Вы здесь

Основы менеджмента. I часть. 2 Управление организацией в условиях рынка (Н. Е. Рябикова, 2006)

2 Управление организацией в условиях рынка

2.1 Организация – основная структурная единица в менеджменте.

2.2 Уровни управления.

2.3 Виды разделения труда в организации.

2.1 Организация – основная структурная единица в менеджменте

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей.

Термин «организация» понимается как:

1) систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей;

2) сообщество людей, отвечающее следующим требованиям:

а) наличие минимум 2-х людей, считающих себя членами этой организации;

б) осознанный характер совместной деятельности, т.е. люди намеренно работают вместе;

в) наличие минимум одной общей цели, желаемого конечного результата.

Термин «организация» может рассматриваться либо как процесс, либо как отдельная функция управления.

Любая организация – это открытая система, состоящая из определенной совокупности элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов. Открытая система действует (проявляет свои свойства) под влиянием факторов внешней среды и имеет «вход», «выход», «процесс», осуществляет «обратную связь» через контроль.

Жизнедеятельность организации состоит из процессов:

1) получения ресурсов из внешней среды;

2) производства продукции, работ, услуг;

3) передачи продукта во внешнюю среду.

Составляющими внешней среды являются: профсоюзы, потребителей, поставщики, конкуренты, правительственные акты, систему ценностей в обществе, технику и технологию и т.д.

Основные стадии жизненного цикла организации:

1) рождение;

2) детство и юность;

3) зрелость;

4) старение;

5) возрождение (исчезновение).

Организация процесса управления – это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.

Различают три причины организационной деятельности:

1) процесс организации необходим для повышения эффективности качества работы;

2) процесс организации необходим для установления ответственности;

3) процесс организации необходим для облегчения коммуникаций.

Различают следующие виды организаций:

1) формальная;

2) неформальная;

3) коммерческая;

4) некоммерческая.

2.2 Уровни управления

В управлении выделяют, как правило, три уровня управления:

1) высший (институциональный);

2) средний (управленческий);

3) низший (технический).

Такое разделение появилось в результате промышленной революции в Европе в 18 в. Первоначально выделились верхний и нижний управленческих слоя. Слово «мастер» звучало для рабочих особенно зловеще и вызывало ненависть. При подборе мастеров ориентировались, главным образом, на физические данные кандидата. Умению обходиться с людьми значения не придавалось. По мере усложнения технологии производства, необходимости использования более сложной техники и привлечения большего числа работников сформировался средний слой управления.

Каждый уровень управления предполагает выполнение одинаковых функций: нормирования; прогнозирования; планирования; организации; координации (руководства); мотивации; учета; контроля; анализа. [21].

Различие заключается в степени важности и акценте внимания на той или иной функции (рисунок 2.1). Руководитель высшего уровня управления больше времени уделяет планированию и организации процессов, операций, процедур. «Средний» управляющий – больше занимается руководством и контролем соответствия заданий и выполненных работ (по времени, качеству, последовательности), чтобы обеспечить ритмичность и целесообразность деятельности. Деятельность управляющих технического уровня сконцентрирована, в основном, на мотивации и контроле подчиненных. Вместе с тем, каждому из управляющих приходится выполнять все функции управления.


Рисунок 2.1 – Уровни управления


Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциями и производственными комплексами.

Высший уровень управления определяют руководители высшего звена (президент, вице-президент, ректор, генерал). Осуществляют постановку целей, стратегических задач, несут ответственность за принятые решения. Данный уровень составляет 3-7% общего управленческого персонала.

Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, разрабатывает политику организации (предприятия) и способствует ее практической реализации. С этой точки зрения в высшем управлении можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Средний уровень определяют руководители управленческого звена, включая младших и средних начальников (декан, зам. декана, зам. директора). Отвечают за принятие решений по низшим уровням, готовят информацию для высшего звена, принимают от них утвержденные решения и обеспечивают их реализацию на низшем уровне. Средний уровень является самым многочисленным и составляет по некоторым данным 50-60 % общей численности управленческого персонала организации.

К нему относятся:

Менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в подразделении, менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов, начальников функциональных отделов. Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством. Они отвечают за подготовку информации для высшего звена, принимают от них утвержденные решения и обеспечивают их реализацию на нижнем уровне. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий диапазон обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.

Технический уровень управления представлен младшими начальниками, имеющими в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями как бригады, смены, участки, контролеры и другие администраторы. Общее число уровней управления на предприятиях характеризуется разнообразием и колеблется от 1-2 на малых предприятиях до 8-10 в крупных объединениях и корпорациях.

А. Хоскинг предполагает иное деление управленцев при распределении полномочий и ответственности. Он выделяет, во-первых, генеральный менеджмент – это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, планирование, организацию, контроль за процессами в организации в целом. Во-вторых, менеджмент на уровне подразделений – это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения.

2.3 Виды разделения труда в организации

Разделение труда призвано рационализировать все процессы в организации и обеспечить ей конкурентоспособность, высокую доходность и стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Различают следующие виды разделения труда:

1) вертикальное;

2) горизонтальное;

3) функциональное;

4) структурное.

5) технологическое или профессионально-квалификационное [21].

Разделение большого объема работы на многочисленные специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.

В малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Классическим примером горизонтального разделения труда на производственном предприятии, являются: производство, маркетинг, финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добивалась поставленных целей.

Четкое горизонтальное разделение труда в организациях осуществляется за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных целей.

Горизонтальное разделение (на каждом из уровней) – функциональное разделение «по горизонту» различно. На нижнем и среднем уровнях менеджеры занимаются координацией совместной деятельности людей по функциям. Глубокое горизонтальное разделение труда предполагает деление по сферам деятельности, образующим ключевые функции подсистемы предприятия.

Вертикальное разделение труда – координация деятельности по выполнению отдельных работ, в совокупности обеспечивающих достижение поставленных целей.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджера.

Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта как:

– Организационная структура;

– Масштабы;

– Сферы деятельности;

– Отраслевая или территориальная специализация.

В силу большого числа факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Однако, можно выделить некоторые общие черты специализации, касающийся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Технологическое и профессионально – квалификационное разделение труда менеджеров охватывает все виды и сложность выполняемых работ.

Выделяют три категории работников: руководителей, специалистов, служащих.

– Руководители и их заместители.

– Главные специалисты, инженеры, техники, механики, экономисты; счетнобухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический персонал и другие работники.

2.4 Контрольные практические задания

Вопросы по теме

1) Что понимается под организацией? Почему термин “организация” в менеджменте считается многогранным?

2) Из каких процессов состоит жизнедеятельность организации?

3) Перечислите основные стадии жизненного цикла организации.

4) Каковы причины организационной деятельности?

5) Какие уровни управления выделяют в организации?

6) Каждый уровень управления предполагает выполнение одинаковых функций. Каких?

7) Какой из уровней управления является самым малочисленным (3-7%)?

8) В чем особенности функционального разделения труда?

9) В чем назначение горизонтального разделения труда?

10) Какую роль играет в организации вертикальное разделение труда?

11) Какие характеристики управляемого объекта охватывает структурное разделение труда?

12) Обоснуйте сущность организаций: формальная, неформальная, коммерческая, некоммерческая.

Тесты

1. Что из перечисленного считают уровнями объекта управления?

а) цех;

б) рабочее место;

в) производство;

г) предприятие;

д) объединение;

е) участок;

ж) а, б, в;

з) а, б, е;

и) а, б, в, г, д, е;

к) нет правильных ответов.

2. Приведите в соответствие уровень управления и численный состав персонала этого уровня:

1) институциональный уровень управления;

2) управленческий уровень управления;

3) технический уровень управления.

а) 50-60 %; б) 3-7%.

3. Разделение труда менеджеров, учитывающее виды и сложность выполняемых работ называется:

а) горизонтальным;

б) вертикальным;

в) бифункциональным;

г) технологическим и профессионально – квалификационным.

4. Разделение труда, предусматривающие деление работы на составляющие компоненты: маркетинг, производство, финансы, персонал получило название:

а) горизонтальным;

б) вертикальным;

в) функциональным;

г) технологическим и профессионально-квалификационным.

5. Разделение труда, построенное на выделении уровней управления, называется:

а) горизонтальным;

б) вертикальным;

в) функциональным;

г) технологическим и профессионально-квалификационным.

6. Разделение труда, которое основывается на формирование групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д., называется:

а) горизонтальным;

б) вертикальным;

в) функциональным;

г) технологическим и профессионально-квалификационным.

7. Организация – это сообщество людей, отвечающее каким требованиям из перечисленных:

а) наличие минимум двух людей, считающих себя членами этой организации;

б) осознанный характер совместной деятельности, то есть люди намеренно работают вместе;

в) наличие минимум одной общей цели, желаемого конечного результата;

г) все перечисленное.

8. Организация – это:

а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей;

б) открытая система, состоящая из определенной совокупности элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов;

в) функция управления;

г) только а, б;

д) все перечисленное.

9. Основные стадии жизненного цикла организации:

а) рождение;

б) детство и юность;

в) зрелость;

г) зрелость и старение;

д) старение;

е) возрождение (исчезновение);

ж) только а, б, г, е;

з) а, б, в, д, е.

10. Организационная деятельность необходима по следующим причинам:

а) для повышения эффективности качества работ;

б) для установления ответственности;

в) для облегчения коммуникаций;

г) только а, б;

д) только а, в;

е) все перечисленное.

11. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как:

а) организационная структура;

б) масштабы;

в) сферы деятельности;

г) отраслевая или территориальная специализация;

д) только а, б;

е) только в, г;

ж) все перечисленное.

12. Работу по постановке целей, стратегических задач функционирования и развития организации осуществляют менеджеры:

а) институционального уровня;

б) управленческого уровня;

в) технического уровня.