Профессиональные знания тренера
О том, что входит в круг профессиональных знаний современного тренера лучше всего говорят специалисты. Известный тренер по гандболу А. Евтушенко: «Я получил два высших образования: инженерное и спортивно-педагогическое. Кроме того, изучил немецкий – официальный язык Международной федерации гандбола. И тем не менее я постоянно чувствую: мне не хватает знаний. В нашем деле нельзя быть узким специалистом. Ведь тренер постоянно решает целый комплекс разнообразных задач, от административных до психологических, учитывая при этом интересы и всей команды в целом, и отдельных игроков. И порой мне кажется: для того чтобы справиться с этим, не мешало бы взять себе в помощники ЭВМ средней мощности… Я уверен, что современный тренер должен обладать элементарной математической грамотностью. Это необходимо не только для Того, чтобы посмотреть на гандбол, так сказать, под математическим углом зрения. Как я уже говорил, мы работаем в контакте с медиками, физиологами, психологами. А они нередко представляют свои выводы в виде таблиц, диаграмм, графиков. И вряд ли тренер извлечет из этого пользу, если математические кривые не рождают в нем ничего, кроме горестных воспоминаний о двойках, полученных в школе на уроках алгебры».
Трехкратная олимпийская чемпионка Тамара Пресс писала о своем тренере Викторе Ильиче Алексееве: «Алексеев – это человек-лаборатория. Он неустанно аккумулирует знания из самых различных отраслей науки. Его интересует физика, химия, биология, астрономия. Читая о разбегающихся галактиках, размышлял о равномерном ускорении ритма в движении тел. Заснул – и во сне увидел новую технику в метании диска. Теперь этой техникой пользуется большинство сильнейших метателей диска в мире».
Давно доказано, что такие осенения не чудо, а кульминация долгой и упорной мысли. Пример приведен только в качестве иллюстрации к тезису Алексеева: «Открытия в области спорта рождаются в точках пересечения всех современных научных дисциплин».
Предвижу вопрос, а нужно ли действительно тренеру овладевать знаниями во многих отраслях или достаточно хорошо профессионально разбираться в одной-двух? Ответить можно так. Допустим, тренер хорошо разбирается в психологии учеников, понимает их с полуслова, но не очень основательно разбирается в методике тренировки. Очень скоро такой тренер встретится с большими трудностями именно в сфере психологической подготовки своих спортсменов. Воспитанники каким-то неведомым им чувством уловили, что их тренер недостаточно компетентен в главных вопросах своего вида спорта. В подобном случае спортсмены обычно говорят так: «Его главная задача – найти спонсора или какую-то другую материальную поддержку команде, а в тренировках они разберутся сами».
Известный педагог А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эти слова имеют самое прямое отношение и к тренерской деятельности.
Разрабатывая программу тренировки для спортсменов, тренер должен позаботиться о том, чтобы она включала элементы нового, а не была «традиционной» из года в год. Заслуженные тренеры СССР в воднолыжном спорте братья-близнецы Юрий и Валерий Нехаевские из Дубны отнеслись к данной проблеме так: «Мы убеждены, что успех в подготовке спортсменов высокого класса может быть обеспечен только нестандартным подходом к организации тренировочного процесса, постоянным поиском нового, своего в методике тренировок, в технике. Искать, проверять появившиеся идеи расчетами, и главное – применять эти идеи на практике, в тренировочном процессе. Ведь часто даже подтверждаемую теоретически правильность метода окончательно доказать сможет только лишь будущий результат. И надо найти в себе смелость пойти за «журавлем», в случае неудачи потерять и «синицу», гарантированную испытанными старыми методами».
Они пошли за «журавлем» со смелостью удивительной, «все подвергая сомнению», как сказал однажды философ. И если бы братьям Нехаевским понадобился девиз в их работе, лучше, пожалуй, не найти.
Как известно, братья Нехаевские в поисках своей методики тренировок неоднократно обращались к практике других видов спорта, даже к танцу, осмысливая и отбирая все рациональное. Так, в одной из статей о тяжелой атлетике профессора А. Н. Воробьева они прочитали, что общая физическая подготовка, хотя бы и приближенная к специфике вида спорта, мало что дает атлету и подчас закрепощает мышцы, мешает гибкости. Нехаевские смело пошли на эксперимент и отказались от ОФП в подготовительном периоде, за счет чего и увеличили объем специальной тренировки. Спортивные результаты воспитанников превзошли даже их смелые ожидания.
Только творческий труд спортсмена и тренера ведет к победе. Так, например, Людмила Титова распределила свои будни следующим образом: шесть часов в институте – лекции, четыре часа – подготовка к семинарам. А на тренировки надо было тратить четыре часа. Надо было, да не выходило. Выкраивала лишь три с половиной часа в день. Если перемножить, то получается, что она тренируется 1200 часов в год, поделив на 24 часа, получаем 50 суток в год. Очень много. Но привычка к труду помогла выдержать график «расщепления». Так прошел год. Она выиграла все, что могла: чемпионат страны, две дистанции на первенстве мира, Олимпиаду-68. Она обновила в тот год все свои личные рекорды.
Новаторство – это своего рода стрессовая ситуация, не каждому тренеру это по душе. Ведь новинка, включенная в тренировочную программу, заставляет ждать ответа, удачно или нет она сработает? А если эта новинка не принесла желаемого результата, то значит на практике все надо делать сначала и по-другому.
Даже если вы не относите себя к разряду, так сказать, «рационализаторов», все равно старайтесь проводить тренировочные занятия интересно, «с огоньком» и разнообразно.
Прежде чем к спортсменам придут настоящие успехи, они должны обрести уверенность в своих силах с помощью побед в серии стартов, так сказать, местного масштаба. Задача тренера – помочь спортсменам добиться этого успеха.
Еще перечень правил для тренера.
– Ставить перед спортсменами реальные цели, точнее прогнозировать их будущие результаты.
– Разговор с учениками об ошибках в тактике или технике вести мягко, вежливо, иногда часть вины низкий результат спортсмена брать на себя. Например, в забеге на 800 м ученик начал первые 400 м очень быстро. Надо сказать ему, что в этом и ваша вина, так как вы не сообщили ему время на первом двухсотметровом отрезке, и не напомнили, перед забегом, чтобы он держал под контролем скорость на первой половине дистанции.
– В беседах со спортсменами использовать в основном положительные установки на предстоящие старты. Например, спортсмены-легкоатлеты имеют шанс выиграть отборочные соревнования. Их соперники имеют в спринтерском беге на 0,1–0,2 с лучшие личные результаты. Вы не говорите своим ученикам, что они должны занять призовое место. Лучше задачу поставить по-другому: «Если ваши соперники, допустят ошибку, вы их можете опередить, а если они сделают две ошибки, тогда мы наверняка победим». Установка настраивает спортсменов положительно и предусматривает возможность выигрыша.
– Приучить спортсменов извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач в каждом отдельном случае, даже если эти причины не касаются непосредственно тренировочного процесса. Один пример. Спортсмены-бегуны на соревнованиях все, за исключением одного, показали запланированные результаты. В чем же причина неудачи одного спортсмена? Ответить было непросто, но тренер должен докопаться до истины. Этот бегун всегда после подобной же тренировки выступал стабильно в соревнованиях и показывал запланированные результаты. Следовательно, ссылка на то, что тренер допустил методическую ошибку, отпадает. Тогда бы и другие спортсмены группы выступили неудачно. А когда были проанализированы, так сказать, стрессовые ситуации, которые могли быть перед соревнованием, выяснилось, что накануне старта он получил известие от товарища, что его невеста вышла замуж за школьного друга. Вот в чем скрывалась причина неудачного выступления.
– Не должен тренер бояться ошибок. Едва ли найдется в мире тренер, который никогда не ошибался. «Можно ли загубить тренерский авторитет признанием своей ошибки, промаха?» Сомнительно. Открытость – всегда достоинство. Способность сказать: «Я ошибся, я виноват, я в данном случае был не прав» – проявление известной смелости. А в мире спорта, между прочим, ничто так высоко не ценится, как любое проявление смелости. Хотелось бы еще добавить. Вряд ли надо доказывать, что ошибки, вызванные личными качествами наставника, имеют подчиненное отношение к ошибкам, обусловленным социальной атмосферой, общественными условиями. Все, что происходит в социальной, нравственной жизни общества, влияет на поступки человека, более того, определяет не только сами поступки, но и их оценку. По Ожегову, кстати, ошибка – «неправильность в действиях, в мыслях». Может быть, последние слова стоит поменять местами? Сначала в мыслях, потом – в действиях? А по Далю: «ошибиться – погрешить». А так ли уж сильна власть объективных условий? Хотя перед воспитанниками своими, если вдруг что-то получилось не так, многие наставники и держат круговую оборону (тренер всегда прав), в кругу «своих» они же могут признать свой промах, да с оправданиями. «Вот Ирина Виннер, Татьяна Тарасова тренеры «по рождению», Богом избранные, судьбой отмечены. Они не ошибались, у них все получалось». Подразумевая, «а что с нас, сирых, взять»? Такими рассуждениями снимается с повестки дня основная задача наставника – необходимость работы над собой, самосовершенствоваться.
– Не опекать спортсменов на каждом шагу. Это снижает их веру в свои силы. Постепенно приучайте их к мысли, что они уже достаточно сильны и способны без тренера стартовать в различных соревнованиях, показывая личные рекорды или добиваясь победы.
Заслуживает внимания высказывание по этому вопросу знаменитого спортсмена, олимпийского чемпиона в метание молота, а также известного тренера по легкой атлетике А. Бондарчука. Он писал: «Проработав с Юрой Седых несколько месяцев, я понял, что в его лице встретил больше, чем способного ученика, рядом со мной оказался единомышленник, товарищ… Скажем, мне всегда претила мелочная опека старших, и я был убежден, что она не по душе и Юре. Зная это, я с первых же дней наших тренировок стремился к тому, чтобы развить в своем ученике самостоятельность, творческое мышление, умение анализировать ошибки, не навязывая ему своего мнения ни в чем. Мой принцип – не навязывать свое мнение, а убеждать, относиться к ученикам как к равным, уважать их мнение, их человеческое достоинство. Тренер должен быть на несколько порядков выше профессионально своего ученика, тогда ученик будет нуждаться в тренере. Но чаще случается, что мы, тренеры, в своих учениках нуждаемся. И когда они начинают понимать это, мы многое теряем в их глазах. Настоящий успех приходит только к тем тандемам «спортсмен-тренер», где наставник, выступающий в роли ведущего, не зависит от ученика. В этом случае спортсмен больше ценит тренера, больше прислушивается к нему».
Многие тренеры стараются понять свои достоинства и недостатки в профессиональных знаниях, а также стараются разобраться в достоинствах и недостатках своих личностных качеств, но не всегда знают, как это сделать. Приведенные ниже вопросники помогут тренеру разобраться. Поставьте напротив каждого вопроса крестики или черточки соответствующие ответам «да» или «нет». Отвечайте на вопросы, честно оценивая то, что есть на самом деле. Не надо сильно огорчаться, если обнаружатся слабые места как в профессиональных знаниях, так и в личностных качествах. Но сделайте для себя правильные выводы и наметьте пути устранения пробелов в профессиональных знаниях и улучшения черт своего характера.
1. Используются ли нетрадиционные методы тренировки?
2. Учитываются ли морфофунцкциональные особенности организма спортсменов, тренирующихся группе?
3. Учитываются ли особенности развития юношеского организма спортсменов, которые тренируются в группе в течение 2–3 лет?
4. Применяется ли комплексный педагогический контроль за развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) у спортсменов, тренирующихся в течение года?
5. Определено ли оптимальное число соревнований в год для занимающихся ребят с 13 до 17 лет?
6. Составляется ли подробный перспективный план тренировки группы?
7. Анализируются ли достоинства и недостатки каждого тренировочного метода, который применяется в подготовке спортсменов?
8. Разрабатываются ли индивидуальные планы тренировок по развитию отстающих физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости)?
9. Известны ли оптимальные тренировочные нагрузки, которые используют сильнейшие юные спортсмены (14–15 или 16–17 лет) в своем виде спорта?
10. Есть ли необходимые знания (или опыт) того, каким должен быть отдых между соревнованиями у спортсменов, которые тренируются в группе?
11. Используются ли тренажеры в тренировке?
12. Изучается ли специальная литература по тренировке спортсменов в других видах спорта?
13. Посещаются ли тренировочные занятия других тренеров в своем виде спорта?
14. Планируются ли логические переходы от одного занятия к другому?
15. Изучается ли опыт построения тренировки юных спортсменов в своем виде спорта?
16. Решается ли проблема отбора спортсменов?
17. Изучается ли система управления подготовкой юных спортсменов?
18. Четкое ли представление о том, как должен готовиться к участию в соревнованиях юный или взрослый спортсмен?
19. Имеются ли показатели, по которым можно оценить эффективность проведенного тренировочного занятия?
20. Учитываются ли особенности тренировочного процесса женщин (девушек) в игровых видах спорта?
1. Накапливается ли необходимая информация о поведении спортсменов группы вне тренировочных занятий?
2. Высока ли организация группы, можно ли считать спортсменов помощниками тренера в учебно-тренировочном процессе?
3. Есть ли во время общения со спортсменами контроль за речью, движениями, жестами, внешним видом?
4. Бывает ли грубость по отношению к спортсменам?
5. Часты ли пропуски тренером тренировочных занятий?
6. Проявляются ли на занятиях чрезмерные эмоции?
7. Часто ли советуются спортсмены с тренером, когда у них возникают проблемы личного характера?
8. Известны ли дни рождения каждого спортсмена группы и отмечаются ли они в какой-либо форме?
9. Формируется ли у спортсменов правильное отношение к полезному труду?
10. Можно ли считать, что в группе есть общий язык у тренера со спортсменами?
11. Управляю ли я своим настроением?
12. Контролирую ли я выполнение поручений, данных ученикам, и помогаю ли им в этом?
13. Воспитываются ли у учеников творческие способности и серьезное отношение к спорту?
14. Формируются ли у учеников ответственное отношение к традициям своего коллектива?
15. Выставляются ли оценки спортсменам за участие в соревнованиях?
16. Общаюсь ли я со своими воспитанниками вне тренировочных занятий?
17. Удовлетворен ли я взаимоотношениями со спортсменами группы?
18. Обладаю ли я самокритичностью?
19. Спокойно ли я отвечаю на каверзные вопросы спортсменов?
20. Испытываю ли я ответственность перед спортсменами, когда они показывают плохие результаты?
21. Часто ли планирую, как буду вести себя при беседе с воспитанниками?
22. Всегда ли я выполняю свои обещания, данные спортсменам группы?
23. Считаю ли я себя открытым и общительным человеком?
24. Имею ли я привычки, от которых следовало бы избавиться?
25. Говорю ли я о вещах, в которых совсем не разбираюсь?