Вы здесь

Основы судебной медицины и психиатрии. Глава 5. Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы (Г. P. Колоколов, 2008)

Глава 5

Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы

5.1. Понятие и классификация транспортной травмы. Особенности осмотра места происшествия при ДТП

Транспортный травматизм значительно вырос в последние десятилетия. Достаточно отметить, что в нашей стране при ДТП ежедневно погибает более 100 человек. Уголовный кодекс РФ содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 268 УК РФ).

В соответствии с особенностями повреждений, причиняемых различными типами транспортных средств, принято выделять дорожно-транспортную травму, повреждения средствами водного транспорта, авиационную травму. В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства подразделяют на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и т. д.) и рельсовые (поезда, трамваи и др.).

Осмотр трупа на месте происшествия при наличии транспортного средства, причинившего травму человеку, необходимо начинать с точной фиксации расположения трупа по отношению к машине, проезжей части, тротуару или по отношению к различным следам на проезжей части. При осмотре одежды отмечают ее состояние, разрывы, следы волочения, отпечатки протекторов, облицовки машины, радиатора, фар и т. д. Обращается внимание на загрязнение одежды, наличие и расположение следов крови, смазочных масел, осколков стекла, например от фар, частиц краски автомобиля, следы скольжения на подошвах обуви. Обнаруженные на трупе изменения дают возможность высказаться о месте первоначального удара. Также отмечают следы-повреждения от действия протектора на теле, наличие бампер-переломов.

5.2. Автомобильная травма

Под автомобильной травмой понимают повреждения, причиняемые наружными и внутренними частями движущегося автомобиля или возникающие при выпадении из него.

Различают следующие виды автотравмы:

1) удар частями автомобиля при столкновении с человеком (наезд);

2) переезд колесом или колесами;

3) выпадение из автомобиля;

4) удар о части или сдавление тела частями автомобиля в кабине;

5) сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами;

6) комбинированный вид травмы.

5.2.1. Наезд

Повреждения, возникающие при столкновении с движущимся автомобилем (наезд), встречаются наиболее часто. Данный вид автотравмы включает несколько последовательных этапов.

Первый этап – соударение частей автомобиля с человеком. Механизм повреждения – удар и общее сотрясение тела. На одежде и теле возникают повреждения, отображающие контуры части или края бампера, фары, облицовки радиатора и т. д. Локализация повреждений – нижние конечности, область таза, реже – туловище, на уровне тех частей автомашины, которыми они были нанесены (контактные повреждения, штамп-повреждения).

Второй этап – падение тела на автомобиль. Механизм – удар о части автомобиля (капот, крыло, штуцер стеклоочистителя, щетки и т. д.). Локализация – в области головы, туловища, верхних конечностей. Следует учитывать, что забрасывание тела на автомобиль происходит при первоначальном ударе ниже центра тяжести человека (легковые автомашины). Если же первичный удар наносится вблизи центра тяжести (грузовые автомобили, автобусы и т. п.), тело отбрасывается вперед.

Третий этап – отбрасывание и падение тела на грунт. Механизм – удар о грунт. Локализация – область головы, туловища, верхних конечностей. В результате столкновения тело человека приобретает скорость, близкую к скорости движения машины, а также вращательное движение вокруг продольной оси.

Четвертый этап – скольжение тела по грунту. Механизм – трение о грунт. На данном этапе возникают обширные осаднения.

При столкновении с движущимся автомобилем особое значение имеют так называемые «бампер-повреждения», возникающие от удара бампером по бедру или голени, в зависимости от высоты его расположения. На кожных покровах в местах контакта часто возникает поперечный полосчатый кровоподтек, ссадина или рана. Особое значение имеет поперечный оскольчатый перелом костей голени и бедра. В области перелома в типичных случаях выявляют крупный клиновидный отломок, основание которого показывает место, а острый конец – направление удара. Однако перелом может быть и поперечным, безоскольчатым с большим количеством веерообразных трещин, образующих углы, открытые в сторону удара. По бампер-повреждениям можно установить высоту расположения бампера автомобиля, а также направление его движения в момент удара.

В результате удара частями автомобиля, падения тела на автомобиль, отбрасывания его на грунт возникают повреждения мягких тканей головы, а также переломы костей черепа. Чаще это прямые, закрытые, линейные и оскольчатые переломы, реже – вдавленные и террасовидные, что зависит от места приложения силы, направления ее действия, площади соприкосновения предмета с черепом. Нередко наблюдаются сочетанные переломы костей свода и основания черепа. Линейные и оскольчатые переломы берут свое начало в месте удара и распространяются лучеобразно в разных направлениях в плоскости травмы, как бы графически намечая на черепе направления удара. Повреждения головного мозга, его оболочек, сосудов возникают в месте приложения силы и на отдаленных от места удара участках (в области противоудара).

Сильный удар в верхнюю часть бедер и область таза часто приводит к возникновению прямых, линейных или оскольча-тых переломов костей таза. Такие переломы нередко сопровождаются повреждением органов таза. При ударе сзади, помимо повреждений таза могут возникать переломы позвоночника в шейном и верхне-грудном отделе в результате резкого чрезмерного разгибания тела.

Повреждения от удара грузовой автомашиной, автобусом или троллейбусом часто локализуются в области грудной клетки. При этом могут возникать повреждения от предметов с обширной или ограниченной (выступающие части) травмирующей поверхностью. Удар в грудь приводит к односторонним, обычно прямым, множественным переломам ребер, возникающим в месте непосредственного приложения силы.

Удар автомашиной с последующим отбрасыванием потерпевшего часто сопровождается комплексом непрямых повреждений внутренних органов вследствие сотрясения тела. Они включают множественные кровоизлияния в связочном аппарате внутренних органов, надрывы и разрывы связок, капсулы органа, надрывы и частичные отрывы самих органов у мест прикрепления связок. Наиболее часто повреждаются печень, легкие, почки и селезенка. Органы брюшной полости повреждаются чаще, чем грудной.

При ударе транспортным средством, когда тело потерпевшего получает поступательное движение, на одежде и обуви в результате скольжения по покрытию дороги образуются следы истирания, истончения, разрывов. Взаимоположение и особенности царапин на подошвах обуви, следы на одежде позволяют судить о положении потерпевшего в момент удара (стоял, шел, бежал), характере дорожного покрытия на месте происшествия, а также о направлении травмирующего удара (параллельные царапины на подошвах – удар автомобилем спереди или сзади, дугообразные – удар сбоку и разворот потерпевшего).

5.2.2. Переезд

Переезд колесом (колесами) как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко, комбинируясь чаще с ударом автомашиной. Основным механизмом возникновения повреждений при переезде является последовательное сдав-ление тела потерпевшего между движущимся колесом и дорогой (т. е. двустороннее воздействие травмирующей силы, когда имеют место две точки ее приложения).

Переезд головы сопровождается ее деформацией, уплощением в боковом, реже в передне-заднем направлении. Двустороннее повреждающее воздействие приводит к образованию симметричных повреждений мягких тканей, кожных покровов, иногда с возникновением обширных рваных ран, надрывов и даже отрывов ушных раковин.

Повреждения костей черепа включают образование двух групп трещин: радиальных, а в последующем концентрических, что приводит к возникновению так называемых меридиональных и экваториальных переломов. В участках наибольшего растяжения возникают трещины, располагающиеся по меридианам. Одновременное укорочение диаметра черепа в направлении действующих сил вызывает сгибание костей по экватору, где образуются параллельно ему экваториальные трещины. Таким образом, меридиональные трещины возникают от растяжения, круговые (экваториальные) – от сгибания. На коже головы при этом могут образовываться обширные рваные раны, надрывы и отрывы ушных раковин. Разрушенное мозговое вещество может выдавливаться через образовавшиеся раны и естественные отверстия.

Для переезда через грудную клетку характерны множественные переломы ребер, обычно двусторонние, как правило, по нескольким анатомическим линиям. Переломы могут быть как прямыми, так и непрямыми, причем в большей степени они выражены на той стороне грудной клетки, где имел место первоначальный въезд колеса. Повреждения ребер зачастую сопровождаются переломами грудины, ключиц, лопаток, тел и остистых отростков позвонков. Характер этих повреждений дает основание установить вид автомобильной травмы, положение тела в момент переезда и направление переезда. При этом следует учитывать, что иногда переезд через грудную клетку молодых людей приводит лишь к единичным переломам ребер или переломы вообще не образуются.

Характер повреждений органов грудной клетки при переезде различен: от кровоизлияний в ткань органов до надрывов, глубоких и обширных разрывов, отрывов органов и их перемещений внутри и за пределами полостей.

При переезде области таза возникают переломы тазового кольца. При действии повреждающей силы в передне-заднем направлении происходит его раскрытие, сопровождающееся симметричными двусторонними переломами лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлуж-ных впадин (по типу «открытой книги»). При боковом воздействии и происходит сжатие тазового кольца, что сопровождается переломами лонных и крыльев подвздошных костей (по типу «закрытой книги»).

Переезд через конечности всегда сопровождается трав-матизацией мягких тканей (полосовидные ссадины, отслойка кожи, расслоение мышц, обширные кровоизлияния), причем переломы костей конечностей могут отсутствовать.

Переезд живота сопровождается разрывами кожи от перерастяжения, располагающимися параллельно движению колеса, образованием обширных ран в паховых областях с выдавливанием брюшных внутренностей. Характерны разделение печени на две части от придавливания ее к позвоночнику, отрывы тонкой кишки от брыжейки на значительном протяжении.

Особое значение при переезде автомашиной имеют следы протектора колеса, повторяющие рисунок ходовой и боковой частей протектора. На одежде они представляют собой результат пыле-грязевых наложений (позитивный след), в то время как на теле, помимо пыле-грязевых следов, они представлены повреждениями (ссадины, кровоподтеки). Обычно ссадины являются позитивным следом, отражающим рельеф выступающих частей, в то время как кровоподтеки отражают негативный след от углублений протектора. В следах-наложениях и следах-повреждениях, возникающих от протектора колеса, кроме общих признаков могут отражаться частные особенности, совокупность которых иногда позволяет произвести отождествление шины.

5.2.3. Повреждения, возникающие в кабине автотранспорта, при выпадении из него, при сдавлении тела между автотранспортным средством и преградой

Повреждения, возникающие у водителей и пассажиров в кабине автомобиля, могут произойти при столкновении с другими транспортными средствами, при наезде на какое-либо неподвижное препятствие, при падении автомобиля с моста, насыпи и т. п., его перевороте, при резком торможении и внезапной остановке.

При травме в кабине у водителя и пассажиров могут возникать ссадины, кровоподтеки, раны, располагающиеся, как правило, на голове, передней поверхности лица, шее, туловище, нижних конечностях; переломы свода и оснований черепа, грудной клетки, таза, конечностей; повреждения головного мозга, органов грудной и брюшной полостей.

Для водителя характерны полукруглые, дугообразные или овальные ссадины и кровоподтеки, кровоизлияния и разрывы прямых мышц живота, рваные раны в первых межпальцевых промежутках, вывихи и переломы костей левого локтевого сустава, переломы костей свода черепа, внутрисуставные переломы костей нижних конечностей, надколенников, грудины, ребер, кистей, закрытые повреждения органов грудной и брюшной полостей – от повреждения рулевым колесом, от удара частями встречного транспорта, столкновения с неподвижными предметами.

Иногда на подошвенной поверхности обуви пострадавшего удается различить отпечатки педалей тормоза или сцепления, что указывает на нахождение данного человека за рулем.

У водителя и пассажира, сидящего на переднем сиденье, часто возникают множественные резаные повреждения лица, иногда кистей рук – от осколков ветрового стекла.

У пассажиров заднего сиденья преимущественно отмечаются повреждения груди, реже головы, живота, конечностей.

Повреждения внутренних органов (легких, сердца, печени, почек) чаще наблюдаются у пассажиров, чем у водителей. Это объясняется более легкой смещаемостью пассажиров по сравнению с водителем, а также тем, что они оказываются менее подготовленными к происшествию, чем водитель.

Травмы при выпадении из движущегося автомобиля наблюдаются реже. В подавляющем большинстве случаев выпадение происходит из кузова, реже – из кабины. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях – в сторону, вперед по ходу движения автомобиля или через задний борт. Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела.

Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами – самый редкий вид автомобильной травмы. Механизм травмы – удар и последующее сдавление тела вертикально стоящего человека. Наиболее часто повреждения локализуются в области грудной клетки и живота. Сдав-ление может быть и без предшествующего удара. Переломы ребер обычно множественные, двусторонние. Наблюдаются разрывы и размозжения печени, почек, легких.

5.3. Железнодорожная травма

К группе рельсовых травм относят железнодорожную и трамвайную, которые находятся на втором месте по числу погибших и пострадавших. Разновидности рельсовой травмы схожи с видами автотравмы.

Среди механизмов образования повреждений большое значение имеют сдавление и размозжение тканей, ножницеобразное разделяющее действие гребня (реборды) колес с одной стороны и рельса – с другой, а также трение о полотно железнодорожного пути.

При переезде железнодорожного колеса через тело или его части в области перекатывания колеса выявляют следующие типичные повреждения:

1) возникает так называемая полоса давления, представляющая участок уплотнения и осаднения кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими границами розово-фиолетового, позднее (спустя 12 ч) – буро-коричневого цвета. Полоса давления образуется вследствие того, что на начальном этапе соприкосновения колеса с телом гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одномоментным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся поверхностью колеса;

2) в ряде случаев возникает Т-образная ссадина в начале полосы давления, которая образуется от первичного «щипка» колесом;

3) наблюдается размятие мягких тканей, разрушение костей и внутренних органов в области полосы давления;

4) по краям полосы давления возникают участки осаднения и обтирания со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи от действия боковых поверхностей колесного диска (так называемые полосы обтирания);

5) в месте разделения образуются угловидные лоскуты по краям кожи, вершины которых обращены в сторону движения колеса;

6) характерны спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади;

7) на одежде отмечаются полосы давления и участки обтирания в виде наложений смазочных веществ. Вследствие перекатывания колеса через тело может произойти полное разделение тела или его частей, либо неполное разделение, когда кожа остается целой. При переезде, сопровождающемся волочением тела по железнодорожному полотну, от ударов о шпалы и рельсы, трения о балластный слой на коже возникают обширные зоны осаднения, рваные и скальпированные раны, в глубине которых могут располагаться обрывки одежды, элементы балластного слоя путей, смазочные материалы.

При ударах выступающими частями движущегося состава особое внимание следует уделять следам и повреждениям, отображающим их контуры и структуру (бордюрный пояс, буферный стержень, части сбрасывателя и т. п.). На коже возникают ссадины, кровоизлияния, ушибленные раны, на костях черепа – дырчатые и вдавленные переломы, которые могут повторять контур соответствующих деталей состава. Характерно загрязнение одежды и повреждений смазочными веществами (мазутом).

Падение тела и удар о железнодорожное полотно с последующим скольжением по нему ведет к образованию повреждений на стороне, противоположной месту первичного удара. При этом одежда и тело сильно загрязняются элементами балластного слоя пути. Возникают множественные, беспорядочные разрывы одежды, обширные полосовидные ссадины и рваные раны с внедрившимися в них частицами угля, гравия, мазута.

При ударах о рельсы и шпалы образуются переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, а также повреждения внутренних органов.

Повреждения при выпадении из движущегося поезда наблюдаются при езде на крышах вагонов, переходных площадках, при спрыгивании на ходу. В этих случаях возникают повреждения, характерные для падения с высоты. Следует учитывать, что травмы могут возникать еще до падения на грунт, от ударов о путевые сооружения (рамы мостов, тоннелей и т. п.), а также от действия электрического тока.

Травма от сдавления тела между частями движущегося состава и другими предметами встречается реже. Повреждения расположены обычно в области грудной клетки и живота, головы. Наряду с повреждениями мягких тканей возникают множественные переломы ребер, грудины, позвоночника, а также разрывы, полные или частичные отрывы и перемещения органов в смежные полости, под кожу или наружу. Повреждения на коже в некоторых случаях могут отображать форму и размеры сдавливающих частей состава (тарелка буфера, части сцепного механизма).

Травмы пассажиров внутри вагона возникают при железнодорожных катастрофах от ударов о спинки сидений, края полок, выступающие части, при сдавлении тела между деформировавшимися и сместившимися частями вагона. При этом часто возникают резаные раны от осколков разбитых стекол, а в случае пожара – термические ожоги различной степени и признаки отравления продуктами горения.

При назначении СМЭ в случаях ЖДТ часто возникают вопросы, связанные с идентификацией личности, поскольку тело может быть разделено на множество сильно поврежденных частей. Эти вопросы приобретают еще большее значение при крупномасштабных железнодорожных катастрофах, когда важно установить число погибших и принадлежность частей тела конкретному человеку.

В связи с тем, что данный вид транспорта иногда используется для самоубийства или симуляции самоубийства, а также в целях убийства, особое внимание следует уделять вопросам установления повреждений, не связанных с действием железнодорожного транспорта, характерных для борьбы и самообороны, а также решению вопроса о прижизненности выявленных повреждений.

5.4. Основные вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при транспортной травме

При расследовании дел, связанных с транспортной травмой, судебно-медицинская экспертиза имеет возможность разрешить следующие вопросы.

1. Причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего, частями движущегося транспорта, каков характер и локализация этих повреждений?

2. Что имело место в данном случае: столкновение автомобиля с потерпевшим, переезд колесом (колесами), придав-ливание тела автомашиной к какой-либо преграде, падение из автомобиля, повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм?

В случаях ЖДТ на рассмотрение эксперта целесообразно поставить следующие вопросы.

1. Все ли из имеющихся повреждений нанесены ЖД транспортом?

2. Имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие? Не являются ли они признаками борьбы и самообороны?

3. Какими частями ЖД транспорта могли быть нанесены повреждения?

4. Каков механизм полученных потерпевшим повреждений (удар движущимся составом, переезд колесами, выпадение из состава)?

5. Каково было положение потерпевшего по отношению к железнодорожному полотну и движущемуся составу?

6. Имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для причинения их собственной рукой?