Вы здесь

Основы современной социологии. 15 фундаментальных законов. Глава 2. Общие законы социологии (В. Н. Шутов, 2015)

Глава 2

Общие законы социологии

В начале главы полезно сделать несколько вступительных замечаний. Прежде всего, следует исходить из того, что идеальной системы социальной организации больших масс людей в единое целое, которая являлась бы наилучшей на все времена, при всех условиях жизни, для всех без исключения культур, наций, народов, нет и не может быть /2, 4/. Ее нет и не может быть, как нет Абсолютной Социальной Идеи, реализующейся в нашем мире. Ее не может быть хотя бы потому, что практически в любом развивающемся обществе одновременно действуют различные принципы социальной эксплуатации (см. ниже), которые по большому счету противостоят друг другу. То есть всегда следует говорить о такой системе социальной организации, которая бы наиболее оптимально соответствовала тому или иному состоянию общества, тому или иному населению, той или иной эпохе. Социальная организация всегда конкретна, она привязана к конкретным условиям бытия, к конкретному человеческому материалу. Она зачастую вовсе не соответствует принципам справедливости, равенства и братства, хотя и способна на каком-то отрезке времени приближаться к нашим идеалам.

Поэтому следует говорить не о совершенных обществах и, соответственно, о справедливых фундаментальных социальных законах, по которым это общество должно возводиться, а о реально функционирующих законах. Следование этим законам является предпосылкой построения здорового общества, но не более того, то есть оно является необходимым, но еще не достаточным условием его созидания.

Рассмотренные в данной главе законы будут относиться к обществу, не подверженному деградации и распаду. В последнем случае будут действовать другие законы (см. главу 4).

2.1. Закон пирамидальной иерархии

Сразу приведем формулировку этого закона, тем более что она понятна: любой социальный организм в процессе своего развития выстраивает пирамидальную иерархию, характеризующуюся комплексом соответствующих принципов; эта иерархия в случае разрушения пусть в новом виде, но впоследствии выстраивается вновь.


Этот закон не является неким абстрактным утверждением, рожденным в головах людей, нет, он определяется самой природой социального бытия. Ф. Бродель говорил, что все общества имеют иерархическую структуру, он пишет, что: «Ни одно из обществ с высокой плотностью населения не развивается по горизонтали, как общество равных»/8/. Специалисты по сложным системам также не могут обойтись без принципа иерархии. Так, в /58/ утверждается, что «…принцип иерархической структуры является главным принципом теории систем» и что человеку по своей природе «…не свойственны противодействия систематизации его деятельности». Совсем не случайно, что все мировые религии буквально пронизаны идеей иерархии, в том числе иерархии горнего мира /34, 36, 40, 59–70/.

Сегодня многие социологи признают этот закон само собой разумеющимся, хотя строго его не формулируют, не раскрывают его глубинную суть, свойства и вытекающие из него следствия. Это понятно, если учесть, что социальная пирамидальная иерархия выстраивается вполне естественным образом, причем не только в соответствии с принципами организации сложных систем, но и в соответствии с природой самого человека.

Как уже говорилось выше, важнейшим качеством человека является его принципиальная неудовлетворенность. Отсюда следует, что для удовлетворения в полном объеме потребностей всех живущих на Земле людей на любом отрезке времени возможностей всегда не будет хватать. Такое положение будет сохраняться в любом обществе вне зависимости от принципов его организации и уровня развития. В итоге на фоне энергичного стремления одних людей к максимально возможному удовлетворению своих потребностей возникает необходимость ограничения потребностей других людей. Отсюда следует неизбежность стратификации общества, то есть разделения его на слои-уровни-классы, которые имеют различный доступ к благам. Это является первой причиной построения социальной пирамидальной иерархии.

Надо не забывать, что стремление к возвышению над другими является неотъемлемым свойством определенной части людей. Приведем один любопытный пример даже не из области человеческих отношений, а из жизни животных. В прошлом веке в США при наблюдении за поведением мышей было обнаружено следующее. Ящик с мышами имел клавишу, при нажатии на которую в лоток ящика падало зерно, служащее пищей. Было обнаружено, что часть мышек не нажимают на клавишу, заставляя это делать других. Таких мышек пометили и переместили в другой ящик. Через некоторое время в обоих ящиках картина повторилась: в первом выделилась группа, которая перестала нажимать на клавишу, предоставляя это другим, во втором более энергичные мышки стали заставлять это делать соседей. Доля таких мышек в обоих ящиках оказалась почти одинаковой. Пример показателен, он не требует пояснений, стремление к превосходству у определенной части социума является еще одним базисом для построения пирамидальной иерархии.

Существует еще одна веская причина, она заключается в необходимости разделения труда. Только общество, в котором четко выражено разделение труда, способно устойчиво и длительно развиваться, поскольку профессионализм и высокая результативность труда возникают только при таком условии. К тому же всегда присутствует насущная потребность людей к объединению и организации с целью выполнения работ, непосильных для одного человека или ячейки общества. А раз так, то общество будет подразделяться на отдельные слои, выстраивать иерархию, которая со временем будет усложняться, детализируя функции общества. Аналогом здесь может служить человеческое тело. Одни органы занимаются кровоснабжением других органов, вторые – энергетической подпиткой, третьи контролируют внешнюю среду, четвертые производят движения, пятые занимаются исключительно управлением. Все органы образуют иерархию – наглядный пример, что принцип иерархии широко распространен, он выходит за рамки чисто социального принципа.

Существуют менее значимые факторы для создания социальной иерархии, но и приведенного выше вполне достаточно. По сути, на этих трех «китах» строится общество. Так что даже если со временем происходит крушение той или иной иерархии, то впоследствии, пусть на новых принципах, выстраивается новая. Разумеется, если где-либо общество с малой плотностью населения проживает в условиях благодатной природы, без грозных врагов, при отсутствии явного стремления его членов к порабощению ближних, то иерархия в нем может быть выражена слабо. И все же такое общество слишком идеализировано.

Так что социальную иерархию можно считать неотъемлемой частью любого общества. Понятно также, что эта иерархия возводится не в соответствии с представлениями о добре, равенстве, свободе, справедливости, а потому, что она создается естественным образом.

Пирамидальная иерархия характеризуется следующими основными признаками или принципами, которые раскрывают ее суть и вытекающие из нее следствия.

1. Объем социального организма подразделяется на уровни – социальные слои, члены которых занимают существенно различное положение, они имеют различия по отношению к процессам производства, распределения, потребления благ, к управлению и т. п.

2. Обычно пирамида имеет правильную форму, выше расположенные слои менее наполнены человеческим материалом, чем нижние. Как правило, выше расположенные слои обладают большими возможностями, имеют лучшие условия жизни.

3. Верховный слой осуществляет верховные властные функции, он занимается стратегией развития общества, производит расстановку главных руководящих кадров, формирует экономическую, политическую и социальную жизнь, выстраивает идеологические, законодательные и нравственные нормы, выполняет ряд других общих для всей пирамиды функций. Значимость каждого представителя этого слоя велика. Под этим слоем располагаются высокопоставленные кадры, непосредственно осуществляющие руководство конкретными сферами деятельности. Ниже следует обобщенный конгломерат прослоек, осуществляющих на практике организацию и управление производством, руководящих распределением материальных благ, обеспечением коммуникационной деятельности, выполнением комплекса служебных, в том числе контрольных, функций (наведением порядка, отражением внешних негативных воздействий, исполнением законов и т. п.). В этот слой можно отнести также руководителей крупных фирм, компаний, в том числе транснациональных, если их значимость становится достаточно высокой.

4. Далее следует большой конгломерат срединных социальных слоев, включающий значимых деятелей науки, культуры, многих предпринимателей, за которым следуют слои, непосредственно занимающиеся производством материальных ценностей и услуг. К последним относятся как достаточно профессиональные кадры, так и рядовые работники, мелкие служащие, т. е. массы низовых производителей ценностей. В эту группу следует включить также пенсионеров, инвалидов, детей и т. п., хотя они практически не участвуют в производстве ценностей. Это нужно сделать потому, чтобы их не отнести к ниже расположенному слою, а также потому, что эти лица являются либо будущими производителями ценностей, либо лицами, уже отдавшими свой труд родной пирамиде.

5. Ниже всех располагаются деклассированные и паразитирующие элементы, инородные тела, отщепенцы, отбросы общества, т. е. те, кто не справляется самостоятельно с выполнением ни одной из полезных для данной пирамиды функций. Лица этого слоя, если их предоставить самим себе, будут выкачивать силы из общества, нередко они прямо работают на его разрушение.

6. В зависимости от преимущественного выполнения тех или иных задач, стоящих перед тем или иным социальным организмом, а также в силу естественного роста одних членов общества и столь же естественного ухода из иерархии других, представители самой различной направленности и профессии могут перемещаться из одного слоя в другой, нередко изменяя наполненность слоев человеческим материалом. Например, в эпоху войн возникает поток вверх представителей силовых структур, военных руководителей и т. п. В эпоху доминирования капиталистической экономики на самые верхи выходят предприниматели с их высокими капиталами. Во время революции вверх способны пролезать лица из самого нижнего слоя, сбрасывая прежних властителей на дно.

7. Пирамидальная иерархия неизбежно приводит к появлению социального неравенства и эксплуатации. Не надо идеализировать, неравенство и эксплуатация являются аксиомами существования любого общества /2, 4/. А раз так, то в социальном организме должны существовать не только инструменты поощрения, выдвижения наверх, помощи слабым и т. п., но и инструменты подчинения, исправления, наказания. Наказание может заключаться в перемещении наказуемого в ниже расположенные иерархические слои.

7. Схема социальной пирамидальной иерархии представлена на рис. 1, площадь каждой из частей пирамиды отражает наполненность ее человеческим материалом.

8. Степень свободы социального элемента (группы или отдельного человека) возрастает с уровнем иерархии. Под свободой следует понимать количество и качество способных реализоваться возможностей для осуществления желаемого или потенциально желаемого. Это более верное понимание свободы, чем прикрытие истины пресловутой «осознанной необходимостью» или анархической вседозволенностью.


Схема социальной пирамидальной иерархии

Рис. 1


9. Уровень знания, объем и качество информации, доступность их получения хотя бы в потенции увеличиваются с ростом уровня иерархии. Низовые элементы несколько удалены от высокого знания, от секретов управления обществом и т. п., что, впрочем, не является их насущной потребностью. Стратегические проблемы развития общества должны формироваться верхами, безграничная демократизация общества на деле зачастую оборачивается столь же безграничным социальным злом.

10. Все тело социального организма пронизано связями между социальными элементами одного иерархического уровня (горизонтальные взаимодействия) и между различными уровнями (вертикальные взаимодействия). Эти связи могут служить скрепами общества, созидающими чувство общинности, что, кстати, не исключает социальной борьбы. Пирамидальная структура со всеми ее связями представляет собой каркас, если хотите, скелет общества, «мясом» которого является человеческий материал.

11. Пирамидальная иерархия порождает давление выше расположенных социальных слоев на ниже расположенные. Социальное давление, испытываемое каким-либо социальным элементом, обратно пропорционально занимаемому им уровню иерархии: чем ниже слой, тем больше на него давление. Это правило хорошо интерпретируется самим видом пирамиды – чем выше слой, тем меньшее давление он испытывает со стороны части пирамиды, над ним возвышающейся. Высокопоставленные лица имеют возможность ощущать себя более комфортно вследствие своих больших возможностей, большего богатства, авторитета и т. п., а также за счет подключения к решению собственных или «общепирамидальных» проблем не столько своих личных сил, сколько сил других слоев. 11. Геометрия пирамиды (см. рис. 1) наглядно говорит о присутствии этого давления. Если приближенно считать, что величина давления Р выше расположенной части пирамиды на ниже расположенный слой определяется отношением площади выше расположенной части пирамиды S к длине ее основания L, то легко получить, что для правильной пирамиды величина межслойного давления не зависит от S и L, она равна

Р = h/2, (1)

где h – расстояние по высоте от вершины пирамиды до основания L.

11. Выражение (1) при h ∼ 0 отражает отсутствие социального давления на верхи пирамиды и свидетельствует о максимальном давлении на ее дне, равном Р = H/2, где H – полная высота пирамиды. Это порождает естественное стремление переместиться вверх, более высокое давление в нижней части пирамиды подчас также «выдавливает» вверх наиболее инициативных и деловых и одновременно позволяет держать в узде низовые слои.

12. Если социальные слои заполнены доброкачественным человеческим материалом и сформирована правильная пирамида (боковые линии от ее вершины до основания прямые; рис. 1), то общество в большой степени соответствует критериям здоровья и справедливости /2/. Ведь неравенство в принципе не есть социальное зло, зло – неправильно сформированное неравенство. А что такое правильно сформированное неравенство? Это такая система иерархии, когда занимаемое каждой личностью положение пропорционально ее продуктивной отдаче для общества, соответствует уровню создаваемой ею продукции, способностям, талантам и энергии. Вот признак здоровой социальной иерархии, вот признак здорового неравенства и справедливой эксплуатации.

13. В процессе своего развития пирамидальная иерархия, как правило, выделяет из своего «правильного» тела элитарную сферу (см. рис. 1), которая может быть оформлена и как теневая элита. Об этом поговорим позже, это отдельный вопрос, здесь важно констатировать факт существования элиты и ее высокую социальную значимость.

14. Если пирамида теряет свою правильность, то социальное давление уже не подчиняется выражению (1). Если, к примеру, какой-либо срединный слой испытывает давление меньшее, чем у выше расположенного, то появляется естественное стремление заполнить этот слабо напряженный слой, перейти в него из других слоев (см. рис. 2а). Пирамида разбухает (см. рис. 2б), и если этот процесс не остановить, можно получить неестественно раздувшуюся пирамиду (см. рис. 2в), в которой будут доминировать «срединные» интересы, что приведет к понижению темпов развития общества.

14. Если же будет наблюдаться противоположная ситуация, когда социальное давление на какой-нибудь срединный слой окажется выше, чем на другие слои, то появится стремление покинуть этот злосчастный слой. Численность его сократится, на теле пирамиды появится горло, которое затем может быть просто раздавлено. Функции раздавленного слоя не смогут выполняться должным образом, пирамида должна будет либо восстановить этот слой, либо начнет отставать от соседей. Так слабое развитие научно-технической сферы в том или ином государстве сегодня неизбежно загоняет его в ряды аутсайдеров.


Рис. 2


Таким образом, распределение социального давления по выражению (1) можно считать неким подзаконом, который должен выполняться в здоровом, устойчиво развивающемся и независимом социальном организме.

14. И все же пирамидальные деформации подобного рода могут существовать, если имеется мощная энергетическая подпитка извне. Более сложная социальная система типа империи, содержащая в себе метрополию и ряд подведомственных стран, имеет не совсем правильную пирамидальную иерархию в метрополии. Ряд функций метрополии передается в эти страны. Это касается прежде всего производственной сферы: добычи сырья, выращивания продуктов питания и т. п. При этом устойчивость имперской системы в целом не нарушается.

15. Пирамидальная иерархия присуща любому типу общества (феодальному, капиталистическому, социалистическому и др.), она существует при любом типе власти (демократической, аристократической, монархической и др.) /2, 4/. Разумеется, тип общества и власти накладывает определенный отпечаток на социальную конструкцию, но правила построения пирамидальной иерархии она не затрагивает.

Здесь уместно немного остановиться на типах или принципах организации власти.

Демократический принцип в наиболее чистом виде характеризуется тем, что формирование штата руководителей осуществляется путем их выбора на определенный срок самыми широкими слоями населения. Причем выдвижение кандидатов на иерархические уровни определяется массами, а не верхами общества. Очевидно, что полной реализации этого принципа не было и не будет никогда, хотя имеются примеры в истории, когда к ней наблюдалось приближение. В реальной жизни если подобное и наблюдается, то только в течение короткого времени, например сразу за гибелью социального организма. На практике даже вновь избранные верхи все равно подберут себе более или менее угодных лиц из набора выдвигаемых кандидатов, а подвижки масс будут так или иначе ограничиваться.

К тому же широкая демократия, которая в верхи общества нередко выталкивает легковесно-обещающую и пропиаренную личность, по уровню развития соответствующую среднемассовому члену общества (массы выберут себе подобного), не может быть длительно продуктивной.

Даже в лучшем случае в верхние эшелоны власти на потребу масс проходят, как правило, люди, не отличающиеся особой одаренностью, а тем более гениальностью. Демократия очень часто попадает в лапы тех, за спиной которых властвуют совсем не народные, а эгоистические личные, олигархические, корпоративные и другие интересы /2, 4/.

Со временем демократический тип перетекает в другой, более устойчивый тип власти, скрывающийся подчас за цветастой ширмой демократии. Именно такие комбинированные типы и превалируют на мировой арене. Нередко демократический тип власти перерождается в свою противоположность – в жесткую авторитарную диктатуру. В то же время нельзя не сказать, что демократический принцип отражает важный позитивный момент. Общество должно существовать при наличии весомой низовой инициативы, проверки и корректировки принятых выше решений и т. п. По аналогии в теле человека «низовые» части тела (например, конечности) осуществляют не только исполнительские функции, но и служат индикаторами при взаимодействии с окружающей средой.

Аристократический тип власти характеризуется наличием сильных аристократических прослоек, действующих на самом верху. Последние фактически являются верховной властью общества, они направляют и контролируют его жизнь. Выдвижение на крупный пост кандидата определяется прежде всего аристократическими пластами, а не монаршей властью и не настроениями народных масс. Влияние аристократии может возрасти настолько, что она будет не только формировать вершины власти, но и находиться в прочной связке с лучшими представителями срединных слоев, диктовать свою волю массам. При этом нередко формируется сильная элита. Такая система может быть очень устойчивой, если аристократия не разделится на противостоящие друг другу части.

Монархический тип характеризуется тем, что на вершине власти располагается не выбираемое лицо, не подбираемая аристократией личность, а практически пожизненный правитель с его ближайшим окружением. При этом порядок возведения на вершину опирается на династическую преемственность. Данное лицо и его окружение наделены не формальной, а реальной властью и в отношении производителей ценностей, и управленцев, и аристократии. Верховный аппарат, возглавляемый монархом, является по сути верховной властью, все остальные государственные органы лишь дополняют ее. В таком обществе обычно поддерживается строгая иерархия. Монархический тип власти ранее был широко распространен, сегодня от него мало что осталось, хотя он имеет немало достоинств /1, 2, 4/.

Конец ознакомительного фрагмента.