Вы здесь

Основы религиоведения. Тема 2. ХРИСТИАНСТВО (В. В. Дмитриев, 2010)

Тема 2

ХРИСТИАНСТВО

2.1. Происхождение христианства

Христианство – одна из крупнейших мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В настоящее время от 1,5 до 2 млрд человек исповедуют христианство. Христианство имеет относительно самостоятельные направления: православие, католицизм, протестантизм. Основой всех христианских вероисповеданий является вера в Иисуса Христа (греч. Christos – помазанник). Христианство зародилось в I в. н. э. в Восточных провинциях Римской империи, которая в то время охватывала площадь от Евфрата до Атлантического океана и от Африки до Рейна, ее население составляло 120 млн человек.

Палестина находилась под владычеством римских цезарей. При цезаре Помпее (63 г. до н. э.) был завоеван Иерусалим и Иудейское княжество вошло в Римскую империю. Правили княжеством царь и императорские прокураторы (наместники). Завоеватели не вмешивались в религиозную жизнь иудеев, требовали лишь своевременной уплаты дани и соблюдения мира и порядка.

Исторические личности (≈ 4 г. до н. э.)

В год рождения Иисуса в Иудее царствовал Ирод I Великий, упоминаемый в Евангельских текстах.

Иудейские и христианские историки пишут о нем как о жестоком правителе. Когда Ирод взошел на престол, то приказал убить 42 члена синедриона (высшего религиозного органа), по его повелению были казнены его первая жена Мариамна и трое из девяти сыновей. Цезарь Август сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

После смерти Ирода Великого Иудея была поделена между его тремя сыновьями.

Ирод Антипа был тетрархом, он владел третьей частью Иудеи, где родился и жил Иисус (Галилея и Перея). Антипа унаследовал от отца страсть к роскошным постройкам, пирам и женщинам. В последние годы своей жизни он попал под влияние второй жены – Иродиады, бывшей в первом браке женой его сводного брата Филиппа. От Филиппа у Иродиады была дочь Саломея.

Иисус жил во времена правления цезарей Августа и Тиберия (ставшего императором в 15 г.н.э.).

Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 г.н.э. для сбора податей и судебных разбирательств. При нем несколько иудеев без всякой вины были казнены. За это Понтий Пилат был сослан в Галилею, где и кончил жизнь самоубийством, мучимый, согласно мнению христианских историков, угрызениями совести.

Религиозные предпосылки

Христианство оформилось и долгое время развивалось как независимая секта, существовавшая в рамках иудаизма, влиятельными представителями которого были саддукеи, фарисеи и ессеи.

Саддукеи – высшая религиозная аристократия, сгруппировавшаяся вокруг Иерусалимского храма. Саддукеи отвергали веру в загробную жизнь, высшим авторитетом для них была Тора (Пятикнижие Моисеево). Они сотрудничали с римскими властителями.

Фарисеи, называемые еще книжниками, верили в загробную жизнь и загробное воздаяние, в скорое пришествие Мессии. Фарисеями был составлен Талмуд и сформирован канон современного иудаизма.

Ессеи – монашеские секты, отказывались от личного имущества и практиковали совместное проживание. Ессеи отвергали высший духовный авторитет жрецов Иерусалимского храма, селились в отдаленных от центра и малонаселенных местах, считая городскую жизнь греховной. Особенно популярной среди иудеев была идея мессианства. Мессия – посланник Божий, который придет и освободит избранный народ от унижения и порабощения (евреи на протяжении многих веков не имели государственной самостоятельности), который наконец исполнит завет, данный Богом праотцам. Мессию ждали, дату его прихода старались вычислить по приметам и свидетельствам. Мессия был нужен не только как носитель откровения живого Бога. Функция его состояла в искупительной жертве, его сравнивали с овцой, ритуальным агнцем, чья кровь должна пролиться на алтарь во избавление от мук. Признаки, по которым можно было бы распознать Мессию, выискивали в книгах библейских пророков.

Евангельские персонажи

Основателем христианского вероучения считается Иисус из Назарета. Материалы об Иисусе Христе делятся на библейские и не библейские. К последним относят свидетельства римского историка Тацита. В «Анналах», описывая гонения на христиан при императоре Нероне, он, в частности, замечает: «…виновник этого Христос был подвергнут смертной казни при управлении Тиберия прокуратором Понтием Пилатом». Гай Светоний Транквилл в «Жизни 12 цезарей» отмечает, что «…иудеев, непрестанно возмущавшихся по подстрекательству Христа, изгнали из Рима» (речь идет о событиях начала 50-х гг. н.э.), Известнейшим документом является 10-е письмо Плиния Младшего императору Траяну, в котором трижды встречается имя Христос.

Графологические, лингвистические экспертизы, проводившиеся неоднократно с использованием современных технических средств, не позволяют сделать однозначный вывод о достоверности этих источников. Таким образом, факты биографии Иисуса Христа можно восстановить лишь по Евангельским текстам, а также по апокрифической литературе.

Апостолы (греч. apostolos – посланник) – в первых христианских общинах странствующие проповедники. В Новом Завете апостолами называются 12 ближайших учеников Иисуса. Согласно «Деяниям апостольским», после смерти Иисуса его ученики, чтобы сохранить число 12, считавшееся священным – по количеству колен Израилевых, вместо Иуды из Кариота, предавшего Учителя, избрали Матфея (Библия, 2006). Апостолом называют и Павла (Савла), хотя формально он не был учеником Иисуса.

Апостол Петр – один из 12 учеников. Согласно евангельской версии, рыбаки Симон, позже прозванный Петром (греч. petros – камень), и его брат Андрей были первыми призваны Иисусом. После казни учителя и сошествия Святого Духа Петр некоторое время оставался в Иерусалиме. Затем Петр вместе с апостолом Иоанном отправился в Самарию, затем в Кесарию, всюду проповедуя Евангелие. По возвращении в Иерусалим он был заключен в темницу, но чудесным образом освободился.

Блаженный Иероним (342–420 гг.н.э., один из учителей церкви) сообщает, что апостол Петр после управления Антиохийской кафедрой пришел в Рим во 2-й год царствования императора Клавдия и руководил римской общиной в течение 25 лет, а в последний год правления императора Нерона был распят головой вниз, а затем погребен на Ватиканском холме. Католическая церковь именно апостолу Петру приписывает основание римской общины, считает его первым папой.

Павел (Савл) был воспитан в фарисействе. После распятия Христа Савл был активным преследователем новой религии, принимал участие в убиении Стефана, первого христианского мученика. Большая часть христиан, изгнанных из Иерусалима, нашла убежище в Дамаске. Савл по собственной инициативе отправился туда, чтобы и в Дамаске возглавить преследования. Но по пути он был поражен слепотой и услышал обращенный к нему чудесный голос. Это событие стало переломным моментом в его жизни. К внутренне преображенному Савлу, отныне именуемому Павлом, через три дня вернулось зрение, благодаря ученику Христа Акакию. После случившегося и до смерти Павел был рьяным последователем Иисуса. Жизнь свою он закончил трагически: в 67 г.н.э. «был усечен» мечом в Риме.

Сразу после распятия Христа начались гонения на его последователей, которые продолжались в течение нескольких веков. Апостолы, гонимые отовсюду, стали странствовать по всей Римской империи, проповедуя Евангелие. Первоначально проповедовали только в синагогах среди евреев, и учение не выходило за пределы еврейской диаспоры. Но скоро ограничения по национальному признаку были ликвидированы и христианство стало распространяться среди других народов, язычников. В ряды христиан мог вступить любой, единственными требованиями к язычникам были воздержание от дел «идоложертвенных, и крови, и удавления, и блуда», а также условие не делать другим того, чего не желаешь себе.

Христианская церковь

Без организации нет общества. Церковь – христианское общество. Первая христианская община в Иерусалиме управлялась апостолами коллегиально. Затем апостолы, распространяя христианство и основывая общины, ставили во главе руководителей – пастырей, пресвитеров (греч. presbyter – старец, старейшина). Один из пресвитеров ведал, прежде всего, организационно-хозяйственной стороной жизни общины. Выбранный верующими, он возводился в должность апостолами через обряд рукоположения. Их называли епископами (греч. episkopos – надзиратель, блюститель). Они собирали взносы и заведовали общей кассой. Деньги, собираемые в общую кассу через пожертвования, шли на помощь членам общины. Помощь неимущим не означала, что бедняки могли жить за счет общественных средств. В своих посланиях апостол Павел призывает единоверцев трудиться. Во II в. пресвитеры становятся зависимыми от епископов, получая от них право совершать церковные службы. Епископы теперь главным образом осуществляют духовное руководство. Затем появляются служители низшего ранга – дьяконы, среди которых могли быть и женщины, прислуживавшие во время причастительной трапезы.

К началу IV в. появляются высшие епископы, или митрополиты (греч. metropolites – человек из столицы), руководившие целыми областями. Таковыми были римский, александрийский, антиохийский, иерусалимский митрополиты, преимущества которых были закреплены на I Вселенском соборе.

Римскую кафедру основал апостол Петр.

АлександрийскийепископатосновалевангелистМарк.Антиохийский епископат восходит к святому Петру. И, наконец, Иерусалимский основал апостол Иаков. Руководители митрополий жили не обособленно друг от друга, изредка они собирались на Соборы – прообразы будущих Вселенских соборов.

В IV в. отдельные общины стали складываться в единую церковь. Период апостолов и мучеников закончился.

Константин Великий положил конец вражде церкви и государства. Церковь и государство все больше совпадали в своих границах.

Со времен Константина стали собираться Вселенские соборы, созываемые императорами. Первые семь Вселенских соборов произошли до разделения церквей, на них был разработан основной христианский канон.

2.2. Учение Иисуса Христа. Христианская идеология

Христианство возникло в I в. н.э. в Восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных и ожидавших прихода Мессии (спасителя). Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в Царстве Небесном.

Со временем христианство превратилось из презираемой и гонимой иудейской секты в государственную религию Римской империи (IV в. н.э.).

Распространению христианства способствовали его:

– космополитизм;

– миссионерская деятельность;

– универсальность нравственных норм.

Учение Иисуса Христа

Иисус Христос (Иешуа Машиах) родился в царствование Августа, где- то за 4 года до нашей эры, в семье плотника Иосифа в Вифлееме. Место проживания родителей – город Назарет в Галилее. Собственным именем является Иисус – весьма распространенное среди древних евреев. Слово «христос» означает «мессия» (евр. maschiah – машиах) или «помазанник», т. е. человек, предназначенный для служения Богу. Так обычно называли пророков, священников и царей. При свершении обряда помазания употреблялся елей – специально приготовленное масло из оливок. Русских царей (как и израильских) тоже называли помазанниками Божьими. Иисус Христос был, однако, помазан не на царство земное, а на царство Божие.

К появлению Иисуса сознание людей, живших ветхозаветной верой, было уже подготовлено. О будущем богоявлении в образе человека говорили многие пророки: пророк Исайя, живший за несколько лет до Иисуса, и современник Христа, пророк Иоанн, прозванный Предтечей и крестивший Христа на реке Иордан. После крещения Иисус, по традиции, принятой всеми, посвятившими себя Богу, ушел в пустыню для испытания духа и плоти. Там, по Евангелиям, его искушал Сатана. Он предложил Мессии покорить мир тремя способами: привлечь народ обещаниями земных благ, завоевать народы оружием или же прибегнуть к чудесам. Что касается первого искушения, то Иисус ответил словами, что не хлебом единым сыт человек; отверг и второе, заявив, что служит не золоту, а Господу; чудеса же отверг как средство чисто внешнее, не близкое к истинной вере.

Однако самой важной и все определяющей особенностью личности и всех проповедей Христа была его убежденность, что он послан Богом в мир как искупительная жертва. Агнцем Божьим, т. е. жертвою, назвал его Иоанн Креститель.

До христианства и после него ни в одной из религий мира не появлялось образа страдающего Бога.

Христианство покоится на любви, милосердии, готовности принести себя в жертву через покаяние, молитву, самоотвержение и смерть. Иисус не спасает себя с помощью чудес ни в Гефсиманском саду, когда за ним пришли стражники, ни на суде у Пилата, ни во время казни на Голгофе. Будучи, по Евангелиям, Сыном Божьим, он идет на муки ради того, чтобы своей смертью на Кресте искупить грехи людей. В этом и заключается великий человеческий подвиг Иисуса Христа.

Христианство выдвинуло идею социального равенства, основанного на нравственном долге, на любви к ближним и милосердии.

Основные положения вероучения христиан (догматы) сформулированы в Библии и в постановлениях христианских Вселенских соборов, в «Символах веры». «Символ веры» – краткий свод главных догматов. Общехристианский «Символ веры» составлен отцами церкви и утвержден на Никейском (325 г.н.э.) и Константинопольском (381 г.н.э.) Вселенских соборах. «Символ Веры» не требует доказательств, читается как молитва. В христианстве их 12.

Согласно «Символу веры», христиане обязаны верить в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа (Святая Троица).

Важнейшим положением христианства считается догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем якобы стал человеком, родившись от Девы Марии.

Большая роль отводится догмату искупления, в соответствии с которым своими страданиями и смертью на Кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу Отцу за грехи людей – искупил их.

Одно из центральных мест занимает догмат о воскресении Иисуса Христа, дающий и людям надежду на это.

Догмат вознесения обязывает христиан верить в то, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо.

«Символ веры» предписывает веровать в «святую соборную и апостольскую церковь», признавать необходимость крещения, уповать на грядущее воскресение мертвых.

«Символ веры» звучит так:

Верую во Единого Бога Отца, Вседержателя, Творца неба, земли, всего видимого.

Верую в Единого господа Иисуса Христа, Сына Божьего Еди нородного.

Ради нас, людей, и ради, нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечившегося.

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного.

И воскресшего в третий день по Писаниям.

И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.

И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца.

Верую в Духа Святого, господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, говорившего через пророков.

Верую во единую, святую, кафолическую и апостолическую церковь.

Исповедую единое крещение в оставлении грехов.

Ожидаю воскрешения мертвых.

И жизни будущего века. Аминь.

2.3. Христианская мораль

Христианское нравственное сознание состоит из:

– понятий о нравственном и безнравственном;

– моральных норм (заповедей);

– религиозно-нравственных чувств (христианская любовь, совесть);

– нравственного богословия.

Особенности христианской морали

Ее основные понятия (любовь к ближнему) связаны с догматами вероучения и считаются неизменными. В ней есть такие положения, которых нет в атеистической морали (учение о страдании – благе, о любви к врагам, всепрощение, непротивление злу). Источником христианской морали, по убеждению христиан, является сам Бог. Бог вдохнул в человека разумную бессмертную душу, которая и ведет его по жизни.

Золотое правило христианской морали: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе».

Рассматривают два источника христианской морали:

– Закон Моисея;

– Нагорная проповедь Христа.

Закон Моисея был дан пророку Моисею на горе Синай иудейским богом Иеговой. Он требует:

– строгого единобожия;

– запрещения поклонения другим богам и кумирам;

– не упоминания имени Бога всуе;

– соблюдения субботы;

– почитания родителей;

– запрещения убийства;

– запрещения разврата;

– запрещения воровства;

– запрещения клеветы;

– запрещения зависти.

Нагорная проповедь Христа

Иегова дал иудеям Закон жизни. Христос в Нагорной проповеди перевел этот закон в плоскость любви и милосердия. Заповедь Моисея носит запретительный характер. Проповедь Христа говорит о нравственном идеале.

Первые слова Иисуса, обращенные к людям, богатым и бедным, были о том, что «блаженны нищие духом, ибо их есть царство Божье». Нищие духом, требующие духовного насыщения, обретут Царство Небесное.

Перейдя к богатым, Христос восклицает: «Горе вам, богатые, ибо вы получили свое утешение! Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчите!»

Затем Христос говорит о трудностях и бедах, подстерегающих каждого: «Блаженны вы, когда возненавидят вас и отлучат и понесут имя ваше за Сына Человеческого».

Самое важное в христианской морали – в утверждении особенного, не сходного с ветхозаветными традициями способа борьбы со злом.

«Любите врагов ваших и благотворите их».

«Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». «Не судите и не будете судимы. Прощайте и прощены будете. Давайте и воздастся вам».

Нарушение нравственных заповедей в мыслях и действиях – грех, так как это нарушение воли Бога.

Главным грехом является гордыня, когда у человека искажается в душе образ Бога, разум и свободу свою он употребляет во зло людям и природе.

Гордыня – причина семи главных грехов:

– зависти;

– прелюбодеяния;

– злословия;

– накопительства;

– мотовства;

– уныния;

– словоохотливости.

В христианской морали подчеркивается первенство духа перед плотью. С плотью связано представление о греховных страстях. С духом и аскетизмом связано представление о добродетелях.

Высшие добродетели – это смирение и сострадание. От них идет трудолюбие, терпение, мужество.

Христианство, подчеркивая заслуги аскетического подвижничества, не отрицает здоровья и счастья всей жизни. Оно оптимистично и жизнелюбиво. Сам Христос не злоупотреблял постами. Он «только сорок дней уделил пустыне, а все остальное время провел с людьми».

Христианство считает свою религию воплощением человеколюбия и гуманности – «возлюби ближнего своего, как самого себя».

2.4. Христианский культ

Культ в христианстве включает в себя:

– богослужебный канон;

– христианские таинства;

– христианские обряды (молитва, культ икон, поклонение Кресту, культ реликвий, культ мощей, «святые места»);

– культ святых.

Богослужебный канон

Богослужение совершается в храме.

Установлены:

1. Круг годового богослужения.

2. Круг седмичного богослужения.

3. Круг суточного богослужения.

Каждый день недели (седмицы) посвящен особым воспоминаниям. Воскресенье – воскрешению Христа. Понедельник – ангелам Божьим. Вторник – пророкам. Среда – предательству Христа Иудой. Четверг – святителям христианства. Пятница – распятию Христа на Кресте. Суббота – всем святителям и «умершим в надежде на жизнь вечную».

Каждый день читаются особые молитвы и песнопения. В субботние и воскресные дни в праздничной обстановке. В среду и пятницу службы носят печальный характер.

Круг суточного богослужения состоит из девяти служб: вечерних и ночных – вечерни, повечерни, полуношницы и утрени; дневных – первого, третьего, шестого и девятого часа.

Литургия – главное богослужение, на котором совершается таинство причащения, или евхаристии. Совершается во все воскресные и праздничные дни. Язык богослужения церковнославянский.

Литургия состоит из трех частей.

Проскомидия – образ подготовки к евхаристии, включает подготовку «даров» – хлеба и вина. (Небольшая булочка – просфора – символизирует тело Христово.) Проскомидия чудесно превращает хлеб и вино в тело и кровь Христа.

Литургия оглашенных. «Оглашенные» – лица, которые еще не крестились. Они оглашены «проповедью слова Божия».

Литургия верных, когда оглашенные покидают храм и совершается таинство причащения – Святой евхаристии.

Годичный круг евангельских чтений начинается на Пасху, и в течение года Евангелие читается полностью.

Христианские таинства

Таинства в христианстве являются культовыми действиями, во время совершения которых, по учению церкви, на верующих нисходит особая божественная благодать, способствующая преодолению присущей человеку греховности. По Фоме Аквинскому, цель таинств – передача благодати, средство же передачи – слово священника, любая оговорка которого лишает таинство магической силы. В православии утвердили семь таинств в ХIV–XV вв. Протестантизм не признает мистического смысла таинств, в большинстве течений совершают лишь крещение и причащение, которые рассматриваются просто как символические обряды.

Крещение – принятие человека в лоно церкви. «Человек умирает для жизни грешной и возрождается в жизнь духовную, святую». Начало крещению положил Иоанн Креститель, который окрестил в реке Иордан Иисуса. Ритуал крещения в православии состоит в погружении младенцев в купель, в католицизме – в поливании водой головы крестимого, миропомазании, произнесении священником определенного текста и надевании на крещенного нательного крестика. Христианская церковь допускает крещение и взрослых.

Миропомазание. Сопровождает другие таинства, например крещение, когда ароматическим маслом, которое называется «миро», мажут лоб, грудь, веки и запястья крестимого. Миропомазание совершается во время литургии. В католицизме таинство имеет массовый характер приобщения детей 7 – 8-летнего возраста к церкви. Этот обряд получил название «конфирмация». По словам церкви, в таинстве миропомазания верующий получает «печать Дара Духа Святого». Миро приготовляется в Страстной четверг епископами церкви, ибо Дар Святого Духа был дан людям через апостолов, чьими преемниками являются епископы. В православных церквях миро изготавливается из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ.

Таинство евхаристии (греч. eucharistia – благодарность), или причащения, т. е. благодарственная или умилостивительная жертва, является важнейшим христианским таинством. В православной традиции ее называют «таинством таинств» или «таинством церкви». Оно состоит в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых символически воплощены тело и кровь Христа. Евхаристия обосновывается словами Христа: «хлеб… едите, сие есть тело мое: сие творите в мое воспоминание». В отличие от католицизма и православия, протестанты, признавая реальное присутствие Христа в хлебе и вине, отвергают пресуществление (изменение субстанции). В то время как католики и православные утверждают, что жертва в евхаристии совершается каждый раз священником, получившим дар совершения таинства в силу своего посвящения в сан, протестанты не признают священного характера литургии, полагая, что Христос принес свое тело в жертву на Кресте лишь однажды, раз и навсегда, и евхаристия воспринимается ими как символическое действие, а не как таинство.

Таинство елеосвящения по своей форме соборное, поэтому еще его называют соборованием. Обычно для службы требуется семь священников, в ней есть семь апостольских и евангельских чтений, семь молитв и семь помазаний елеем (лба, щек, губ, рук и груди) освященным деревянным маслом. Цель таинства – исцеление и прощение грехов. Считается, что елеосвящение плотских ран дает больному силу. В тех случаях, когда ясно, что человек уже доживает последние минуты своей земной жизни, читаются особые молитвы «на исход души». Некоторые богословы считают, что елеосвящение – не последнее таинство, да и в самой службе нигде не говорится, что оно должно применяться только в крайних случаях.

Венчание, или таинство брака, при котором на супругов изливается благодать Божья, что обеспечивает неразрывный семейный союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба и на общей заботе супругов о воспитании детей в духе христианской религии и высокой нравственности. Христианский брак, заключенный на земле, силою Святого Духа не обрывается со смертью, но продолжается и в Царстве Божьем. Православное венчание возможно лишь для тех, кто уже приобщен к церкви, т. е. для людей крещеных и причащающихся, но допускается церковное венчание православного с крещенным инославным христианином. На второй и третий брак церковь смотрит неодобрительно и благословляет крайне неохотно.

Священство – наделение божественной благодатью возводимого в духовный сан лица через епископское рукоположение (хиротонию). Считается, что епископы, священники и дьяконы получают Дар Святого Духа, чтобы в Нем являть людям Христа. При посвящении в низшие церковные степени (певца, чтеца, протодьякона, протоиерея, игумена и других) священство не совершается.

Покаяние или исповедь – таинство, в котором верующий, «открыв грехи священнику, получает от него прощение независимо от самого Господа».

В богословии различают три главных элемента покаяния.

Искренняя печаль из-за своих грехов.

Открытая и идущая из сердечной глубины исповедь (в древние времена она совершалась в храме публично, так она происходит до сих пор в некоторых протестантских исповеданиях, в католицизме же и православии ныне покаяние совершается в присутствии лишь одного священника).

Разрешительная молитва, через которую кающемуся грешнику даруется прощение. Осознание и признание верующим собственной вины и бесконечной греховности – это первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению. Покаяние в протестантизме не носит характера признания перед кем-то своих прегрешений, а является своеобразным «самоотчетом» перед Богом.

Христианские обряды

Молитва – обращение к Богу или святым с просьбой о ниспослании милости или отвращении зла, с хвалой или благодарностью. Часть богослужения и повседневной религиозной жизни. Подразделяются на 2 типа: мысленная, в восхождении ума к Богу; изустная, словесная.

Основные источники текстов молитвы – Псалтырь и Евангелие.

Едва ли не самой важной молитвой во всем христианском мире являются слова Иисуса, сказанные им своим ученикам в ответ на их вопрос о том, как им надлежит обращаться к Богу:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на Земле как на небе;

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

И прости нам грехи наши,

Ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;

И не введи нас в искушение,

Но избавь нас от лукавого.

Культ икон. Икона (греч. eikon – образ) – живописное, реже рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного поклонения.

Иконоборчество – религиозное движение в Византии, направленное против культа икон, как идолопоклонничества. На II Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен.

Поклонение Кресту. На Кресте был, согласно Евангелиям, распят Христос, и Крест становится символом искупления. Крест:

– венчает иконостас;

– возлагается на верующих при крещении;

– изображается руками при сотворении крестного знамения (XVII в. – троеперстием, т. е. тремя перстами);

– кладется в основу при построении храма и воздвигается над ним;

– постоянно носится верующими (нательный крест);

– служит знаком всех священных предметов.

Кресту приписывается магическая спасительная сила.

Форма креста – четырех-, шести- (для изображения надписи, прибитой над головой распятого Христа) и восьмиконечная (с присовокуплением бруса для ног). В России крест был формой многих государственных орденов.

Культ реликвий (лат. relinquere – оставаться), предметов, связанных с жизнью Христа, Богородицы, святых. Известные реликвии: Туринская плащаница, останки одежды Христа, кусочки Креста, на котором он был распят, гвоздей, которыми его прибивали к Кресту.

Культ мощей – останки умерших, «являющиеся нетленными и чудотворными». Под «святыми людьми» понимают и нетленные тела «сродников божьих», и отдельные кости и части тела.

Святые места – места, которые, по Евангелиям, посещали Христос, Богородица, апостолы и которые связаны с различными событиями священной истории. Являются объектами поклонения верующих.

Праздники. К главным христианским праздникам относятся: Пасха, двунадесятые и великие праздники (см. тему «Православие»).

Культ святых

Святые – посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, способные повлиять на судьбу человека. В христианстве насчитывается около 190 тыс. святых. В русском православии известно 5 тыс. святых, перечисленных поименно, и 155 тыс. упомянуты группами.

Причислению к лику святых предшествует период канонизации:

– готовится житие будущего святого;

– опрашиваются свидетели его чудесных дел;

– кандидатура утверждается на Соборе.

Основаниями для церковной канонизации является:

– жизнь и подвиг святого;

– чудеса;

– в некоторых случаях нетление его мощей.

Христианские святые делятся на несколько групп.

Ангелы (греч. angelos – вестник) – бесплотные сверхъестественные существа, созданные Богом. Некоторые из этих духов, соблазненные Сатаной, выступили против Бога и стали ангелами тьмы – демонами. Оставшиеся верными Богу ангелы получили от него божественное блаженство. Через них Бог возвещает людям свою волю.

Имеется 3 ангельские иерархии. Первая состоит из:

– серафимов (воспламененные любовью к Богу);

– херувимов (сияют светом богопознания);

– престолов (на них почивает Господь).

Вторая иерархия – чины:

– господства;

– силы;

– власти.

Третья иерархия начальствующих чинов:

– начала;

– архангелы;

– ангелы.

Три архангела имеют собственные имена. Михаил – небесный военачальник, ангел-хранитель всех верующих в Христа. Гавриил – божий посланник, принесший благую весть Марии. Рафаил – ангелцелитель. За ангелами следуют праотцы ветхозаветные, прародители рода человеческого – Адам, Авраам, Исаак, Ной, Иаков.

Пророки – лица, наделенные даром пророчества, которым приписывается авторство ветхозаветных книг, – Моисей, Исайя, Иеремия, Даниил и др.

Апостолы – ученики Иисуса Христа, среди которых Петр и Павел – первоверховные.

Равноапостольные – те, кто совершал апостольскую миссию.

Святители – те, кто при жизни был в епископском сане.

Мученики и исповедники – казненные за проповедь христианства.

Преподобные – носившие монашеский сан.

Праведные – светские люди, отличавшиеся праведной жизнью.

Благоверные – светская знать.

Религиозные книги. Библия – от греческого слова biblos – книга. Библию составляют две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Канонические христианские книги состоят из четырех Евангелий (греч. euaggelion – благовестие): «От Матфея», «От Луки», «От Марка» и «От Иоанна» – это повествование о земной жизни Христа, его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и вознесении. «Деяния апостолов», в которых рассказывается о деятельности первых проповедников христианства. «Послания апостолов» включают письма к разным христианским обществам (14 посланий). «Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова».

Это вдохновенные книги, но есть и апокрифы – произведения апологетов христианства.

Библия содержит исторические сведения, например, упоминание царей Саула, Ирода II и др. Библия вобрала в себя ряд древних литературных памятников – романы об Аврааме, Иакове, поэму о любви, не боящейся трудностей (Песнь Песней), песни, баллады. Имеются социально-политические, медицинские, санитарно-гигиенические материалы. Например, в главе Книги Левит, говоря о проказе, указывается на ее излечение. Есть сведения о протекании болезней от чесотки до экзем. Имеются в Библии притчи о чудесах и пророчествах. Замечательны притчи Библии, особенно в Новом Завете. Лука, гл. 16, с. 13 – нельзя служить двум господам, то есть Богу и людям. Матф., гл. 24 – о рабах, не ожидающих хозяина, который застал их врасплох. Матф., гл. 6 – о птицах, которые не жнут и не сеют, а Бог кормит их (Библия, 2006).

Тесты по теме 2

Христианство
Выбрать правильный ответ

1. Богословие – это:

А. Учение о Боге

Б. Одна из заповедей Христа

В. Праздник

2. Ветхий Завет – это:

А. Завет предков

Б. Часть Библии

В. Обряд

3. Апологетика – это:

А. Богословие, защищающее вероучение

Б. Обряд

В. Праздник

4. Апостолы – это:

А. Странствующие проповедники

Б. Ученики Христа

В. Члены Синода

5. Книга христиан об учении Христа и его земной жизни:

А. Апокриф

Б. Библия

В. Евангелие

6. Священник высшей ступени в церковной иерархии:

А. Игумен

Б. Епископ

В. Диакон

7. Одно из семи таинств, состоящее в признании верующими грехов перед Богом:

А. Исповедь (покаяние)

Б. Оправдание верой

В. Искупление

8. Книга, содержащая краткое изложение основных истин христианской веры:

А. Библия

Б. Евангелие

В. Катехизис

9. Клир – это:

А. Место в церкви

Б. Обряд

В. Духовенство

10. Конфессия – это:

А. Вероисповедание

Б. Собрание священнослужителей

В. Секта в иудаизме

11. Обращение верующих к Богу:

А. Канон

Б. Молитва

В. Клирос

12. Небольшая булочка, используемая для причастия:

А. Просфора

Б. Клобук

В. Пресвитер

13. Как называется учение о грядущем пришествии в мир божьего посланника:

А. Мистицизм

Б. Мессианизм

В. Эсхатологизм

14. Фарисеи, саддукеи, ессеи – это название:

А. Иудейской религиозной секты

Б. Древних израильских племен

В. Жителей римских провинций

Привести в соответствие
Выбрать правильный ответ

16. Главное христианское богослужение, на котором совершается таинство евхаристии (причащения):

А. Молитва

Б. Литургия

В. Проповедь

17. Источник христианской морали:

А. Заповеди Моисея

Б. Нагорная проповедь Христа

В. То и другое

18. Первый Папа Римский:

А. Апостол Петр

Б. Павел

В. Марк

19. Найти соответствие:

1. Пророк Моисей А. дал людям закон

2. Иисус Христос Б. дал людям любовь

Выбрать правильный ответ

20. Главным грехом в христианстве является:

А. Злословие

Б. Уныние

В. Гордыня

21. Высшая добродетель в христианстве:

А. Милостыня

Б. Сострадание

В. Знание Евангелия

22. Евхаристия – это:

А. Обряд покаяния

Б. Таинство причащения

В. Форма молитвы

23. Таинство исцеления и прощения грехов:

А. Священство

Б. Елеосвящение (соборование)

В. Покаяние (исповедь)

24. Таинство наделения божественной благодатью возведенного в духовный сан:

А. Соборование

Б. Исповедь

В. Покаяние

Г. Священство

25. Таинство, в котором верующий «открыв грехи священнику, получает от него прощение»:

А. Соборование

Б. Исповедь

В. Покаяние

26. Мысленное или изустное обращение к Богу или святым о ниспослании милости или отвращении зла – это:

А. Покаяние

Б. Молитва

В. Жертвоприношение

27. Предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы, святых:

А. Святые реликвии

Б. Святые мощи

В. Святые места

28. Основанием для церковной канонизации является:

А. Жизнь и подвиг святого

Б. Совершение им чудес

В. Нетление его мощей

Г. Все вместе.

Привести в соответствие
Выбрать правильный ответ

30. Таинство конфирмации в католицизме соответствует православному таинству:

А. Миропомазание

Б. Крещение

В. Соборование

31. Положил начало крещению:

А. Иоанн Предтеча

Б. Пророк Моисей

В. Иисус Христос

32. Иисус Христос:

А. Бог

Б. Человек

В. Агнец Божий

Г. Все вместе

Планы семинаров

1. Религиозные предпосылки христианства.

2. Социально-политические предпосылки христианства.

3. Основные персонажи Евангелия.

4. Учение Иисуса Христа.

5. Христианский «Символ веры».

6. Христианская мораль.

7. Христианский культ.

Темы рефератов

1. Иисус Христос – кто он?

2. Философия Филона и Сенеки – предпосылка христианского вероучения.

3. Философия стоиков и христианство.

4. Первые христиане.

5. Библия как культурная ценность.

6. Священные книги христианства.

7. Библейские сюжеты в искусстве.

8. Нагорная проповедь Христа.

9. Святые места на Руси.

10. Христианские таинства.