Глава 2. Основные вехи, закономерности эволюции социальной коммуникации и коммуникационные революции
2.1. Коммуникационные революции
Эволюция социальной коммуникации – это история возникновения и постепенного развития различных форм производства и распространения информации – от рисуночного до алфавитного письма, от барабанов, голубиной почты и колокольного звона до телеграфа и средств мобильной связи. Это изменения самого реципиента, информационных потребностей людей; это развитие коммуникационных институтов – от библиотек, газет и издательств до институтов рекламы и паблик рилейшнз. Развитие коммуникаций между людьми – это, конечно, и история общения – от книжного и салонного до интерактивного по электронной почте. В конечном счете история социальной коммуникации – это становление цивилизации и история культуры. В западной традиции история социальной коммуникации понимается как развитие средств, каналов передачи информации, материальных носителей сообщений, закодированных в знаковой форме. В крупных европейских городах в музеях коммуникации находятся такие экспонаты, как разнообразные печатные станки, телефоны, средства радио- и телесвязи. Благодаря теориям Л. Мамфорда, Г. Инниса, Г.-М. Маклюэна, Д. Белла, О. Тоффлера, разработанных на основе методологии технологического и культурного детерминизма, такой подход утвердился в западной классической традиции коммуникативистики. Эти ученые исследовали эволюцию общественной коммуникации на основании методологии технологического детерминизма и отстаивали идею о технократизации общества, т. е. тезис о том, что «развитие техники – это изменение человеческого мышления».
По мнению канадского футуролога Г.-М. Маклюэна, скорость передачи информации определяется характеристикой канала и способом кодирования (medium is the messagе – средство сообщения есть само сообщение). СМИ опосредуют отношения человека к миру. Техническим средствам, которые создавали языки общения, принадлежит революционная роль в истории цивилизации. Медиатехнологии выполняют функции трансляции опыта. Культура есть совокупность средств общения. Медиагенеалогия есть история культуры (см. главу 6, параграф 6.7).
Каковы отличия коммуникационных революций от постепенной эволюции социальной коммуникации?
Коммуникационные революции – это качественные скачки в изменении технических способов производства и передачи информации, а также социальных условий ее распространения и потребления. Представители технологического детерминизма считают, что первая коммуникационная революция связана с возникновением печати и печатного размножения. Вторая коммуникационная революция, начавшаяся с зарождения прессы в XVII в., достигла наивысшей точки с появлением электронных средств массовой информации – радио, телевидения. Третью коммуникационную революцию – компьютерную революцию – теоретики технологического детерминизма связывают с рождением персональных компьютеров, обеспечивающих двухсторонние связи потребителей информации с общедоступными информационными банками[67]. Такое обоснование коммуникационных революций существует в рамках методологии именно технологического детерминизма. Однако культура в широком, гуманистическом смысле ставит границы технологии, поскольку технология зависит от культуры. На наш взгляд, совпадающий с мнениями Д.С. Робертсона, А.И. Ракитова и многих других, первой революцией в истории социальной коммуникации было появление языка и письменности, а уже последующие коммуникационные революции были связаны с появлением технических коммуникационных каналов: книгопечатания и института печати, создания электронных средств информации и компьютеров[68].
Причины появления новых способов и средств коммуникации следует искать в социальных потребностях. В то же время одним из объективных условий смены способов коммуникации было рождение новой техники в результате научно-технического прогресса. Так, для английского ученого Колина Черри весь путь становления средств массовой коммуникации (СМК) резюмируется в понятии функционального эквивалента техники[69].
Нельзя не отметить, что первопричиной и двигателем появления важнейших новых способов и технических каналов коммуникации явились военные технологии, о чем писали К. Черри, французский социолог П. Вирильо и др. По мнению П. Вирильо, «милитаризм как генетическая предпосылка технологий проявляет себя везде»: история войны – это история медиатехнологий. Суть современной войны – это информация: «холодную» войну сменила война «знаний» и информации. Кино и войну объединяет один эстетический принцип – эстетика исчезновения; «география уступает место инфографии». Первые опыты с изобретением радио и телевидения были связаны с военными целями, система APRANET, разработанная в Пентагоне для связи военных предприятий и оптимизации управления запуском ракет, непосредственно повлияла на создание Интернета[70].
2.2. Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации
Исторические вехи в эволюции социальной коммуникации – это важнейшие события, изобретения и открытия в истории цивилизации, существенно повлиявшие на изменение способов производства, передачи, хранения и использования информации в обществе.
В первобытном обществе неизменно преобладала невербальная коммуникация – язык жестов, мимики, ритуальных танцев. В процессе антропосоциогенеза, завершившегося 40 тыс. лет назад формированием Homo Sapiens, возникла членораздельная человеческая речь, опосредованная языком. До сих пор нет единой точки зрения о причинах ее появления: наряду с теорией божественного происхождения языка (Бог дал человеку язык) существуют теории звукоподражания животным, непроизвольных выкриков (междометий), трудовая теория, теория жестов[71].
Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человека было изобретение средств графического закрепления речевой информации – письменности, которую антропологи считают важнейшим критерием перехода от первобытности к цивилизации. Произошел переход от устного межличностного общения к письменности, что позволило хранить, консервировать информацию и в свою очередь привело к появлению новых носителей информации – папирусов, бумаги. Алфавитной письменности предшествовали такие ее формы, как пиктография (рисуночное письмо) и идеография, или иероглифика, появившаяся в IV тысячелетии до н. э. В ней использовались знаки (идеограммы, иероглифы), которые передавали уже целые слова-понятия. Иероглифическая письменность появилась у шумеров, египтян, критян, японцев и сохранилась у китайцев. Эзотерическими хранителями идеографии были жрецы; появился институт жречества.
Самые древние алфавиты как эквивалентные системы между графическими знаками (буквами) и соответствующими им звуками, или фонемами, – это алфавиты, обнаруженные в Сирии (1450 г. до н. э.), консонантное (т. е. состоящее только из согласных) письмо семитских языков, финикийский алфавит (около 1300 г. до н. э.) и греческий консонантно-вокалический алфавит, 24 буквы которого содержали и гласные, и согласные звуки. От греческого письма ведут происхождение все системы письма европейских народов[72].
В чем же состояло социокультурное значение возникновения письменности в истории цивилизации? Прежде всего в том, что возникновение письменности увеличило объем памяти, что позволило хранить информацию и документировать ее. Устная речь является перформативной, речевым интерактивным действием. Речевая коммуникация ограничивает возможности сохранения и запоминания информации. Речь носила моментальный (синхронный) характер, а написанное слово «преодолевало время и пространство» (диахронная коммуникация). Первые системы письма имели сакральный характер, затем использовались для записей числового характера, для управления государством и в дипломатических целях. Важнейшим признаком эволюции письменности был отрыв знаков от вещей[73].
Раннеклассовое рабовладельческое общество – это уже письменная цивилизация, в которой появляются библиотеки, театр, поэзия, риторика, в то время соперничавшая с философией; организованные формы образования, обучения и воспитания как виды массовой коммуникации и каналы передачи знаний и культуры от поколения к поколению. В древнеримском государстве по указанию Юлия Цезаря появляются рукописные (на покрытых гипсом досках) «Acta Senatus» – прообраз первых газет. Возникают предшествовавшие массовой коммуникации средства массового воздействия (СМВ) – театр, художественная литература, массовые зрелища (гладиаторские бои, спортивные состязания). Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что в Древней Греции и Древнем Риме использовались элементы наружной рекламы – специальные камни или вывески на домах, где располагались торговые и общественные учреждения.
В эпоху Средневековья и зарождения феодальных отношений (конец V – середина XVII в.) развиваются торговля, устный фольклор, эпос. Формируются национальные языки, появляются исторические хроники, рыцарские романы, песни трубадуров, геральдика и эмблематика, «правды», летописи, правовые корпоративные кодексы. Центрами культуры, общения, производства и передачи знаний, науки и информации становятся университеты, монастыри и города, в которых проходили ярмарки и базары, ставшие не только средоточием торговли, но и центрами формирования общественного мнения среди крестьян и городских низов. Первые университеты появляются в XII–XIII вв. в Италии (Болонья), Испании, Франции, Англии. Монастыри были центрами не только «летописания», но и рукописной книги. Монастыри кроме своих непосредственных задач долгое время выполняли такую общественную функцию, как передача, распространение и хранение информации, т. е. им принадлежала роль информационно-коммуникативных центров. Летописи сообщают о «знаменах», применявшихся для обозначения границ княжеских угодий в Древней Руси. В результате раскопок археологи обнаружили остатки гончарных изделий, помеченных клеймами мастеров. В качестве основных изобразительных приемов при создании этих клейм использовались такие знаки, как круг, крест, звезда. Исследователи сфрагистики, науки о печатях, установили, что чем ниже ранг пользователя, тем клейма лаконичнее, проще. С повышением ранга эти знаки, как правило, усложнялись: на великокняжестких печатях домонгольского периода нередко изображались лики святых[74].
До появления книгопечатания роль письма как универсального средства общения и единственного способа воспроизводства текста была особенно велика. Монахи в монастырях переписывали книги, переплетали рукописи, обрабатывали дорогой пергамент. История рукописной книги делится на монастырский период (с начала Средневековья до конца XII в.) и светский период (с начала XIII до конца XV в.). С середины XIV в. книги уже создавались не по заказу, а для свободной продажи и были очень дорогими: девушка могла иметь в качестве приданого книгу[75].
Изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания с помощью набора из отдельных литер в середине 1440-х гг. в городе Майнц (Германия) ознаменовало революцию в средствах социальной связи, в распространении и циркуляции достижений письменной культуры и стало началом истории массовой коммуникации. Книгопечатание быстро распространилось и появилось в главных европейских городах – Риме и Кёльне (1467 г.), Аугсбурге (1468 г.), Венеции и Милане (1469 г.), Париже (1470 г.), Лондоне (1474 г.). Почти через столетие в Москве была выпущена первая датированная книга «Апостол» (1564 г.).
В XVII в. появляется институт прессы (газет, журналов, еженедельников, которые выходят регулярно, с определенной периодичностью – ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т. д.). Первая газета была напечатана в Германии, в Аугсбурге, в 1609 г. («Awizo Relation, oder Zeitung»), затем в 1618 г. в Амстердаме, в 1631 г. в Париже (La Gazette, цензор кардинал Ришелье), в Англии («Weekly News…»). Первый журнал – «Журнал ученых» – был напечатан во Франции в 1665 г. В 1740 г. на территории современных США насчитывалось 14 газет. В 30—40-х гг. XIX в. в разных странах почти одновременно появляется так называемая «грошовая» пресса, или «пенни-пресс», которая распространялась среди рабочих и способствовала росту их гражданского самосознания. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1702 г. по указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание, которое пропагандировало Петровские преобразования[76].
Постепенно совершенствуются и каналы коммуникации, ее материальные «носители»: папирус; шнурки, которые древние инки использовали в роли письма; берестяные грамоты на Руси; перья птиц, которыми писали 12 веков; глиняные дощечки; кожаные свитки; бумага из рисовых волокон, хлопка и древесины; металлические перья. Чернила сменили авторучка, а позже – шариковая ручка. Появилась копировальная бумага, новейшие технологии тиражирования информации. В 1847 г. была сконструирована типографская машина, в 1873 г. Кристофер Скоулз изобрел клавиатуру печатной машинки.
Буржуазная эпоха ознаменовалась бурным развитием всех видов массовой коммуникации – рекламы, PR, журналистики, политических коммуникаций, а на рубеже XIX–XX вв. и в начале ХX в. – появлением электронных средств массовой информации. Рост торговли, урбанизация, индустриализация, расширение информационных потребностей, зарождение массового и появление компьютерного общества, в котором системы теле- и радиовещания интегрировались с сетью Интернета, с производством, политикой и социальной сферой, – все эти процессы были обусловлены бурным развитием средств коммуникации и новых социальных институтов – рекламы, паблик рилейшнз и др.
2.3. Развитие электронных средств коммуникации
Каковы важнейшие вехи в развитии электронных технических средств аудиальной, визуальной и аудиовизуальной коммуникации?
Электронные технические каналы, средства массовой коммуникации обязаны появлению электричества, открытию в 1888 г. электромагнитных волн Генрихом Герцем. На появление электронных визуальных коммуникаций (фотографии, современных средств полиграфии) во многом повлияли научные достижения в химии; на появление новых каналов аудиальной коммуникации (радио) – открытия в физике, а аудиовизуальной коммуникации (кино, телевидение, компьютеры) – научные открытия в химии, физике, электронике.
В 1835 г. Самуэль Морзе изобрел телеграф. В 1876 г. Александр Белл изобрел телефон. В 1877 г. Том Эдисон изобрел фонограф, механическое устройство для звукозаписи. В 1837 г. Луи Жак Дагерр изобрел и запатентовал дагерротип, т. е. была изобретена фотопечать, фотография, исследования по созданию которой были связаны с давними опытами с камерой-обскурой. В 1869 г. был отпечатан первый цветной фотоснимок. В 1895 г. братья Луи и Огюст Люмьеры, работавшие на фабрике своего отца по производству фотопластинок, запатентовали изобретенный ими аппарат и назвали его кинематографом. Первый публичный платный киносеанс состоялся в Париже 28 декабря 1895 г., на котором были показаны фильмы продолжительностью одна-три минуты: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьюта», «Выход рабочих с завода Люмьер» и комикс «Политый поливальщик». Братья Люмьеры быстро организовали выпуск киноаппаратов и кинопленки. В 1916 г. появилось звуковое кино, сменившее немое, а в 1930-е гг. появилось цветное кино. Россия стала одной из первых стран, где с начала ХХ в. быстро развивался кинематограф.
В 1895 г. в Петербурге состоялся первый сеанс беспроволочной радиосвязи, осуществленный инженером Александром Степановичем Поповым (1859–1905), который, как и многие русские инженеры, не запатентовал свое изобретение радиоприемника и радиосвязи. В 1901 г. он достиг дальности расстояния радиосвязи около 150 км. Зато официально изобретателем радио считается радиотехник и предприниматель, итальянец Гульельмо Маркони, получивший в 1897 г. патент на изобретение радиоприемника, тождественного изобретенному А.С. Поповым. В 1920 г. появилось систематическое радиовещание в городах США, в 1922 г. – в Англии, Франции и в Москве (17 апреля 1922 г.), в 1923 г. – в Германии. В сентябре 1922 г. газета «Правда» писала, что в столице «сделан какой-то ларец, который с помощью «елехтричества» поет, играет и говорит чистым голосом».
У истоков создания телевидения (ТВ) как мощнейшего аудиовизуального средства, способа связи и канала массовой коммуникации стояли наши соотечественники, инженеры Борис Львович Розинг и Владимир Кузьмич Зворыкин. Идея телевидения как способа передачи изображения на большом расстоянии была обоснована в 1907 г. и впервые осуществлена в 1911 г. Б. Розингом. Выпускник Санкт-Петербургского технологического института В.К. Зворыкин в 1916 г. изобрел электронно-лучевую трубку (кинескоп). В 1918 г. он эмигрировал в США, а в 1933 г. запатентовал электронно-лучевую трубку, что способствовало массовому промышленному производству телевизоров. Даже термин «телевидение» родился в России: он был введен в научный оборот военным инженером Константином Бельским. В 1930 г. в Ленинграде во Всесоюзном электротехническом институте была создана лаборатория во главе с П.В. Шмаковым, а в апреле 1931 г. в СССР состоялась первая телевизионная передача изображения. В конце 1938 г. начал свою работу Московский телецентр, а первая крупная общественно-политическая передача из студии этого телецентра состоялась 11 ноября 1939 г. Таким образом, в 1930-е гг. СССР явно лидировал в области радио и телевидения. Напомним, что первый спутник был также запущен в СССР в 1957 г. Это веха в развитии технических коммуникаций открыла космические возможности телевидению, радио, телефону для мгновенной передачи информации в любую точку земного шара.
В 1903 г. появилась двухсторонняя пластинка, в 1920-е гг. – патефон, в 1940 г. – электропроигрыватели, в 1940–1950 гг. – магнитофон, в 1970-е гг. – видеокамеры, в 1982 г. – компакт-диски. С 1990-х гг. быстро развиваются цифровые технологии[77].
Первые реально действующие ЭВМ (электронно-вычислительные машины) были изобретены в США (1946 г.), Англии (1949 г.) и СССР (1950 г.). Основоположником работ по созданию ЭВМ в СССР был академик С.А. Лебедев. Под его руководством в 1966 г. была создана БЭСМ-6, которая производила 1 млн операций в секунду. В 1961 г. в Киеве под руководством В.М. Глушкова была сконструирована полупроводниковая машина «Днепр», и в этом же году в Киеве создан Институт кибернетики АН УССР.
«Взрывом» средств коммуникаций можно считать появление компьютеров. Первое поколение компьютеров (на вакуумных лампах) появилось в 1940-х—1950-х гг., второе (на транзисторах) – в начале 1960-х гг., третье (на интегральных схемах) – в конце 1970-х гг., четвертое (высокой степени интеграции) – в 1990-х гг., пятое, связанное с очень высокой степенью интеграции схем и цифровых технологий, – в стадии разработки. Первый персональный компьютер создал в 1981 г. Стив Джобс, основатель фирмы Apple. Этому предшествовали разработки в 1953 г. первого в мире высокоскоростного принтера, в 1963 г. – манипулятора («мыши»), а в 1977 г. – цветного графического монитора. В СССР опытные образцы первых персональных ЭВМ (компьютеров) «Агат» были произведены в 1982 г. В 1985 г. компания Microsoft представила Microsoft Windows по доступной цене в 100 дол. В 1990 г. эта компания выпустила MS Windows 3.0. В 1996 г. Intel производит процессор Pentium MHZ. В 1999 г. в продажу поступает Microsoft Office-2000, и на веб-сайте компании Microsoft становится доступной бесплатная версия Internet explorer 5.0. Работа над концепцией новой Всемирной сети «Интернет» началась в 1973 г., и в этом же году появился термин Internet – сокращение от Interconnected Network – «соединенные сети». В 1996 г. число пользователей сети «Интернет» вырастает до 50 млн человек, доля женщин среди пользователей в 2000 г. составила более половины – 50,4 %. 20 марта 1998 г. впервые проводился Всемирный день Интернета, с 1999 г. в его сети появляются музыкальные файлы. Уже в 1999 г. число его пользователей выросло до 300 млн человек. Международная компьютерная сеть стала общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, средством социализации, информационным ресурсом, местом проведения досуга и даже религиозных действий[78].
2.4. Основные закономерности развития социальной коммуникации
Основные закономерности развития социальной коммуникации связаны с устойчивыми тенденциями, главными «трендами» в ее эволюции от первобытной эпохи до современного общества. Закономерности развития социальной коммуникации имеют всеобщий, объективный характер. Существуют динамические закономерности коммуникации (они отражают жестко детерминированную связь явлений) и статистические закономерности (они отражают нелинейные зависимости явлений, основанные на статистических данных). Закономерности социальной коммуникации действуют во взаимосвязи с социальными законами – экономическими, политическими, социокультурными, во взаимосвязи с основными тенденциями развития науки и техники.
На наш взгляд, можно выделить несколько основных закономерностей эволюции человеческой коммуникации:
1) увеличение количества коммуникационных каналов;
2) закон кумуляции коммуникационных каналов;
3) превращение средств коммуникации в средства массовой коммуникации;
4) появление электронных коммуникаций вызвало ускорение изменений поведенческих моделей, форм и стилей общения;
5) различение двух уровней коммуникативной системы: внутреннего и внешнего;
6) различение двух типов коммуникации: синхронных и диахронных;
7) качественное изменение типа реципиента, появление и развитие новых коммуникационных институтов и др.
Рассмотрим перечисленные закономерности подробнее.
1. Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов (материальной стороны, материальных средств социальной коммуникации): от человеческих голосовых связок, мимики, жестов до графических документов на камне, дереве; от сакральных амулетов до телефонных аппаратов и Интернета. При этом в эволюции социальной коммуникации наблюдается явная тенденция перехода от естественных (врожденных) каналов к искусственно созданным: сначала – традиционным искусственным каналам (письменность, книгопечатание и пресса), а впоследствии – к электронным искусственным средствам массовой коммуникации (радио, кино, ТВ, компьютеры). Анализ эволюции коммуникационных каналов детально осуществлен Г.М. Маклюэном, А.В. Соколовым[79].
2. В эволюции социальных коммуникаций действует закон кумуляции (накопления) коммуникационных каналов[80]. Это значит, что по мере появления новых средств и каналов передачи информации старые каналы также активно используются. Видеокассеты и компьютеры не вытеснили ни кинотеатры, ни телевидение, ни прессу. И вряд ли инновационные технологии дистанционного образования заменят учебники, лекции, личное общение с преподавателями. Две основные закономерности в развитии каналов СМИ проявляются в том, что: а) каждое новое средство, внося свою специфику в массовую коммуникацию, в то же время наследует многие черты своего предшественника (так, радио переняло от газеты четкий ритм информации и в то же время повысило оперативность); б) новые СМИ не «отменяют» старых[81].
3. В развитии социальной коммуникации наблюдается тенденция, закономерность превращения средств коммуникации (СК) в средства массовой коммуникации (СМК): СК становятся СМК. Благодаря СМК неуклонно происходит ускорение доставки сообщений (гонцы, эстафеты, голубиная почта, лошади, посыльные – факсы, электронная почта). При этом возрастает возможность размножения и тиражирования сообщений (изготовления большого числа дубликатов сообщений, например фотокопий любой картины) и расширяется гласность при распространении сообщений. Уникальность носителей информации заменяется их универсальностью (авторское живое исполнение романсов – грампластинкой, магнитофонной лентой, радио- и телетрансляцией).
4. Особенно быстрыми темпами изменяются облик социума, стандарты потребления, вкусов и предпочтений, поведенческих моделей, возможности образования, формы и стили общения, а также образ жизни и тип реципиента с появлением электронных коммуникаций в ХХ в. Так, трехстадийная модель развития основных СМК Д. Мерилла и Р. Ловенстайна (см. главу 4) построена на идее постоянного расширения массовой аудитории под влиянием таких социальных факторов, как грамотность, высшее образование, благосостояние населения. Она позволила выявить закономерности развития СМК, подтвердила тот факт, что по мере роста информационных потребностей массовая аудитория из «массы», «толпы», феномен которой изучали Гюстав Лебон, Габриэль Тард, Хосе Ортега-и-Гассет, Серж Московичи и др., постепенно превращается в публику, общественность и специализированные аудитории, имеющие разнообразные информационные потребности.
5. Каждая развитая коммуникативная система имеет два уровня: внутренний, фиксирующий содержание информации, и внешний, ориентированный на ее форму, на эстетику ее выражения и художественное воплощение. План содержания – это информация; план выражения – это знаково-символическая форма информации, закодированной и имеющейся в содержании. Каждая развитая коммуникационная система стремится стать художественно-эстетической (стенография и каллиграфия, техника и эстетика – два взаимосвязанных момента в каждой коммуникативной системе). Искусство рождалось как определенная информационно-коммуникативная и художественно-образная система. Бусы из зубов льва или тигра в традиционном обществе имели информативное значение как средство выражения удачливости охотника. Развитие элементов кинесики (жестов, поз, мимики) и художественных потребностей первобытных людей создали танец, длительная история развития которого привела к появлению искусства балета. Телевидение первоначально возникло для технических целей, но уже в середине ХХ в. оно стало одним из видов искусства. Сегодня быстро развиваются компьютерные дизайн и мультипликация, веб-реклама и промоушн.
6. Анализ средств распространения культуры приводит к выводу о различении двух типов коммуникации: 1) синхронных коммуникаций, обеспечивающих передачу моментальной информации (гонец – дорога – глашатай – молва); 2) диахронных коммуникаций, гарантирующих передачу, трансляцию консервированной информации (печать, мода, обряд, обычай, обучение, традиции). Первый тип коммуникации ориентирован на пространственное перемещение сообщений, используется в межличностном общении и коммуникациях в группах. Главное в нем – увеличение скорости и дальности передачи информации. Второй тип коммуникации ориентирован на временное историческое передвижение сообщения, на его сохранение, консервацию[82].
7. Динамика эволюции социальной коммуникации свидетельствует о том, что качественно изменяются не только каналы коммуникации, но и ее реципиент. Тенденция: «от эзотеризма к просветительству: изменение типа реципиента» – свидетельствует о том, что по мере расширения гласности, эмансипации личности, демократии и доступности пользования коммуникационными институтами (библиотеками, СМИ, образовательными учреждениями) меняются не только коммуникаторы (субъекты, социальные группы и институты, формирующие, передающие информацию и ее контролирующие), не только традиционные формы передачи опыта, но и тип реципиента, который также становится все более массовым. Исчез сакральный институт жречества, сегодня книги могут покупать даже школьники, а не представители привилегированных сословий, как это было ранее.
Процесс усложнения средств коммуникации повлиял на увеличение свободного времени человека, что сделало возможным тратить его не только на удовлетворение базовых физиологических потребностей, но и на образование, творчество. Так, первобытный человек более семи лет своей жизни (из приблизительно 18 лет) тратил на еду, шесть лет – на труд, а на творчество и свободное время всего три года. Человек феодальной эпохи из 35 лет своей жизни 13 лет спал, год ел, 10 лет работал, восемь лет занимался творческими видами деятельности. Человек индустриальной эры (средняя продолжительность жизни – 70 лет) 24 года тратит на сон, более двух лет – на еду, около восьми лет – на сугубо трудовую деятельность, а остальное время – на образование, творческие виды деятельности и досуг[83].
Средства массовой коммуникации (СМК) – это мощные каналы пропагандистского и агитационного воздействия и влияния на изменение общественного и индивидуального сознания человека как существа «коммуникационного». На смену человеку «разумному», «общественному», «прямоходящему», «умелому» («работающему»), «говорящему», «понимающему», «играющему», «экономическому», «потребляющему», «политическому» пришел человек «семиотический». Наращивание скорости переработки и накопления информации привело к появлению человека не только как «коммуникативного», но и как «семиотического» существа, живущего в паутине новых культурных смыслов и значений[84].
Массовые коммуникации повлияли и на изменение облика и состава не только образованной общественности, но и «публичного сословия», публики. Публика – это регулятивный идеал демократической формы правления, центральное понятие либерально-демократических теорий. В истории социально-философской и социологической мысли понятие публики получило развитие в виде понятий «публичного пространства» (Ханна Арендт), «публичной сферы», или «публичности» («общественности») (Ю. Хабермас) и общественного мнения. Публичная сфера поддерживается гражданским обществом – сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов[85].
В социологии культуры публика понимается иначе: так, с начала до конца XIX в. публика как общность, имеющая общие духовные ценности, формировалась в рамках литературной практики (XIX в. – век литературы). Первая треть ХХ в. – это период театральной публики. С 1950-х гг. публику формирует кино, а на рубеже 1980–1990 гг. «публичное сословие» формируется не только под воздействием «контента» телевидения, но и Интернета. Более того, интернет-коммуникации изменили личность, опыт и формы ее виртуального общения, интеракции и персонализации. Зарубежные исследователи У. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт по результатам самоописаний на основе самоидентификации подразделяют пользователей Интернета на «хакеров», «любителей» и «прагматиков». «Хакеры» идентифицируются с группой пользователей интернет-сети. «Прагматики» идентифицируются с общими социальными ролями и моделями поведения, в том числе семейными. Для «любителей» интернет-коммуникации имеют значимость с точки зрения недостатков межличностного общения со сверстниками[86].
Информационное общество все более становится джойнеровым. Джойнеровая (от англ. to join – присоединяться) коммуникационная сеть – это неформализованная самоформирующаяся информационная система, создаваемая активистами клубов и обществ, вносящих в Интернет свое субъективное и не всегда профессиональное мнение. Тем не менее они активно влияют на выборку опросов и зачастую искажают сущность профессиональных сообществ. В научный оборот вводится концепция процесса инфосоциализации посредством овладения «юзеровской» субкультурой пользователей интернет-сети[87].
8. Общей закономерностью эволюции является закономерность информационная: противостояние информации и энтропии (неопределенности) – это закономерность прогресса в природе и в обществе. Развитие сложных систем определяется устойчивой и усиливающейся в ходе отбора тенденцией к наращиванию скорости переработки и накопления информации, что наиболее ощутимо реализуется в постиндустриальном обществе. Основными составляющими интенсификации информационных процессов являются: неуклонное возрастание скорости передачи сообщений; увеличение объема передаваемой информации; ускорение ее обработки; все более полное использование обратных связей; увеличение объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения; рост технической оснащенности управленческого труда. Скорость передачи информации определяется характеристикой канала и способом кодирования информации. Совершенствование системы кодирования создает культурный потенциал для информационного прорыва.
Иллюстрацией информационного отбора является историческая трансформация института связи, задачей которого с древних времен является передача информации (световой, акустической, почтовой, телеграфной, телефонной и т. п.). Накопление и синтез технико-культурных элементов приводит к появлению новых средств массовой коммуникации. Самым действенным способом повышения плотности информации является движение к новым, синтетическим, полисенсорным, многоканальным видам искусства[88].
9. Для понимания закономерностей развития средств связи и каналов коммуникации важно отметить, что интервалы между научными открытиями и его техническим использованием все более сокращаются. Например, практическая реализация принципа, на котором основана фотография, была осуществлена более чем через столетие (1727–1837), для создания телефонной связи потребовалось немногим более 50 лет (1820–1876). Для радио – 35 лет (1867–1903), радиолокации – 15 лет (1925–1940), телевидения – 12 лет (1922–1934), атомной бомбы – шесть лет (1939–1945), транзистора – пять лет (1949–1953), для интегрирующих схем – три года (1958–1961)[89].
10. Одним из условий смены способов коммуникации и закономерностью эволюции социальной коммуникации было рождение новой техники в результате прогресса культуры в целом. Технический прогресс порождал также новые социальные потребности, и в частности потребности в накоплении информации, которая не умещалась в предшествующих способах фиксации и коммуникации. Так, содержание тысяч томов книг, хранящихся в библиотеках, умещается на интегральных схемах компьютеров. С другой стороны, причины возникновения новых способов коммуникации лежат в социальных потребностях изменившегося образа жизни и форм жизнедеятельности человека, возникающих на основе развития способа производства[90]. Таким образом, движущими силами развития коммуникационной истории были потребности людей: в более быстрой передаче информации (скорость); в больших объемах (количество); на более дальние расстояния (дальность); в более совершенном виде (качество); с наименьшими затратами (экономичность); в равенстве доступа к информации (информационное равенство)[91].
11. СМК возникают на строго определенной стадии развития того или иного общества, в конкретных исторических обстоятельствах и в связи с появлением социальных потребностей. «Функциональный эквивалент техники», те или иные каналы коммуникации объективно взаимосвязаны с теми потребностями, которые данные виды техники и средства коммуникации способны удовлетворить. По мнению английского ученого К. Черри, письменность и затем книгопечатание явились мощным средством удовлетворения жизненной потребности людей в записи, хранении и передаче информации. Почта, телеграф и телефон увеличили скорость передачи сведений, облегчили задачу поддержания связей общества и ускорили развитие экономических, торговых и финансовых отношений. Пресса стимулировала развитие чувства социальной сопричастности, развивала интерес к многообразию мира, расположенного за пределами личного окружения человека. Радио и позже телевидение усилили процессы социальной интеграции, позволили аудитории стать соучастницей событий в момент их свершения. Все они явились источниками распространения культуры, новых форм досуга, расширили возможности для образования и просвещения[92].
12. В истории социальной коммуникации появляются полифункциональные социально-коммуникационные институты, реализующие коммуникативную, информационную, интегративную, экономическую и другие функции: институт жречества, церковь, монастыри, библиотеки, институты образования (университеты, школа), правовые и политические институты, институты культуры (музеи и др.), редакции, издательские дома, институты СМИ, журналистики и PR, рекламные агентства и рекламные подразделения компаний. Во многом благодаря развитию институтов политических коммуникаций, журналистики, бизнес-коммуникаций формировалось гражданское общество – общество, основанное на политических свободах и праве, с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Гражданское общество имеет по крайней мере три важнейших признака: 1) плюрализм – сосуществование различных идеологий, многочисленных и разнообразных общественных организаций, выражающих различные групповые интересы; 2) консенсус по поводу базовых ценностей между идеологиями и организациями, несмотря на конкуренцию интересов; 3) наличие механизма для мирного разрешения социальных конфликтов[93].
13. Объективный процесс развития социальной коммуникации повлиял на изменение социогуманитарных и технических наук, на формирование междисциплинарного характера коммуникативного знания – теории коммуникации, или коммуникологии. Французский структуралист Клод Леви-Стросс высказывал справедливое предположение о том, что социальные и гуманитарные науки движутся «к коперниковой революции, которая сведется к интерпретации общества в целом через использование теории коммуникации»[94]. Американский «классик» паблик рилейшнз Э. Бернайз подчеркивал, что базой PR являются не журналистика, а социогуманитарные науки, включая теорию коммуникации, поскольку влиять на поведение людей и объяснять социальные процессы можно, только опираясь на весь спектр социогуманитарных наук.
14. В функционировании современной социальной коммуникации можно выделить несколько уровней, что становится устойчивой тенденцией ее эволюции. Коммуникация, которая использует человека как «фрагмент», является современной социальной технологией. В практическом плане большинство людей включены именно на первый уровень коммуникации – уровень технологии – в качестве исполнителей и участников ее программ: публичных, рекламных, пиаровских, коммерческих, партийных и иных. Технологии пиара, маркетинга, журналистики, рекламы – это первый уровень конструируемой социальной коммуникации. Второй уровень коммуникации – это идеологии, которые разрабатывают для себя все действующие в социально-политическом пространстве акторы. Сегодня это политики, бизнесмены, журналисты, аналитики пиара и рекламы. Высший уровень коммуникации – это философия коммуникации – более глубокий пласт, связанный с архетипами, алгоритмами, языковыми дискурсами, «археологией» и историей социального знания и действия.
Философия – идеология – технологии – это три составляющие коммуникации, отвечающей интересам корпоративных стратегий, нити которой сосредоточены в руках у высшего уровня управления[95].
Контрольные вопросы
1. Какую роль для изучения развития социальной коммуникации сыграл Г.М. Маклюэн? В чем суть методологии технологического детерминизма для исследования эволюции социальной коммуникации и коммуникационных революций?
2. Каковы важнейшие исторические вехи в развитии социальной коммуникации?
3. Когда появились письменность, газеты, телефон, радио, телевидение, кино, компьютеры, Интернет, персональные компьютеры?
4. Чем отличается пиктография, иероглифика и алфавит как исторические формы письменности?
5. Каково значение письменности в эволюции социальной коммуникации?
6. Что такое коммуникационные революции? Какие коммуникационные революции вы можете назвать?
7. Охарактеризуйте основные закономерности эволюции социальной коммуникации.
8. Объясните закон кумуляции коммуникационных каналов и механизм его действия.
9. Почему массовая коммуникация появляется с изобретением технических каналов коммуникации, а не в эпоху античности?
10. Кто изобрел фотографию, телефон, телеграф, радио, кинематограф, телевидение, персональный компьютер?
11. Назовите основные коммуникационные институты, возникающие в процессе эволюции социальной коммуникации.
12. Какими каналами коммуникации вы повседневно пользуетесь?
13. Какие социальные факторы детерминировали (определяли) появление тех или иных каналов и средств коммуникации?
14. Почему паблик рилейшнз и реклама являются социальными институтами?
15. Почему философия, идеология и технология являются тремя составляющими коммуникации?
16. Когда впервые праздновали Всемирный день Интернета?