Глава первая
Откровение
Христианство – это «религия-откровение». Когда Петр исповедал Иисуса Мессией, Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» (Мф. 16:17). Только через «откровение» Петр и другие ученики могли осознать, что Иисус действительно Мессия, о Котором говорили пророки.
Иисус пришел на землю через откровение от Бога и как откровение. Ангел Гавриил пришел к юной девушке по имени Мария и сказал: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. …Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…» (Лк. 1:28; 30–32).
В Первом послании Иоанна говорится: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась (т. е. была открыта. – У. Э.), и мы видели…» (1 Ин. 1:1, 2).
Откровение Бога и Его воли, Его советов и планов пришло из Его сердца к нам на землю. Оно было передано Святым Духом через пророков и запечатлено словами в Библии. В Послании к Евреям сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр. 1:1, 2).
Что же такое откровение? Откровение можно определить как сверхъестественное действие Бога, открывающее истину человеку. Павел так описывает откровение в Первом послании к Коринфянам: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим…» (1 Кор. 2:9, 10). Таким образом, откровение – это действие Бога, посредством которого Он сообщает человеку истины, до сих пор ему неизвестные. Это откровение может передаваться как в устной, так и в письменной форме.
Обращаясь к людям, Бог всегда преследует определенную цель, а именно – показать, Кто Он есть, что Он может и чего Он хочет, а также дать знание, спасение и общение. Знание дается не для удовлетворения общего любопытства, а для того, чтобы вернуть человеку общение с Богом. Таким образом, откровение необходимо, потому что человек находится вдали от Бога. Грех человека разлучает его с Творцом (см. Ис. 59:2), не позволяет ему приблизиться к Нему. Чтобы спасти человека, Бог открывает ему Себя. До грехопадения Он говорил с человеком открыто, но после грехопадения Он говорит через откровение. Откровения можно разделить на две группы – общие и особенные.
К общим откровениям относятся откровения, данные Богом, в первую очередь через творение, через окружающий нас мир.
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны…» (Рим. 1:19, 20).
Бог сотворил мир таким образом, чтобы любому человеку было очевидно существование Бога. Само творение непрестанно свидетельствует о Творце. Псалом 52 говорит истину: «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“» (Пс. 52:2). Только безумец, «подавляющий истину неправдою» (Рим. 1:18), отрицает то, о чем постоянно говорит творение: «Бог существует».
Другой путь, которым Бог передал общие откровения, это совесть. В Послании к Римлянам говорится:
«…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» (Рим. 2:14, 15).
Бог вложил Свой закон в совесть человека. Она способна интуитивно распознавать, что правильно и что неправильно. Совесть можно заглушить и ожесточить. Она может уснуть, стать помраченной или «прожженной», но она есть и продолжает постоянно свидетельствовать о том, что Бог существует.
Даже если творение и совесть свидетельствуют о существовании Бога, этого знания недостаточно, чтобы человеку достичь Бога, спастись и восстановить общение с Ним. Поэтому мы говорим об особенном откровении. Это путь, которым Бог обращается к человеку, так что тот понимает, кто он такой и в какой ситуации он находится, и приходит к Нему, чтобы принять спасение.
Особенное откровение может быть дано в видениях, снах, через посещение ангелов или как прямое обращение Самого Бога, а также при помощи чудес и знамений. Как сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле…» (Евр. 1:1).
Когда Бог открыл Себя Аврааму (см. Быт. 12:1–3), Его целью было благословение всего человечества. Все сказанное Богом Авраам сохранил и передал потом Исааку, а тот в свою очередь Иакову. Позднее Моисей записал все важные откровения и дела Бога в книгах, чтобы люди знали Божью цель – искупить их от власти греха. Затем были пророки. Сказанное ими тоже было записано, и так со временем появилась Библия.
Библия была написана с единственной целью – открыть человечеству Божий план спасения, потому что воля Бога заключается в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Шаг за шагом Бог открывал людям Свои мысли и планы. Павел пишет в Послании к Ефесянам:
«Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его» (Еф. 3:2–7).
Через благую весть об Иисусе Христе люди могут получить спасение, восстановление и общение с Богом. Таким образом, Евангелие – это откровение о том, что Бог сделал во Христе ради спасения человека. Без благой вести человек не может быть спасен. Через общее откровение можно получить определенное представление о существовании Бога и смысле жизни, но для того, чтобы восстановить связь с Богом, необходимо услышать и принять весть Евангелия.
Послание к Римлянам говорит, что Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1:16). Евангелие сначала было дано как откровение, а затем записано в Библии. Поэтому Павел беспокоился о том, чтобы оно не изменялось и не извращалось. Если это случится, люди не смогут спастись. Не удивительно, что на Евангелие и Библию в целом обрушивается столько нападок. Без Писания человечество оставалось бы потерянным. В Послании к Галатам Павел пишет: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с Неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:6–9).
Причина, по которой Павел настроен так серьезно, заключается в том, что он знает, что поставлено на карту. В стихе 12 той же главы он отмечает: «Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Как Павел, так и другие люди на протяжении всей истории Церкви сражались за чистоту Евангелия, чтобы оно могло оставаться силой Божьей ко спасению всякому верующему.
Дьявол ненавидит Евангелие, ненавидит откровение, ненавидит Библию и ненавидит Иисуса. Вот почему он постоянно направляет свои «огненные стрелы» в адрес сказанного Богом. Не удивительно, что первое, что Библия говорит о нем, это то, что он заставляет человека сомневаться в достоверности слов Бога. «Истинно ли сказал Бог?..» (Быт. 3:1). И он продолжает делать это по сей день. Именно поэтому для нас важно принимать свидетельство Библии и то, что она говорит о себе. Если бы у нас не было откровения Божьего Слова в Писании, человечество не имело бы спасения, и дьяволу это известно.
Когда мы говорим об откровении, важно сформулировать четкие определения и пояснить некоторые термины. Откровение – это действие, посредством которого Бог дает знать о Себе Своему творению. Вдохновение – это средство коммуникации, используемое Святым Духом для передачи откровения.
Просвещение – это такое влияние Святого Духа на верующего, в результате которого он способен принять и понять откровение и быть послушным ему. В Первом послании к Коринфянам сказано, что о полученном от Святого Духа «надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14), сопоставляя «духовное с духовным» (ст. 13).
Каждый человек тем или иным образом связан с авторитетом и нуждается в авторитете. Для верующего наивысшим авторитетом является Бог. Божий образ бытия и речи – это образец для жизни христианина и его веры. Поскольку Бог дал нам откровения о Себе через Писание и через Своего Сына Иисуса Христа, то они и являются наивысшим авторитетом для христианина.
Это утверждение может казаться очевидным, но именно из-за него чаще всего возникали споры. Через всю историю Церкви авторитет Писания подвергался критике и нападкам, несмотря на то что он был неоспоримым для Иисуса, Петра, Павла и Первой церкви. Вероотступничество, мирское мировоззрение и бунт всегда пытались ниспровергнуть Бога и Его Слово, чтобы воздвигнуть свои собственные престолы. Люди отвергали авторитет Бога и Его Слова и делали самих себя авторитетом, что впоследствии вредило им самим.
Важно понимать, что Библия существует не в изолированном вакууме. Она вдохновлена Святым Духом и выражена в письменной форме руками апостолов. Она появилась в общине церкви, ее читают, в нее верят в христианской общине, ведомой Святым Духом. Можно легко допустить, что Библия была повсюду, она печаталась и была доступна всем, но это не так. Многие люди не могли ни читать, ни писать, поэтому Писание читали во время богослужения в церкви, следуя еврейской традиции (см. 1 Тим. 4:13; Кол. 4:16). В таких же обстоятельствах толковали учение апостолов (см. Деян. 2:42) и жили по нему. Канон Нового Завета, имеющийся у нас сегодня, является результатом общей и последовательной кодификации и канонизации Церкви посредством разных церковных соборов, поскольку письма Нового Завета появились в разное время, в разных обстоятельствах, из-под пера разных авторов.
Одно дело иметь доступ к Слову. Совсем другое дело – определять значение Слова и его применение. Оно связано с тем, как мы относимся к власти, к авторитету. Если у меня есть уверенность в Слове Божьем, тогда оно становится моим авторитетом. Если у меня нет уверенности, я буду пытаться защищаться и менять то, что мне не подходит, посредством разума или человеческих традиций.
Традиция – это слово деликатное, и некоторые христианские группы с подозрительностью относятся к нему. Иисус предупреждает нас о человеческих традициях, восстающих против Слова Божьего (см. Мк. 7:6–13). Но Библия тоже ясно говорит об истинной традиции. Традиция означает передавать, сообщать, отдавать и получать верным путем. Греческое слово, означающее «передавать», – paradosis – также переводится «традиция, учение» (см. 2 Фес. 2:15). Это было учение и откровение, которое Иисус дал апостолам, и оно стало учением апостолов (см. 1 Кор. 15:3; Иуд. 3). Оно было передано им, они приняли его (см. 1 Кор. 15:1), верно сохранили (см. 1 Тим. 6:14, 20) и так же верно передали другим (см. 2 Тим. 2:2). Это живая традиция, вдохновленная Святым Духом, Который сначала вдохновил Слово, а потом проследил, чтобы оно было верно передано из поколения в поколение. Писание дано нам, чтобы им жить, и эта жизнь – жизнь в Святом Духе. Это значит, что традиция также означает тот опыт веры, который имели христиане во все века, он основан на Слове Божьем, соответствует Слову Божьему и ведом Святым Духом. Другими словами, мы не отвергаем того, что говорил и делал Дух Святой в церкви и через нее на протяжении многих веков, во многих разных ситуациях и многими разными путями. Как вы знаете, не с нас и не в наше время все начинается, не нами и не нашим опытом все закончится. Иногда люди отличаются слишком индивидуалистичным подходом, как будто христианская жизнь протекает в уединенной келье, где существую только я, Иисус и Библия. Конечно, все совсем не так. Мы все живем как члены в Теле Христа, и нам необходимо понимать, что Дух дал другим в Теле, и в наше время и в прошлом. Именно в Теле Христа, в общении друг с другом, в едином послушании Иисусу и внимательности к Святому Духу, чтобы мы «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» (Еф. 3:18). Человек – это не изолированный остров.
Таким образом, мое понимание Библии не должно строиться на:
1) слишком индивидуалистическом подходе, где все строится на мне самом и моем опыте;
2) рационалистическом подходе, где мой собственный ограниченный разум должен охватить все;
3) исключительно человеческих традициях. Библия понимается через просвещение Святого Духа и живет в христианской общине, где мы обогащаемся посредством того, как другие люди понимают и практикуют Слово Божье. Мы нужны друг другу.
Говоря о Библии таким образом, важно понять ее назначение. Оно не заключается в детальном описании молекулярной взаимосвязи при процессе сотворения мира. Напротив, ее задача – дать общую картину и объяснить Божий план спасения, доступный пониманию всех людей любого возраста, всех времен и культур, чтобы каждый мог познать истину и спастись. Во Втором послании к Тимофею сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17).
Итак, задача Библии – сформировать зрелого Божьего человека. При этом необходимо отметить, что Святой Дух направлял писателей Библии, чтобы они написали ее именно так, как они это сделали.
Писание, таким образом, достаточно. Оно имеет также цельность. Несмотря на то что различные авторы на протяжении долгого времени записывали получаемое ими от Бога, есть общая тема, пронизывающая всю Библию: спасение и искупление. За плечом каждого автора стоял один Автор – Святой Дух.
Библия – это ясная книга, а не заумная и запутанная. Она дает четкое понятие о спасении. Каждое отдельное место Писания связано с общей темой – историей спасения, так что Библия дает именно ту картину, которая нужна для того, чтобы человек мог спастись.
Как мы прочитали во Втором послании к Тимофею (3:16), Библия дана нам Богом, другими словами, вдохновлена Им. Очень важно понять это. Писали Библию люди, но при этом они были водимы Богом. Во Втором послании Петра говорится: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Люди, писавшие Библию, находились под водительством Святого Духа. У каждого из них свое происхождение, воспитание, характер и интересы. Среди них есть царь Давид и пастух Амос, государственный деятель в Вавилоне Даниил и еврейский рыбак Петр. В характерном для каждого из них стиле они записывали то, что давал им Бог. Все это сохранилось до наших дней, и сегодня у нас есть Библия.
Библия ясно утверждает: все, что говорит Бог, является истиной. Иисус говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14:6). Авторы Библии и верующие во все времена руководствовались тем, что Бог говорит только истину.
Иисус говорит: «…слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Давид заявляет: «…откровение Господа верно… Повеления Господа праведны… <…> Суды Господни – истина, все праведны» (Пс. 18:8–10), «…все заповеди Твои истина» (Пс. 118:151), «Основание слова Твоего истинно» (Пс. 118:160).
Нет никакого сомнения в том, что авторы Библии считали все, записанное ими, вдохновленным и данным Богом, верным в историческом и моральном плане. Цитируя Библию Своего времени, Ветхий Завет, Иисус говорил о персонажах и местах действия как о реально существовавших. Для Него, Божьего Сына, это были факты, а не миф или выдумка.
В разные времена Библия подвергалась жестокой критике с нехристианских, мирских позиций. Даже тогда, когда нападки были со стороны «христианских» теологов, их источником всегда служили чуждые Библии сферы. Для Иисуса, апостолов и Первоапостольской церкви было ясно как день, что Писание истинно и достоверно как с исторической, так и с моральной точки зрения.
Каким же образом пришло вдохновение? Как приходило откровение к людям? Прежде всего, Святой Дух воздействовал на пишущих. Бог сказал Иеремии: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). Давид свидетельствовал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2).
Именно эти слова, которые нередко были пророчеством о будущем, и записывали пророки. Они делали это под вдохновением Божьего Духа. Моисею, Исаие, Иеремии и другим пророкам Бог говорил четко: «Напиши себе все слова сии, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иер. 30:2; Исх. 17:14; Ис. 30:8).
После того как слова были записаны, Бог следил за тем, чтобы они не были извращены или потеряны. Господь сказал Иеремии: «Ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:12). Бог охраняет Свои слова на пути от Своего сердца к сердцу человека. Для чего? Вот что Он говорит в Книге пророка Исаии:
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:10, 11).
Вот несколько примеров того, что Библия говорит сама о себе:
1. Бог сотворил небо и землю Своим Словом (см. Быт. 1:1–3).
2. Божье Слово живое (см. Евр. 4:12).
3. Божье Слово держит все творение (см. Евр. 1:3).
4. Божье Слово есть жизнь (см. Ин. 6:63).
5. Божье Слово дает спасение, освобождение и исцеление (см. Пс. 106:19, 20).
6. Божье Слово дает свет и указывает путь (см. Пс. 118:105).
7. Божье Слово дает рождение свыше (см. 1 Пет. 1:23).
8. Божье Слово вселяет веру и обновляет разум (см. Рим. 10:17).
9. Божье Слово имеет огромную силу и подобно молоту, сокрушающему скалы (см. Иер. 23:29).
10. Божье Слово подобно семени, приносящему в тридцать, шестьдесят и сто раз больше, чем посеяно (см. Мк. 4:20).
Поскольку Слово Божье – это меч Духа (см. Евр. 4:12), оно является опасным оружием против нашего врага – сатаны. Этим объясняется, почему Библия повсюду вызывает противоречия и почему люди стараются уклоняться от нее и искажать ее смысл. Чаще всего это делается с помощью ссылок на различные взгляды на Библию или отрицания ее божественного происхождения. Поэтому важно знать, что подразумевает выражение «Слово Божье написано по вдохновению».
Говоря о вдохновении Библии, мы имеем в виду следующее: используя личные качества тех, кто писал Библию, а также их индивидуальный литературный стиль и особенности исторической эпохи, Бог Духом Святым зорко следил за тем, чтобы Его откровение человечеству было записано без ошибок в оригинальном тексте.
Что это означает? Прежде всего, две вещи. Во-первых, когда Бог касался авторов, они не превращались в заводных медиумов. Он действовал Своим Духом через их различные характерные качества. Во-вторых, вдохновение означало тщательное исследование источников. Примером этому может служить евангелист Лука, который писал:
«…рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:3, 4).
Другими словами, Библия состоит из четко сформулированного учения, записанного последовательно, в надлежащем порядке, поэтому читатель может судить, насколько оно достоверно. Лука, например, работал иначе, чем Иоанн, но оба получили Слово Божье через вдохновение Духа Святого.
Иногда при отрицании богодухновенности Библии утверждается, что только ее общее содержание написано по откровению свыше, а не каждое слово. Такое утверждение ошибочно по нескольким причинам:
1. Люди не могут передавать мысли без помощи слов.
2. Часто Библия учит, опираясь на какое-нибудь одно слово. Например, в Послании к Галатам (3:16) Павел развивает свою мысль на основании слова «семя». А в Первом послании к Коринфянам он говорит: «…что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:13). Каждое отдельное слово в Библии дано Богом, а иначе как нам знать, когда отдельное слово важно, а когда нет?
3. В таком случае люди становятся судьями Божьего Слова, а не наоборот, как должно быть: Слово Божье судит людей. Некоторые теологи утверждают, что Библия не является Божьим Словом, а только включает в себя слова Бога. Это коварное и крайне опасное утверждение. Некоторые люди берут на себя смелость решать, что в Библии является Божьим Словом, а что нет. Это порождает ряд проблем:
а) не Бог, а я сам решаю, что сказал Бог;
б) то, что я считаю Божьим Словом, другие могут не принимать как Божье Слово;
в) то, что сегодня признается Божьим Словом, завтра может им не быть.
Другими словами, все становится субъективным и относительным. На самом же деле Слово Божье объективно и непоколебимо, в какое бы время и в каком бы народе его ни читали. Библия – это твердая скала, на которой можно строить свой «дом» (см. Мф. 7:24).
Как же относился к Писанию Иисус? Для нас очень важно узнать, что Писание говорит о самом себе, и об отношении к Писанию Иисуса Христа. Примерно десять процентов из того, что говорил Иисус в течение дня, было цитатами из Ветхого Завета. Вот несколько примеров:
а) когда сатана искушал Его в пустыне (см. Мф. 4:1–11);
б) когда к Нему приступали фарисеи (см. Мф. 15:1–9);
в) когда Он возражал противникам, используя отдельные слова Писания (см. Мф. 22:43–45);
г) когда Его предали и схватили (см. Мф. 26:31);
д) когда Он умирал на кресте (см. Мф. 27:46).
В Нагорной проповеди ясно видно, что Иисус придавал особое значение каждому слову и каждой букве в Писании. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). О Своих собственных словах (которые записаны для нас в Новом Завете) Господь говорит: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).
Когда бы Иисус ни говорил о каком-то герое, событии или пророческом высказывании в Ветхом Завете, Он всегда руководствовался тем, что сказанное в Писании является истиной. Он никогда не изменял Писание и не сомневался в нем, как и не сомневался в истинах или же в существовании того или иного человека, упомянутого в Ветхом Завете.
Об Адаме и Еве Иисус говорит как об исторических личностях, живших на земле в определенное время (см. Мф. 19:4; Мк. 10:6). Христос с большой смелостью цитирует Книгу Бытие (см. 1:27; 2:24). Он говорит об Авеле как о реальном историческом герое (см. Мф. 23:35). В Евангелии от Луки записаны Его слова о Ное и о том дне, «как вошел Ной в ковчег» (см. 17:26, 27). Для Иисуса это не было мифом или легендой, Сын Божий признавал реальное существование Ноя, который построил огромный ковчег и в один исторический день вошел в него, чтобы спастись от потопа. Иисус также говорил о Лоте и о городах Содоме и Гоморре как об исторических фактах (см. Мф. 10:15; 11:24; Лк. 17:29). Он упоминал царицу Савскую (Южную), которая побывала в гостях у Соломона (см. Мф. 12:42). Он говорил о пророке Ионе, не сомневаясь в том, что тому действительно пришлось побывать «во чреве кита» (см. Мф. 12:40).
Иисус сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31, 32).
Иисус – Сын Божий. Он – Бог, «пришедший во плоти», Слово, ставшее плотью и обитавшее с нами (см. Ин. 1:14). Он есть Истина (см. Ин. 14:6), Его слова вечны (см. Мф. 24:35) и дают людям свободу (см. Ин. 8:31, 32). Всему, что говорил Иисус, можно верить беспрекословно. Некоторые люди утверждают, что Христос говорил, возможно, истину о небесном, но был столь же несведущ в земных делах, как и народ того времени. Но в таком случае Христа, Сына Божьего, выставляют безнадежным лжецом и рабом человеческих предрассудков. Но Он не был таким. Наоборот, Господь говорил о земном:
«Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3:12).
Иисус был правдив, все Его слова заслуживают доверия, Он был абсолютно убежден в истинности Ветхого Завета с исторической и моральной точки зрения. Это видно по Его словам о книгах Ветхого Завета. Он констатирует, что Пятикнижие написано Моисеем (см. Мк. 10:4, 5; Ин. 5:46, 47; см. также Исх. 17:14).
Он признавал как факт, что Книга Даниила написана самим Даниилом (см. Мф. 24:15). В Евангелии от Луки Иисус говорит, что вера в истинность Ветхого Завета является предпосылкой для веры в чудеса (см. Лк. 16:31). То, что Христос подтверждает Свое воскресение Писанием, показывает, насколько важно верить в подлинность Ветхого Завета (см. Лк. 24:13–27, 44).
Почему это так важно? Потому, что многие современные теологи пытаются отрицать историческую достоверность мест, времен и действующих лиц, упомянутых в Библии, так же, как и происхождение самих библейских книг. Иисус нисколько не сомневался в том, что они ставят под сомнение или отрицают. Он, будучи Сам Словом, знал, как появилось Писание. Он, будучи Истиной, знал, как Дух истины вдохновлял написание Библии. Иисус верил всему Божьему Слову, его авторитету и достоверности, и мы, как Его ученики, тоже можем делать это.
Ученики Христа, Первая церковь и христиане во все времена имели тот же взгляд на Библию, что и Он. Во все времена пробуждений и реформаций христиане обращались к Писанию. Когда Иосия был царем Иудеи, храм находился в запустении и богослужения были забыты. Когда по его поручению в храме начались восстановительные работы, там были обнаружены книги закона. «И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем» (4 Цар. 22:8). Узнав об этом и услышав Слово Господа из книги, царь Иосия взялся за реформы всерьез. В Европе во времена Реформации XVI века Мартин Лютер пришел к пониманию, что убеждение в оправдании по вере было забыто в его время.
Сегодня существуют теологи, которые отрицают существование Бога. Трагедия в том, что они приобретают все больше влияния через различные теологические семинары и учреждения. Но их слова канут в небытие, тогда как слова Иисуса и свидетельство Библии о себе останутся жить вечно: «…слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).
Проповедуя Евангелие, Павел говорил:
«Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14).
Для Павла верить всему, сказанному в Писании, было делом само собой разумеющимся. В этом заключалось для него его служение Богу, поэтому он мог сказать:
«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).
Божье Слово вечно. Оно ясное и понятное по содержанию. Оно имеет силу и все необходимое для нашего спасения. Во Втором послании Петра сказано, что Богом «дарованы нам великие и драгоценные обетования (то есть Слово), дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:4).
Слово имеет потрясающую способность спасать, хранить, оберегать и развивать человека. Слово, данное нам Богом в Библии, вдохновлено Божьим Духом: «…изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Слово твердо и достоверно, поэтому Петр советует: «…вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших…» (2 Пет. 1:19).
Нельзя сказать, что все в Библии легко и доступно по смыслу. Но она – Слово Божье! Святой Дух всегда, с самого начала, освещает и объясняет Писание Церкви.
Если вы хотите быть верными Библии и ее основной цели, то не станете читать и толковать ее по своему усмотрению. В самой Библии заложены принципы толкования, и если их понимать и соблюдать, то написанное в ней станет ясным и понятным. Павел дает нам пример такого отношения, когда говорит: «И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете…» (2 Кор. 1:13). В Библии нет тайного смысла. Все, что мы в ней читаем, «означает именно это и будет именно тем, что мы читаем». Поэтому необходимо придерживаться того, что написано. Павел говорит:
«Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1 Кор. 4:6).
Библия проста и доступна и может пояснить сама себя. Вот несколько принципов того, как следует читать и понимать ее:
1. Прежде всего, чтобы понять написанное в Библии, необходимо руководствоваться тем, что она истинна и имеет власть. Другими словами, мы должны принять мысли самой Библии, чтобы полностью понять ее послание.
2. Одно место Писания поясняет другое, одно слово в Библии объясняет другое: «Основание слова Твоего истинно…» (Пс. 118:160).
3. Каждое библейское слово имеет одно главное значение, но может иметь несколько применений.
4. Буквальное значение – самое главное, но его также можно понимать как аллегорию, иллюстрацию или символ, в зависимости от контекста и буквального стиля.
5. Личный опыт и переживания должны толковаться в свете Библии, а не Библия в свете переживаний.
6. Первостепенная задача Библии заключается не в том, чтобы приумножить наши знания или удовлетворить наше любопытство, а в том, чтобы изменить нашу жизнь. Таким образом, Святой Дух открывает истину тем, кто с безропотным сердцем стремится к послушанию Богу и хочет измениться.
7. Каждому читающему необходима помощь Святого Духа в понимании Писания.
8. История Церкви и традиции важны, они дают указатели для нашего понимания Библии. Писание следует понимать в христианской общине и через нее.
9. Все обетования Бога, содержащиеся в Библии, при просвещении Святого Духа доступны верующему любого поколения. Человеку следует разделять между доктринальным содержанием и личным назиданием.
10. Ясные места объясняют труднодоступные. Ключевые истины в Библии объясняют второстепенные.
11. Иисус Христос – центр Библии. Он – ее ядро и фокус, сущность и свет.
12. Каждое место Писания можно читать отдельно от контекста (иначе каждый раз пришлось бы перечитывать всю Библию), но его нельзя понимать вне контекста. Нам необходимо знать его соотношение с тем, что стоит до и после него. Мы должны придерживаться контекста и признавать его.
13. Ни одно учение нельзя принимать за истинно библейское, если оно не охватывает всего, что говорит Библия по данному вопросу.