2 Управление организацией в условиях рынка
2.1 Организация – основная структурная единица в менеджменте.
2.2 Уровни управления.
2.3 Виды разделения труда в организации.
2.1 Организация – основная структурная единица в менеджменте
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей.
Термин «организация» понимается как:
1) систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей;
2) сообщество людей, отвечающее следующим требованиям:
а) наличие минимум 2-х людей, считающих себя членами этой организации;
б) осознанный характер совместной деятельности, т.е. люди намеренно работают вместе;
в) наличие минимум одной общей цели, желаемого конечного результата.
Термин «организация» может рассматриваться либо как процесс, либо как отдельная функция управления.
Любая организация – это открытая система, состоящая из определенной совокупности элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов. Открытая система действует (проявляет свои свойства) под влиянием факторов внешней среды и имеет «вход», «выход», «процесс», осуществляет «обратную связь» через контроль.
Жизнедеятельность организации состоит из процессов:
1) получения ресурсов из внешней среды;
2) производства продукции, работ, услуг;
3) передачи продукта во внешнюю среду.
Составляющими внешней среды являются: профсоюзы, потребителей, поставщики, конкуренты, правительственные акты, систему ценностей в обществе, технику и технологию и т.д.
Основные стадии жизненного цикла организации:
1) рождение;
2) детство и юность;
3) зрелость;
4) старение;
5) возрождение (исчезновение).
Организация процесса управления – это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.
Различают три причины организационной деятельности:
1) процесс организации необходим для повышения эффективности качества работы;
2) процесс организации необходим для установления ответственности;
3) процесс организации необходим для облегчения коммуникаций.
Различают следующие виды организаций:
1) формальная;
2) неформальная;
3) коммерческая;
4) некоммерческая.
2.2 Уровни управления
В управлении выделяют, как правило, три уровня управления:
1) высший (институциональный);
2) средний (управленческий);
3) низший (технический).
Такое разделение появилось в результате промышленной революции в Европе в 18 в. Первоначально выделились верхний и нижний управленческих слоя. Слово «мастер» звучало для рабочих особенно зловеще и вызывало ненависть. При подборе мастеров ориентировались, главным образом, на физические данные кандидата. Умению обходиться с людьми значения не придавалось. По мере усложнения технологии производства, необходимости использования более сложной техники и привлечения большего числа работников сформировался средний слой управления.
Каждый уровень управления предполагает выполнение одинаковых функций: нормирования; прогнозирования; планирования; организации; координации (руководства); мотивации; учета; контроля; анализа. [21].
Различие заключается в степени важности и акценте внимания на той или иной функции (рисунок 2.1). Руководитель высшего уровня управления больше времени уделяет планированию и организации процессов, операций, процедур. «Средний» управляющий – больше занимается руководством и контролем соответствия заданий и выполненных работ (по времени, качеству, последовательности), чтобы обеспечить ритмичность и целесообразность деятельности. Деятельность управляющих технического уровня сконцентрирована, в основном, на мотивации и контроле подчиненных. Вместе с тем, каждому из управляющих приходится выполнять все функции управления.
Рисунок 2.1 – Уровни управления
Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциями и производственными комплексами.
Высший уровень управления определяют руководители высшего звена (президент, вице-президент, ректор, генерал). Осуществляют постановку целей, стратегических задач, несут ответственность за принятые решения. Данный уровень составляет 3-7% общего управленческого персонала.
Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, разрабатывает политику организации (предприятия) и способствует ее практической реализации. С этой точки зрения в высшем управлении можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Средний уровень определяют руководители управленческого звена, включая младших и средних начальников (декан, зам. декана, зам. директора). Отвечают за принятие решений по низшим уровням, готовят информацию для высшего звена, принимают от них утвержденные решения и обеспечивают их реализацию на низшем уровне. Средний уровень является самым многочисленным и составляет по некоторым данным 50-60 % общей численности управленческого персонала организации.
К нему относятся:
Менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в подразделении, менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов, начальников функциональных отделов. Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством. Они отвечают за подготовку информации для высшего звена, принимают от них утвержденные решения и обеспечивают их реализацию на нижнем уровне. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий диапазон обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.
Технический уровень управления представлен младшими начальниками, имеющими в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями как бригады, смены, участки, контролеры и другие администраторы. Общее число уровней управления на предприятиях характеризуется разнообразием и колеблется от 1-2 на малых предприятиях до 8-10 в крупных объединениях и корпорациях.
А. Хоскинг предполагает иное деление управленцев при распределении полномочий и ответственности. Он выделяет, во-первых, генеральный менеджмент – это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, планирование, организацию, контроль за процессами в организации в целом. Во-вторых, менеджмент на уровне подразделений – это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения.
2.3 Виды разделения труда в организации
Разделение труда призвано рационализировать все процессы в организации и обеспечить ей конкурентоспособность, высокую доходность и стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Различают следующие виды разделения труда:
1) вертикальное;
2) горизонтальное;
3) функциональное;
4) структурное.
5) технологическое или профессионально-квалификационное [21].
Разделение большого объема работы на многочисленные специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.
В малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Классическим примером горизонтального разделения труда на производственном предприятии, являются: производство, маркетинг, финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добивалась поставленных целей.
Четкое горизонтальное разделение труда в организациях осуществляется за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных целей.
Горизонтальное разделение (на каждом из уровней) – функциональное разделение «по горизонту» различно. На нижнем и среднем уровнях менеджеры занимаются координацией совместной деятельности людей по функциям. Глубокое горизонтальное разделение труда предполагает деление по сферам деятельности, образующим ключевые функции подсистемы предприятия.
Вертикальное разделение труда – координация деятельности по выполнению отдельных работ, в совокупности обеспечивающих достижение поставленных целей.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджера.
Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта как:
– Организационная структура;
– Масштабы;
– Сферы деятельности;
– Отраслевая или территориальная специализация.
В силу большого числа факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Однако, можно выделить некоторые общие черты специализации, касающийся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Технологическое и профессионально – квалификационное разделение труда менеджеров охватывает все виды и сложность выполняемых работ.
Выделяют три категории работников: руководителей, специалистов, служащих.
– Руководители и их заместители.
– Главные специалисты, инженеры, техники, механики, экономисты; счетнобухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический персонал и другие работники.
2.4 Контрольные практические задания
Вопросы по теме
1) Что понимается под организацией? Почему термин “организация” в менеджменте считается многогранным?
2) Из каких процессов состоит жизнедеятельность организации?
3) Перечислите основные стадии жизненного цикла организации.
4) Каковы причины организационной деятельности?
5) Какие уровни управления выделяют в организации?
6) Каждый уровень управления предполагает выполнение одинаковых функций. Каких?
7) Какой из уровней управления является самым малочисленным (3-7%)?
8) В чем особенности функционального разделения труда?
9) В чем назначение горизонтального разделения труда?
10) Какую роль играет в организации вертикальное разделение труда?
11) Какие характеристики управляемого объекта охватывает структурное разделение труда?
12) Обоснуйте сущность организаций: формальная, неформальная, коммерческая, некоммерческая.
Тесты
1. Что из перечисленного считают уровнями объекта управления?
а) цех;
б) рабочее место;
в) производство;
г) предприятие;
д) объединение;
е) участок;
ж) а, б, в;
з) а, б, е;
и) а, б, в, г, д, е;
к) нет правильных ответов.
2. Приведите в соответствие уровень управления и численный состав персонала этого уровня:
1) институциональный уровень управления;
2) управленческий уровень управления;
3) технический уровень управления.
а) 50-60 %; б) 3-7%.
3. Разделение труда менеджеров, учитывающее виды и сложность выполняемых работ называется:
а) горизонтальным;
б) вертикальным;
в) бифункциональным;
г) технологическим и профессионально – квалификационным.
4. Разделение труда, предусматривающие деление работы на составляющие компоненты: маркетинг, производство, финансы, персонал получило название:
а) горизонтальным;
б) вертикальным;
в) функциональным;
г) технологическим и профессионально-квалификационным.
5. Разделение труда, построенное на выделении уровней управления, называется:
а) горизонтальным;
б) вертикальным;
в) функциональным;
г) технологическим и профессионально-квалификационным.
6. Разделение труда, которое основывается на формирование групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д., называется:
а) горизонтальным;
б) вертикальным;
в) функциональным;
г) технологическим и профессионально-квалификационным.
7. Организация – это сообщество людей, отвечающее каким требованиям из перечисленных:
а) наличие минимум двух людей, считающих себя членами этой организации;
б) осознанный характер совместной деятельности, то есть люди намеренно работают вместе;
в) наличие минимум одной общей цели, желаемого конечного результата;
г) все перечисленное.
8. Организация – это:
а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей;
б) открытая система, состоящая из определенной совокупности элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов;
в) функция управления;
г) только а, б;
д) все перечисленное.
9. Основные стадии жизненного цикла организации:
а) рождение;
б) детство и юность;
в) зрелость;
г) зрелость и старение;
д) старение;
е) возрождение (исчезновение);
ж) только а, б, г, е;
з) а, б, в, д, е.
10. Организационная деятельность необходима по следующим причинам:
а) для повышения эффективности качества работ;
б) для установления ответственности;
в) для облегчения коммуникаций;
г) только а, б;
д) только а, в;
е) все перечисленное.
11. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как:
а) организационная структура;
б) масштабы;
в) сферы деятельности;
г) отраслевая или территориальная специализация;
д) только а, б;
е) только в, г;
ж) все перечисленное.
12. Работу по постановке целей, стратегических задач функционирования и развития организации осуществляют менеджеры:
а) институционального уровня;
б) управленческого уровня;
в) технического уровня.