Раздел II
Теоретические проблемы функционирования национального хозяйства
2.1. Экономика как система. Элементы и субъекты экономики
Экономическая система
Экономика (народнохозяйственная экономическая организация) представляет собой сложную, динамическую, саморегулируемую систему, обладающую всеми признаками системной организации: иерархичностью (соподчиненностью) ее элементов, адаптируемостью (приспосабливаемо-стью) к изменяющимся условиям, целостностью, противостоянием разрушению, нарушению равновесия (принцип гомеостазиса), зарегулированностью, обеспечивающими ее саморазвитие, самодвижение.
Сущность экономической системы как таковой заключается в трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления людьми материальные блага, создании более благоприятных условий жизнедеятельности человека. Основой экономики, ее стержнем выступает производство материальных благ и услуг. Именно производство обеспечивает рост национального богатства, повышение благосостояния населения. В производстве заключена созидательная миссия экономической организации общества. Примат производства определенно прослеживается в экономических концепциях А. Смита и К. Маркса. Национальное богатство рассматривалось ими как самоцель экономики. В настоящее время не менее важную роль приобретает создание наиболее благоприятных условий существования человека, общества в целом, сохранение и облагораживание самой природной среды. Поэтому экономику следует рассматривать в более широком смысле как сферу жизнедеятельности – не только производство благ, но и процесс потребления, обмена и распределения и даже среду обитания человека.
Экономика в качестве сферы жизнедеятельности служит связующим звеном между природой и обществом, может быть представлена в форме регулятора потока «природа – общество». На входе этого потока – природные и трудовые ресурсы, на выходе – продукты и услуги, удовлетворяющие общественные потребности. В зависимости от «сигналов» на входе формируется внутренняя структура экономической системы, обеспечивается ее целостность как системы.
Природа рассматривается прежде всего как сфера хозяйственной деятельности, как первоисточник ресурсов. Природа является фактором экономического роста, и в этой связи природные ресурсы, выступая как бы даровыми благами природы, приобретают денежную оценку (леса, рыбные запасы, земля), становятся элементами национального богатства.
Экономика в то же время является подсистемой общественной организации и подчиняется её законам. Миссия экономики – удовлетворение общественных потребностей, создание максимально благоприятного качества жизни человека. Вместе с тем экономика оказывает весьма сильное влияние на общественные отношения, на функционирование социума в целом. Поэтому в более широком смысле экономику следует рассматривать как экономическую организацию общества. Если связь экономики с природной средой со временем ослабевает в результате научно-технического прогресса, то связь с обществом, наоборот, возрастает. Экономика превращается в составную часть более сложной системы – социальной организации.
В экономической литературе выделяются несколько уровней экономической организации: макроэкономика – законы и закономерности функционирования национального хозяйства в целом и даже общие принципы построения мировой экономики; мезоэкономика – отраслевые и региональные хозяйства; микроэкономика – экономика отдельных фирм и организаций; мини- и даже наноэкономика, представляющие собой экономику семьи и отдельного человека.
С точки зрения системного похода следует различать различные срезы экономики – её материально-структурную составляющую (горизонтальный срез) и механизм функционирования (вертикальный срез). В широком смысле экономику можно представить так: потенциал-механизм-эффективность.
Под экономической системой часто понимаются общественно-экономические системы, отличающиеся между собой отношениями собственности, организационно-правовыми формами, конкретным механизмом хозяйствования (способ регулирования, система стимулов и т. д.). Исходя из данного постулата выделяются следующие типы экономических систем:
• рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);
• современная рыночная экономика, отличительными особенностями которой являются многообразие форм собственности (частной – индивидуальной и корпоративной, государственной, коллективной), повышение роли государственного регулирования, социальная ориентация. Для современной экономики характерна тесная связь с инновационными процессами, демократизацией общественной и хозяйственной жизни;
• традиционная экономическая система, базирующаяся на отсталой технологии, ручном труде, на традициях, установившихся в обществе. Для нее характерна многоукладность, архаичность институтов;
• планово-централизованная система, для которой характерно преобладание государственной собственности, централизованного управления экономикой, директивность планирования, бюрократизация хозяйственной жизни.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о конкретной модели рыночной экономики, соответствующей её национально-историческим особенностям. Исторически в России всегда была велика роль государства, менталитет народа имеет ярко выраженный социально-гуманитарный характер, не прошла бесследно для психологии народа эпоха социализма. Все это диктует необходимость создания особой модели рыночной экономики – социально ориентированной. Россия удачно вписывается в общее направление постиндустриальной эры – духовно-экологической цивилизации наступившего тысячелетия, ориентированной на духовно-гуманитарные ценности, технобиосферное единение и качественные факторы жизни.
Экономика является самоорганизуемой системой, что предполагает ее самосохранение, саморазвитие и самовоспроизведение. Самосохранение означает противодействие разрушению экономической системы как целостной совокупности, приспособление к меняющимся условиям функционирования (адаптируемость). Саморазвитие связано с ростом количественных параметров во времени, качественными изменениями в структуре и механизме функционирования экономической системы, усложнением ее самой. Самовоспроизведение ведет к продуцированию новых систем или её нового качества (новых предприятий, фирм), а также воспроизводству экономического потенциала и самой среды – общественных отношений, природной сферы.
Экономика может быть представлена в виде информационной системы. В этом случае субстратом регулирования служит информация. Под информацией понимается особый вид матери, обладающий, как и любой товар, полезностью и стоимостью. Экономика представляет собой гигантскую информационную сеть со своими узлами-фирмами, где производится и потребляется информация. Такое понимание структуры экономики, как считают некоторые экономисты, прямым образом отличается от представления А. Смита об экономике как совокупности атомизированных производителей и потребителей – независимых агентов. Регулирование экономики осуществляется путем преобразования значительных массивов информации. В условиях происходящей в настоящее время информационной революции, информатизации общества меняется не только представление об экономике, но и механизм ее функционирования: возрастает роль планово-прогнозных оценок, регулирования в целом, снижается влияние стихийных процессов, конъюнктурных факторов. Рынок все более становится регулируемым, управляемым.
Функционирование экономики осуществляется путем обмена информацией между агентами, фирмами и секторами, при этом выделяют прямые связи, идущие от регулятора к регулируемому объекту и обратные связи. В результате возникает проблема измерения информационных потоков. Признаки, определяющие тип связи между элементами системы, задаются по номинальной, порядковой и количественной шкалам.
Номинальная шкала представляет собой способ классификации элементов системы по известному признаку и применяется в тех случаях, когда трудно установить иные соотношения между элементами. Порядковая шкала позволяет сравнивать элементы системы путем ранжирования – уровневого расположения элементов. Количественная шкала устанавливает численные значения элементов. Качественная или количественная характеристика элемента системы, заданная по определенной шкале и служащая для различения этого элемента в их множестве, называется параметром.
Особенностью экономических параметров является отсутствие эталонов измерений, поэтому обеспечение соразмерности экономических величин представляет определенную специфику. В качестве измерителей в экономике используются следующие их типы:
• натуральные или условно'-натуральные (тонны, тонны условного топлива – 7000 ккал;, погонные метры, квадратные метры, киловатт-часы и др.);
• трудовые (нормо-час, трудодень);
• временные (год, цикл, и т. п.);
• денежные (рубль, доллар, евро и др.), являющиеся универсальными измерителями, призванные дать обобщенную оценку как полезности товаров, так и затратам.
С точки зрения размерности все экономические параметры подразделяются на экстенсивные и интенсивные, а также на уровни и потоки. Экстенсивные параметры обладают свойством аддитивности, т. е. могут складываться. Таковыми являются количественные показатели, характеризующие объемы, масштабы (тонны, кубические метры, киловатт-часы и т. п.). Интенсивные параметры аддитивностью не обладают и складываться не могут – это качественные показатели (урожайность, выработка и т. д.).
Уровни выступают как накопители (состояние) системы в статике, потоки – переменные, вызывающие изменение этих уровней, т. е. они характеризуют состояние системы в динамике. Для характеристики параметров в динамике используются хронологические ряды. Для хронологических рядов экономических параметров отсутствует естественное начало отсчета времени, оно принимается условно. При анализе хронологических рядов широко используется индексный метод. Под индексом понимается среднее относительное число, характеризующее общие изменения в совокупностях, состоящих из разнообразных элементов. Индексы должны обладать такими свойствами, как пропорциональность, однородность, обратимость, транзитивность (однородность измерений за любые промежутки хронологического ряда).
Источниками экономической информации являются прежде всего наблюдения, осуществляемые путем оперативного, бухгалтерского учета, а также статистического учёта. Оперативный учёт (хронометраж, фотография и т. п.) ведётся для наблюдения за отдельными сторонами производственно-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учёт специализируется на сплошной и документированной регистрации всех хозяйственных операций с товароматериальными ценностями и денежными средствами. Статистический учёт предполагает получение сводной информации, имеет дело с массовыми явлениями.
Наряду с наблюдениями в экономике в качестве источника информации широко используются экспертные оценки. Экономическая экспертиза становится единственным источником информации в тех случаях, когда нет сведений о данном объекте или процессе. Экспертные оценки осуществляются экспертными комиссиями по соответствующей методике.
В качестве вспомогательного источника информации в экономике могут служить экономические эксперименты. Однако их проведение в условиях реального функционирования хозяйства весьма затруднено.
Элементы экономической системы
Функционирование экономической системы как единого целого обеспечивается связями между элементами, входящими в ее состав, и внешней средой. Под элементом экономической системы понимается совокупность таких её составляющих, теснота связи между которыми существенно выше, чем между этой совокупностью и окружающей средой.
К элементам экономики относятся: процесс производства, процесс реализации, процесс потребления.
Процесс производства. Данный процесс представляет собой воспроизводство, т. е. возобновляемое (расширенное или суженное) создание материальных благ, оказание различного рода услуг, преобразование природной среды и социальных отношений, включая самого человека. Для осуществления процесса производства требуется набор производственных ресурсов. Под ресурсом понимаются ограниченные элементы, внешние (экзогенные) по отношению к экономике (природные и трудовые ресурсы) или выработанные в пределах самой экономики (эндогенные), необходимые для процесса производства (сырье, полуфабрикаты, энергия). Ограниченность (редкость) рассматривается в зарубежной литературе как сущностная характеристика ресурса и определяется несоответствием между потребностью в данном элементе и его запасом. Если запас меньше потребности, элемент рассматривается как ресурс и получает экономическую оценку.
По мере развития экономики и цивилизации вообще структура ресурсов существенно изменяется. Наблюдается процесс расширения состава и масштабов использования ресурсов. Так, каждые 15 лет объём неиспользуемых природных ресурсов удваивается. Усложняется структура экзогенных производственных ресурсов, происходит замещение одних их видов другими, меняется значимость отдельных видов ресурсов: снижается роль природных ресурсов, особое значение приобретает научно-технический прогресс (НТП), получивший название технологического ресурса, знание вообще. НТП способствует преодолению ограниченности природных ресурсов: появляются новые виды материалов (синтетический каучук, искусственные алмазы, пластмассы и полимеры, композиты). Живой труд все более заменяется машинами, происходит механизация и автоматизация производства и управления. Наблюдается усложнение качественных свойств производственных ресурсов (использование атомной, а в будущем термоядерной энергии).
Функционально все виды производственных ресурсов подразделяются на предметы труда, средства труда (вместе они образуют средства производства) и трудовые ресурсы. Под предметами труда понимаются элементы природы, впервые выделенные из нее или уже обработанные и воплощенные в продукте (элементы вещественно-энергетического типа: сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия). Средства труда – это элементы, с помощью которых осуществляется преобразование предметов труда в продукт (машины и оборудование) или создаются условия для осуществления процесса производства (здания и сооружения). Трудовые ресурсы – это рабочая сила как совокупность физических и интеллектуальных качеств человека. В настоящее время особое значение приобретает не столько физическая способность к труду, сколько личностные характеристики людей, их интеллектуально-нравственные качества, творческие способности.
Производственные ресурсы, соединенные между собой на основе определенной технологии, рассматриваются как факторы. Связь факторов с результатами процесса производства (отдача ресурсов) определяет содержание экономической эффективности. Результатом производственного процесса является либо продукция, либо услуги, а также качественные изменения в природной, экономической и социальной средах. Раскрытие связи технологического соединения факторов производства и результативности позволило сформулировать фундаментальный экономический закон (закон Мальтуса), который гласит, что каждый дополнительный прирост одного из факторов при фиксированных значениях других факторов ведет к убыванию прироста продукции. Так, например, дополнительные вложения удобрений в почву (капиталов вообще) сопровождаются все более замедленным ростом получаемой с одного гектара продукции. Однако данный закон не действует при параллельном росте всех факторов производства, т. е. он касается лишь данного технологического способа и не применим к научно-техническому прогрессу в целом.
Процесс реализации. Созданный в процессе производства продукт поступает в сферу реализации, где осуществляются распределение и обмен. В процессе распределения произведенный продукт и услуги направляются в соответствующие сферы деятельности, идут либо на производственные цели, либо на непроизводственное использование (общественное или личное потребление). Государство осуществляет перераспределение получаемых благ путем прогрессивного налогообложения, механизма ценообразования и другими мерами.
Между секторами экономики – сферами деятельности – возникает обмен. Он связывает между собой производство и распределение, с одной стороны, и потребление – с другой. Обмен доставляет каждому участнику производства необходимые материальные блага и услуги в соответствии с долей, установленной в распределении. Обмен между секторами, производящими средства труда и предметы труда, носит производственный характер, он совершается в самом производстве; обмен между этими секторами и сектором, производящим услуги, – непроизводственный характер. Пропорции процесса реализации регулируются другим фундаментальным законом – законом соответствия спроса и предложения А. Маршалла.
Процесс потребления. Конечной целью производства является потребление, удовлетворяющее потребности человека и общества в целом (оборона, правоохранительная и прочая деятельность). Потребности человека подразделяются на материальные и духовные. Первые направлены прежде всего на удовлетворение первичных потребностей – в пище, одежде, жилье; вторые – на обеспечение культурных запросов человека (образование, искусство, наука), самореализацию личности.
Все средства удовлетворения потребностей получили название экономического блага. Благо обладает свойством редкости (ограниченности) и ценности[15]. По своим натуральным характеристикам блага подразделяются на вещественные (продукты) и невещественные (услуги). В функциональном смысле экономические блага можно разделить на потребительские блага и ресурсы (блага, необходимые для производства потребительских благ). Блага могут быть взаимозаменяемы (субституты): рыба или мясо, театр или кино, поезд или самолет – и дополняющими друг друга (комплиментарные): автомобиль и бензин, бумага и ручка и т. п. Блага также подразделяются на частные, потребляемые человеком индивидуально, коллективные, клубные и общественные. Все блага характеризуются свойством полезности, т. е. степенью удовлетворения потребностей, иначе они бы не были благами. В экономической науке даже предпринимались попытки измерения полезности (потребительской стоимости) благ. Существовали две такие концепции: ориентируемая на количественное измерение полезности – утили, и ординалистская, утверждающая, что полезность блага количественно не измерима, но все блага могут быть ранжированы по их предпочтительности. Предпринимаются попытки создания специальной науки – квалиметрии, науки измерения качества, потребительских свойств продукции. Однако все эти попытки не смогли заменить экономической оценки благ (ценности), суть которой заключается в их обмениваемости друг на друга в определенных пропорциях, т. е. их альтернативной стоимости.
Субъекты экономики. Региональное хозяйство в системе народнохозяйственной организации
Экономический процесс, хозяйственная деятельность осуществляется участниками этого процесса – экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), под которыми понимаются те субъекты, которые самостоятельно принимают решения, планируют и реализуют в сфере хозяйственной деятельности практические мероприятия.
В качестве субъектов экономической системы обычно выделяются фирмы, домашние хозяйства, государство, иногда – некоммерческие организации (общественные, благотворительные и др.)[16].
Фирма представляет собой организацию, в рамках которой непосредственно осуществляется хозяйственная деятельность. В отличие от предприятия, которое является способом технического соединения средств производства и рабочей силы, фирма – это хозяйственная организация той или иной правовой формы. Фирмы, ведущие хозяйственную деятельность на предприятии, могут владеть одним или несколькими предприятиями, как составляющими единый технологический процесс, так и технологически не сопряженными (конгломератами). Проникновение фирм в другие отрасли представляет процесс диверсификации производства.
С точки зрения форм собственности фирмы делятся на единоличные владения, партнерства и корпорации. При единоличном владении наблюдается непосредственное соединение функций собственности и управления, неограниченная ответственность владельца за хозяйственные результаты (отвечает всем своим имуществом по долгам фирмы). Партнерство предполагает разграничение функций собственности и управления, предусматривается, однако, неограниченная ответственность совладельцев. Корпорации представляют собой отделение функций управления от собственности, при этом действует ограниченная ответственность совладельцев за деятельность фирмы (отвечают лишь своим паем в уставном фонде), а также независимость срока функционирования фирмы от продолжительности жизни совладельцев.
Общее число предприятий в России на конец 2012 г. составило 4886,4 тыс., из них в частной собственности – 85,6 %, государственных -2,3 %, индивидуальных предпрннимателей – 4,7 %. Малых предприятий в России на конец 2012 г. насчитывалось в количестве 2003 тыс., из них микропредприятий – 1760 тыс. Общий оборот продукции и услуг в 2012 г. был равен 2346,7 млрд. руб… в том числе микро – 8347,4 млрд. руб. Численность работающих в малых предприятиях составила в 2012 г. 11683,9 млн. человек, из них в микро – 4699,6 млн. человек.
Домохозяйства выполняют двойственную роль в экономике: они, в конечном счете, являются основными поставщиками ресурсов и одновременно основной расходующей группой в национальном хозяйстве. Главный источник дохода домохозяйств – заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии и т. п.). Некоторые хозяйства владеют акциями корпораций, облигациями и сберегательными счетами, которые приносят доход в виде дивидендов и процентов на вклады. Те домохозяйства, которые сдают здания, землю и другую недвижимость в аренду, получают доход в виде ренты.
Как распорядители доходов, домохозяйства формируют потребительский спрос, влияют на объемы инвестиций и государственные расходы. Общие доходы граждан распределяются на индивидуальные налоги, поступающие государству, на личное потребление и личные сбережения. Последние поступают на банковские счета, вкладываются в страховые полисы, облигации и другие финансовые активы.
Вместе с тем роль домашних хозяйств не следует ограничивать лишь функциями распоряжения доходами, они выступают также в роли производителей национального богатства без оформления юридического лица: подсобные хозяйства, дачные участки, собирательство дикорастущих плодов, охота и рыболовство. Домашние хозяйства в России дают до половины продукции сельского хозяйства, кроме зерна, до 80 % овощей и картофеля, оказывают населению большой объём услуг.
Государство как субъект экономики выполняет следующие функции.
1. Создание правовых основ (правого поля) функционирования экономических агентов (защита прав собственности, установление законодательной базы экономических отношений в целом, обеспечение правопорядка в хозяйственной деятельности).
2. Регулирование и управление экономическими процессами: создание эффективной налоговой системы, антимонопольное регулирование, управление госсобственностью, развитие экономики и содействие отечественным товаропроизводителям, денежное и финансовое регулирование.
3. Перераспределение доходов с целью сокращения неравенства в уровне жизни отдельных слоев населения (выплата пособий, предоставление льгот наиболее нуждающимся группам населения, социальное страхование).
В настоящее время появилась новая функция государства – оно всё в большей степени выступает в качестве предпринимателя. Государство, будучи собственником, обязано эффективно управлять своим имуществом, получать доходы и справедливо распределять их между гражданами (концепция имущественного дивиденда).
Государство как субъект экономики представлен в форме федеральных, региональных органов власти (администраций), а также муниципального самоуправления.
Региональные хозяйства являются составными частями национального хозяйства и выступают как субъекты Российской Федерации. Территориальная организация страны представлена двумя большими зонами – европейской, включая Урал, и азиатской – Сибирь и Дальний Восток; 8-ю федеральными округами: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный; 11-ю экономическими регионами: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Северный, Поволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, и 85-ю субъектами федерации. С присоединением Крыма в 2014 году появился ещё один федеральный округ и два новых субъекта Российской Федерации: республика Крым и г. Севастополь, имеющий статус города федерального значения.
Однако нынешние 85 региона в рамках административных образований (краёв, областей, республик), как правило, невелики и не могут претендовать на полноценное региональное хозяйство ввиду недостаточного экономического потенциала. Поэтому ставится задача укрупнения регионов путём объединения их по территориально-географическому принципу. Таких укрупнённых регионов может быть 21: Московский (г. Москва и Московская область); Верхневолжский (Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская области); Приокский (Владимирская, Рязанская, Тульская, Липецкая области); Западный (Орловская, Брянская, Калужская, Смоленская области); Центрально-Чернозёмный (Воронежская, Курская, Белгородская, Тамбовская области); Северо-Западный (Ленинградская, Новгородская, Псковская и Калининградская области); Северный (Мурманская, Архангельская, Вологодская области и Карелия); Южный (Ростовская область, Ставропольский край и республики Северного Кавказа, кроме Адыгеи и Дагестана); Причерноморский (Краснодарский край, Адыгея, Крым и Севастополь); Волго-Вятский (Нижегородская, Кировская области, республики Мордовия и Удмуртия); Волго-Камский (республики Татарстан, Чувашия, Мари-Эл); Средневолжский (Самарская, Ульяновская, Пензенская и Саратовская области); Волжско-Каспийский (Волгоградская, Астраханская области, Калмыкия, Дагестан); Северо-Уральский (Пермская, Свердловская области, республика Коми,); Южно-Уральский (Челябинская, Оренбургская, Курганская области, Башкирия); Западно-Сибирский (Омская и Тюменская, области с Ханты-Мансийским и Ямала-Ненецким национальным округами); Центрально-Сибирский (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай); Ангаро-Енисейский (Красноярский край, Иркутская область, республики Хакасия и Тыва); Восточно-Сибирский (Забайкальский край, республики Саха-Якутия и Бурятия); Амуро-Приморский (Хабаровский и Приморский края, Амурская область, Еврейская автономная область); Дальне-Восточный (Магаданская, Сахалинская области, Камчатский край, Чукотка).
2.2. Механизм функционирования национального хозяйства
Рынок как реализация принципа самоорганизации экономики
Экономика является самоорганизуемой, саморазвивающейся, само-поддерживающейся системой. Механизмом саморегуляции выступает рынок – товаро-денежные отношения в процессе производства, распределения и потребления продукции. Рыночные отношения обеспечивают поступательное развитие экономики, ее качественные преобразования. Принципу самоорганизации не противоречит управление экономикой, поскольку управляющие воздействия не могут идти вопреки объективным законам экономической организации, иначе управление превратится в волюнтаризм. Вместе с тем при полном отсутствии государственного регулирования экономика становится монстром.
Погоня за прибылью, страсть к обогащению, жажда наживы вступают в противоречие с требованиями общества, отдельного человека (хищническое использование природных ресурсов, эксплуатация человека и т. п.), возрастает анархия экономической жизни.
Рыночный механизм – весьма жесткая, даже жестокая система, где конкуренция товаропроизводителей проводит «естественный отбор» участников хозяйственной деятельности, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих структур. В результате повышается эффективность общественного производства в целом. Конкуренция заставляет товаропроизводителей в погоне за прибылью снижать издержки, а следовательно, цену товаров, повышать их качество.
Весьма важным механизмом, обеспечивающим принцип самоорганизации экономики, является общее экономическое равновесие – соответствие спроса и предложения – и определяемая им равновесная цена. Последняя способствует преодолению как перепроизводства товаров, так и их дефицита, обеспечивает самодвижение экономики.
Вместе с тем рынок имеет свои несовершенства: рыночный механизм не способен противостоять монополистическим тенденциям, ограничивающим свободу конкуренции; частные предприниматели не заинтересованы производить общественные блага, рынок противоречит социальным гарантиям. Поэтому современное рыночное хозяйство, в отличие от рынка свободной конкуренции, предполагает ту или иную степень государственного регулирования.
Для отдельных стран в зависимости от сложившихся исторических условий, национального менталитета роль государственного управления и рыночного механизма различна. Для неолиберальной модели экономической организации характерно минимальное вмешательство государства в экономику. Социально ориентированные хозяйства предполагают более высокую долю государственной собственности, общественных фондов потребления, государственного регулирования экономической жизни в целом. В социалистических странах (КНР, Вьетнам и др.) роль государственного управления весьма высока, а рыночные отношения носят ограниченный характер. Для России более приемлемой является социально ориентированная модель рыночной организации, у нас традиционно высока роль государственного управления и регулирования экономики, общественных фондов потребления, коллективизма. Наш менталитет носит духовно-гуманитарный характер.
Конец ознакомительного фрагмента.