Как я пришла к йоге
Меня часто спрашивают, как я пришла к йоге. «Как удачно вы предусмотрели развитие всеобщего интереса к ней!» На самом деле я ничего не предусматривала, просто мне было интересно.
Наверное, прежде интереса к йоге появился интерес к Индии. В пятилетнем возрасте я жила с дедом и бабушкой на Кубе – мой дед, военный, проходил там службу. В советском посольстве показывали индийские фильмы. Помню огромный экран с движущимися на нем фигурками людей. Действие фильмов казалось мне скучным, в то время я еще не понимала сюжета, но музыка и танцы из тех фильмов производили на меня колоссальное впечатление. Особенно музыка, поднимавшая теплую волну из глубин моего подсознания. Я до сих пор отчетливо помню ощущение той волны.
Казалось, они пробуждали во мне какую-то глубинную память. Для меня было очень важно, какое место в фильме занимают музыка и танцы. Хоть я никогда не занималась индийскими танцами, я до сих пор очень люблю их и могу смотреть бесконечно. Они завораживают меня, их сложность и мастерство исполнителей вызывают восхищение. Индийские танцы различаются по школам и стилям – классические и народные. Диапазон классического стиля шире, он представляет собой квинтэссенцию индийской культуры.
Согласно индийской мифологии, покровителем как танцев, так и йоги является Шива. По легенде асаны[1] – суть – застывшие движения танцев.
Можно спорить о первичности танца и асан: то ли танец разбивается на отдельные позы, то ли позы сливаются в танец, точно кадры фильма, – однако их общность очевидна.
Эти детские впечатления послужили началом развития интереса к многовековой индийской культуре. Меня привлекало все, что связано с Индией, – книги, история, легенды… Однако мое первое знакомство с йогой как системой укрепления тела и духа состоялось гораздо позже. В то время я жила у тети в Алма-Ате – замечательном городе, оставившем у меня впечатление города-праздника. Культурная жизнь была весьма насыщенной – среди знакомых тети были ученые, художники. От одного из них, по имени Булат, я впервые услышала о йоге. Он показал мне переснятые страницы книги с изображением поз йоги и описанием их выполнения. Булат продемонстрировал мне выполнение нескольких упражнений, и, когда я попыталась их повторить, оказалось, что это не так-то просто.
Я стала чувствовать себя намного лучше – как я сейчас понимаю, не только благодаря занятиям, но и в силу влияния новой, более комфортной для меня среды. Занятия проводились раз в неделю, и в течение четырех лет я жила от занятия к занятию. Постепенно участники группы составили мой круг общения и во многом помогли мне. Йога стала центром всей моей жизни.
С тех пор я начала целенаправленно искать печатные материалы о йоге и даже из тех, которые критиковали йогу, ухитрялась извлечь что-то полезное. Литературы о ней в то время было очень мало. Позже в журнале «Наука и жизнь» прошел цикл публикаций о йоге.
Мне неожиданно помогло то, что я с детства считала себя «гадким утенком» и стремилась преодолеть это ощущение. Однако тот, кто в ранней юности по независящим от него причинам испытал страдания, обретает энергию внутреннего конфликта, способную воплотиться по-разному. В моем случае йога помогла мне преодолеть внутренние противоречия, обрести внутренний лад. В то время я много читала, причем в круг моих интересов входили религиоведение, мифология, этнография, антропология. Я пыталась разобраться в человеческой природе, мне было интересно все, что способствует духовному и физическому совершенствованию человека, развитию способностей.
В чем смысл жизни, для чего пришли мы в этот мир? При этом я видела, что большинство людей живут, не утруждая себя поиском ответов на подобные вопросы, и чувствуют себя куда более комфортно. В то время я еще не осознавала, что мне просто не хватало тепла от окружающих.
Я чувствовала себя точно росток, упорно пробивающийся к свету. Я пыталась вырваться из состояния психологического дискомфорта, порождавшего дискомфорт физический.
Подмосковный военный городок, старшие классы школы… В то время я была очень слаба физически, однако я стала замечать, что физические нагрузки улучшают мое состояние. Позже с помощью йоги я сумела исправить физические недостатки, однако ближе познакомиться с йогой мне удалось лишь после 20 лет.
В то время существовали полулегальные группы йоги, и мне удалось попасть в одну из них. Занятия проводил человек, свободно владевший несколькими языками, имевший техническое и медицинское образование. Занятия не ограничивались одними лишь упражнениями, много времени уделялось беседам об астрологии, восточной медицине и философии. Семя попало на благоприятную почву.
Б. К. С. Айенгар говорит: «В духовном мире, как и в физическом, вершины можно достичь разными путями. Один путь может быть длинным, другой коротким, один извилистым и сложным, другой прямым и легким, но, несмотря на это, каждая из этих дорог ведет к вершине».
Однако, продолжая его аналогию, можно подвергаться риску, взбираясь к вершине по отвесным скалам и ледникам, а можно остаться у подножия на альпийских лугах, смотреть на те же вершины издали, полной грудью вдыхать чистый горный воздух, пить бегущую с ледников кристальную воду и при этом чувствовать себя почти столь же счастливым.
По словам Айенгара, йога – путь совершенствования тела и чувств, успокоения ума, воспитания рассудка и достижения душевного покоя.
К сожалению, зачастую воспринимают лишь внешнюю сторону йоги, считая этот духовный путь самореализации просто физической дисциплиной, а практику хатха-йоги – только формой гимнастики. Но йога есть нечто большее, чем набор физических упражнений. Она воздействует на человека во всей его целостности – на его клетки, ткани, организм, разум и душу. Йога есть единение тела, души и разума.
Независимо от того, является нашей конечной целью достижение вершин мастерства или просто оздоровление, путь к этой цели всегда пролегает через всеобъемлющую физическую и духовную гармонизацию человека и совершенствование его отношений с окружающим миром.
Занятия йогой меняют человека. И независимо от того, бороздит ли он просторы океана йоги или собирает камешки на его берегу, он уже никогда не станет прежним.