Глава 3. Уровни, формы и виды социальной коммуникации
3.1. Отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций
Прежде чем рассуждать о типологии социальной коммуникации (ее формах, уровнях и видах), кратко остановимся на характеристике биокоммуникаций и зоокоммуникаций – т. е. коммуникаций, способов связи в мире флоры и фауны, в мире растений и между животными. Растения и животные используют информацию, обмениваются ею, но только в рамках невербальной коммуникации.
Фундаментальное отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций состоит в том, что социальная коммуникация характеризуется наличием речевой (вербальной) коммуникации.
В XVIII в. шведский естествоиспытатель, автор «Философии ботаники» (1751) и «Системы природы» (1735) Карл Линней (1707–1778) описал каталог и дал классификацию около 1500 видов растений, которые, имея причудливые цвета и запахи, связываясь с энергией солнца, питаясь влагой, расцветают, растут, увядают, тянутся к солнцу, меняя расположение своих лепестков и головок. Это подтверждают знаменитые «цветочные часы» К. Линнея.
Великий Аристотель (384–322 гг. до н. э.) отмечал, что у человека есть чувственная и разумная душа, а у животных – только чувственная душа, и что животные обладают душевной жизнью. Немецкий философ И.Г. Гердер (1744–1803) подчеркивал, что «лишь язык превращает человека в человека; чудовищный поток аффектов язык сдержал дамбами и поставил им разумные памятники в словах»[96]. Мартин Хайдеггер писал, что «человек говорит, и он говорит языком; язык – это человеческая деятельность. Характеристике языка как человеческой деятельности противопоставляется учение о божественном происхождении языка»[97]. Российский психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) отмечал, что главное отличие человеческой коммуникации от зоокоммуникации состоит в «единстве общения, опосредованного речью, и обобщения»[98].
Чарлз Дарвин (1809–1882) изучал закономерности эволюции животных, механизмы изменчивости, естественного отбора и наследственности, стремился понять язык животных и стал одним из основоположников зоопсихологии, изучающей их поведение. Он считал, что удивительная приспособленность поведения животного к окружающему его миру обеспечивается не только способностью к обучению, но и инстинктивными, наследственно обусловленными формами поведения. Ч. Дарвин даже допускал, что животным доступна и элементарная «способность к рассуждению», или зачатки мышления. Наука, изучающая поведение животных в естественных условиях, называется этологией (от греч. «этос» – характер, нравы). Термин «этология» был введен в 1859 г. И.Ж. Сент-Иллером.
В рамках биологии и зоологии с конца ХIX в. и особенно в середине ХХ в. развивалось направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, в том числе высокоорганизованных млекопитающих, ведущих коллективный стадный или семейный (прайдовый) образ жизни (львов, обезьян). Появляются работы «Социобиология: новый синтез» Э. Уилсона, исследования австрийского зоолога и эволюциониста Конрада Лоренца (1910–1986), работы Николаса Тинбергена, в которых изучены инстинкты агрессии животных, правила установления иерархии в стае, правила охоты, групповой конкуренции, брачных игр и спаривания, контроля над территорией, забота о потомстве, формы научения животных, их игры[99]. В 1973 г. К. Лоренц, Н. Тинберген, а также автор работ о поведении пчел М. Фриш стали лауреатами Нобелевской премии. Эти ученые исходили из того, что понимать поведение животного во всей полноте можно, лишь «освободив его из клеток и экспериментальных станков». Сущность этологического подхода к изучению поведения состоит в сравнительном описании инстинктивных действий и выяснении их приспособительного значения, в определении роли врожденных и приобретенных компонентов при формировании целостного поведения, в исследовании значения инстинктивного поведения животного в естественной для него среде обитания. В России исследования этологов до середины 60-х гг. ХХ в. были практически неизвестны. В отечественной физиологии господствовали ортодоксальные последователи условно-рефлекторной теории И.П. Павлова. Лишь некоторые работы (В.А. Вагнера, А.Н. Промптова, профессора МГУ Л.В. Крушинского) по своим целям соответствовали классической этологии. В 60—70-е гг. появляются работы по этологии А.С. Слонима, К.Э. Фабри, Е.Н. Панова[100].
Коммуникации у животных, которые зачастую более развиты по сравнению с пределами возможностей человеческих органов чувств, основаны на врожденных наследственных биологических факторах, поэтому они очень эффективны для адаптации и выживания животных. Известно, что орел с высоты полета 18 метров видит жука, а рысь чувствует шорох мыши за 70–75 метров. Кошки и собаки имеют очень сильное обоняние. Сова может до одного градуса точности определить, где находится мышь. Тигр лучше лучше всего различает звуки парнокопытных. У некоторых видов рыб как бы четыре глаза: для воды и для воздуха. Животные устанавливают между собой взаимодействие при помощи специфических (химических, оптических, акустических, механических, электрических) и неспецифических (сопутствующих дыханию, питанию) сигналов. Именно благодаря исследованию этих сигналов возникли бионика – наука, применяющая эти знания для решения инженерно-технических задач, и биоакустика, которая использует исследования акустических сигналов и ориентации у животных для практических технических и военно-технических целей[101].
3.2. Уровни социальной коммуникации. Публичная коммуникация. Глобальная коммуникация
Типологизация – это метод исследования, позволяющий установить устойчивые сочетания свойств какого-либо объекта на основании определенного критерия, позволяющего его идентифицировать и отличить от другого объекта.
В типологии социальной коммуникации различаются прежде всего ее уровни, формы и виды.
Уровни коммуникации выделяются по характеру, количеству субъектов и по масштабности коммуникационного процесса: сколько и кто – отправитель информации (коммуникатор, адресант), и сколько и кто – ее получатель (адресат, реципиент). Инициатором коммуникации (общения) может выступать личность, социальная группа, инстанция, институт, общество в целом. Поэтому выделяют следующие уровни коммуникации:
• внутриличностная (аутокоммуникация, или интраперсональная) – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой: самоанализ, самопознание, самооценка «Я», сны, беседа с самим собой, рефлексия, интроспекция (см. главу 5);
• межличностная (или интерперсональная) коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; взаимодействие двух или нескольких коммуникаторов, интеракционный процесс между двумя или несколькими людьми: беседа, общение с подругой, родителями. (Интеракция – от англ. interaction – взаимодействие) (см. главу 5);
• коммуникации в группах – коммуникация внутри группы, между группами, между индивидом и группой. Группы могут быть по числу членов малыми, средними и большими; по характеру – профессиональными, дружескими, семейными, формальными и неформальными. Существует межгрупповая коммуникация с выделением лидеров (переговоры, деловое совещание), внутригрупповая коммуникация (съезд, профсоюзное собрание). В данном учебном пособии групповые коммуникации специально не рассматриваются;
• личностно-групповая – урок, лекция[102];
• организационная коммуникация (как правило, более 100 участников, однако может быть и меньше – на небольших предприятиях и в организациях). На этом уровне появляется иерархия коммуникации – от высшего управленческого уровня до низших (подчиненных)[103];
• публичная коммуникация нацелена на передачу информации, затрагивающей общественные интересы и имеющей публичный статус (т. е. открытость обсуждения, нацеленность на общее благо) для определенной аудитории. Субстанциональным субъектом публичной сферы является «public» – общественность в современном понимании этого термина. Паблик рилейшнз – феномен публичной сферы, а диалог является ключевым методом функционирования субъектов в публичном пространстве. В общественно-политической сфере – это диалог власти и народа, в социально-экономической сфере – это диалог субъектов рыночных отношений, который на потребительском рынке принимает форму маркетинговых коммуникаций между продавцом и покупателем, в сфере занятости – это форма диалога работодателя и работника, в социальной сфере (в узком смысле) – форма взаимоотношений субъекта распределительной системы и его клиентов. Примеры публичной коммуникации – выступление одного человека перед коллегами по работе, по радио и телевидению (лекция, доклад, выступление артиста)[104];
• межсоциумная, межгосударственная коммуникация – обособление, война, международная торговля, дипломатия, различные формы межгосударственной интеграции.
• массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории (см. главу 6). Массовая коммуникация как совокупность процессов трансляции обширным аудиториям многочисленными социальными субъектами множества сообщений с помощью специализированных технологичных СМК порождает информационное пространство и массовое сознание. Информационное пространство – множество сообщений, которые транслируют социальные субъекты, используя технологии массовых коммуникаций, а именно: фабрикацию слухов, размещение рекламы, прокат кинофильмов, театральные постановки, шоу-бизнес и публикации в СМИ. Множества сообщений СМИ составляют медиапространство как область информационного пространства[105] (см. главу 6);
• медиакоммуникация – это термин, позволяющий синтезировать массовую и межличностную коммуникации и выделить особый тип коммуникации, который дает возможность говорить о коммуникации внутри медиаполя[106];
• глобальная коммуникация связана с процессами глобализации, с появлением новейших технических средств передачи информации. Это коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. Одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.
По мнению немецкого социолога, теоретика парадигмы «общества риска» Ульриха Бека (род. в 1944 г.), глобальная информационная структура может быть представлена в виде следующего ландшафта: 1. Technoscapes – выходящее за государственные границы движение технологий – развитых и устаревших, механических и информационных. 2. Financescapes – движение денежных потоков через валютные рынки, национальные биржи и спекулятивные сделки, минуя национальные преграды. 3. Mediascapes – распределение возможностей производства и передачи медиатизированных и дигитализированных (цифровых) образов. 4. Ideascapes – образование различных комбинаций образов, часто в связи с государственными и (или) оппозиционными идеологиями[107]. Глобализация коммуникации характеризуется энвайронментами (от англ. environment – окружение, окружающая среда) – специально организованными неутилитарными артпространствами, инфотейнментами (от англ. information – информация и entertainment – развлечение) – информационными программами, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме, а также эдютейнментами (от англ. education – образование и entertainment развлечение) – цифровым контентом, соединяющим образовательные и развлекательные элементы, например компьютерные обучающие игры, интерактивные игровые энциклопедии. Информирование аудитории и анализ событий в них максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии инфотейнменту соответствует термин «таблоизация», описывающий аналогичные явления применительно к газетному рынку[108].
Наряду с уровнями, формами и видами социальной коммуникации существуют некоторые иные критерии ее классификации. Так, по способу связи и особенностям канала коммуникации выделяют непосредственные (лицом к лицу) и технические, опосредованные коммуникации: аудитивные (их можно слышать – радио), визуальные (их можно видеть – чтение прессы) и аудиовизуальные (в них задействованы зрение и слух – кино). По степени выраженности механизмов обратной связи между адресантом и адресатом выделяют аксиальные (от лат. axio – ось коммуникации, которая характеризуется тесной обратной связью, точным адресатом (межличностные коммуникации, коммуникации в семье, общение друзей) и ретиальные (от лат. retio – сеть, невод) коммуникации, для которых характерна слабая обратная связь, а адресатом является неопределенное, вероятностное множество реципиентов. Массовые коммуникации – реклама, журналистика, политический PR – это ретиальные централизованные коммуникации.
В рамках культурно-исторических форм массовой коммуникации выделяют синхронную коммуникацию – передачу сообщения во времени (гонец, голубь, глашатай, молва, тамтам) и диахронную коммуникацию – не только передачу сообщения в пространстве, но и сохранение его во времени от поколения к поколению, от культуры к культуре, от массы к массе (религия, обряд, обычай, образование, обучение, воспитание, письменность, игра, мода)[109]. Очень детальная авторская классификация коммуникаций – офисные, гендерные, специализированные, символьные, перформансные, множественные, дистанционная, локальная, культурно-духовная, конфликтная, моментальная и др. – без обоснования критериев такой классификации – предложена Ф.И. Шарковым[110].
3.3. Невербальная коммуникация: особенности, виды, характеристика открытых и закрытых сигналов
По форме, т. е. по используемым знаковым средствам при кодировании и декодировании полученной информации, выделяют невербальную (НВК) и вербальную (речевую) коммуникации. Средства общения делятся на вербальные (словесные) и невербальные (без слов). Формы коммуникации зависят от исторически сложившихся способов производства и распространения социальной информации, социально-экономического, технического и культурного уровней развития общества, этнокультурных особенностей, структур власти и форм управления.
В последнее время возрос интерес к изучению невербальной коммуникации, поскольку знание об НВК позволяет понять человека без слов. Существует много исследований о невербальной коммуникации: это работы австралийского антрополога Алана Пиза, американского теоретика межкультурной коммуникации Эдварда Холла, российских исследователей В.А. Лабунской, А. Меграбяна, Г.Е. Крейдлина, Н.И. Горелова и многих других[111].
Невербальные средства общения – все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильные воздействия, пространственная организация общения[112]. Особенности НВК заключаются в том, что это самая древняя форма коммуникации и общения, возникшая в ходе биологической эволюции, в процессе антропосоциогенеза. Высокая информативность НВК объясняется тем, что невербалика возникла гораздо раньше, чем коммуникация, опосредованная словом. Природа НВК раскрывается через соотношение сознательного и бессознательного, намеренного (интенционального) и ненамеренного. Самопрезентация человека, который даже бессознательно хочет произвести на окружающих благоприятное впечатление о себе, при первом контакте начинается ненамеренно, а далее может перейти в контролируемую игру.
Уже в эпоху жизни великого китайского философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.) китайские мудрецы по взглядам и мимике лица ребенка предсказывали его будущее. По мимическим складкам лица человека после 30 лет они могли многое сказать о его характере. Изучение НВК в Европе восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в Древнем Риме. Теорию жестов, осанки, мимики, правила движения плеч, рук и головы разработал в I в. до н. э. Марк Фавий Квинтиллиан. На важность специального изучения знаковых систем невербалики обратил внимание французский просветитель XVIII в. Жан-Батист Дюбо. Особую науку «НЕМА» он считал наукой, представляющей собой «искусство говорить, не раскрывая рта». В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Знание основ невербалики, т. е. понимания человека без слов, является важнейшей составляющей коммуникативной компетентности личности.
В основе НВК – два источника. Первый источник НВК – биологический, врожденный (человек – и биологическое, и социальное, и психологическое, и культурное существо). Некоторые жесты, телодвижения и мимика лица являются врожденными, действующими автоматически. В этом и кроется причина непосредственных, мгновенных, менее контролируемых реакций человека, по которым можно понять, насколько он искренен или лжет. Например, покраснение лица, когда человек стыдится, прикрывание ребенком рта ладошкой, когда он хочет обмануть, расширение зрачков – самого информативного индикатора НВК (при отсутствии линз и атропина в глазах), когда человек испытывает приятные или положительные эмоции: радость, удовольствие, удивление, и сужение зрачка – при негативных эмоциях. В связи с асимметрией мозга, открытой физиологами Р. Сперри и В.П. Морозовым, было установлено, что левое полушарие мозга обеспечивает вербальную функцию психики, а правое – невербальную. Вот почему менее контролируема левая часть лица, а по искривленным в левой части лица губам, подергиванию слева бровей можно более адекватно понять истинность намерений и искренность партнера по общению.
Второй источник НВК – социальный, социокультурный, приобретенный. Улыбка человека, связанная с позитивными чувствами, – это не только невербальный (измененный оскал агрессии приматов), но и культурный код. Полисенсорная природа НВК обеспечивает человеческое восприятие биологически и социально значимой информации из внешнего мира. Позитивные, открытые, т. е. располагающие к доверительному общению сигналы НВК, как например, открытые ладони и поклоны, – это видоизмененные, культурно обусловленные ритуалы, означающие, что партнеры по общению не имели оружия, и что темя их непокрытой головы не защищено.
Невербальное коммуникативное поведение личности полифункционально. Оно создает образ партнера по общению; выражает и формирует взаимоотношения партнеров по общению; является индикатором актуальных психических состояний личности (гнева, радости, удивления, страха, страдания, негодования, презрения и др.); выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости общающихся. Основные функции практически всех видов НВК следующие.
Информационная – жесты приветствия, указание руки на ориентир направления; жесты адорации – молитвы с возведенными вверх к Богу руками; потирание ладоней – начало нового дела. Информация, которая воспринимается в НВК, может быть: биофизической (пол, возраст, рост, вес); эмоциональной (радость, сдержанность, страх, негодование); эстетической (нравится – не нравится, высокий – низкий голос); психологической (воля, характер, темперамент, самооценка); медицинской (общее состояние здоровья).
Прагматическая – пожатие рук означает установление контакта; кивок головы – согласие (за исключением болгар); поеживание означает, что человеку холодно; стоять со скрещенными руками на груди означает демонстрацию независимости или отчужденности.
Эмоциональная, или экспрессивная, – знаки, дополняющие информацию об эмоциональном состоянии партнера по общению или подменяющие его речевую коммуникацию: нахмуренные брови, громкий крик. Суетливые движения, сопровождающие речь, означают волнение выступающего[113].
Классификация невербальных средств общения, выделяемая прежде всего по критерию органов чувств человека, включает в себя следующие виды: кинесику, вокалику, такесику (хаптику, или гаптику), проксемику, ольфакторы (одорику), артефакты. Некоторые авторы выделяют хрономику и хемофакторы (густику), физические характеристики (формы тела, размеры, цвет волос), эстетику (музыку, цвет)[114].
Кинесика, кинетика (кинема – движение) – зрительно воспринимаемые движения тела, лица и глаз, выполняющие выразительно-регулятивные функции в общении: жесты, позы, походка, мимика, взгляды. Кинесика – один из невербальных кодов на основе культурно специфических движений тела человека. Минимальной единицей жестового языка является херема (греч hejr – рука). «Открытые», т. е. позитивные сигналы-кинемы, которые располагают к общению – это ладони, повернутые вверх, естественная, a не «деланная» улыбка, которая длится лишь 3–5 секунд. Это также контакт глазами с говорящим, приподнятые уголки губ, лицо не застывшее, а динамическое, руки на столе ладонями вверх. Открытые сигналы: человек стоит, слегка подавшись вперед, при этом уголок правой или левой ступни непроизвольно повернут к собеседнику. «Закрытые», негативные сигналы кинесики: отвернуться от собеседника, отвести взгляд, ухмыльнуться, погрозить указательным пальцем, сжать пальцы в кулак, руки оставить за спиной, встать в «позу Наполеона» и т. п.
Для повседневных коммуникаций полезно знать некоторые невербальные проявления, характерные для того или иного психологического состояния. Состояние неуверенности и раздражения передают такие сигналы, как частое покашливание, постукивание ногой по полу, ручкой по столу, позвякивание предметами в кармане, покусывание ручки. Состояние напряженности проявляется в крепко сжатых руках, их потирании, расхаживании взад и вперед, развернутости тела (головы) по направлению к окну или двери (желание уйти). Состояние закрытости – это скрещенные на груди руки, скрещенные ноги, сжатые ладони. Интерес к собеседнику проявляется в наклоне к нему корпуса, в наклоне головы набок; в руке, собранной в кулак, подпирающий щеку с вытянутым вверх пальцем. Скрытость, сомнение выражаются в прикрытом руками ртом, касании кончика носа, потирании глаз, дотрагивании до уха, почесывании шеи[115].
Вокалика – характеристики голоса. Она включает просодику (просодос – от греч. ударение), т. е. ритмико-интонационные стороны речи: тембр и ритм речи, громкость, интонация, тональность, модуляции и артикуляция голоса, и экстралингвистику, т. е. включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека: вздохи, кашель, плач, рыдания, придыхания, нытье, смех. «Закрытые», негативные сигналы вокалики: крики, ворчание; усталость передает мягкий и приглушенный голос с пониженной интонацией.
Такесика (хаптика, или гаптика) – коммуникация посредством прикосновения. Это динамические касания, прикосновения в форме похлопываний, поглаживаний, рукопожатий, поцелуев, объятий. Такесика – это один из невербальных кодов, организующих сведения о мире, полученные по осязательному сенсорному каналу. Такесические средства НВК более, чем другие, выполняют функции статусно-ролевых отношений и служат индикатором степени близости общающихся. Среди незнакомых лиц, кто имеет право прикасаться к телу другого человека кроме жестов приветствия-рукопожатий, – это врач и священник. Прикосновения к начальнику фамильярны и некорректны. Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений или равенства положения общающихся. Существует три типа рукопожатий: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
Проксемика – это пространственное расположение и ориентация партнеров по общению, дистанция между ними; это один из невербальных кодов, основанный на культурно-специфической организации пространства между партнерами по общению. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Американцев удивляет наша «скученность» в переполненном транспорте, а русских – расстояние между американцами до 0,5 метров в очереди при посадке на транспорт. Теоретик межкультурной коммуникации и автор термина «проксемика» американский антрополог Эдвард Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры: интимная дистанция (до 45 см) возможна между самыми близкими; персональная (45—120 см) допустима при общении со знакомыми; социальная (120–400 см) предпочтительна при официальном общении; публичная (от 400 до 750 см) желательна при публичном выступлении. Так называемые круглые столы имеют архетип овала, круга – прообраза Вселенной, космоса, амфитеатров Колизея. Имея равное расстояние от центра окружности, столы без углов способствуют свободному обсуждению спорных проблем. Соперничающий или оборонительный характер общения предполагает садиться за столом напротив друг друга, кооперативное или дружеское общение – занятие позиции с одной стороны стола или рядом друг с другом.
Ольфакторы (ольфактика, или одорика) – это естественные или искусственные запахи человека и окружающей среды, сопровождающие процесс коммуникации; это один из невербальных кодов на основе запахов, обоняния. Ольфакторы имеют огромное практическое значение в межкультурной коммуникации. Многие восточные народы не воспринимают запах вареных яиц, а европейцы – запах жареной просоленной рыбы, что является деликатесом для вьетнамцев. Для эффективной деловой коммуникации важно знать, что в публичных местах (больницах, библиотеках, в транспорте) нежелательно пользоваться духами, которые могут быть раздражающим фактором для окружающих.
Хемофакторы, или густика, – это вкусовые ощущения, один из невербальных кодов, организующих информацию, связанную со вкусовыми ощущениями. Они также различаются в разных культурах, что необходимо учитывать в межкультурной и этнокультурной коммуникациях, в практике паблик рилейшнз, в туристическом и гостиничном бизнесе, в кейтеринге.
Хрономика – это структурирование времени в коммуникациях. Хрономика (реже – хронемика) – совокупность культурных и коммуникативно значимых представлений о времени, его структуре, культурных и семиотических функциях. Разные этносы по-разному воспринимают время. Известна пунктуальность немцев, американцев, а вот в арабских странах опоздание на личные встречи – это почти норма. Правила современной бизнес-культуры в серьезных российских компаниях не допускают опозданий без уведомления или предупреждения об этом.
Артефакты – неприродного происхождения предметы, созданные в конкретной культуре. Это не врожденные, а созданные, искусственные элементы, визуально воспринимаемые и во многом влияющие на самопрезентацию в общении и на восприятие образа партнера по общению. Артефакты – это одежда, украшения, косметика, аксессуары (галстук, шарф, сумка, перчатки, курительная трубка, пояс и т. п.). Одежда и косметика должны функционально и уместно соответствовать обстановке (деловая, домашняя, праздничная, карнавальная одежда и соответствующий макияж), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному статусу и стилю. При собеседовании в приличной и уважаемой компании следует избегать следующих элементов одежды и аксессуаров: шорты или пляжные брюки; красные портфели, галстуки, рубашки; кожаная куртка; потрепанная одежда и несвежая рубашка; чрезмерное увлечение ювелирными украшениями; использование крупных браслетов и серег, серьги в носу, губах; обувь с открытыми задниками или без задника; летом недопустимы голые женские ноги, обязательны чулки или колготки нейтральных цветов; галстук – «бабочка» у мужчин[116].
Профессиональные стилисты выделяют более десяти стилей одежды, но основных стилей четыре. Традиционный стиль: при таком отношении к одежде удовлетворяется потребность принадлежности к большинству («Быть как все»). Для людей, придерживающихся такого стиля, характерно избегание крайностей и авангардизма, они – потребители ширпотреба, женщины часто меняют одежду. Престижный стиль: одеваясь в престижных магазинах, покупая вещи с фирменными знаками, выбором дорогой одежды, люди хотят подчеркнуть свое социальное и материальное положение, особый статус. Демонстрация престижного стиля, материального достатка далеко не всегда свойственна реально богатым людям. Оригинальный стиль: при выборе одежды люди, придерживающиеся такого стиля, воплощают собственные идеи, не повторяя одежду других. Оригинальность может быть достигнута не погоней за модой, эксклюзивными дорогими моделями, а редкостью ткани, кроя, отделки, сочетания цветов. Модный стиль: стремление к новому, переменам, незнакомым ощущениям. Такой стиль противостоит как традиционному, так и оригинальному. Далеко не всем последователям изменчивой моды удается критично соотнести все это со своей внешностью[117].
Конец ознакомительного фрагмента.