Вы здесь

Основы судейской этики. Глава 1. Профессиональная этика юриста как система теоретического знания (И. Ю. Носков, 2017)

Глава 1

Профессиональная этика юриста как система теоретического знания

«Есть много родов образования и развития и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное».

Виссарион Григорьевич Белинский

1.1. Общая этика – основа профессиональной этики юриста

Профессиональная этика юриста является одним из видов профессиональной этики, которая в свою очередь является частью науки, которая называется «Этика». Понятие «этика» греческого происхождения (ethika). Оно образованно от слова «ethos», что в переводе обозначает «нрав», «обычай», «правило». Этикой древние греки называли науку о нравах, обычаях, правилах поведения людей в обществе, выражающих высшие ценности и основанное на нем долженствование.

Для того чтобы избежать терминологической тавтологии в определении предмета этики как науки об этосе понятие «этос» было заменено иным по произношению, но идентичным по содержанию понятием, взятым из латинского языка – «мораль» (лат. «moralitas» от «moralis»).

Определение этики за счет этой логико-филологической процедуры приобрело следующую форму:

Этика – это наука, предметом изучения которой является мораль.

Обратим внимание на различие в данном определении между содержанием понятия «этика» и содержанием понятия «мораль». Оно состоит в том, что понятие «мораль» обозначает реальное явление общественной жизни, а понятие «этика» обозначает совокупность знаний об этом явлении, чаще всего зафиксированной в письменной форме.

Иначе: мораль существует в жизни, а еще конкретнее в поведении людей, в тех или иных отношениях между ними, а этика существует в виде научных текстов, учебников, монографий, статей, подобно тому, как существует мир растений и есть наука о них – «Ботаника», есть мир животных и есть наука о них – «Зоология», существует мир космических тел, образований и наука о них – «Астрономия» и т. д. и т. и.

Понятия «этичный», «неэтичный» также широко употребляются в нашей речи, но в строгом смысле слова это не корректно, так как этика – это наука.

Вместо понятия «мораль» и его производных («моральный», «аморальный») можно использовать тождественное ему понятие «нравственность» и производные от него – «нравственный», «безнравственный» и т. п.[1]

Как система теоретических знаний этика включает знания: о сущности (природе) морали; о функциях морали; о содержании (структуре) морали; о ее происхождении; о категориальном аппарате, отображающем содержание морали; о методах и формах нравственного воспитания; – об истории становления и развития этики. Для более полного представления об этике как науке необходимо определить место этики в системе естественных и общественных наук.

Это место еще много веков назад весьма образно и одновременно весьма точно определили представители философского учения стоицизма (стоики), возникшего в конце IV в. до н. э. в Древней Греции. Они говорили, что конкретные естественные и общественные науки – это корни, которые питают дерево философии, а этика его плоды.

Таким образом, стоики считали этику итогом человеческих знаний.

Такая высокая оценка роли этики в системе знаний определяется той весьма важной ролью, которую этика играет в организации условий жизни человеческого общества. Дело в том, что опыт развития человеческой цивилизации показывает – знания, приобретенные человеком, условием прогресса общества сами по себе становятся далеко не всегда. Так, например, практика развития знаний породила следующий печальный афоризм: «Над чем бы ученые не работали у них всегда получается оружие». У физиков – атомное, у химиков – химическое, у биологов – биологическое. Известно, что к созданию геофизического оружия подключились и геофизики, пытаясь научиться вызывать искусственные землетрясения, засухи, ливни, ураганы.

Практика показывает, что на службу силам зла может быть поставлены и гуманитарные науки: и история, и политология, и политическая экономия и даже литература. Более того – вся культура, включая все виды искусства и все направления религии. Современная Украина – яркое тому подтверждение.

В этой связи вполне справедливыми являются суждения мыслителей разных времен и разных народов, утверждающих необходимость наличия у людей, вооруженных знаниями, высоких нравственных качеств.

Так, например, французский философ, юрист и политик эпохи Возрождения Мишель де Монтень (1533–1592) считал: «Добрые нравы предпочтительнее голой учености»[2] и делал вывод о том, что если человек не познает науку добра, то приобретенные им знания могут принести обществу лишь вред[3]. Иначе: если человек станет хорошим специалистом в той или иной области, но нравственно будет ориентирован на зло, то знания этого специалиста могут быть использованы им во зло, то есть обернуться для других людей большой бедой.

Имея в виду именно это обстоятельство, нравственное образование ставил выше профессионального и русский литературный критик, публицист Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848), который писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное»[4].

Вышесказанное в еще большей мере относится и к юристам. «Ум, – писал по этому поводу выдающийся русский юрист Анатолий Федорович Кони (1844–1927), – есть не что иное, как оружие в житейской борьбе, одинаково пригодное и для хороших, и для дурных целей, подобно острому ножу, равно необходимому и в мирном хозяйстве, и для разбоя на большой дороге. Умный человек есть человек лишь хорошо вооруженный, и только. Ценны побуждения его действий и сила, подвигающая его ум на работу. Поэтому важны душевные свойства человека, а не сила его ума сама по себе, безотносительно. Умный, но бездушный, бессердечный человек – есть человек нередко вредный и всегда опасный»[5].

Возвращаясь к определению места этики в системе наук отметим следующие два обстоятельства.

Во-первых, этика является одной из философских дисциплин. Главной задачей этики как философской дисциплины был и остается поиск ответа на вопрос: «Как надо правильно жить»? Французский писатель и философ Альберт Камю (1913–1960), размышляя о смысле жизни и смерти считал, что ответить на этот вопрос – «значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно»[6].

Во-вторых, наиболее тесно этика связана с психологией и с педагогикой. Предметом пересечения внимания этики и психологии является поступок человека, а точнее его мотивы. Практически любой поступок, поведенческий акт является результатом проявления одновременно нравственной позиции человека и его психологических особенностей.

Общим предметом этики и педагогики являются проблемы нравственного воспитания. Воспитание традиционно является предметом педагогики. Нравственная составляющая воспитания является сферой интереса этики.

Заметны так же связи этики с культурологией (через проявление морали в культуре и, в частности, в искусстве), с историей (через связь возникновения и развития морали с историей развития человеческого общества) и религиоведением (через связь религии и морали).

Этика как наука имеет богатую историю. Вклад в ее развитие внесли многие мыслители разных времен и разных народов, представители самых разных философских направлений: материалисты и идеалисты, диалектики и метафизики. Фактически нет ни одного известного ученого, философа, который бы в своем творчестве не обращался к проблемам этики.

То, что позднее стало называться «этические воззрения» начали складываться в VI–II тыс. до нашей эры в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) в тесной связи с развитием религии.

Самым древним из сохранившихся письменных источников, в котором довольно обстоятельно излагаются размышлений о добре и зле, о других нравственных качествах, присущих человеку, являются поэмы древнегреческого поэта Гомера (VIII век до н. э.) «Илиада» и «Одиссея».

Значительное внимание этическим вопросам уделяли в своих работах древнегреческие философы VIII–V веков до н. э. Особенно это внимание проявляется в трудах Сократа (470–399 до н. э.) и Платона (428–348 дон. э.).

В истории становления этики записаны такие имена основоположников этико-философских учений Древнего Китая, как Конфуций (551–479 до н. э.) и Лао-цзы (604 – ? до н. э.).

Оформление этики как научной дисциплины осуществил древнегреческий философ Аристотель (384–322 до н. э.). Именно он впервые ввел в научный оборот понятие «этика» для обозначения совокупности добродетелей человека и знаний о них.

Развитие этики успешно продолжили такие философы как Эпикур (341–270 до н. э), Сенека (5—65 н. э), Эпиктет (50—140), Марк Аврелий (121–180).

В средневековый этике значительный след оставили такие крупные авторитеты в философии как Августин Блаженный (354–430) и Фома Аквинский (1225–1274). В основе их философско-нравственных размышлений лежит толкование текстов Священного писания – Библии. Все их моральные поучения сводятся к указанию путей, которыми можно достичь небесного царства.

Этические учения эпохи Возрождения связаны прежде всего с идеями гуманизма, которые нашли свое наиболее полное отражение в работах итальянских гуманистов Лоренцо Вала (1407–1457) и Пико Делла Мирандола (1463–1494).

Особое место среди этических учений этой эпохи занимает учение Николо Макиавелли (1469–1527). В своей работе «Государь» он как никто другой до него глубоко исследовал проблему соотношения морали и политики.

Крупным авторитетом в этической мысли периода позднего Возрождения и Реформации является французский философ Мишель де Монтень (1533–1592). Главным научным трудом Монтеня стала его книга «Опыты», в которой внимание автора сосредоточено на нравственных аспектах жизни человека.

Крупнейшими философами Нового времени, оказавшими большое воздействие на развитие этического знания, являются английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632–1677).

Развитие этики в Европе XVIII в. связано с работами таких выдающихся мыслителей того времени, как французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778) и немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804).

Важным положением учения Руссо является его утверждение о том, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, обусловленным частной собственностью. В этой связи, фактически первым в европейской науке он теоретически обосновывал право народных масс на революцию.

И. Кант этические проблемы разрабатывал во многих своих работах, но особенно много внимания он уделял им в таких трудах как «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума» и «Метафизика нравов». Кант много сделал для разграничения области исследования этики и психологии. Мораль по Канту есть область должного, которое в сфере нравственности должно иметь всеобщий характер. В этой связи одна из центральных категорий этики Канта получила название «категорический императив», что обозначает «безусловное повеление».

Этика XIX в. своим развитием обязана, прежде всего, немецким философам: идеалисту Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770–1831) и материалисту Людвигу Андреасу Фейербаху (1804–1872). Этической проблематике посвящены такие работы Гегеля, как «Энциклопедия философских наук» и «Философия права». По мнению Гегеля, современная ему и неудовлетворяющая его мораль – результат жизни общества, разделенного на бедных и богатых. Из учения Гегеля следовало, что в будущем эта мораль должна уступить место новой исторической форме нравственности, которая по существу окажется слитой с государственным законом и нравственным долгом человека.

Людвиг Фейербах как материалист был оппонентом Гегеля. Этические взгляды Фейербаха наиболее полно высказаны им в работах «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», «Основы философии будущего» и «Эвдемонизм». Фейербах отвергает божественное происхождение морали, доказывая, что она есть продукт развития общественных отношений. Он призывает служить не Богу, а другим людям, формируя между ними отношения взаимной любви. Потребность людей друг в друге, взаимное пожелание счастья сплачивают индивидов, приводят их к всеобщей дружбе и к коллективизму. Настоящий коллективизм, по мнению Фейербаха, возможен только в условиях коммунизма.

Широко известны работы над проблемами этики немецких философов-идеалистов Артура Шопенгауэра (1788–1860) и Фридриха Ницше (1844–1900).

А. Шопенгауэр свои основные идеи, касающиеся нравственности, высказал в четвертой части своего основного труда «Мир как воля и представление», а также в сочинении «Идеи этики». Его учение во многом схоже с основными положениями буддизма, особенно в том, что счастья можно достичь через отказ от желаний, через сострадание к другим людям.

Весьма своеобразные идеи относительно морали высказал в своих работах Ф. Ницше. В наиболее известных из них («Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «К генеалогии морали») автор утверждает, что человек – результат не прогресса, а регресса. Чем далее человек отходит от своих прародителей – животных, тем более он впадает в состояние «болезненного бытия». Важным показателем этого «болезненного бытия» является конфликт между стремлением избранных людей к власти и существующей в обществе моралью, которая превращает людей в однородную массу, лишает людей индивидуальности, т. е. того, что делает человека Человеком. По мнению Ницше если сильные духом люди примут эту мораль, то они сами станут элементами этой массы. Именно поэтому для сильных индивидов нужно понимание того, что мораль, с ее диктатом посредственности, для них необязательна.

Ницше мечтает о появлении сверхчеловека, который сможет установить действительно истинную справедливость, под которой он понимал справедливость силы, ибо «уравнительная справедливость» уничтожает творческие побуждения потенциально сильных людей, лишает их желания совершенствовать этот мир, а народные массы к творчеству не способны. Таким образом, этическая концепция Ницше глубоко элитарна.

В своих работах Ницше много рассуждает о путях формирования сверхчеловека: о подборе брачных пар, методах воспитания, физической закалке, выбраковке всего хилого, нежизнеспособного, что может помешать формированию сверхчеловека.

История развития этики XIX в. будет, несомненно, неполной, если не обратиться к русской этической мысли этого периода, наиболее ярко представленной в творчестве Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) и Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Оба они, прежде всего, известны как великие писатели, но в своих литературных и публицистических произведениях ими высказаны идеи, которые по их глубине можно отнести к философскому осмыслению морали.

Этические идеи Ф. М. Достоевского наиболее полно выражены в его известных романах: «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Во всех этих произведениях Достоевский пытается найти ответ на вопрос: «Каков есть действительный человек?» «Каковы причины того, что в человеческой душе так много места отведено эгоизму, аморализму, безудержной агрессивной страсти?» В то же время Достоевский видит и ценит светлое «божеское» начало в человеке, которое, по его мнению, глубоко укоренено во всякой личности. Человеческая душа выступает у писателя как арена борьбы, арена диалектического сплетения добра и зла, Бога и «бесов».

Л. Н. Толстой к философско-этическим проблемам обратился в связи с поиском ответа на волновавший его вопрос: в чем смысл жизни? Этому вопросу прямо посвящены его работы «Исповедь» и «В чем моя вера?». Решая вопрос о смысле жизни, Л. Н. Толстой выходит на проблему взаимной человеческой любви. Противоположным явлением жизни по отношению к любви является насилие, поэтому оно, по мнению Толстого, должно быть полностью исключено из сферы человеческих отношений, в том числе и из области борьбы со злом. Основное произведение, в котором Толстой излагает созданную им концепцию непротивления злу силой – «Царство божие внутри нас».

Отвергая насилие, Л. Н. Толстой не отказывался от сопротивления злу. Однако он полагал, что сопротивление злу должно быть ненасильственным: оно должно осуществляться через убеждение, спор, обращение к духовному началу в носителе зла, которое, хоть и не в большой мере, но в нем все же наличествует.

Иную, противоположную по отношению взглядам Л. Н. Толстова, концепцию борьбы добра со злом представил в своей работе «О сопротивлении злу силою» выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1883–1954).

Особо следует сказать о вкладе в разработку проблем морали и соответственно этики целой плеяды выдающихся русских религиозных философов, в числе которых, прежде всего, следует назвать таких светил разума и нравственности как Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900), Николай Александрович Бердяев (1874–1948), Василий Васильевич Розанов (1856–1919), Павел Александрович Флоренский (1882–1937), Лев Исаакович Шестов (1866–1938), Семен Людвигович Франк (1877–1950), Сергей Александрович Булгаков (1871–1944), Лев Платонович Карсавин (1882–1952), Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965).

В этике XIX в. значительный след оставила марксистская концепция, представленная работами выдающихся немецких мыслителей Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Их этические идеи отражены во многих работах, из которых наиболее показательными в этическом плане являются «Манифест коммунистической партии», написанный ими совместно, и работа Ф. Энгельса «Анти-Дюринг».

С точки зрения марксизма, моральное зло – это продукт социального зла, который исторически возникает и проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Устранение частной собственности через революцию и установление общественной собственности должно способствовать коренному улучшению нравов, так как исчезнет вражда между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Люди, ранее разъединенные и противопоставленные по отношению друг к другу, вынужденные строить взаимоотношения по формуле – «Человек человеку волк», будут в новых условиях своего сосуществования иметь все основания для доброжелательного отношения друг к другу Они будут совместно трудится, созидая материальную базу общественного блага. На этой основе будут складываться новые отношения, основанные на социальной справедливости. Ликвидируются причины, порождающие зависть, своекорыстие, ненависть и возникнут условия для утверждения коллективизма, дружбы и братства. В итоге, на смену принципу общежития в условиях частной собственности «Человек человеку – волк» в условиях общественной собственности придет принцип «Человек человеку – друг, товарищ и брат».

Вопросы этики с позиций материализма исследовал в работе «О материалистическом понимании истории» Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) – видный деятель российского и международного социалистического движения, один из основателей Российской социал-демократической партии.

Последователем учения К. Маркса и Ф. Энгельса в том числе и в области этики был и Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924). Совпадение его взглядов на проблемы морали с учением его учителей особенно явно видно на примере его речи «Задачи союзов молодежи», с которой он выступил на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 02.10 1920 г.

Известна работа «Этика» русского ученого, революционера – анархиста Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921).

Заметный след в развитии этической мысли XX в. оставили также французский мыслитель Жан Поль Сартр (1905–1980), выдающийся представитель психоанализа немецко-американский философ Эрих Фром (1900–1980), немецкий лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер (1906–1945), немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875–1965).

В СССР наиболее известными научными подразделениями, которые занимались изучением проблем этики, являлись сектор этики Института философии Академии наук СССР и кафедра этики факультета философии МГУ им. Ломоносова (С. Ф. Анисимов, Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, О. В. Дробницкий, А. И. Титаренко и др.). Эти структуры успешно функционируют и в постсоветской России.

С 1973 г. в СССР, существовавшим тогда всесоюзным обществом и издательством «Знание» издавалась ежемесячная подписная научно-популярная серия «Этика». В ней публиковались работы, как по истории этики, так и по ее актуальным текущим проблемам.

В настоящее время исследования в области этики продолжаются. В нашей стране и за рубежом по проблемам этики проводятся конференции, издаются монографии, публикуются научные статей в журналах. Много проблем перед этикой поставил научно-технический прогресс и особенно в таких областях, как, например, биоэтика (генная инженерия, в частности, проблемы клонирования), медицинская этика (проблемы трансплантации и др.), создание искусственного интеллекта, экологическая этика (определение границ допустимого технологического воздействия человечества на природную среду).[7] Перечень фамилий ученых, общественных деятелей, уделивших в своих работах внимание проблемам этики, конечно же, намного больше того, что приведен выше. Те, кто желает изучить историю этики более глубоко, может обратиться к специальной литературе[8].

1.2. Профессиональная этика юриста: предмет, история возникновения и развития

Этика как наука может быть классифицирована по целому ряду оснований, например, по историческим эпохам, по странам мира. Как система знаний этика может быть классифицирована и по различным сферам общественной жизнедеятельности, в которых мораль проявляет себя как общественное явление. Именно в этой связи выделяется понятие «профессиональная этика».

Профессиональная этика – раздел этики, предметом изучения которого являются особенности проявления морали в той или иной сфере человеческой деятельности.

Наибольшее внимание исследователи этики уделяют особенностям проявления морали в тех сферах человеческой деятельности, в которых ведущие проблемы этики (проблемы жизни и смерти, взаимосвязи добра и зла, человеческих взаимоотношений) выражаются наиболее рельефно. Именно поэтому наиболее часто говорят о профессиональной этике врача, военного, учителя, о профессиональной этике юриста.

Если подвиды других наук в качестве предмета своего изучения имеют какой-то отдельный элемент общего предмета всей науки (например, в физике – атомная физика, теплофизика, оптическая физика, механика, и т. д.; в химии – органическая химия, неорганическая химия), то у всех видов профессиональной этики предмет изучения один и тот же – мораль.

Их отличие друг о друга состоит лишь в том, что они изучают особенности проявления морали в различных сферах человеческой деятельности.

В связи с этим определение профессиональной этики юриста можно дать следующим образом:

Профессиональная этика юриста – раздел профессиональной этики, предметом изучения которого являются особенности проявления морали в юридической сфере жизни общества.

Профессиональная этика юриста в свою очередь также может быть классифицирована по ряду оснований.

Так, например, в зависимости от субъекта юридической деятельности можно выделить профессиональную этику судьи, прокурора, адвоката, следователя, нотариуса и т. д.

В свою очередь в каждой из них, в зависимости от того или иного критерия, могут быть выделены уже свои подвиды. Так, например, в профессиональной этике судьи, в зависимости от существа рассматриваемого судьей дела, может быть выделена, с одной стороны, этика судьи при ведении дел по гражданским делам, а с другой – этика судьи при ведении дел по уголовным делам.

Профессиональная этика юриста, как учебная дисциплина в системе профессиональной подготовки, решает две главные задачи: образовательную и воспитательную.

С точки зрения образования профессиональная этика юриста должна дать юристам знания о сущности и содержании морали, ее функциях, а также о значении категорий этики, которые наиболее широко применяются в юридической практике. Необходимость понимания юристами истинного содержания таких категорий этики, как «справедливость», «добро», «зло», «честь», «достоинство», «совесть», «нравственный долг» и ряда других, определяется самой практикой их активного употребления в языке и практике работы юристов.

Знания о морали необходимы юристам также потому, что мотивы всех действий людей, в том числе и тех, которые приходится рассматривать в судах, во многом обусловлены уровнем их морального сознания.

В частности, аргументация всех умышленных преступлений формируется в моральном сознании преступников.

С точки зрения воспитания профессиональная этика юриста как учебная дисциплина призвана способствовать формированию у юристов высоких моральных качеств.

Выдающийся русский юрист А. Ф. Кони о роли нравственности в деятельности юриста и, в частности, судьи писал так: «В практическом служении судебного деятеля правовые и нравственные требования должны сливаться, и в творимом им высоком деле ему следует руководствоваться наряду с предписаниями закона безусловными и вечными требованиями закона нравственного»[9].

Читая курс профессиональной этики юриста, преподаватели, конечно, не рассчитывают на то, что по его окончанию слушатели курса кардинально изменятся в лучшую сторону. Они понимают, что измениться не может никто, но надеются, что стать лучше может каждый.

Если обратиться к истории юридической этики, то следует отметить, что в нашей стране проблемы ее развития активно обсуждались идеологами и практиками судебной реформы 1862–1864 гг. Дмитрием Александровичем Ровинским (1824–1895), Сергеем Ивановичем Зарудным (1821–1887), Николаем Ивановичем Стояновским (1820–1900), Дмитрием Николаевичем Замятниным (1805–1881), Николаем Андреевичем Буцковским (1811–1873) и рядом других юристов того времени[10].

Особо важную роль в развитии юридической этики сыграл уже упоминавшийся выше известный русский юрист, государственный и общественный деятель Анатолий Федорович Кони.

Историческая справка. А. Ф. Кони родился в Санкт-Петербурге 9 февраля 1844 г. в семье известного тогда театрального деятеля. Умер – в Ленинграде 17 сентября 1927 г. В царской России он достиг высокого по тем временам звания действительного тайного советника, за свою деятельность в юридической сфере был награжден многими высшими государственными орденами, наконец, стал членом Государственного совета Российской империи (1907–1917) – высшего совещательного органа при царе.

Как литератор за свои литературоведческие труды, посвященные анализу творчества М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А. П. Чехова и других русских писателей, А.Ф. Кони был удостоен звания почетного академика Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности (1900).

В годы советской власти А. Ф. Кони работал профессором Петроградского университета.

Много выступал по проблемам права, общей этики в различных институтах, государственных учреждениях, на фабриках и заводах Петрограда. На одном из таких выступлений он простудился, тяжело заболел и умер.

Как в Советском Союзе, так и в современной России народ чтил и чтит память А. Ф. Кони. В 1928 г. в Ленинграде на доме, где жил А. Ф. Кони, была установлена мемориальная доска.

В 1998 г. в Москве на территории Московского государственного университета, юридический факультет которого в 1865 г. А. Ф. Кони успешно окончил, выдающемуся юристу был установлен памятник. Приказом Министерства юстиции РФ № 75 от 25 декабря 2000 г. была учреждена «Медаль Анатолий Кони», которая является высшей ведомственной медалью Министерства юстиции РФ. Работы А. Ф. Кони по юриспруденции неоднократно издавались и издаются в нашей стране.

Наиболее известная работа А. Ф. Кони по юридической этике – это вступительная лекция к курсу уголовного судопроизводства под названием «Нравственные начала в уголовном процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики»[11]. Этот курс А. Ф. Кони начал читать осенью 1901 г. в Александровском лицее. Фактически именно с этой работы начинается история нашей отечественной юридической этики как систематизированных теоретических знаний. Интерес к проблемам юридической этики А. Ф. Кони проявлял в течение всей своей жизни, что нашло свое отражение в целом ряде его других работ. Среди них особо следует отметить такую работу как «Приемы и задачи прокуратуры»[12].

Первые значительные работы по юридической этике в годы советской власти стали появляться с конца 1960-х, в начале 70-х годов прошлого века.

Особое место среди работ этого периода по проблемам юридической и в частности судебной этики занимает фундаментальная работа коллектива юристов во главе с членом-корреспондентом Академии наук СССР Михаилом Соломоновичем Строговичем (1894–1984)[13].

В СССР о важной роли этики в профессиональной подготовке юристов писали так же такие известные правоведы, как Л. Е. Ароцкер, А. Д. Бойков, Г. Ф. Горский, А. Ф. Закомлистов, И. И. Карпец, А. С. Кобликов, Л.Д. Кокарев, Ю.В. Кореневский, Д.Г. Котов, С. Г. Любичев, А. Л. Ликас, И. Д. Перлов, А. Р. Ратинов и другие.

В последние десятилетия количество изданных работ по юридической этике значительно увеличилось. Появились работы, посвященные нравственным основам права, этике судьи, адвокатской этике, ответственности за моральный вред, защите в суде чести и достоинства гражданина.

Особо следует сказать о книге «Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика. Сборник научных статей», вышедшей в 2008 году[14]. Более сорока авторов не только из России, но и из ряда стран бывшего Советского Союза обстоятельно рассмотрели вопросы этики практически всех юридических специальностей.

В последние годы были переизданы работы отечественных правоведов прошлых столетий, посвященные проблемам взаимосвязи морали и права. В частности, наряду с избранными трудами и речами Анатолия Федоровича Кони, изданы избранные труды и речи таких выдающихся русских юристов как Владимир Данилович Спасович (1829–1906), Федор Никифорович. Плевако (1842–1908), Сергей Аркадьевич Андреевский (1847–1918), Константина Константиновича Арсеньева (1837-19919), П. Сергеича (1867–1954)[15].

Для работников современной прокуратуры безусловный интерес составит работа «Дореволюционные юристы о прокуратуре (сборник статей)»[16].

Важное значение для развития юридической этики имела разработка и обсуждение юридической общественностью таких документов, как моральные (нравственные) кодексы юристов той или иной конкретной специальности.

В настоящее время в Российской Федерации действуют:

• Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации (утвержден постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. № 10),

• Кодекс профессиональной деятельности адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.),

• Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры

Российской Федерации (утверждены и введены в действие приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114),

• Кодекс судейской этики (принят VIII Всероссийским съездом судей в декабре 2012 г.)

В последние годы проблемы юридической этики все чаще становятся предметом обсуждения на различных научных Всероссийских и региональных конференциях и семинарах.

Различные аспекты профессиональной этики юристов различных специальностей регулярно обсуждаются на страницах юридических журналов.