Вы здесь

Основы менеджмента. Введение (Е. В. Пустынникова)

Введение

В современных условиях интенсивного экономического и технологического развития, в условиях глобализации и интеграционных процессов необходимо уделять особое внимание управлению бизнесом. Неэффективные управленческие решения причиняют бизнесу непоправимый ущерб.

В культуре развитых капиталистических стран с понятием «бизнес» соседствует понятие «менеджмент». Бизнес – это коммерческая или предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом (business management) – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как деловое администрирование. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public administration» – государственное управление.

Управление организациями – это адаптация, приспособление их к меняющимся условиям рынка. Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется сложнейшим влиянием многих переменных внешней и внутренней среды организации.

Проблемы менеджмента все более усложняются в процессе интеграции и глобализации экономики, их решение ориентировано на наивысшую эффективность производства или услуг. Причем эффективность менеджмента в одинаковой мере волнует руководителей как малых, так и средних и крупных предприятий, проблемы которых во многом похожи: это выбор правильной стратегии, построение эффективной структуры организации, подбор и подготовка персонала, мотивация его работы.

В настоящее время принято считать, что потенциал знаний – один из источников конкурентоспособности предприятия. Причем управление знаниями по сути является интегрирующим элементом менеджмента, пронизывающим все другие его элементы, запускающим и поддерживающим постоянный процесс изменений и преобразований. Таким образом, управление знаниями становится связующим процессом, посредством которого предприятие извлекает прибыль, опираясь на системное, всестороннее использование интеллектуального капитала.

В настоящем учебном пособии основное внимание уделено таким вопросам, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реализации управленческих решений, формирование коммуникаций в системе управления, планирование, построение организационных структур, осуществление мотивации, контроля, руководства, управление рисками, проведение антикризисного управления. Рассмотрены также вопросы управления персоналом, а именно разработка и проведение кадровой политики в фирме, оплата и стимулирование труда, групповое управление, социально-психологические аспекты управления. Представленные тестовые задания позволяют на примерах увидеть, как на практике можно применить изложенный материал.