Вы здесь

Основы социальной политики. Предисловие ( Коллектив авторов, 2015)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Рекомендовано

УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве базового учебника для студентов высших учебных заведений


Учебник

по курсу «Основы социальной политики» разработан и издан в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В.И. Жукова


«РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА».


Редакционный совет:

Т.А. Голикова, Ю.В. Герций, О.Ю. Голодец, В.Я. Дорошенко, С.В. Иванец, А.К. Исаев, И.И. Калина, В.И. Лагункина, А.А. Левитская, С.Ю. Орлова, В.А. Петросян, О.В. Самарина


Авторский коллектив:

академик РАН В.И. Жуков (руководитель); д-р пс. н., проф. Л.Г. Лаптев; д-р филос. н., проф. Г.И. Авцинова; д-р эк. н., проф. А.Б. Берендеева; д-р мед. н., проф. Ю.А. Блинков; канд. ист. н., доцент М.В. Брянцева; д-р эк. н., проф. Н.А. Волгин; д-р эк. н., проф. Ю.П. Воронин; канд. соц. н. Ю.В. Герций; д-р ист. н., проф. Р.Г. Гостев; д-р ист. н., проф. С.Р. Гостева; д-р ист. н., проф. Т.А. Дубровская; академик РАЕН, д-р эк. н., проф. С.В. Калашников; д-р эк. н., проф. Н.А. Карнаухова; канд. филос. н., доцент С.И. Косов; д-р филос. н., доцент Л.Н. Кочеткова; канд. пс. н. И.Л. Лаптева; д-р соц. н., проф. М.Л. Малышев; д-р полит, н., проф. М.Ю. Мартынова; д-р полит, н., проф. О.А. Нестерчук; д-р соц. н., доцент К.Н. Новикова; д-р филос. н., проф. В.И. Патрушев; д-р ист. н., проф. Г.Г. Провадкин; д-р полит, н., проф. И.С. Савченко; д-р ист. н., проф. Е.Н. Тарасов; д-р пед. н., проф. Л.В. Федякина; д-р пед. н., проф. В.А. Фокин; д-р соц. н., проф. Н.П. Щукина; канд. полит, н., доцент В.В. Юдаев.


Рецензенты:

Г.В. Осипов – академик РАН

А.А. Деркач – академик РАО

П.Д. Павленок – доктор социологических наук, профессор

Предисловие

Учебник «Основы социальной работы» занимает особое место среди базовых учебников по социальной работе. Он во многом раскрывает мировоззренческую компоненту научной школы «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика», которую мне, как академику Российской академии наук, Председателю Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы и ректору-основателю Российского государственного социального университета, выпала высокая честь возглавлять. В рамках научной школы анализируются современные достижения социальной науки, инновационная стратегия и практика подготовки конкурентоспособных специалистов для социальной сферы и их эффективной самореализации в избранной сфере труда.

В данном контексте представляется актуальным понимание того, что развивающиеся в мире глобальные процессы нельзя рассматривать как феномен новейшего времени. Поступательное развитие человечества характеризуется расширением и углублением связей между различными территориями, регионами и странами. Глобальные процессы как явление не относятся к числу новых и оригинальных. Принципы всеобщей связи и взаимодействия по своей сути глобальны и действуют во всех сферах жизни общества, выходя далеко за рамки национальных границ, этнических, географических и других различий. По мере развития производства, торговли, транспорта, открытия новых земель, сфер социальной практики и знаний, технология реализации жизненно важных интересов стран и народов вынуждала их двигаться не только «самобытным путем», но и искать свое место в общем магистральном движении человечества.

В глобальной системе социальных координат положение Человека определяется тремя параметрами: отношением к средствам существования, среде обитания и к себе подобным. По каждому из этих направлений продвижение к социальной гармонии становится все более проблематичным. Имущественная дифференциация и вытекающее из этого социальное неравенство характерны как для отдельных стран, так и для всей цивилизации. Между Человеком и Природой нет ни признаков гармонии, ни стремления «человека разумного» с благодарностью относиться к среде обитания. Еще большим дискомфортом отличается отношение субъектов цивилизации друг к другу. Сказать, какое расстояние отделяет, например, «войну карикатур» от «войны цивилизаций», в настоящее время вряд ли кто-нибудь сможет.

В XXI веке глобальный характер приобрели и достоинства, и недостатки. С одной стороны, создается единое информационное пространство, мировые сообщества, с другой – глобальным явлением становится терроризм, масштабные взрывоопасные потрясения, подобные «цветным революциям» или ближневосточным «демократическим цунами». Всемирными стали и торговля, и теневая экономика. Количество тех, кто платит налоги, не больше, а меньше тех, кто от них уклоняется. Солидарны правоохранительные системы мира, но Интерпол – не сильнее международной мафии, преступных синдикатов, наркобаронов, создавших сеть глобального наркобизнеса. Лавина прогресса создала не меньшую лавину проблем. Так, глобальная информация порождает масштабную дезинформацию; континентальные демографические взрывы влекут за собой гигантскую и бесконтрольную миграцию; новейшие технологии превращают квалифицированных рабочих в армию социальных изгоев.

Мировое сообщество – это пространство, заполненное достаточно острыми и не имеющими общепризнанных механизмов разрешения противоречий. Главное из них – несоответствие между колоссальными изменениями в мировом сообществе и традиционными нормами поведения отдельных стран, прежде всего тех, кто претендует на лидерство. Существовавшее юридическое равноправие наций уже не обеспечивает национальный суверенитет всех субъектов международного права.

Одно из настораживающих важнейших противоречий глобального развития – несоответствие между возросшей степенью взаимозависимости элементов миропорядка и нарастанием воздействия на эту зависимость дестабилизирующих факторов. В ситуации, когда это противоречие решается силовым способом, провоцируется ответная реакция в различных формах, в том числе в виде террористических атак. Острые противоречия между странами, военно-политическими и другими союзами дополняются масштабными внутренними кризисами, затруднениями, конфликтами, формирующимися на полюсах нищеты и роскоши, расовой ненавистью и религиозной неприязнью, демографическими взрывами и депопуляцией населения во многих странах.

Гражданское общество как основной результат демократизации государственного управления и общественной жизни измеряется национально-государственными параметрами. Глобализация международной жизни, реальная практика и способы достижения глобальных целей существенно влияют на внутреннее развитие любой без исключения современной страны. С одной стороны, глобализм размывает национально-государственное устройство, культуру, ценности и порождает еще одно противоречие – несоответствие национально-государственных параметров интересам транснациональных корпораций. С другой стороны, глобализм возрождает противостояние демократии и авторитаризма и обусловливает потребность конкретной страны в гармонизации отношений с другими странами и народами.

С учетом геополитических и геосоциальных потребностей, состояния и особенностей внутреннего развития России в настоящее время в числе национальных приоритетных интересов выдвигается на особое место разработка и реализация новой системы социальной политики, реализация которой позволит поднять национальный человеческий фактор на уровень современного вызова и потребностей человека и общества. Социальная политика в России в целом и на уровне региона, муниципального образования может быть эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода. В качестве критерия конкурентоспособности социальной политики может выступать устойчивость социальной системы всего российского общества, удовлетворяющая жизненные потребности конкретного человека. Важная роль в реализации социальной политики отводится органам управления, которые должны учитывать и удовлетворять социально-экономические потребности всего общества, конкретной территории, конкретного человека.

Основой социальной политики является деятельность по развитию социальной инфраструктуры и социальной структуры, обеспечению условий жизнедеятельности человека и общества. От ресурсного потенциала социальной сферы во многом зависит целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Главная роль в разработке и реализации программ развития социальной сферы отводится органам законодательной и исполнительной власти, которые призваны обеспечивать баланс интересов различных социальных групп и слоев общества, гармонизировать интересы власти, бизнеса и местного сообщества, не допускать и устранять возникающие социальные деформации, стремиться к социальной стабильности во всех регионах России.

Наиболее серьезными социальными проблемами, требующими первоочередного решения, являются неблагоприятная демографическая ситуация и кризис семьи, высокий уровень бедности и значительная дифференциация доходов населения, низкое качество и конкурентоспособность рабочей силы, неэффективная занятость. Поэтому наиболее значимыми направлениями современной социальной политики являются политика в области народосбережения в сфере занятости и на рынке труда, по повышению доходов и благосостояния населения, укрепление социального здоровья общества.

Среди отраслей социальной сферы наиболее значимая роль отводится тем, которые в первую очередь влияют на физическое и духовное здоровье человека, условия его жизнедеятельности. Поэтому в настоящем учебнике анализируются вопросы социальной политики в сфере образования и здравоохранения, культуры и искусства, туризма, физкультуры и спорта, развития жилищно-коммунального хозяйства. Среди механизмов управления социальными процессами выделены бюджетная политика, социальное партнерство, активизация социальной ответственности бизнеса.

Важную роль в реализации социальной политики играют целевые программы. В учебнике раскрываются проблемы программно-целевого подхода в социальной политике, показывается место в ней национальных приоритетов, целевых и региональных программ социальной направленности. Также отражены те новые явления и понятия, которые появились в условиях модернизации экономики и ведущих отраслей социальной сферы. Наиболее важные понятия выделены в тексте, систематизированы и представлены в виде социально-политического глоссария. На весь привлеченный материал в тексте базового учебника делаются ссылки.

Учебник подготовлен в строгом соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению социальная работа (бакалавриат). Его содержание ориентировано на эффективное овладение обучаемыми высокой общей культурой, инновационной профессиональной компетентностью, гражданской позицией, ответственностью и эффективным стилем деятельности в процессе обучения, воспитания и творческого самосовершенствования.

Целью учебной дисциплины «Основы социальной работы» является овладение студентами системным знанием сущности основных направлений, содержания и особенностей социальной политики, инновационными моделями и технологиями ее проведения, а также навыками, умениями и эффективным стилем исследования, планирования и реализации социальной политики в практической деятельности.

Цель предопределила постановку и решение с обучаемыми основных учебных задач дисциплины:

• сформировать представление о феномене социальной политики России в глобальной системе социальных координат, а также месте знания о нем в системе современного гуманитарного знания;

• на основе привлечения потенциала историко-социологической компаративистики расширить представления о многовариантности развития и особенностях социальной политики в различных странах, механизмах и условиях ее трансформации в глобальной системе социальных координат;

• вооружить системным знанием о сущности, направлениях, содержании и миссии социальной политики в социальной практике;

• сформировать социально-ценностное отношение к миссии социальной политики в социальной практике и месте профессионала в ее реализации с учетом инновационных подходов и конструктивного национального и мирового опыта;

• овладеть навыками, умениями и эффективным стилем анализа, планирования, прогнозирования результатов и реализации социальной политики с использованием потенциала инновационных моделей и алгоритмов профессиональной деятельности в социальной сфере;

• развить системное понимание и активного участия в социальном партнерстве при проведении социальной политики с учетом национальных приоритетов и социального взаимодействия в глобальной системе социальных координат на основе принципов толерантности;

• расширять мотивацию эффективной инновационной исследовательско-внедренческой профессиональной деятельности по реализации социальной политики, обогащению социального знания и совершенствования системы непрерывного социального образования.

Курс «Основы социальной политики» является одной из базовых учебных дисциплин профессионального федерального блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Преподавание учебной дисциплины «Основы социальной политики» оперирует категориальным аппаратом смежных дисциплин; опирается на базовые знания студентов философии, мировой и отечественной истории, обществознания, социологии, экономики, права, педагогики и социологии, культурологи и религиоведения; пользуется собственными понятиями и категориями.

В процессе изучения учебной дисциплины по курсу «Основы социальной политики» формируются актуальные, значимые общие и профессиональные компетенции, которые оказывают существенное влияние на качество подготовки будущих специалистов социальной сферы.

Компетенции обучающегося формируются в результате освоения учебной дисциплины.

В процессе освоения учебным материалом студент формирует, развивает, совершенствует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:

• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

• умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

• готов к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

• способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

• осознает социальную ответственность своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

• использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

• использует основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследований (ОК-10);

• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

• способен к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

• способен к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

• готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

• готов представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

• способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать основные исторические парадигмы, модели и теоретические направления социальной работы, исторические факты, даты, события, этапы развития практики социальной работы в истории человечества в их хронологии (ОК 1–4).

2. Уметь использовать полученные знания в научной и практической деятельности (ОК 8-12).

3. Владеть навыками исследовательской деятельности, быть готовым к практической работе (ПК 6, 11, 12, 19, 31).

Структура и содержание учебной дисциплины «Основы социальной политики»:

Трудоемкость дисциплины 144 часов, 4 модуля;

48 – лекции, 32 – семинары, 64 – самостоятельная работа;

1 модуль равен: 12 лекций, 8 практических занятий, 16 – для самостоятельной работы.

1-4 модули изучаются в 5, 6, 7, 8 семестрах.


В.И. Жуков

академик РАН