вопросов, расширяется круг обязанностей в рамках функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.


Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность понятий: персонал, персонал управления, управление персоналом.

2. Теории управления о роли человека в организации (классические, человеческих отношений и человеческих ресурсов).

3. Сущность концепции управления персоналом в организации в рыночных условиях.

4. Понятие философии управления персоналом.

5. Стратегия управления персоналом организации, ее взаимосвязь состратегией развития организации в целом.

6. Сущность принципов управления персоналом организации.

7. Состав и сущность административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом.

8. Методы анализа системы управления персоналом организации. Их сущность.

9. Характеристика методов построения системы управления персоналом, их классификация и область применения.

10. Взаимосвязь понятий цели, функции и организационной структуры управления персоналом организации.

11. Основные функции подсистемы управления персоналом организации.

12. Нормативно-методическое обеспечение систем управления персоналом.

13. Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации.

14. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом организации.

15. Правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом организации.

16. Кадровая политика и её роль в формировании стратегии управления персоналом.

17. Раскройте содержание функций управления персоналом.

18. Характеристика государственной системы управления трудовыми ресурсами в России.

19. Основные направления рационального использования персонала организации.

20. Содержание оперативного плана работ с персоналом организации, его структура и содержание.

21. Основные цели организации и место в них целей системы управления персоналом.

22. Подразделения – носители функций системы управления персоналом организации.

23. Сущность принципов формирования системы управления персоналом организации.

24. Сущность принципов развития системы управления персоналом организации.


Тесты:

1. У правление персоналом это:

а) стратегическая деятельность, ориентированная на инвестиционный подход к кадрам

б) конструктивная управленческая, ориентированная на достижение целей и развитие фирмы

в) индивидуально ориентированная деятельность

г) все вышеперечисленное верно

2. Абрахам Маслоу разделил потребности человека на:

а) 3 группы

б) 5 групп

в) 7 групп

г) 10 групп

3. Существование и развитие классической школы управления охватывает следующий временной период:

а) 1950- по настоящее время

б) 1885-1920

в) 1930-1960

г) 1920-1950

4. Принципы Э.Мэйо, иерархия потребностей У Маслоу, Хоторнские эксперименты являются вкладом в теорию управления:

а) школы научного направления

б) классической школы управления

в) бихевиористов

г) школы человеческих отношений

5. Маслоу расположил потребности в следующей последовательности:

а) потребности в безопасности, физиологические, социальные, самосовершенствования, уважения

б) физиологические, потребности в безопасности, социальные, уважения, самосовершенствования

в) самосовершенствования, социальные, потребности в безопасности, физиологические, уважения

в) социальные, физиологические, потребности в безопасности, уважения, самосовершенствования

6. В соответствии с теорией X Дугласа МакГрегора человек:

а) обладает творческим мышлением

б) стремиться к проявлению самостоятельности

в) не любит работать и старается избежать ответственности

г) проявляет интерес к работе вне зависимости от форм мотивации

7. В чем заслуга классической школы управления?

а) создание систематизированной теории управления, выделение управления как особого вида деятельности

б) создание «философии практики»

в) разработка штабного принципа управления

г) разработка моделей компетенций

д) создание гуманистического подхода к управлению

8. Из перечисленных авторов —

1. Ф.У.Тейлор, 2.А.Файоль, 3.М.П.Фоллет, 4.Ф.Гилбрет, 5.С.Черчмен, 6.Г.Гант – представителями школы научного управления являются:

а) 1,3, 6

б) 2, 3, 5 В) 2, 4, 6

г) 1,2, 4 Д) 3, 5, 6

9. Из перечисленных принципов: 1.Научность, 2.Дисциплина,

3. Экономичность, 4.Иерархия, 5.Ответственность, 6.Инициатива – принципами администрирования являются:

а) 2, 4

б) 1,3, 5

в) 2, 4, 6

г) 3, 4, 5 Д) 1, 5, 6

10. Кто не является представителем школы человеческих отношений?

а) А.Файоль

б) Г.Мюнстербер

в) Э.Мэйо

г) М.П.Фоллет

д) А. Маслоу

11. Кто сформулировал новые обязанности администрации?

а) Ф.Тейлор

б) Э.Мэйо

в) Н.Винер

г) Д. Карнеги

д) К Маркс

12. Основателем школы научного управления считается:

а) Э.Мэйо

б) Н.Винер

в) Ф.Тейлор

г) Г.Ганнт

д) У.Оучи

13. Основной недостаток системы научного управления Ф.Тейлора?

а) оторвана от реальных проблем управления

б) рассчитана на дисциплинированных работников

в) вознаграждение работника не зависит от результатов труда

г) оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата)

д) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления

14. Представителем какого направления является А.Маслоу?

а) школа человеческих отношений

б) школа научного управления

в) классическая школа

г) количественная школа

д) ситуационный подход

15. С именем какого ученого связано возникновение школы человеческих отношений?

а) Г.Минстбергер

б) Г.Ганнт

в) Э.Мэйо

г) А Маслоу

д) Д. Карнеги

16. В чем заключается цель создания философии предприятия?

а) создание имиджа предприятия

б) формирование устава фирмы

в) снижение издержек производства

г) регистрация в налоговых органах

д) составление учредительского договора

17. К какой группе административных методов управления можно отнести процедуру нормирования труда?

а) организационные методы воздействия

б) распорядительные методы воздействия

в) материальная ответственность и взыскания

г) методы дисциплинарного воздействия

д) экономические методы

18. К организационным методам воздействия на персонал относится:

а) должностная инструкция

б) приказ

в) распоряжение

г) удержание из зарплаты

д) увольнение

19. Какая из перечисленных концепций управления утверждает, что эффективность работы руководителя определяется не его личными качествами, а манерой поведения по отношению к подчиненным, «стилем руководства»?

а) структурный подход

б) интерактивный подход

в) поведенческий подход

г) процессный подход

д) административный подход

20. Какие выделяют способы распорядительного воздействия на персонал?

а) приказы

б) устав предприятия

в) инструкции

г) штатное расписание

д) должностные инструкции

21. Какой из перечисленных ниже аспектов управления персоналом в наименьшей степени зависит от национальной культуры?

а) стиль лидерства

б) трудовая мотивация

в) системный подход

г) подбор персонала

д) отношение к власти

22. Какой из принципов относится к классической школе управления?

а) принцип вертикального разделения труда – за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником – функция исполнения поставленной задачи

б) принцип разработки рациональной структуры организации и построения на её основе рациональной системы управления персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель

в) принцип измерения труда, суть которого заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения

г) производство рассматривается как «социальная система»

д) человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации

23. Какой из современных подходов к управлению рассматривает все процессы в виде целостных систем, обладающих новыми качествами?

а) системный

б) ситуационный

в) процессный

г) кейсовый

д) интеграционный

24. На чем основаны административные методы управленческого воздействия на персонал?

а) на власти, дисциплине, взысканиях

б) на власти

в) на власти, дисциплине

г) на моральных ценностях

д) на системе поощрений и наказаний

25. Один из принципов «школы научного управления»?

а) принцип вертикального разделения труда

б) принцип равенства возможностей

в) принцип оплаты по труду

г) персональная ответственность

д) признание различия между индивидами

26. Основной современной идеей развития системы управления является создание:

а) полной автономии подразделений

б) неформальных организаций

в) внутриорганизационного рынка

г) благоприятной внешней среды

д) рост централизации управления

27. Подход, основанный на комплексном рассмотрении управления, называется:

а) подходом с точки зрения научного менеджмента

б) системным

в) ситуационным

г) процессным

д) кейсовый

28. Приказ является формой:

а) распорядительного воздействия

б) организационного воздействия

в) дисциплинарного воздействия

г) экономического воздействия

д) психологического воздействия

29. «Принцип ориентации» Файоля заключается в группировке элементов менеджмента по:

а) субъективному признаку (авторитетам руководителей)

б) территориальному признаку

в) видам выполняемой работы

г) норме управляемости

д) уровню оплаты труда

30. Принципы Э.Мэйо, иерархия потребностей У.Маслоу, Хоторнские эксперименты являются вкладом в теорию управления:

а) бихевиористов

б) школы человеческих отношений

в) классической школы управления

г) школы научного управления

д) количественной школы

31. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):

а) ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников

б) распространением „научной организации труда“, развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями

в) ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры

г) с расширением границ частного бизнеса

д) с необходимостью увеличения численности аппарата управления

32. Сегодня успех в бизнесе во многом зависит от:

а) методов работы руководителя

б) творческой активности всех работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения

в) экономической политики государства

г) количества выполняемых работниками функций

д) этапа жизненного цикла, на котором находится организация

33. Существование и развитие классической школы управления охватывает следующий временной период:

а) 1930-1960

б) 1920-1950

в) 1885-1920

г) 1950 – по настоящее время

д) 1970-1991

34. Сущность метода математического моделирования как способа стратегического прогнозирования в стратегическом управлении персоналом:

а) прогнозирование поведения или развития объекта в будущем по тенденциям его поведения в прошлом

б) рациональное сочетание методов с целью повышения точности прогнозирования, снижения затрат на него

в) описание математическими методами процессов для установления количественных и логических зависимостей между различными элементами систем

г) получение численных решений различных задач при помощи графических построений, заменяющих с некоторыми приближениями аналитические операции

д) выработка коллективного мнения группы специалистов в данной области

35. Система работы с кадрами состоит из подсистем: кадровой политики, подбора персонала, оценки персонала, расстановки персонала, оценки персонала и:

а) аттестации персонала

б) социального развития

в) найма персонала

г) ничего из вышеперечисленного

36. Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются Всеобщая декларация прав и свобод человека, Конституция, Гражданский кодекс, Трудовой Кодекс и:

а) должностные инструкции

б) контракты сотрудников

в) положение об оплате труда

г) устав организации

37. Выберите из перечисленных ниже элементов те, которые не являются подсистемами системы управления персоналом (при необходимости указать несколько):

а) управление нормированием

б) нормативное обеспечение управления персоналом

в) управление работой персоналом

г) управление ресурсами

38. К обеспечивающим подсистемам системы управления персоналом относятся следующие подсистемы (при необходимости указать несколько):

а) линейного руководства

б) управления транспортным обслуживанием производства

в) правового обеспечения

г) управления ресурсами

39. Что включает в себя система управления персоналом:

а) функциональные подразделения

б) функциональные подразделения и их руководителей

в) функциональные подразделения, их руководителей и линейных руководителей

г) общее руководство организацией

40. К методам формирования системы управления персоналом относятся:

а) метод аналогий

б) метод сравнений

в) экономический анализ

г) анкетный опрос

41. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями организации подразумевает, что:

а) функции управления персоналом, ориентированные на развитие организации, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования организации

б) функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями организации

в) необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий деятельности организации

г) функции управления персоналом прямо не связаны с целями производства;

д) цели производства носят подчиненный характер по отношению к функциям управления производства

42. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:

а) функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства

б) функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства

в) необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства

г) функции управления персоналом должны быть разнообразными

43. Принцип комплексности подразумевает:

а) многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства

б) учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;

в) ориентированность на развитие производства, опережение функций, направленных на обеспечение функционирования производства

г) ориентированность на получение максимальной прибыли