Вы здесь

Основы ткачества. 1 Тематика лекционных занятий (С. Г. Шлеюк, 2008)

1 Тематика лекционных занятий

1.1 Основные термины ткачества

Ткачество – одно из самых древних ремесел, которое возникло еще в период первобытнообщинного строя и представляет собой процесс изготовления тканого полотна, из которого люди шили себе одежду. Первоначально возникла функциональная необходимость утеплить жилище, затем появилась потребность его декорировать, применяя для этих целей искусство ткачества. С течением времени это искусство претерпевало изменения, совершенствовалось и видоизменялось. В итоге к основным разновидностям ткачества стали относиться ковры и шпалеры, выполняемые ручным, ремесленным и машинным способами в различные исторические периоды.

Ковер – это художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения. Наиболее ранний из сохранившихся ворсовых ковров (V в. до н.э.), найден в захоронении на Алтае (Приложение А, рисунок А.1).

В истории наиболее известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские ковры. Иранские ковры классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и т.д.) или по типу орнамента («медальонные», «охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). Турецкие ковры делятся по месту производства и украшаются орнаментом из крупных, стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности – текинские, йомудские, эрсаринские, сапыкские и др.

Художественные особенности ковров различных народов отличались композиционной структурой построения, фактурой ткани (ворсовая или безворсовая поверхность), характером материала (шерсть, шелк, лен, хлопок и др.), красителями, форматом, соотношением бордюра и центрального поля, характером и композицией орнамента (растительный, геометрический, размещенный в полосах, медальонах, рядами и т. д.).

Шпалеры (нем. spalier, от итал. spalliera) – стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Для ткачества шпалеры используются цветные нити, шерсть, шелк, иногда золотые и серебряные нити. Для основы обычно употребляется некрашеная крученая нить: льняная, хлопчатобумажная, реже – шерстяная. Для утка берется нить шерстяная или шелковая (уток – нити, пересекающие основу по горизонтали и создающие рисунок гобелена). Из-за разной толщины нитей утка и основы поверхность полотна становится рубчатой, поэтому переплетение такого рода называют репсовым (от французского reps – рубчатая плотная ткань) [14, с. 5].

Шпалерное ткачество древнее, чем ковроделие. Льняная пелена найдена в гробнице египетского фараона Тутмоса IV, относящейся к 1400г. до н.э. В Х – ХI вв. шпалеры известны в большинстве европейских стран. А с конца XIV века шпалера уже прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время празднеств и шествий.

Над изготовлением шпалер вместе с художником (автором эскиза) работали картоньеры. Картоньер, глядя на эскиз, рисовал и раскрашивал картон в натуральную величину будущей шпалеры. Ткачи трудились над выполнением картона в материале. Большие по размеру шпалеры выполнялись целыми бригадами ткачей, и каждый из них должен был в совершенстве владеть секретами технологии ткачества. Ткач должен был также уметь рисовать и обладать развитым колористическим чутьем: он хоть и прибегал к услугам красильщиков, но в процессе работы, подбирая тона по картону, часто сам подкрашивал пряжу, добиваясь точности цветов и оттенков. В процессе работы ткачи вносили существенные коррективы не только в колористическое, но и в композиционное решение произведения.

Изделия ткачества выполнялись на станках. В зависимости от типа станка различались 2 вида шпалер: готлис (от фр. haute lisse – высокая основа) – вытканные на станках с вертикальным креплением основы и баслис (от фр. basse lisse – низкая основа) – вытканные на станках с горизонтальным креплением основы. На первых – основные нити жестко не закреплялись, а прокатывались от нижнего валика к верхнему, на который навивалась уже вытканная ткань. Чтобы на высоком готлиссном станке проще было манипулировать, четные нити основы находились в постоянном отделении от нечетных. Задние нити были привязаны к ремизным планкам с захватными шнурами, при помощи которых ткач мог подтягивать кверху нитяную систему, или сеть. Басслиссный станок был снабжен сходным устройством, регулируемым посредством ножного приспособления. При готлиссном станке картон служил только в качестве образца, в который ткач заглядывал во время работы, прежде скалькировав контуры рисунка на основу. При басслиссном станке картон лежал под основой, и тканье по нему производилось в зеркальном отражении, а результат работы на лицевой стороне можно увидеть только после снятия.

В разных странах в разные эпохи ковры и шпалеры назывались поразному. Обозначение ковра (а также покрывала и скатерти) в греческом языке – «тапес» и в латыни – «тапетум» дало в дальнейшем корневую основу в разных европейских языках для обозначения вначале произведений коврового ткачества, а затем – и шпалерного [14, с. 7].

В русском языке одновременно существуют два термина: «шпалера» и «гобелен». Они стали сосуществовать в России с момента основания Петербургской шпалерной мануфактуры 1717 года.

Гобеленами сначала называли изделия мануфактуры Гобеленов в Париже, возникшей в XVII веке. Но продукция этой мануфактуры завоевала такую популярность в ряде европейских стран, что термином «гобелен» стали обозначать все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, включая обивку для мебели.

Специалисты по изучению шпалерного ткачества (В.И. Савицкая и др.) указывают на необходимость четко различать термины «гобелен» и «шпалера»: …«гобеленами» следовало бы называть исключительно работы парижской мануфактуры Гобеленов, шпалерами же – все прочие стенные панно, вытканные любой другой мануфактурой [14, с. 8].

1.2 Ткачество в древние века

Ткаными изделиями утепляли каменные стены, прикрывали пол, покрывали ложе, устилали повозки, занавешивали дверные проемы.

Древние коптские (египетские, христианские) ткани представляли собой вытканные цветной шерстью по льняной основе небольшие панно. По ним судят о декоре и орнаменте несохранившихся фресок и рельефов древних коптов. Коптские ткани широко использовались в изготовлении одежды.

Данные археологии позволяют судить о высоком уровне приемов шпалерного ткачества Америки (Перу). Репсовое плетение из хлопка и шерсти использовалось в украшении одежды и отличалось особой тонкостью (Приложение А, рисунок А.2).

В уникальных изделиях ткачества Америки были распространенны мифологические сцены и геометрические мотивы, использовались натуральные красители растительного (желтый, коричневый, синий) и животного (красный) происхождения.

Знамениты тканые работы китайских мастеров эпохи Сун (X – XIII вв.). Шелковые ковровые панно «кэсы», где и основа и уток были только из шелка, отличались тонкостью, изяществом, сложностью пейзажных композиций (Приложение А, рисунок А.5).

В XI – XII веках ткачество попадает в Европу. История европейской шпалеры начинается в Германии. Ковры и ткани доставляют крестоносцы, возвращаясь из Святой Земли с богатой добычей. Исследователь шпалерного ткачества В.И. Савицкая полагает, что …местный климат Германии, холодный и влажный, препятствовал широкому распространению стенописи, популярной в южных европейских странах, зато способствовал усилению здесь монументальных качеств шпалеры [14, c. 10]

1.3 Ткачество средневековья и Возрождения: Германия и Франция

В период средневековья шпалеры были доступны лишь королю, церкви и сословию богатых феодалов, поэтому первые шпалеры, как и фрески, создавались по их заказам на библейские или исторические темы. В интерьерах средневековых замков шпалеры развешивали на стены, их использовали как балдахины в спальнях, как мягкие перегородки в больших залах, они создавали акустическую и тепловую изоляцию холодных каменных стен внутренних помещений. Шпалеры в интерьере церкви, благодаря сюжету служили «библией бедных», созданной для поучения верующих.

На условном фоне церковных шпалер, без перспективы, изображались фигуры, чьи формы отличались простотой, а цвета сводились к основным цветам Средневековья – синему и красному. Такими образцами являются шпалеры первой половины XII века из Хальберштадского собора: «Ангелы», «Апостолы», «Карл».

В период готики храмы становятся ядром общественной жизни. Интерьер готического замка, характеризующейся напряженностью замкнутых, но переходящих друг в друга объемов, доминантой вертикалей, грандиозностью масштабов, выразительностью грубых фактур, внес существенные изменения в развитие шпалер этого периода.

Во времена расцвета готики в Германии стали изготавливаться ковры (в основном из шерсти) меньшего формата – антепендиумы, дорсалии (спинники) и занавески для светских интерьеров. Одновременно с этим, шло производство технически грубых шпалер, подобных по своим композиционным и сюжетным построениям особенностям деревянной резьбы того же периода. Светская тематика немецких гобеленов в большинстве своем навеяна рыцарской любовной поэзией и театром [7].

Немецкие мастера использовали все основные приемы ткачества – просветы «на прямую», «на косую», сцепление утков. Особенно характерен для них широкий черный и цветной контур, окружающий почти все детали.

Ткали в Германии в монастырях или небольших мастерских, а также странствующие ткачи или мастерицы в богатых домах.

После недолгого процветания в Германии в развитии ткачества наступил перерыв, а существенную роль в дальнейшем развитии этого искусства играет Франция, где в убранстве интерьеров особую значимость приобретают не только шпалеры, но и другие виды тканей. Так, декоративное решение некоторых интерьеров, приобретало особую ценность благодаря центральной роли драпировочных тканей. Стены жилых помещений в отдельных случаях целиком обтягивались цветной материей, например, темно-зеленым или малиновым бархатом, а также сукном. Материи употреблялись также в виде скатертей на столах, для покрытия кроватей, многочисленных сундуков и сидений. Одновременно с этим, широкое распространение получают мягкие подушки, набрасываемые на сундуки и на кресла. Такие ткани как, парча, атлас, шелк, тафта, муар и другие, изготавливались при помощи ткацкого станка и исключительно для одежды. Ткани для интерьера использовались как местного производства, так и привозные, в том числе восточные [3].

Начало XIV века ознаменовано появлением в Париже корпорации готлисьеров, производившей ковры, обои, занавесы, балдахины для тронов, алтарные пелены и т. д. Готлисьеры создавали произведения в гобеленовой технике, шелковые материи и вышивки.

О подлинном развитии французского гобеленового ткачества можно говорить со времен Карла V (1338 – 1380). Он и его семья были тогда единственными заказчиками. Наиболее частыми мотивами для создания гобеленов служили сцены из Ветхого и Нового Завета, рыцарские истории, сцены охоты и символические изображения месяцев. Позже Николя Еатайли, работавший около 1400 года, создал в своей мастерской по заказу брата Карла V герцога Анжуйского первый цикл монументальных гобеленов: «Апокалипсис», произведенный для кафедрального собора в Анжере в составе девяноста сюжетов (общей длиной 150м). В то время гобелен уже характеризовался всеми своими основополагающими чертами: правильным репсовым переплетением и монументальным фигурным стилем картин, свободно следующих друг за другом, как на фресках, иконах и в миниатюрах. Николя применял штриховки для разделения фигур на плоскости и находил оригинальные средства выражения [7].

Тканое искусство Франции XV века представлено изготовлением дорсалий для покрытия скамеек в интерьерах церквей. После окончания войны с Англией, основная линия французского ткачества внезапно теряется. Но тем временем возникают, новые центры – в Туре и Туренской провинции. Для провинции Тура типично изготовление длинных ковровых дорсалий, используемых в основном для покрытия скамей хора в помещении церкви. Композиционное построение дорсалий характеризовалось рядом разделенных на полосы изображений. Фигурные сцены перемещаются в обстановку позднеготической архитектуры, со многими просветами на заднем плане и богатой цветочной декорацией на переднем. Такие церковные ковры вырабатывались до середины XVI столетия. Существует версия развития туренских ковров. Происхождение их цветочных отделок (называемых a fleurette или de mille fleures) объясняется обычаем, который и по сей день существует в сельской Франции и связан с праздником Тела Христова. Улицы, по которым двигалась страстная процессия, украшались занавесками с наколотыми на них настоящими цветами, потому и на гобеленах черный фон оказывается густо усеянным мелкими цветочками, но только плоско стилизованными. Эта цветочная декорация выступает задним планом по отношению к таким сюжетам, как домашний концерт или сцены охоты высшего общества.

В Турени в конце XV века создается знаменитый ковровый цикл «Дама с Единорогом», в котором тонко и живописно исполнены как цветы, так и придворное одеяние с его забранными обильными складками узорчатыми тканями (Приложение А, рисунок А.6). Шесть шпалер «Дама с Единорогом» были заказаны женихом к свадьбе и символизировали пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Шестая шпалера изображала свадьбу жениха и невесты. Композиционная схема в каждой шпалере одинакова. Цикл уникален характером пластического мышления его создателей: здесь сосуществуют изобразительность, орнаментальность, плоскостность, глубина.

В центрах французского ткачества Феллетене и Обюссоне, производились работы, где тонкий цветочный узор постепенно огрублялся, пока окончательно не застыл в схематичном орнаменте. В форме подушек и занавесок эти работы еще долго продолжали жить в народном искусстве. Самым известным центром французского ковроткачества постепенно стал Обюссон.

Следует отметить важное отличие ткачества Франции от ткачества других стран, где для выделки классических гобеленов всегда применялся только готлиссный станок, между тем как в других странах употреблялись оба типа станков [5].

На рубеже XIV – XV веков в Западной Европе возник новый стиль – Возрождение (Ренессанс). В станах Германии и Франции он возник позже – на рубеже XV – XVI вв. Эта эпоха ознаменовалась появлением искусства, возрождающего классическую древность, и заложила основы для развития европейской культуры. Дальнейшее развитие получило декоративноприкладное искусство, и текстиль. Декоративные ткани используются уже не только для оформления стен и пола, но и для обивки мебели, которая становиться все разнообразнее по форме. Производят такие виды тканей как, штоф или брокатель (с четким рельефом), и бархат. Орнамент тканей отличается роскошью. В спальнях, акцент переносится в основном на драпировки, мебель при этом отступает на второй план. Этот тип убранства преобладал в княжеских апартаментах на протяжении всего XV века.

В начале XVI в. возрастающий интерес к пейзажному жанру в живописи, способствует его развитию в шпалерном ткачестве. Во Франции, шпалеры с изображением пейзажа стали занимать значительное место. Такие шпалеры назывались вердюрами (от франц. verdure – зелень, растительность). Одним из первых в жанре вердюры, начал работать главный мастер брюссельских мануфактур Виллем Паннемакер, виртуозно включавший в растительный фон различные гербовые композиции. Вместе с тем в XVI в. в Брюсселе идет производство дорогостоящих шпалер, вытканных с помощью шелковых и золотых нитей. Благодаря такому производству, сложился собственный узнаваемый во многих странах Европы стиль брюссельских шпалер [3].

В 1539 году Франциск I пригласил в Фонтебло колонию фландрских ткачей с целью украсить свою резиденцию тканями. Руководство оформления интерьеров было поручено архитектору Филиберу Делорму, образцами служили произведения Джованни да Удиве, Баккьянки, Бронзино и других художников того времени. Самой первой возникла мастерская в госпитале Св. Троицы, где к мануфактурной работе готовились сиротские дети. Просуществовала она до середины XVII столетия, когда Генрих IV основал мастерскую в Лувре. В 1601 году он призвал Франсуа де ла Планша из Ауденарде и Марка де Комманса из Брюсселя, где была создана мануфактура с большими королевскими привилегиями. Все мастерские находились под влиянием академического ренессансного стиля, представленного художниками Пуссеном, Корнелем и Филиппом де Шампенем. В гобеленах того периода повторялись сюжеты Ветхого и Нового Завета и сцены из античной мифологии, изображенные в ренессансном духе в виде иллюзионистических композиций с пейзажными просветами.

Из-за религиозных войн в Нидерландах и гонений со стороны герцога Альбы все новые и новые нидерландские ткачи эмигрируют в Германию – в Нюрнберг, Мюнхен. К числу наиболее известных нидерландцев принадлежал Сегер Бомбек, работавший для Лейпцигской ратуши в Веймаре и для тюрингско-саксонских дворов.

В последней трети XVI века и первом десятилетии XVII века на север страны переселяются нидерландские ткачи, однако, проживая длительное время в Германии, они постепенно утрачивали контакт с художественным творчеством своей родины, начиная приспосабливаться к немецкому стилю. Потому типичными для Германии остаются небольшие гобелены: четырехугольные пелены и подушки.

1.4 Виды шпалер: вердюры, мильфлеры и аррасы

Пейзаж в шпалерах появился не сразу. В наиболее ранних коврах ткали гладкий фон, или разрабатывали его декоративно, как в книжных миниатюрах, откуда художники часто черпали сюжеты для шпалер. Ткачи просто копировали для фона восточные и итальянские ткани или изображали отдельные мотивы, взятые с тканей. На природу, окружающую место события, указывали отдельно стоящие деревца, кустики, цветы. Постепенно к пейзажу начали относиться серьезнее. К концу XV в., благодаря эпохе Возрождения, пейзаж занял определенное место в шпалерах: в просветах между архитектурными деталями, в виде фона на заднем плане или мелких кустиков, цветов на переднем. В то же время появляются шпалеры, целиком посвященные пейзажу. Их и назвали французским словом «verdure», что означает «зелень, растительность».

Впечатление глубины пространства в вердюре достигалось последовательной сменой коричневой краски (земля) и темной зелени ближнего первого плана; светлой зеленью второго и светлой голубизной дальнего третьего.

В XVII веке понятие «вердюра» стало ассоциироваться со шпалерами из Ауденарде – известного фламандского центра шпалерного ткачества. Ауденардские шпалеры отличала специфическая колористика, выдержанная в зеленых, коричневых, сине-зеленых и желтовато-кремовых тонах, и излюбленные сюжеты: птицы и животные (фазаны, павлины, цапли, петухи, олени), деревья и растения (дубы, клены, маки).

Помимо Брюсселя и Ауденарде, широкую славу завоевали в XVI веке произведения еще одного центра – Турне. Его расцвет связывают с деятельностью талантливого ткача Паскье Гренье и четырех его сыновей. Гренье отличала большая склонность к эксперименту. В Турне впервые была использована система передачи оттенков цвета при помощи горизонтальной штриховки, отличной от традиционных ткацких приемов. На основе использования этой системы были созданы серии шпалер «История Улисса» и «Деяния Александра Великого». Самому Гренье приписывается одна из лучших шпалер «Дровосеки» [14, с. 17].

Стилевые особенности вердюр с течением времени менялись, следуя общему направлению стиля эпох. Типичными сюжетами оставались лесные заросли; могучие стволы деревьев переднего плана, увитые плющом; тихий пруд с лебедями и цаплей, фантастические саламандры с отталкивающей внешностью. Реальные и вымышленные звери непременно присутствуют в вердюрах, оживляя пейзаж. Такие реалистические сцены часто несли и геральдическую смысловую нагрузку. Обязательно для вердюр и тающие в дымке леса и поля на дальнем плане.

Необычный узкий формат некоторых вердюр объясняется тем, что они были предназначены для простенков между окнами.

В XVI веке богатые заказчики украшали стены шпалерами как обоями, не оставляя свободных мест. Так появились простеночные, наддверные и другие шпалеры разнообразных форм.

Мильфлеры это ковры, которые ткали во Франции, в Турени во второй половине XV – начале XVI веков. Мильфлеры в переводе с французского означает «тысяча цветов». На индигово-зеленом или красном фоне мильфлеров рассыпано множество растущих или срезанных букетов, цветов и ягод (Приложение А, рисунок А.7).

Цветочный фон оказался удобным для многих сюжетов: аллегорических, библейских, античных, взятых из средневековой литературы и современной жизни.

Уровень ткачества мильфлеров разный: от примитивных, грубоватых шпалер странствующих ткачей до виртуозно выполненных в специальных мастерских произведений.

Изысканные «Сцены из жизни сеньоров» включают множество сюжетов: музицирование, вышивание, чтение, прогулка, купание, охота и другие. На каждой шпалере представлено несколько персонажей. Позы их условны, статичны, как будто герои позируют художнику. Синий фон с цветами представлен как естественный пейзаж, с птицами и мелкими животными.

Конец ознакомительного фрагмента.