Вы здесь

Основы права. Правовое обеспечение медицинской деятельности. Часть 1. ОСНОВЫ ПРАВА (С. Ф. Багненко, 2009)

Часть 1. ОСНОВЫ ПРАВА

Глава 1

СУЩНОСТЬ ПРАВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВОМ

1.1. Право: понятие, источники и система права

Определить право и его роль в жизни общества пытались еще юристы Древнего Рима, которые обращали внимание на его многогранность. Право в Древнем Риме употреблялось в нескольких значениях. В первом право означало то, что всегда является справедливым (естественное право), а во втором – то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве (цивильное право).

По мере развития общества и государства менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, сохранились. Споры о понятии права, о соотношении государства и права, права и закона продолжаются и в настоящее время.

Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским (Зорькин В. Д., 1978), ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающих в качестве классового регулятора общественных отношений» (Алексеев С. С., 1976). При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее, с нормативноправовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством. Другой подход к праву – непозитивистский – не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды» (Емельянов С. А., 1992). При таком подходе к трактовке права оно не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, т. е. правовой идеал. Однако данный подход в реальной практике является менее распространенным, чем позитивистский.

Таким образом, право в реальной жизни выступает не иначе как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством, и за нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Основные признаки права заключаются в том, что право:

– представляет систему норм или правил, установленных или санкционированных государством;

– выражает идею справедливости и свободу действий;

– образует собой систему взаимосвязанных норм, основанных на общих принципах и подходах;

– закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан;

– действует на всей территории страны, правовые нормы обязательны для всех категорий граждан, которых они касаются;

– определяет наиболее оптимальную меру свободы для каждого гражданина, обеспечивая такое положение, когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан;

– выступает как мера насилия, допустимая над личностью в его интересах и интересах других граждан;

– является обязательным для исполнения различными людьми.

Исходя из современных воззрений, право – есть система норм, которая исходит от государственных органов его принудительной силой, выражает коренные интересы страны или значительной части общества и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений.

Виды источников права приведены в таблице 1.

В России нормативно-правовые акты являются основными источниками права. Различают следующие виды нормативно-правовых актов.


Таблица 1

Источники права


Конституция – это принятый в особом порядке законодательный акт высшей юридической силы, закрепляющий наиболее значимые особенности политики государства, правового и экономического устройства конкретного государства. Содержит базовые ориентиры для правотворческих органов всех уровней. Дополнения и изменения к Конституции вносятся также в особом порядке.

Законы – это правовые акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.

Законы должны обладать следующими признаками:

– издание законов входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти;

– законы регулируют важные, устойчивые общественные отношения;

– в законе содержатся юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы;

– закон обладает высшей юридической силой;

– закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.

Выделяют законы: конституционные – законы, принятые парламентом государства в особом порядке, определяют основные вопросы жизни государства, выражают общую государственную форму, обладают высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет Конституция РФ – это законы о порядке деятельности правительственных органов, о судебной системе, о порядке деятельности Конституционного суда и т. д.; федеральные (субъектов федерации) законы – принимаются на основе и для исполнения Конституции и составляют текущее законодательство, регулирующее различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.

Законодательный процесс – это порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов.

Начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы и кругу ее субъектов. Право законодательной инициативы – это юридически предусмотренная возможность соответствующих государственных органов и депутатов вносить в Государственную думу проекты законов. Согласно Конституции Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету федерации, членам Совета федерации, депутатам Государственной думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду по вопросам их ведения. Принятие закона Государственной думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, заслушивается доклад инициатора проекта и проводятся прения. После них Государственная дума принимает решение по законопроекту с учетом высказанных замечаний и предложений. При принципиальном одобрении законопроекта он считается принятым в первом чтении, что означает продолжение работы над ним и передачу его на обсуждение комитета, ответственного за подготовку данного законопроекта. Второе чтение состоит в детальном постатейном обсуждении законопроекта и внесенных депутатами поправок, изменений и дополнений. Третье, завершающее, чтение состоит в голосовании за или против законопроекта в целом; на этой стадии не разрешается вносить никаких поправок.

Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы (50 % плюс один голос). После принятия Государственной думой Федеральный закон передается в течение 5 дней на рассмотрение Совету федерации. Регламентом Совета федерации предусмотрено, что принятый Государственной думой Федеральный закон и сопровождающие его документы в течение не более чем 48 ч направляются всем депутатам Совета федерации, а также в соответствующий комитет данной палаты, который, по решению Председателя Совета федерации, должен подготовить заключение по этому закону.

Совет федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной думой Федеральный закон, одобрить его или отклонить. Совет федерации может и воздержаться от рассмотрения. Часть принятых Государственной думой законов, согласно Конституции, подлежит обязательному рассмотрению Советом федерации. К ним относятся законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира, а также конституционные законы.

После направления в Совет федерации принятого Государственной думой Федерального закона такой закон считается одобренным Советом федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом федерации. Если Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом федерации, то Председатель Совета федерации может принять решение не вносить закон на рассмотрение палаты или включить его рассмотрение в повестку дня.

Далее принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Федеральный закон.

Конституцией Российской Федерации Президенту дано право отлагательного вето в отношении принятых Государственной думой и одобренных Советом федерации федеральных законов. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.

Официальным считается опубликование закона в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». При опубликовании закона указываются его полное наименование и дата подписания, дается полный текст закона.

Наряду с законами в иерархии правовых норм присутствуют подзаконные правовые акты:

– указы президента;

– постановления и распоряжения правительства;

– приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств;

– инструкции ЦБ;

– постановления правительства субъектов федерации;

– распоряжения мэров и губернаторов;

– акты органов местного самоуправления.

Это нормативные акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов и на них основаны.

1.2. Система права. Отрасли и институты

Под системой права понимается внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство составляющих его юридических норм и вместе с тем объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.

Система права представляется как:

– сложное единство, сформированное различными факторами, которое служит для достижения общей цели;

– интегральная совокупность взаимодействия элементов, предназначенная для кооперационного выполнения заранее назначенных функций и различных функциональных единиц.

Базовые признаки системы права характеризуются:

– объективностью, т. е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений;

– согласованностью – это обусловлено тем, что возникающие противоречия должны своевременно устраняться законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно-правовой акт.

Особенности системы национального права определяются конкретными историческими условиями его формирования, влиянием традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права.

Для любой системы права характерна не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой. Система содержит функциональные связи и отношения. Право в целом и его отдельные отрасли реализуют по отношению к обществу ряд функций (охранительную, регулятивную, воспитательную и др.). Право – система формализованная, она может существовать только документально в форме совокупности нормативно-правовых актов. Основы системы права составляют существующие общественные отношения (каждой области общественных отношений соответствует своя область права).

Выделяют следующие элементы системы российского права.

• Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

• Институт права – это совокупность правовых норм внутри отрасли права, регулирующих какой-либо вид общественных отношений внутри отрасли права, в каждой отрасли можно выделить множество институтов.

• Норма права – это обязательное правило поведения, которое охраняется силой государственного принуждения.

1.3. Структура норм права

Норма права – это общеобязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащее дозволение либо запрещение, предоставляющее юридические права либо возлагающее юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечивается правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

Основные признаки правовой нормы:

• Правовая норма – общеобязательная норма поведения.

• Устанавливается или санкционируется государством (властное веление).

• Предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность.

• Охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций.

• Норма права отражает наиболее значимые для общества общественные отношения – отношение к власти, безопасность, материальное, семейное.

Нормы права подразделяются на следующие виды: управомочивающие (предоставляющие возможность действовать), обязывающие (требующие определенного, должного поведения) и запрещающие (устанавливающие запреты на совершение каких-либо действий или бездействия). Нормы права можно классифицировать также по отраслям (гражданского, уголовного, административного права и т. д.), в зависимости от действия в пространстве (общего действия и местного действия) и др.

Структура правовой нормы приведена в таблице 2.

Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов может быть:

прямой – когда в статье закона прямо изложены все три или два элемента правовой нормы;

отсылочный – когда в статье нормативно-правового акта изложена не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагают недостающие элементы либо более детально раскрыто их содержимое;


Таблица 2

Структура правовой нормы


бланкетный – это такой способ, когда в статье нормативноправового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права, содержащиеся в других нормативно-правовых актах.

Виды правовых норм представлены в табл. 3.

Норма права обладает рядом специфических признаков (свойств):

1. Норма права указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, они включены в текст нормы и становятся обязательными правилами поведения.

2. Норма права является повелительным предписанием независимо от его характера, находится под охраной государства, которое определяет меры принуждения в случаях его нарушения.

3. Норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения.

4. Норма права – общеобязательное правило поведения, которое имеет значение как для общества в целом, так и участников конкретного вида общественного отношения. Норма права обычно рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц.

5. Норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений и охватывает все возможные индивидуальные случаи.

6. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на урегулирование которых она направлена, и формируется под влиянием социального опыта уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок государства и других факторов.


Таблица 3

Виды правовых норм


Таким образом, норма права – это научное, объективно обоснованное предписание, модель общественного отношения, отражающая интересы общества в развитии данного отношения.

В настоящее время совершенствование норм права идет по направлениям улучшения содержания норм, упорядочения их структуры и системы.

1.4. Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Государство и право в их соотношении. По вопросу о соотношении государства и права в юридической науке различаются следующие подходы. Один из них исходит из приоритета государства над правом. Согласно ему, право рассматривается как продукт государственной деятельности. Считается, что право находится в подчиненном отношении к государству. Отношение к понятию «права» при этом подходе определяется как совокупность норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права исходит из концепций школы естественного права, где определяют понятие государства из общественного договора. Право ограничивает деятельность государства, что, по мнению представителей данной школы, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав субъекта правоотношения. Следовательно, исходя из концепции данного подхода, право главенствует над государством, возникает до образования государства, и никакое государство не является первоначальным источником права.

Согласно третьей точке зрения, связь между государством и правом не имеет однозначного причинно-следственного характера, так как государство порождает право или из права рождается государство. Эта связь видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь, что позволяет выявить глубинные связи между государством и правом и определить принципиально важное значение этого взаимодействия для жизни общества. Связь государства и права заключается в том, что государство не порождает право, а является, с одной стороны, зависимым и подчиненным ему, с другой стороны, мощным средством, поддерживающим и усиливающим высокий потенциал права в обществе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой право ему это позволяет.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права. Ниже представлено соотношение государства и права в реальной жизни общества.

Соотношение государства и права.

О б щ и е ч е р т ы:

• Возникли в результате одних причин.

• Друг без друга не существуют.

• Общая экономическая база.

• Уровень правовой культуры, национально-политическая особенность конкретного народа.

• Едины по своей социальной сущности.

Р а з л и ч и е:

• Государство – это орган ведущей политической партии, а право – производная от взаимоотношений государства и общества.

Роль государства как правообразующего фактора заключается: в осуществлении правотворческой деятельности, т. е. в определении потребности в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности) и учреждении общих норм, придавая им авторитетом государственной власти всеобщий характер; в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера; в признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы.

2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.

3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.

5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

6. Право выступает в современных условиях языком общения государства с другими государствами, мировым сообществом в целом.

7. Право является основным средством легитимации государственного принуждения и определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Следовательно, государство не может существовать и функционировать вне права. Концепция правового государства исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. Право выступает как сила, способная подчинить государство.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.

Правовое государство: основные признаки. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями, как Платон, Аристотель, И. Кант, Д. Локк, Г. Гегель, Ш. Монтескьё и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками являются:

– верховенство закона;

– организация и функционирование власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;

– обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т. е. с тем, что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми (например, законы в фашистской Германии). Закон должен соответствовать идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона означает иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Конституция является главенствующей в этой иерархической лестнице, и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.

В правовом государстве должна быть взаимная ответственность как государства перед личностью, так и личности перед государством. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются взаимные обязанности как государством, так и личностью.

1.5. Понятие формы государства

Под формой государства понимаются конкретно-исторические характеристики организации политической власти в стране. Сторонами, характеризующими форму государства, являются: форма правления, политический режим и форма устройства государства.

Форма правления в государстве представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределения властных полномочий (табл. 4).

Форма правления определяет:

• создание высших органов государства и их строение;

• принципы, лежащие в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

• построение отношений между верховной властью и населением страны.

Формы государственного устройства – это национальное и административное территориальное строение государства, которое распределяет характерные взаимоотношения между его основными частями и между центральными и местными органами власти.

Формы государственного устройства определяют:

• внутреннее строение государства;

• правовое положение этих частей;

• построение взаимоотношений между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства различаются, как:

• унитарное;

• федерации;

• конфедерации.

Унитарное государство – единое, целое государственное образование, состоящее из административных и территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Они соединены высшим органом власти, единой судебной системой, единой конституцией, единым законодательством, единым гражданством, единой денежной и кредитно-налоговой политикой.

Федерация – это добровольное объединение нескольких суверенных государств в единое союзное государство.


Таблица 4

Формы правления государства


Признаки федерации:

• территория федерации состоит из территории его отдельных субъектов;

• единая система высших органов государственной власти;

• федеративное государство осуществляет представительный интерес входящих в него субъектов в международных отношениях;

• единая налоговая система;

• наличие общей армии и правоохранительных органов;

• единая государственная граница и пограничные войска;

• наличие федеральных судебных органов;

• наличие в парламенте палаты федераций, представляющей интересы членов федерации, что обеспечивается равным механизмом выборов.

Конфедерация – это временно созданный союз суверенных государств для их защиты и достижения общих целей.

Политический режим государства – это совокупность средств и методов осуществления политической власти в конкретном государстве.

По форме государственного режима государства делятся на:

• демократические;

• антидемократические;

• тоталитарные;

• авторитарные.

Политический режим демократического типа имеет своей предпосылкой (целью) существование суверенных, индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономической жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Отличительные черты:

• отсутствие обязательной для всех государственной идеологии;

• наличие свободного формирования вне государственных политических партий;

• ограничение политической роли партии участием в выборах с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы;

• наличие политических свобод.

Реализация этих предпосылок и делает режим демократическим, главную роль в формировании государственного режима которого играет народ.

Тоталитарный режим государства характеризуется насильственным навязыванием населению общих порядков, чьи модели разработаны на основе единой антинародной идеологии:

• полный контроль господствующей партии (группы людей) над политической, экономической жизнью государства, культурой и бытом;

• в методах управления преобладает политическое и физическое насилие (полицейский и жандармский террор).

Авторитарный политический режим имеет следующие черты:

• ликвидация или значительное отрицание свобод граждан;

• запрещение оппозиционных партий и других организаций;

• ограничение роли выборных государственных органов;

• сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведение роли парламента и других органов власти до положения сугубо формальных институтов.

Авторитаризм – зачастую фашистский режим.

В связи со схожестью черт авторитарного и тоталитарного режима ряд авторов их не разделяют.

Политический режим в России Конституцией провозглашен как демократический, который характеризуется следующими признаками: гарантированностью прав и свобод человека; выборностью органов государственной власти; недопущением господства какойлибо идеологии в качестве государственной или обязательной; обеспечением свободного действия различных партий, объединений, движений, которые не преследуют целей насильственного изменения основ конституционного строя, подрыва безопасности государства. Формой правления в России выбрана республика, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем.

Глава 2

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Конституция России является ядром правовой системы, так как в этом Основном законе России определяются общественное и государственное устройство, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан. В Конституции определен принцип разделения властей на законодательную власть, которая в России принадлежит Федеральному собранию; исполнительную, которую осуществляет Правительство; и судебную власть, которой наделены суды. Президент – есть глава Российского государства.

Законодательная власть в России принадлежит Федеральному собранию Российской Федерации. Это дает право законодательному органу принимать, изменять и дополнять законы. Законодательная власть в субъектах федерации принадлежит представительным (т. е. формирующимся из депутатов в результате выборов) органам власти этих субъектов (например, Законодательное собрание Санкт-Петербурга). Законотворческая деятельность Федерального собрания России и органов представительной власти субъектов Российской Федерации строится в соответствии с полномочиями этих органов, которые установлены Конституцией России.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации во главе с председателем Правительства. Исполнительная власть принадлежит также министерствам и ведомствам России.

В соответствии с Конституцией России, Президент РФ является главой государства, а также гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ назначает выборы Государственной думы и распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, имеет право законодательной инициативы (вносит законопроекты в Государственную думу), подписывает и обнародует федеральные законы, ежегодно обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя правления Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя правления Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, Президент РФ имеет право назначать референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.

Осуществляя свою деятельность, Президент РФ назначает с согласия Государственной думы председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ, по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров, представляет Совету федерации для назначения на должность кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Президент РФ назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Для успешной работы формирует Администрацию Президента РФ, а также назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом, и утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной думе.

В отношении судебной власти функции Президента РФ заключаются в следующем. Он представляет Совету федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, назначает судей других федеральных судов.

Кроме того, Президент РФ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания и осуществляет помилование.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом федерации только на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное собрание. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и контрольные функции за исполнительной властью: утверждает федеральный бюджет Государственной думой, дает согласие на назначение Президентом РФ председателя Правительства РФ, а также использует право отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание состоит из Совета федерации и Государственной думы.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Количество членов Совета федерации определяется числом субъектов Российской Федерации, причем в эту палату входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).

Конституция предусматривает, что порядок формирования Совета федерации и выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Государственная дума избирается сроком на 4 года. Демократические и свободные выборы в представительные органы государственной власти являются гарантией демократии и прав граждан, в том числе и права участвовать в управлении делами государства через своих представителей. С помощью таких выборов выявляется волеизъявление избирателей, составляющих подавляющую часть населения, т. е. реализуется народовластие в его представительной форме. По истечении срока полномочий Государственной думы Президент РФ назначает выборы Государственной думы нового созыва.

Депутаты Государственной думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.

Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

Вопросы организации деятельности Федерального собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламентах палат Федерального собрания.

К ведению Совета федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

Следующие полномочия Совета федерации – утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения и Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Президент при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного либо чрезвычайного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету федерации и Государственной думе. В ведении Совета федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории. К компетенции Совета федерации относится назначение выборов Президента РФ.

Решение Совета федерации об отрешении Президента РФ от должности может быть принято на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. К ведению Совета федерации относятся также назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Совет федерации участвует в формировании состава Счетной палаты, назначает на должность и освобождает от должности половину состава ее аудиторов и заместителя Председателя Счетной палаты.

Для одобрения Советом федерации Федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета федерации.

Круг вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Государственной думы, сравнительно ограничен, хотя в целом достаточен для эффективного выполнения ее задач и функций в структуре парламента – Федерального собрания Российской Федерации. Можно вести дискуссии о том, мало или много полномочий у Государственной думы для выполнения ее предназначения, но необходимо подчеркнуть, что важнейшая ее функция – деятельность по принятию законов.

В ведении Государственной думы находится назначение на должность и освобождение от должности председателя правления Центрального банка РФ. Государственная дума также формирует часть состава Счетной палаты, назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной думой. К ведению Государственной думы отнесено объявление амнистии, т. е. полного или частичного освобождения от уголовного наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким.

К компетенции Государственной думы отнесено и выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Установлено, что решение Государственной думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы, и по инициативе не менее одной трети депутатов этой палаты при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной думой.

Общие основы принятия правовых актов Государственной думой установлены в Конституции: постановления принимаются большинством голосов, т. е. не менее чем 50 % плюс один голос от общего числа депутатов Государственной думы. Однако в Конституции предусмотрен и другой порядок принятия решений. Например, в случае несогласия Государственной думы с решением Совета федерации об отклонении принятого Государственной думой федерального закона, последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в предусмотренных ею случаях Государственная дума может быть распущена Президентом РФ. Таким основанием является трехкратное отклонение представленных кандидатур на должность председателя Правительства РФ, повторное выражение Государственной думой недоверия Правительству РФ, выражение Государственной думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса о недоверии является председатель Правительства.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. В своем составе Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, заместителей председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает кандидатуры на должности заместителей председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства организует и направляет работу Правительства.

В компетенцию Правительства входит: разработка и представление Государственной думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление Государственной думе отчета об исполнении федерального бюджета; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики и политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью, мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Важная особенность судебной власти – независимость судей, подчинение их только Конституции России и федеральному закону и их несменяемость. Для прекращения полномочий судьи существует специальная законодательная основа.

Судья – лицо неприкосновенное. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

• Конституционный суд РФ;

• Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Глава 3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

3.1. Права и свободы человека

Одна из вечных проблем человечества – это права человека. Современный перечень прав и свобод человека, зафиксированный в международно-правовых документах, – это результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного общества. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми.

Права человека – это система личных, экономических, социальных, политических и юридических норм и гарантий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. Это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные блага (права).

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Под основными правами следует понимать права, содержащиеся в конституциях государств и международно-правовых документах по правам человека: в Международном билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждан, Европейской социальной хартии и др.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие Устава ООН положили начало новому этапу межгосударственных отношений в области прав и свобод человека.

10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Декларация признает естественный характер прав человека. Их содержание не может определяться исключительно государством. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными декларацией, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В декларации закреплены личные, политические, социально-экономические права. Личные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, посягательствам на неприкосновенность его жилища, честь и репутацию. Каждый человек имеет право свободно передвигаться в пределах любого государства, покидать любую страну, возвращаться в любую страну, искать убежища от преследования в других странах. К личным правам относятся также права на свободу мысли, совести, религии, убеждений и их свободное выражение, мирных собраний и ассоциаций.

Политические права связаны с обладанием гражданством государства. Каждый человек имеет право на гражданство, право принимать участие в управлении своей страной, право равного доступа к государственной службе в своей стране. Воля народа должна быть основой власти правительства.

Социально-экономические права, закрепленные в декларации, касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, культура, семья, материнство, детство, социальное обеспечение.

Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности, религии вступать в брак и создавать семью. Семья имеет право на защиту со стороны общества и государства. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение, на осуществление необходимых мер для поддержания достоинства человека и для свободного развития его личности, на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на создание профсоюзов, на отдых и досуг, на жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния, на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, на образование. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право на защиту законом. Каждый человек имеет право на восстановление своих прав в суде. Декларация закрепляет принцип презумпции невиновности.

Центральное положение в системе универсальных актов по правам человека занимают Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на гуманное обращение и уважение достоинства лиц, лишенных свободы, на свободу передвижения и выбора местожительства, на свободу слова, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на мирные собрания, на признание правосубъектности, невмешательство в личную или семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Все равны перед судом и трибуналом. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Семья имеет право на защиту со стороны общества и государства. В тех странах, где существуют этнические, религиозные, языковые меньшинства, лица, принадлежащие к ним, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком, исповедовать свою религию.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на создание профсоюзов, на забастовки, на достойный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, на свободу от голода, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни.

Семье, матерям, детям должны предоставляться охрана и помощь. Государства-участники обязаны представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к соблюдению этих прав. Доклады представляются Генеральному секретарю ООН, который направляет их на рассмотрение в экономический и социальный совет.

Кроме вышеназванных документов, важное место занимает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). В Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и пактах о правах человека, но Конвенция постоянно развивается и дополняется новыми документами (табл. 5).

Европейская социальная хартия принята членами Совета Европы в 1961 г. В этом документе объединяются Декларация (часть 1) и Международный договор (часть 2). В части 1 декларируются экономические и социальные права, а в части 2 эти права признаются обязательными.

В 1975 г. странами-участницами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое затем было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, был подписан Хельсинкский заключительный акт. В этом акте отмечается всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия. Акт стал основой, на которой уже много лет развивается сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.


Таблица 5

Оcновные права и свободы человека


Таким образом, на сегодняшний день в мире существует множество международных документов, закрепляющих права человека, а также созданы все условия для их соблюдения, обеспечения и защиты.

3.2. Законодательные основы прав тяжелобольных и умирающих (международно-правовой аспект)

Проблема реализации прав тяжелобольных и умирающих очень сложна и связана с ситуацией, когда больного вылечить практически невозможно и его смерть предопределена заболеванием или травмой, не совместимыми с жизнью. Изучение вопроса показало, что активная эвтаназия запрещена законом вне зависимости от согласия на нее пациента.

Последняя рекомендация Совета Европы по защите прав и достоинства неизлечимо больных и умирающих вновь подтвердила обязательное право на жизнь. Ст. 2 Европейской конвенции по правам человека направлена против официального введения активной эвтаназии в государствах-членах ООН, указывает на злоупотребления, которые имели место. Приоритетными направлениями решения этой проблемы должны быть: развитие паллиативной помощи, устранение боли и поддержка пациентов и их семей. В то же время в ст. 2 критикуются чрезмерное усердие и бессмысленная настойчивость, проявляемые при лечении. Она призывает государства признать право пациентов на самоопределение в отношении дальнейшего лечения. Пациента никогда не следует лечить против его воли.

Ценность паллиативной помощи признана во всем мире. По определению ВОЗ, паллиативная помощь поддерживает жизнь. Умирание является естественным процессом, а посему нельзя ускорять смерть. Паллиативная помощь облегчает боль и страдания, интегрирует психологические и духовные интересы пациента. Международные и национальные законы рекомендуют совершенствовать профессиональную подготовку врачей и разрабатывать ее стандарты, ориентировать общественное сознание на поддержку паллиативной помощи. С точки зрения законности важно то, что целью такой помощи является облегчение страданий пациента.

Суть эвтаназии (от греч. еuthanasia, еu – хорошо, thanatos – смерть) состоит в намеренном ускорении смерти или умерщвлении неизлечимого больного, находящегося в терминальном состоянии, с целью прекращения его страданий.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан однозначно запрещают осуществление медицинским персоналом активной эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями и средствами.

Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, в настоящее время во многих странах считается незаконной и неэтичной. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания (Уранов В. Н., 1995).

Сам пациент, и только он, имеет право решать, жить ему или умереть. Врач обязан до конца бороться с болезнями всеми способами и облегчать страдания пациента.

Случаи самоубийства при пособничестве врача (ассистированный суицид) стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны общественности. Известны случаи использования приспособлений, сконструированных врачом (врач инструктирует пациента о том, как ими воспользоваться). Иногда врач дает пациенту лекарство и информирует о дозе, прием которой приведет к летальному исходу. Подобно эвтаназии, самоубийство при пособничестве врача подлежит осуждению со стороны медицинской общественности. Вместе с тем право пациента отказаться от медицинской помощи является одним из основных, и действия врача, направленные на уважение этого права, даже если они ведут к смерти пациента, вполне этичны.

Выделяют следующую классификацию эвтаназии.

В зависимости от действий лица, осуществляющего эвтаназию, она может быть активной – в случае применения лицом специальных средств для прекращения жизни другого лица; и пассивной – когда смерть человека вызвана прекращением необходимой поддерживающей терапии.

Доктор Д. Кеворкян (США) разработал способ, который позволяет безболезненно совершить самоубийство больным, находящимся в безнадежном состоянии или испытывающим чрезвычайные страдания. За эти действия Кеворкян получил прозвище «докторсмерть». Автор способа утверждает: «Мой метод гуманен, позволяет людям сохранить достоинство, внешний вид и к тому же абсолютно безболезнен».

Конгресс США в настоящее время издал чрезвычайный закон, запрещающий такого рода действия, а сам «доктор-смерть» Д. Кеворкян привлечен к уголовной ответственности по обвинению в убийстве.

Больному человеку, в том числе безнадежному, всегда и в полном объеме должна оказываться помощь, которая обеспечит облегчение его страданий и продолжение жизни. Принцип подобной тактики определяет термин «дистаназия».

Отечественное законодательство считает, что по сути эвтаназия есть убийство одного человека другим. А убийство даже безнадежно больного человека, даже по его собственному желанию и просьбе противоречит самой сущности врача и среднего медработника.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан однозначно запрещают осуществление медицинским персоналом активной эвтаназии. Однако в соответствии со ст. 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан только сам пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства и потребовать его прекращения.

Бытующий среди некоторых реаниматологов взгляд на то, что к согласию больного на оказание ему помощи приравнивается и согласие его родственников, следует считать наказуемым заблуждением, потому что в случае, когда врач действует в соответствии с их отказом от оказания медицинской помощи пациенту, не учитывая мнение больного по различным причинам (от прямого его игнорирования до невозможности его получить в силу нахождения пациента в бессознательном состоянии), наступает уголовная ответственность врача по ст. 124 Уголовного кодекса РФ – неоказание помощи больному. В этой ситуации врач должен поступить следующим образом: если больной старше 15-летнего возраста не может выразить свою волю и у врача отсутствуют сведения о признании его недееспособным – необходимо вынести вопрос о выборе методов оказания медицинской помощи на консилиум, а при невозможности его созвать решение должен принять лечащий или дежурный врач (ст. ст. 30, 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). С позиций законодательства неверна также и точка зрения, постоянно высказываемая А. П. Зильбером (1995, 1998), который ставит на равные правовые позиции в решении вопросов о согласии на лечение или отказе от него законного представителя (т. е. опекуна недееспособных пациентов, родителей больного в возрасте до 15 лет и попечителей в соответствии с ГПК) и представителей по доверенности (адвокатов и т. д.). Если законный представитель имеет такое право, то никакой представитель по доверенности его не имеет (ст. 30, 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

В настоящее время закон запрещает медицинскому персоналу осуществлять эвтаназию. В соответствии с Уголовным кодексом РФ осуществление эвтаназии подпадает под действие ст. 105 – убийство.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на модное увлечение разговорами о перспективности эвтаназии, не существует ни законодательной базы, ни организационных возможностей, ни надзорных органов для правомерного внедрения этой процедуры в России.

Следовательно, эвтаназия представляет собой преднамеренный акт, совершаемый одним лицом с намерением покончить жизнь другого лица, чтобы облегчить его страдания, когда этот акт является причиной смерти. Однако отказ от активной эвтаназии и усиливающийся интерес к достойному уходу из жизни существуют и приводят к совершенствованию паллиативной помощи.

3.3. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина

В Конституции России права и свободы человека и гражданина составляют отдельную главу. Понятие «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия. Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав человеческой личности, второе исходит из прав личности как гражданина государства.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права. Все равны перед законом и судом.

В целом положения данной главы соответствуют международным стандартам и международным обязательствам нашего государства в этой области: Всеобщей декларации прав человека; Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах; Международному пакту о гражданских и политических правах; Факультативному протоколу к нему. Положения этой главы не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Нормы Конституции, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, нельзя рассматривать вне связи с признанием прав и свобод человека высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Для формирования правового государства важно признание высшей силы Конституции, а также ее непосредственного действия. Конституция обладает высшей юридической силой, а также имеет прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Это существенный признак правового государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее.

Несмотря на значимость этих норм, права и свободы человека пока еще не стали высшей ценностью в России. Это определяется предшествующей историей и сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважение прав человека – задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно только в результате длительных усилий всего общества.

Глава 4

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА

В этой главе представлена характеристика основных отраслей Российского права.

Конституционное право – правовая отрасль, которая устанавливает основы конституционного строя государства, систему государственной власти, формирование и организационную деятельность государственного аппарата, работу высших и местных органов власти и управления, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, государственное устройство России и все, что относится к вопросам государственной власти и методам ее организации.

Конституция – основной закон государства.

1. Обладает высшей юридической силой. Ни один другой законодательный и нормативный акт не может противоречить Конституции. В случае принятия такого акта он является юридически ничтожным с момента принятия и не подлежит защите со стороны государственных органов.

2. Закрепляет основные стороны жизнедеятельности государства и общества: систему государственной власти, компетенцию всех органов власти, политическую и экономическую основу государства, конституционные права, свободы и обязанности граждан, систему органов государства и порядок их функционирования.

3. Конституция, в отличие от других законов, принимается, изменяется и дополняется с соблюдением особого порядка, который прямо установлен в ней.

4. Конституция является цементирующим законом, правовым фундаментом всей системы законодательства России. После принятия или изменения Конституции все нормативные акты, противоречащие ей, подлежат отмене или теряют свою юридическую силу.

5. Принятие нормативного акта, противоречащего Конституции, любым должностным лицом государства, включая Президента России, приводит к состоянию, когда этот акт перестает регулировать общественные отношения.

Административное право является одной из отраслей права, которая обладает определенными особенностями, спецификой, определяемыми особенностями тех общественных, управленческих отношений, которые регулируются при помощи норм данной отрасли. Если речь идет об управленческих общественных отношениях, то, следовательно, нормы административного права в литературе обоснованно называют «нормами управления». Рассмотрению, таким образом, подлежат вопросы управления, проблемы управления, сущность управления, процесс управления. Ученые-кибернетики сформулировали основные законы управления в области природы, техники и общества. Именно они установили фундаментальные принципы управления, определили, что управление не может осуществляться без информации, определили технологию управленческого процесса, необходимость обратных связей, обосновали цели управленческого процесса: оптимизация деятельности, которая подвергается в рамках этого процесса определенным воздействиям, ит.д.

Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Источниками семейного права являются Конституция РФ, Семейный кодекс и другие правовые акты.

Брак – это юридически оформленный свободный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Он основывается на чувстве любви, подлинной дружбе и уважении – нравственных принципах построения семьи.

Юридическое оформление брака состоит в его регистрации. В соответствии с законом, только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает права и обязанности супругов. Регистрация брака происходит в органах записи актов гражданского состояния, органах местного самоуправления (в сельской местности). Брак не может быть зарегистрирован каким-либо иным органом (например, церковью). В этом случае он не порождает прав и обязанностей, связываемых законом с возникновением брака. Таким образом, религиозный обряд брака правового значения не имеет. Регистрация брака обеспечивает непременное соблюдение условий его заключения; производится также с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей.

Конец ознакомительного фрагмента.