Глава вторая
Теология
Учение о Боге
После того как мы разобрали, что такое откровение, перейдем к тому, что оно нам открывает, а именно – к Богу. Мы уже говорили о том, что можно видеть Бога, изучая и рассматривая Его творение – природу вокруг нас. Но этого недостаточно, чтобы узнать Его. Он явил Себя более доступным человеку образом: частично через Писание, частично через Иисуса Христа.
Откровение, данное Богом через Писание, многозначно. Бог показывает Себя с различных сторон, чтобы нам стала понятнее высота, глубина, широта и долгота Его сущности и планов.
Предпосылкой откровения о Боге является Его существование. Нигде в Библии не подвергается сомнению тот факт, что Бог существует. Это абсолютно очевидно. Более того, Писание говорит: «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“» (Пс. 52:2). В Первом послании к Тимофею сказано о Боге, что Он «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6:16).
Бог недоступен человеческому взору, но Он реален и конкретен. Иисус обращался к Нему: «Отче наш, сущий на Небесах!» (Мф. 6:9).
Открываясь Моисею в пустыне, Бог назвал ему Свое имя: «Я есмь». «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).
Через откровение Бог зримо выступает из невидимого мира. Он являет Себя вечным, единственным и живым Богом, полной противоположностью идолам, пустым, мертвым и лишенным силы.
Когда один из учителей закона спросил Иисуса, какая самая важная заповедь в законе, Тот ответил: «Первая из всех заповедей: „слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый…“» (Мк. 12:29). Книжник ответил Ему:
«Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Него» (ст. 32). Бог выходит из славы и показывает нам Свое единство, вечность и всемогущество. Благодаря понятиям единства, вечности и всемогущества, мы имеем возможность увидеть различные стороны характера Бога, понять и полюбить Его и быть Ему послушными. Его Личность проявляется в Писании и становится видимой благодаря воплощению в Его Сыне Иисусе Христе.
В Послании к Евреям говорится, что Иисус есть «сияние славы и образ ипостаси» (1 Евр. 1:3) Бога. Таким образом Он выступает из вечности и становится видимым для нас:
• через тени и контуры творения;
• через откровения в Писании.
Его Сын, Иисус Христос, Который в Послании к Колоссянам назван «образом Бога невидимого» (Кол. 1:15), «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…» (Кол. 2:9).
Более ясной картины, более полного понимания, более тесной близости и общения с Ним, чем есть в Иисусе Христе, не найти!
Теперь, когда Бог выступил перед нами во всем Своем могуществе, Он предстал как единственный Бог и как единый. В Книге Исход записаны слова Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:2, 3).
Бог один! Тем не менее Новый Завет говорит о триединстве Бога, и для многих это становится камнем преткновения. Одни просто перескакивают через вопрос триединства, другие считают, что его нельзя понимать в буквальном смысле, третьи категорически отрицают триединство. Никто из них не прав.
Нет необходимости разумом постигать все аспекты. Единственное, что нужно сделать, это лишь признать ясность и однозначность откровения Писания о том, что Бог един и в то же время триедин. Не три Бога, а один Бог, Который открывается нам как триединый.
Иисус прямо и недвусмысленно подтверждает это в Великом поручении ученикам: «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф. 28:19).
Бог един, но открывает Себя в трех Личностях. Это три Личности, и каждая из Них вечна и всемогуща, но составляют одно единое Божество. Эти три Личности имеют одну сущность, одну волю и одинаковые свойства, но имеют разные отношения между собой внутри Божества.
Различное толкование триединства привело к многочисленным религиозным распрям. Это объясняется, естественно, ограниченностью человеческого разума, неспособного постичь, каким образом Бог может быть неделим и одновременно троичен.
Что бы ни думал на этот счет человек, Библия утверждает, что это так. Павел пишет во Втором послании к Коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (13:13). Другой пример – слова Самого Иисуса: «Я и Отец – одно… Видевший Меня видел Отца…» (Ин. 10:30; 14:9).
В Первом послании Иоанна сказано: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2:23).
Со времени рождения Церкви никто не описал то, чему учит Библия о триединстве, лучше, чем это было сделано в Афанасийском исповедании веры:
«…мы поклоняемся единому Богу в трех Лицах и трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем эти Лица и не разрываем Божественной сущности. Ибо мы, как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом, и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отец не сделан, и не сотворен, и не рожден. Сын есть от Отца, и только от Отца, – не сотворен и не сделан, но рожден. Святой Дух есть от Отца и Сына – не сотворен и не сделан или рожден, но послан. Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И среди этих трех Лиц ни один не первый и ни один не последний, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклоняться как единому Божеству и в одном Божестве – всем трем Лицам».
Единый, невидимый, всемогущий, триединый Бог открывает Себя людям, чтобы они могли понять Его, общаться с Ним, принимать Его и следовать за Ним. Все это Он дал нам в Писании и в Иисусе Христе.
В скобках нужно заметить, что некоторые теологи-феминисты восстают против того, что Бог может быть Отцом. Несомненно, что в Боге сосуществуют мужские и женские качества. Правда и то, что когда Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, то Он имел в виду и мужчину, и женщину.
Тем не менее Библия называет Бога «Отче наш» и «Господь», Иисус тоже говорит об Отце. Называть Бога «Матерью» есть чистое богохульство и совершенное злоупотребление Библией. Это означает введение божества Нью-Эйдж вместо библейского Бога.
Исаия говорит:
«Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? <…> Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис. 40:18, 26).
Теперь назовем некоторые из качеств Бога, которые открываются нам через Библию и показывают нам Его с той или иной стороны.
Во-первых, Библия утверждает, что Бог есть Дух. В Евангелии от Иоанна сказано: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).
Во-вторых, Бог существует Сам в Себе: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).
В-третьих, Бог вечен и неизменен: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Далее я приведу еще несколько характеристик Бога.
1. Бог всемогущ
«Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).
«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6).
Всемогущество Бога относится ко всему Триединству, поэтому Иисус говорил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Всемогущество Бога все же не означает, что Он делает все, что угодно, когда и как угодно. Он действует в соответствии со Своим характером, Своими решениями и целями, Своей волей, Своим Словом и Своими обещаниями.
В Божьей воле и решениях существуют ограничения. Когда физически сильный человек обедает или смотрит телевизор, он не поднимает в воздух ни стол, ни телевизор, хотя может это сделать. Бог, как и всякая другая сильная личность, не всегда демонстрирует Свою силу, хотя и мог бы это сделать.
Божье всемогущество согласуется с Его вечными целями, поэтому иногда нам кажется, что Он не всемогущий. Но если на все смотришь с Божьей точки зрения, с Его вечной перспективы, тогда понимаешь Его вечные планы и задачи и убеждаешься в том, что Он все держит под Своим контролем.
Божье всемогущество также проявляется в следующем:
а) в творении: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1);
б) в поддержании всего существующего; все, что Бог сотворил, Он держит могуществом Своей силы; «… Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45); «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17);
в) Бог распоряжается судьбами наций. «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным…» (Дан. 2:20, 21).
Все народы Земли находятся под Божьим неусыпным контролем. Это вовсе не означает, что Он несет ответственность за каждое отдельное событие, индивидуальные взгляды и поступки людей. Человеку дана свобода, и он может нарушать Божьи заповеди и бунтовать против Него. В итоге всегда оказывается, что Бог прав, Его воля одерживает верх, и задуманное Им исполняется. В Послании к Римлянам сказано: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. <…> Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:33, 36).
2. Бог вездесущ
Бог присутствует повсюду.
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на Небо – Ты там, сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10).
«…Хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17:27, 28).
3. Бог всезнающ
Бог знает все, чувствует все и понимает все.
«Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю. Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:1–4).
«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).
4. Бог свят
«Ибо Я – Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле. Ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:44, 45).
«И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Бог свят. Это значит, что Он чист, ослепительно чист, совершенно чист. Это значит также, что Он отделен. Никто не может приблизиться и прикоснуться к Нему. Это значит также, что Он высоконравственный и безупречный, не запятнан ничем низким и нечистым.
Святость в форме отделенности означает посвящение, преданность благородной цели, освобождение от нечистого и всего, что могло бы осквернить, помешать и испортить. Богу присуще все это, и когда Его святость дается людям, то они тоже освобождаются от всего нечистого. В Первом послании Петра говорится: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят“» (1 Пет. 1:14–16).
5. Бог праведен
«Он твердыня, совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен» (Втор. 32:4).
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор. 5:21).
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих…» (Рим. 3:21, 22).
То, что Бог праведен, означает, что Он абсолютно справедлив. Он никогда не ошибается, никогда не судит и не обращается с кем-либо неправильно. Из этого следует, что существует суд, в котором Он – Судья. Он судит человеческие поступки, мысли и сердца. Он, вечный Бог и Творец Вселенной, имеет право судить Свое творение, и все Его суды справедливы.
«Знаю, Господи, что суды Твои праведны, и по справедливости Ты наказал меня. <…> Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» (Пс. 118:75, 137, 138).
Когда люди видят беды и проблемы мира, у них возникает желание обвинить Бога в несправедливости и равнодушии. Но при этом они забывают о существовании дьявола, греха и зла. Они забывают также о том, что сам человек взбунтовался против Бога, что у каждого из нас есть свобода выбора и моральная ответственность за это.
Бог справедлив, и когда все Его цели будут достигнуты и намерения исполнены, то совершится и Его суд, совершенный, праведный и справедливый.
6. Бог есть истина
Бог не лжец. Он не предает ни словами, ни делами. Нет неверности ни в Его натуре, ни в Его делах. Все, что бы Он ни сделал и ни открыл, истинно и достойно доверия. Поскольку Библия – это Его Слово, мы можем верить Писанию. На Его откровения мы можем положиться. Поскольку Он истинен, Он также и верен. Он исполняет то, что обещал, и делает то, что сказал. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам…» (Втор. 29:29). В характере Бога нет ничего другого, кроме того, что Он открыл нам. Иногда теологи говорят о таинственном Боге, подразумевая, что Он привязал к Своему Слову нас, но не Самого Себя. Имеется в виду, что Он на самом деле есть нечто другое, чем то, что Он открыл нам. Это нелогично! Бог не двуличен, но Он больше того, что открыто нам в Писании, так же, как человек гораздо больше, чем передает его фотография. Бог – это Бог завета, Он связал Себя Своим Словом и Своими обещаниями. Он именно такой, каким открыл Себя.
В Книге Чисел сказано:
«Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис. 23:19).
Некоторые считают, что утверждение о том, что Бог не может лгать, ограничивает Его всемогущество. Но такое утверждение неправильно, и оно возникает исключительно из-за незнания Бога.
Когда Слово Божье утверждает, что Бог не может лгать, имеется в виду не Его сила и возможности, а Его мораль, характер и качества Его Личности. Ложь совершенно чужда Его сущности и характеру. Недаром Иисус заявляет: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14:6). Он говорит, что Он не просто знает истину, а Он Сам и есть истина: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
7. Бог есть любовь
В Первом послании Иоанна говорится, что Бог не только полон любви, но что Он Сам есть любовь: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
Любовь – это качество, мотивирующий фактор, духовная субстанция и ядро Божьего существа. Это значит также, что Бог открывает, дает определение и показывает нам, что такое любовь на самом деле. Греческое слово agape, используемое в Библии в значении Божьей любви, означает дающую, жертвенную любовь, в противовес eros, которое означает человеческую, чаще всего эгоистичную и потребительскую, любовь.
Понятие «любовь» является в мире выражением набожным, но часто оно превратно понимается и вовсе не соответствует библейскому понятию. Говорить, что Бог любит всех, и при этом не объяснять, что Божья любовь включает в себя, – значит иметь в виду что угодно. Это может означать, что Он сквозь пальцы смотрит на грех, бунт, самоправедность, жалость к себе, плотский характер и гордость. Но ничего из перечисленного Бог не любит и ни с чем не может мириться.
Во-первых, любовь Бога связана с праведностью. Она не нарушает законов, которые Он Сам установил.
Во-вторых, Божья любовь идет рука об руку со святостью. Она не может быть эгоистичной или нечистой.
В-третьих, любовь Бога связана с истиной. Она не обходит истину стороной, не скрывает ее и не пренебрегает ею. Божья любовь – это поток, который несет в себе истину, какой бы досадной она ни казалась в данный момент.
Еще одним предрассудком о Божьей любви является утверждение, что Бог Ветхого Завета – грозный Судья, а Бог Нового Завета милосерден и любвеобилен. Это совершенно неправильно!
«Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим…» (Втор. 7:7, 8).
«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя…» (Иер. 31:3, 4).
Ошибочно считать, что в Ветхом Завете есть только суд, а в Новом Завете – только благодать. В Послании к Евреям, например, сказано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает», «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 12:6; 10:31). Благодать Нового Завета не является слабой, в нем имеют место также и Божьи суды.
Любовь, о которой говорит Библия, это не мирская гуманистическая любовь, которую проповедует Нью-Эйдж. Она не молчит и не уклоняется от конфронтации. Нет, божественная любовь тесно связана со святостью, истиной и праведностью.
Любовь Бога характеризуется благодатью, милосердием, добротой и верностью. Эти качества – прямое следствие Его деятельной любви, рожденной в Его большом и нежном сердце. Бог – это благой Бог, милосердный, полный благодати, всепрощающий и восстанавливающий. Все это воплотилось в Иисусе Христе и сияет нам через века с Его креста! В Книге Плач Иеремии сказано: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач. 3:22, 23). Поскольку Бог полон благодати и милосердия, Он всегда готов общаться с нами и помогать нам, Он заботится даже о тех, кто этого не заслуживает. Это те, кто действует против Его воли, кто ушел от Него и бунтует против Него. Благодать Бога – это и черта Его характера, и приговор Его суда.
Богом движет любовь. Он готов бескорыстно жертвовать Собой ради того, чтобы спасать и восстанавливать тех, кто не только не заслуживает этого, но и не хочет восстановления. Все это проистекает из Его сущности и характера.
Благодать Бога – это также следствие Его суда, вынесшего решение миловать, прощать и очищать. Основанием такого решения является Его жертвенная любовь, пославшая Сына на смерть вместо виновных. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
8. Бог есть Бог завета
Чтобы понять откровения Бога, Его решения и Его действия, необходимо понять, что Бог есть Бог завета. Какие бы события ни происходили в Библии, они совершались на основании завета. Когда Бог открыл Себя Аврааму, то Он сделал это с целью заключить с ним завет. Через этот и все последующие заветы Он хотел благословлять, спасать и восстанавливать человечество.
Существует несколько причин для заключения завета. Прежде всего, завет был необходим для того, чтобы святой Бог вообще мог иметь возможность общаться с грешным человеком.
Завет поднял человека к Богу, и он смог иметь общение с Ним. Во-вторых, завет стал для человека гарантией того, что Бог исполнит обещания, данные ему. Все библейские заветы являются заветами благодати. Это значит, что они начинаются с Бога. Он их инициатор, и Он же гарантирует их исполнение.
В-третьих, в завете Бог открывает нам Свой характер, Свою волю, силу и заботу о нас. С кем бы ни заключался завет, будь то Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид или Иисус, с каждым разом Бог все больше и больше открывал Себя. И, прежде всего, это открывается через то, как Он Себя называет, через Его имена. Они раскрывают Его характер с разных сторон. Как Бог называет Себя, таким Он и является. Каким Он является, так Он и поступает.
В Библии Бог шаг за шагом раскрывает Себя через разные имена, пока наконец мы не получаем полного откровения в имени, «которое превыше всех имен» (Флп. 2:9), в имени Иисус, по-еврейски Yeshua.
Ветхий Завет дает три основных имени Бога:
1. Бог – Эль, Элах, Элохим. «Эль» значит «сильный» (см. Быт. 1:1, 11, 26).
2. Господь Бог – Яхве или Иегова (см. Быт. 2:4).
3. Суверенный Господь – Адонай (см. Быт. 15:2).
Когда в Книге Бытие говорится о Боге Творце, Его называют Эль; когда говорится о Боге завета, Его называют Иегова, что означает приблизительно следующее: «существующий сам по себе, который сам себя открывает».
Три составных имени с Эль:
1. Эль Шаддай. В Книге Бытие (17:1) это слово переводится как «всемогущий». Буквально – «Бог – отцовское плечо и материнская грудь», то есть Бог, Который питает и поддерживает все. Другой перевод звучит так: «достаточный, тот, которого достаточно, тот, кто больше чем достаточно».
2. Эль Элион. В Книге Бытие (14:17–24) это слово переводится как Всевышний, «Бог Всевышний, Владыка неба и земли» (ст. 19).
3. Эль Олам. В Книге Бытие (21:33) это слово переводится как «вечный»: «…имя Господа, Бога вечного».
Есть три имени, в состав которых входит имя Иегова:
1. Иегова Элохим – «Господь Бог» (Быт. 2:4). Здесь Бог предстает перед нами как Творец, Господин, Владыка.
2. Адонай Иегова – «Суверенный Господь» (Быт. 15:2). Это второе слово, означающее «Владыка».
3. Иегова Саваоф – «Господь всемогущий» (1 Цар. 1:3). Это имя переводится как «Бог – Господь сил».
Имя Яхве или Иегова сочетается еще с семью именами. Это имена завета, передающие характер Бога как даятеля в семи типах отношений со Своим народом.
Вступая в завет, партнеры заключали двустороннее соглашение. Между ними устанавливались близкие отношения и общение, основанное на полном и безоговорочном доверии.
Заключался мир, предполагавший абсолютную преданность друг другу. Завет связывал обоих партнеров одинаковым посвящением друг другу.
В доказательство этого партнеры обменивались одеждой, оружием, едой и смешивали свою кровь. Во время этих действий произносились благословения и проклятия, и нарушение завета считалось чем-то неслыханным.
Обмен одеждой символизировал обязательство оказывать помощь друг другу в материальных нуждах: «Все мое – твое». Обмен оружием символизировал готовность защищать друг друга не жалея сил. Совместная трапеза подразумевала радость общения. Смешивание крови означало, что каждый отдавал свою жизнь и принимал жизнь другого и что общение между партнерами имело глубокий характер. Откровение о различных сторонах завета было гораздо понятнее жителю Древнего Востока, чем современному жителю Запада. Но все-таки нам с вами необходимо понимать, на что Бог готов идти, чтобы спасать, восстанавливать, оберегать и благословлять человека. Для ясного понимания того, что Он готов предоставить в наше распоряжение Свою природу, Свою силу и благословения в любой области человеческой жизни, Он открыл Свои имена завета.
1. Яхве (Иегова) Ире – «Господь усмотрит» (Быт. 22:14).
2. Яхве Нисси – «Господь мое знамя победы» (Исх. 17:8, 15).
3. Яхве Шалом – «Господь мир» (Суд. 6:24).
4. Яхве Раах – «Господь мой пастырь» (Пс. 22:1).
5. Яхве Цидкейну – «Господь оправдание наше» (Иер. 23:6).
6. Яхве Шамма – «Господь присутствующий», буквально «Господь там» (Иез. 48:35).
7. Яхве Рафа – «Господь целитель твой» (Исх. 15:26).
8. Бог – Творец неба и земли.
Бог есть святой Бог, Он одновременно Творец, Спаситель и Даятель жизни. Как Отец Он – Творец, как Сын – Спаситель, как Святой Дух – Даятель жизни.
Все три Личности участвовали в процессе творения, искупления и восстановления, которые описывает Библия. Все, что Бог делает, заключено во Христе. Но все, что совершил Иисус Христос, должно было произойти в определенное время и в определенном месте, то есть было связано с историей и географией. Взгляд на творение для нас очень важен, потому что невозможно понять необходимость спасения, если не понимаешь, что такое творение, и нельзя понять дело восстановления человека, если не понимаешь, что значит искупление.
Когда Первоапостольская церковь попыталась сформулировать сущность своей веры в Иисуса, она начала не с креста, а с сотворения мира. В Апостольском исповедании веры говорится: «Верую в Бога Отца, Всемогущего, сотворившего небо и землю».
Бог открыл Себя, во-первых, в творении. Об этом говорится в Книге Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю» (1:1). Закончив творение, Бог дал оценку сделанному: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Прежде всего важно понять, что Библия делает различие между Богом Творцом и Его творением. Бог не творение и не часть творения. Пантеизм обожествляет творение. Это религия поклонения Богу как природе или части природы. Это совершенно неправильное представление о Боге есть не что иное, как идолопоклонство. В Послании к Римлянам говорится: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь» (Рим. 1:25).
Во-вторых, у Бога есть определенное отношение к Своему творению. Закончив творение, Он «увидел, что все хорошо». Очень важно принимать это во внимание, потому что некоторые ложные религии и лжеучения, например гностицизм, часто пренебрегают творением и материальным миром. Но Библия придерживается иного мнения: творение – это как раз то место, где Бог желает открывать Свою славу.
В конце творения Бог создал человека. Это единственный случай, когда Библия говорит о творении как об образе и подобии Самого Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
Здесь ясно говорится, что человек отличается от всего остального творения. Ничто не подтверждает, что человек переходил постепенно от наиболее низкой ступени развития к более высокой. Наоборот, он является венцом творения. Он призван руководить и управлять творением, следить за ним, завоевывать и развивать его, а также распространяться по земле (см. Быт. 1:26, 28; 2:15). Бог создал человека уникальным с особой целью, а именно – прославлять Его, будучи Его подобием. Человек кардинально отличается от всего, созданного Богом.
Гипотеза, согласно которой мир развивался хаотично в течение миллионов лет, противоречит Библии и является сомнительной с научной точки зрения. Теория эволюции – всего лишь голая теория, не подтвержденная фактами. Ее цель – отвергнуть сотворение человека, поскольку, если человек сотворен Богом, он несет моральную ответственность перед Ним за свою жизнь.
Теория эволюции не признает грехопадения и тем самым отвергает необходимость примирения с Богом. Она отрицает существование Бога, Его план для человека, вечную жизнь и суд. Она представляет собой попытку мирского человека объяснить смысл своего существования в хаотичном, враждебном мире. Это делается прежде всего для того, чтобы освободиться от моральной ответственности перед Богом и оправдать безнравственное поведение человека: якобы «случайная» эволюция создала его таким.
Как же творил Бог и из чего? Из ничего – eх nihilo! Всемогущий, всезнающий Бог способен творить и из ничего. «Верою познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). «…Перед Богом… животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее» (Рим. 4:17).
Для Бога нет ничего невозможного ни в способе действий, ни в масштабе, ни во времени. Человек с ограниченным разумом не в состоянии постичь божественный способ сотворения неба и земли, но это неважно. Бог сказал Иову: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов. 38:4).
Бог триедин. Бог один в трех Лицах, и все три Лица составляют одного Бога. Бог один, но в трех Лицах. Все три Лица – это Бог, один, единственный Бог: Отец, Сын и Святой Дух. Лжеучителя всех времен нападали на эту истину. Они пытались доказать, что все три Личности – это одно Лицо под тремя разными именами. Так утверждали последователи Сабеллиуса (sabellianists), то же самое утверждают сегодня приверженцы учения, называемого «Только Иисус» (Jesus only).
Другие утверждают, что только Бог Отец является Личностью, Иисус – вовсе не Бог, а Святой Дух – это сила, а не Личность. Так утверждали раньше монархианисты, так утверждают сегодня униаты и свидетели Иеговы. Третьи утверждают, что у Бога три «маски». Сначала Он явился как Отец, потом как Сын, а потом надел маску Святого Духа. Все три утверждения противоречат Библии.
Чтобы положить конец подобным лжеучениям, в четвертом веке церкви совместно утвердили символы веры, на которые мы опираемся и сегодня. Вот они:
1. Апостольский символ веры.
2. Никейский символ веры.
3. Афанасийский символ веры. Афанасиус, исповедание которого уже упоминалось в этой книге, противостоял учению Ариуса, на чьей теологии (арианизме) основывают свою веру сегодняшние свидетели Иеговы.
Некоторые люди считают, что нет нужды защищать и отстаивать теорию триединства, однако это совершенно необходимо, потому что отрицание этой истины влечет за собой отрицание других библейских истин: божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, Личность Святого Духа и заместительная жертва Иисуса. Интересно отметить, что еще Павел упоминал триединство и предупреждал учеников о лжеучениях и искажении истинной веры: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он (Иисус) приобрел Себе кровию Своею» (Деян. 20:28–31).
Конец ознакомительного фрагмента.