Вы здесь

Основы менеджмента. I часть. 3 Тенденции развития менеджмента (Н. Е. Рябикова, 2006)

3 Тенденции развития менеджмента

3.1 Современная парадигма организации управления в России. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление».

3.2 Тенденции развития современного менеджмента.

3.3 Менеджер. Предприниматель. Менеджер, его роли в организации.

3.4 Требования к профессиональной компетенции менеджеров.

3.1 Современная парадигма организации управления в России

Территориальные и общественно-политические изменения в России оказали сильное влияние на ее экономику. Крутой поворот от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой парадигмы управления.

Проводимые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство РФ в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий. Во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом сообществе. Во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны [21].

Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социалистического общества привела к созданию экономической теории особого типа. Помимо ее крайней политизации, она обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством. Управление экономикой СССР было построено по типу одной большой фабрики с подразделениями по всей огромной территории страны. Отсюда – колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления, с которой мы подошли к началу экономических реформ.

РФ как самостоятельное государство взяла четкий курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики.

Это определяет необходимость формирования новой управленческой парадигмы, положения которой должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; она должна выявить главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.

К настоящему времени сформировалась следующая система взглядов на управление экономикой в переходный период, составляющая новую парадигму управления.

Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях с государственным регулированием социально-экономических процессов. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что движение к рынку – это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социальноэкономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научнотехническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов, защиты потребителя и т.д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода от значительного в начале до уровня практического дерегулирования в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все больше превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Концепция организаций как открытых систем означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций – далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль. Социальная составляющая может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организаций.

Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования. Эволюция системы управления в переходный направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях РФ центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой – существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает элемент случайности и способствует росту управляемости экономики России.

Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики. В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны [21].

3.2 Тенденции развития современного менеджмента

Переход к рыночной экономике в России объективно сопровождается радикальными изменениями в структуре хозяйствующих субъектов. К концу ХХ века в результате приватизации более 70 % предприятий в нашей стране стали частными. В последние 10 годы государство резко сократило свое участие в управлении экономикой, что повлекло за собой серьезные количественные и качественные преобразования системы и методов хозяйствования.

Одновременно существенную эволюцию претерпевает менеджмент и в других развитых странах.

Анализ практики управления показывает, что сейчас успеха добиваются те фирмы, которые могут сконцентрироваться на своей деятельности и опереться на ключевые ценности организации; способны эффективно распоряжаться временем, нарастающим потоком нововведений, а также создают условия для гибких форм организации, при которых совместный труд должен приносить удовлетворение всем работникам фирмы.

В этой связи можно выделить основные тенденции развития управления фирмы:

1) Организационные поиски менеджмента отмечаются многообразием структурных решений: от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной самостоятельности отделений, рисковых «новаторских команд», полностью отвечающих за прибыль и убытки. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется на решении стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями, формированием функций интеграции деятельности фирмы. Каждое отделение (дивизион) полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями. Имеют место тенденции к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся структур, к дальнейшему развитию программно-целевого управления.

2) Возрастает значение функции координации. В масштабах региона очень сильна взаимозависимость предприятий. Координация, в свою очередь, может быть нескольких видов: превентивная, прогнозирующая проблемы, трудности и пути преодоления; устраняющая, нацеленная на ликвидацию перебоев в хозяйственной системе; регулирующая, предназначенная для поддержания установленной схемы взаимодействия субъектов хозяйствования; стимулирующая, повышающая эффективность деятельности при отсутствии видимых отклонений.

3) Исключительную роль будет играть настроенность управленческой системы на поддержку и вознаграждение риска и индивидуальной инициативы, нацеленных на повышение эффективности всех участков деятельности. По мнению многих специалистов, в ближайшем будущем уровень образования и квалификация работников станут главным стратегическим ресурсом организации.

4) Поворот бизнеса к управлению «организационной культурой», т.е. системой ценностей, разделяемой персоналом фирмы и связанной с конечными целями организации. Здесь и установление высоких стандартов деятельности каждого работника, и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, и создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы. Все больше ценится способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных систем.

Основным субъектом, структурным и организационным звеном рыночной экономики является предприятие (фирма, организация). Фирма – это экономиическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к получению максимальной прибыли, производит продукцию, (товары, услуги) для других хозяйствующих субъектов рынка, несет социальную ответственность перед обществом и каждым работником.

Сегодня главным для мелких, средних, да и крупных предприятий, фирм оказывается не столько стремление к снижению издержек производства и цен на продукцию, сколько способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами (притом в основном за ту же цену).

Дело в том, что современные условия ведения бизнеса обладают целым рядом характерных особенностей.

Интеграция новых подходов к менеджменту

Возникновение управленческой науки базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных наук. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин и их включение в методологические основы современного менеджмента. В то же время теория и практика менеджмента в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию управления. Наука XIX столетия с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса – необходимость рассматривать поведение системы в целом. Живые системы – это интеграция, и их характер зависит от целого. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Таким образом, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных ранними школами, с концепциями новых теорий, в том числе теории хаоса и сложности (рисунок 2.2).


Рисунок 2.2 – Систематизированный подход к современному менеджменту


В современной системе взглядов на менеджмент можно выделить следующие принципиальные положения.

1) Применение системного подхода в управлении. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении, является представление о предприятии как о системе высочайшего порядка сложности, системе, важнейшими частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Возможен обратный эффект: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. В некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть – сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.

Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том. что они сосредоточивают внимание только на одном какомто важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. В птом принципиальное отличие современного подхода к управлению Таким образом, системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению. Именно поэтому теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

2) Применение ситуационного подхода в управлении. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация – меняются конкретные задачи – меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3) Новая роль управления нововведения (инновации), интеграции, интернационализация. Вопросы нововведений (инновации), интеграция, интеграционализации являются генеральными проблемами менеджмента Они тесно взаимосвязаны между собой.

Нововведения (инновации). Это одна из главных узловых проблем менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса кинули вперед те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты научно-технической революции. Нововведения становятся повседневным явлением. При этом проблема оваций ставится широко: это не только новая техника или технология, не любые нововведения, в том числе экономические, организационные и управленческие. В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, нововведения.

Интеграция. Интеграция сегодня имеет широкое толкование. Это не только интеграция различных производств, но и интеграция производства и науки, хозяйственных и исследовательских организаций. Она включает в себя объединение, согласование производства и социального развития. Усиление взаимозависимости организации и личности также одно из направлений интеграции. Фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными целями и ценностями. В условиях быстрых перемен управление, опирающееся на пассивных работников, неизбежно отстает от управления, которому удалось мобилизовать активность работников, заставить их думать о способах работы, вовлечь в дело не только их труд, но интеллект. В Японии, например, рабочий, который хорошо работает только сами, фирме не нужен. Помимо этого он должен также хорошо работать и новой, например, в кружках качества.

Интернационализация. Речь идет о процессах, которые носят объективный характер. Это выражается в росте числа международных корпораций и в появлении союзов типа Общего рынка и СНГ. Сама по себе эта тенденция к углублению международного разделения труда прогрессивна, а ориентирована на обеспечение максимального роста производительности куда международных компаний. К сожалению, в ряде случаев пока этот процесс развивается не столько в направлении сотрудничества, сколько в правлении усиления соперничества и конкуренции, в том числе и в рамках НГ. Большое внимание должно быть уделено необходимости развития международного сотрудничества в области управления.

Нововведения, интеграция, интернационализация, долгосрочное планирование и системный подход, личность и организация, современная технология управления – это основные проблемы, которые стоят перед менеджментом.

4) Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом. Признание такой ответственности объясняется тем, что именно менеджмент влияет на экономическое и социальное развитие общества. Именно это обстоятельство и позволяет считать менеджмент крупнейшей социальной инновацией, обеспечивающей острый переход некоторых прежде слаборазвитых стран в разряд самых ввитых, например, Японии. Согласно наиболее распространенной точке зрения организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население, среди которого проходит их деятельность, а также вносить определенный вклад в повышение социальных проблем в целом.

Все большее распространение получает точка зрения, согласно которой организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют, кроме обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Именно поэтому организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальную сферу. Они обязаны жертвовать средства на благо и совершенствование общества и активно участвовать в защите окружающей среды, помогать здравоохранению, образованию, культуре, спорту и т.д.

Социальные ожидания в отношении бизнеса связаны с добровольным откликом на социальные проблемы общества со стороны организации. Только соединение усилий организаций с интересами общественности и благотворительных учреждений позволит разрешить проблемы тех районов, в которых они функционируют. Однако следует иметь в виду, что наметившийся явный сдвиг в сторону повышения социальной ответственности руководящих работников наталкивается на требования рядовых работников и менеджеров нижнего звена об увеличении уровня доходов.

5) Современная наука об управлении делает акцент на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятым и неконтролируемым. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключена возможность диалога между практикой управления и наукой, успешного использования достижений науки в практике. Формирование «теории хаоса» (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»), применение ее положений в управлении сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы.

3.3 Менеджер. Предприниматель. Менеджер, его роли в организации

Менеджер – специалист по организации и управлению трудом других людей. От специалистов иного профиля менеджера отличает наличие, во-первых, подчиненных; во-вторых, полномочий по принятию решений в определенной сфере.

Предприниматель (бизнесмен) – человек, способный понять структуру потребностей потребителей и сочетать свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ.

Предприниматель способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организации дела (бизнеса).

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. По утверждению Генри Минцберга, роль – набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности (Генри Минцберг) [21].

Среди них можно выделить три крупные категории:

1) Роли по принятию решения. Выражаются в том, что менеджер определяет направления движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.

2) Информационные роли. Состоят в том, что менеджер собирает и анализирует информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и к нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации подчиненным. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы и всего коллектива.

3) Межличностные роли (роль руководителя). Заключается в том, что менеджер формирует отношения внутри организации и вне ее, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации (таблица 3.1)


Таблица 3.1 – 10 управленческих ролей (Г. Минцберг).


3.4 Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Понятие «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда, например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты- профессионалы. Основанием для этого считается тесная взаимосвязь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров

1) Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.

2) Знание должностных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности организации.

3) Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.

4) Владение искусством управления человеческими ресурсами.

5) Владение искусством налаживания внешних связей.

6) Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.

Первую группу составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области как менеджмент. Они включают:

– умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

– высокую информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, уровень конкуренции, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;

– знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях и в разных отраслях;

– способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;

– умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц – коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данной организации. Чтобы работать с людьми, столь резко отличающимися по статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:

– высокое чувство долга;

– честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

– умение четко выражать свои мысли и убеждать;

– уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии предприятия;

– способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе социологии, психологии и др.) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на собственный опыт. Важно отметить при этом, что важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров на вертикальное, горизонтальное, функциональное, структурное, технологическое и профессиональноквалификационное [21].

3.5 Контрольные практические задания

Вопросы по теме

1) Что следует понимать под новой парадигмой управления?

2) В чем состоит необходимость гибкого сочетания методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов?

3) Почему считается, что концепция организаций как открытых систем означает поворот к рынку и потребителю?

4) Чем синхронизировано в переходный период формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию?

5) Охарактеризуйте многообразие структурных решений в условиях рынка, отметьте основные тенденции развития управления в этом направлении.

6) Какие виды координации выделяют для решения проблем в управлении?

7) Какие тенденции управления “организационной культурой” формируются в условиях рынка?

8) Чем обусловлено тенденция, характерная для мелких, средних, и крупных предприятий – главным для организаций оказывается не столько стремление к снижению издержек производства и цен на продукцию, сколько способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами (за ту же цену).

9) Чем обусловлена интеграция новых подходов к менеджменту?

10) Каково значение информационных ролей менеджмента в организации?

11) В чем особенности межличностных ролей менеджмента в организации?

12) Дайте характеристику ролей менеджера по принятию решений.

Тесты

1. В современных условиях хозяйствования добиваются успеха те фирмы, которые:

а) могут сконцентрироваться на своей деятельности;

б) могут создать и правильно использовать ценности организации;

в) способны эффективно распоряжаться временем;

г) способны справляться с нарастающим потоком нововведений;

д) создают условия для гибких форм организаций, при которых совместный труд должен приносить удовлетворение всем работникам фирмы;

е) только а, б;

ж) только г, д;

з) все перечисленное.

2. Одной из основных тенденций развития управления являются так называемые организационные поиски структурных решений, многообразие которых формируется (только) из:

а) сетевых организационных форм;

б) групповой работы;

в) самостоятельных подразделений;

г) рисковых “новаторских команд”;

д) партнерских отношений с другими организациями;

е) отделений программного, целевого назначения (управления);

ж) только а, б, в;

з) только г, д;

и) только г, д, е;

к) все перечисленное.

3. Вид координации, заключающийся в прогнозе проблем, трудностей и путей их преодоления называют:

а) превентивным;

б) устраняющим;

в) регулирующим;

г) стимулирующим.

4. Координация, нацеленная на ликвидацию перебоев в хозяйственной системе, называется:

а) превентивной;

б) устраняющей;

в) регулирующей;

г) стимулирующей.

5. Координация, предназначенная для поддержания установленной схемы взаимодействия субъектов хозяйствования, называется:

а) превентивной;

б) устраняющей;

в) регулирующей;

г) стимулирующей.

6. Поворот бизнеса к управлению “организационной культурой”, проявляется в:

а) установлении высоких стандартов деятельности каждого работника;

б) обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты;

в) создании атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы;

г) делегировании полномочий подчиненным ступеням структуры управления;

д) организации продуктивного взаимодействия руководителей и подчиненных;

е) использовании современных информационных систем;

ж) только а, б, в;

з) все перечисленное;

и) нет правильных ответов.