Вы здесь

Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. Глава 2. Буддизм (Ш. И. Гойтимиров, 2009)

Глава 2. Буддизм


§ 12. История формирования и становления Буддизма

Буддизм по времени своего появления является первой религией мира. Создание новой религии приписывают бродячему проповеднику царского рода Сиддхартхе Гаутаме (563–483 гг. до н. э.), более известному под именем Будда (просветленный, пробудившийся).

В основе Буддизма лежит философское учение Будды – принца небольшого государства Шакьи на границе Непала и Индии. По преданию, при рождении Будды, чтобы узнать его судьбу, был приглашен астролог Ашита. Тот обнаружил на теле младенца 32 признака великого человека. До 29 лет Сиддхартха Гаутама, как и все остальные, успел жениться, у него появился наследник. Но произошел случай, изменивший всю его остальную жизнь и жизнь миллионов людей впоследствии. Однажды на улице Сиддхартха встретил нищего, затем калеку и, наконец, повстречался с похоронной процессией. К нему пришло озарение, что если в жизни его есть цель, то это избавление человечества от страданий. В возрасте 29 лет принц покинул дом, чтобы найти свой путь. Семь лет он скитался по лесам и горам, вел аскетический образ жизни, занимался медитацией и смог достичь просветления, понять истинную причину страданий. С этого времени, в возрасте 36 лет, началась проповедническая деятельность Будды. Вместе со своими учениками Будда бродил по всей Индии, излагая основы своей религии, названной им дхармой (моральный закон), до конца своей жизни. Более 40 лет Будда проповедовал свое учение. В 80-летнем возрасте он решил, что передал ученикам все свои знания и теперь пора покинуть этот мир. Он умер в городе Кушинагар в 544 г. до н. э. С этого года ведется летоисчисление буддистов под названием Эра нирваны.

Основные положения и периоды развития Буддизма.

Буддизм отличается от других религий тем, что в нем нет Бога – творца мироздания. Мир воспринимается как непрекращающееся, постоянное страдание. Рождение ребенка, болезни, войны и раздоры, любовь и разлука, недосягаемость поставленной цели, старость и смерть – вся человеческая жизнь признана страданием. Причиной же этих страданий является жажда к богатству, стремление к наслаждениям, к власти. Чтобы избежать страданий, надо отказаться от суетного мира, и тогда наступает нирвана – блаженство и просветление.

В период VI–III в. до н. э. новая религия имела широкий успех в Индии. Будда и его последователи провозглашали равенство людей по рождению, высшей добродетелью считалось трудолюбие, активно внедрялось право женщин на духовную жизнь, отрицалось кастовое разделение общества, были отменены жертвоприношения и подачки жрецам, разрешались проповеди на всех языках.

С III в. до н. э. до IV в. н. э. Буддизм приобрел в Индии роль государственной религии. При поддержке правителей в этот период Буддизм достиг своего расцвета. Велось активное строительство монастырей, разрабатывались философские идеи.

С V в. н. э. – период упадка Буддизма в Индии и распространения его в других странах Азии.

Нормы поведения и этики. Самым действенным шагом к спасению в Буддизме считается отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину – сангху. По преданию, первая такая община была организована самим Буддой и 18-ю его ближайшими учениками. Человек, вступивший в сангху, отказывался от семьи и собственности, соблюдал целомудрие, носил особые одежды оранжевого цвета и жил на подаяние. На монахов налагались 253 запрета, которые определяли всю их жизнь. Простые смертные воспринимали монахов как сверхъестественных людей, обладающих волшебной силой. Если последователь не уходит в монахи, то он обязан почитать «три драгоценности» – Будду, его учение в сангху и 5 моральных заповедей. Эти заповеди очень просты и не требуют чрезмерных усилий: отказ от убийства любого живого существа; отказ от воровства; отказ от лжи; отказ от супружеской неверности; отказ от употребления алкоголя.

Если монахам запрещено трудиться, то мирянам это положено. Но трудиться надо столько, чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Излишний труд, стремление к богатству или благополучию может привести к появлению у человека других страстей, мешающих его перерождению.

Учение Будды распространялось устно. Только в 29 г. до н. э. на Шри-Ланке в городах Анурадхапура и Алувихар все собранные сведения были записаны на пальмовых листьях на древнеиндийском языке и помещены в специальные корзины. Так появился буддийский канон «Типитака» («Три корзины мудрости»).

Вопросы и задания

1. Кто такой Будда? Как появился Буддизм?

2. Каковы основные положения Буддизма?

3. Какие заповеди должны соблюдать простые миряне-буддисты?

§ 13. Основные направления Буддизма

Наиболее благоприятным в истории Буддизма считается время правления императора Ашоки (268–232 гг. до н. э.), когда эта религия стала государственной. Самое широкое распространение получила школа тхеравады – «учения старейших». Убедив императора Ашоки в правильности своего течения, они добились изгнания из сангху последователей другой школы – махаяны («большая колесница»).

Тхеравада (хинаяна – «малая колесница») – самая первая школа в буддизме, она была основана сразу после смерти Будды его учениками. Согласно этому учению, Сиддхартха Гаутама родился человеком и умер как Будда (просветленный). Он совершенствовал свою карму (дух) благими деяниями путем перерождения 550 раз, обрел положительные способности и достиг наилучшего просветления.

Последователи тхеравады стараются сохранить в точности каждое слово, движение, эпизоды жизни своего Учителя – Будды. После смерти Учителя последователи организовали 6 собраний (собор) для уточнения высказываний Будды и усовершенствования монахов. Наиболее важным для школы тхеравады был третий собор (244 г. до н. э.), на котором император Ашоки признал истинным учение тхеравады и объявил себя покровителем Буддизма. Школа тхеравады – замкнутая община – сангху, живущая на подаяния, но независимая в учении и духовной практике. Во всем они буквально следуют образу Учителя. Только тот, кто полностью отказался от мирской жизни, достигнет нирваны (блаженства и просветления) – главный тезис тхеравады. Но отказаться от всего можно только в монашеской общине – сангху. Простые миряне не могут достичь просветления и нирваны. Даже те, кто почитает «три драгоценности», должны заново родиться и вступить в монахи, чтобы заслужить нирваны и просветления.

Буддизм тхеравады распространен на Шри-Ланке (Цейлон), в Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бангладеше, Вьетнаме, Малайзии, Непале и частично в Индии.

Другая школа Буддизма называется махаяна («большая колесница»). Она настаивает на необходимости предельного упрощения обрядов и духовной практики, чтобы простые люди могли достичь просветления, как и монахи тхеравады. Это учение возникло в I тысячелетии нашей эры в Индии и распространилось на северные страны – Китай, Тибет, Непал, Корею, Японию, Монголию. Вследствие этого махаяну иногда называют еще и «северным Буддизмом».

Основные положения махаяны изложены в трех трактатах: «Сутра Лотоса Благого Закона», «Сутра Видения Чистой Земли» и «Сутра Совершенной мудрости».

Наиболее известным и выдающимся учителем махаяны считают Нагарджуна (III в.). Учение с годами все больше и больше усложнялось, культы и обряды разрослись и переплелись с местными традициями народностей. Это привело к созданию многоступенчатого, большого количества божеств, в который входят Будды, Бодхисаттвы, духи и божества местных религий.

Бодхисаттва – стремящиеся к просветлению. Школа махаяны четко сформулировала иную цель монашеской жизни, которую может достичь любой желающий, – это обретение состояния Будды. Но это состояние можно достичь только при обретении качеств Бодхисаттвы.

Бодхисаттва – это подвижники, которые стремятся к спасению всех живых, но сознательно отказались сделать последний шаг ради освобождения, просветления других людей. Они снова и снова перерождаются и помогают на священном пути. Если в тхераваде (хинаяне) бодхисаттвой был только Будда, то, согласно махаяне, путь Бодхисаттв доступен всем, кто пройдет путь духовного самосовершенствования. Это путь людей, готовых к подвижничеству на монашеском пути, и простых мирян, желающих достижения нирваны, не изменяя своего образа жизни.

Бодхисаттвой может стать любой человек, если он поставил цель – выявить в себе Будду. Для этого необходимо долго и упорно трудиться, пройти все ступени подготовки, изучая буддийские догматы, развивать в себе способность к созерцанию, уметь контролировать собственное сознание, совершить множество добрых деяний в пользу других.

Приверженцы махаяны также считают, что уход Будды в нирвану после смерти был не настоящим уходом из всех форм существования, а всего лишь видимостью, чтобы вдохновлять других. Кроме того, в махаяне считают, что Сиддхартха Гаутама – не единственный Будда и общее количество мудрецов, достигших просветления и достойных называться Буддой, доходит до 1000 человек.

Махаяна также сформировала идею о божественной сущности Будды, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения людей. В итоге появилась важнейшая для Буддизма махаяна концепция о трех телах Будды (трикая). Согласно этому учению, Будда имеет видимое физическое тело (например, Сиддхартха Гаутама), в котором он является в мир для его спасения, «тело блаженства» – небесное тело, в котором он проповедует Закон божествам и Бодхисаттвам, и «Тело закона» – это подлинный Будда.

В махаяне нирвана представляется не просто как прекращение земной жизни и уход в сверхбытие блаженства, а как особое состояние духа и сознания, которое дает освобождение от страданий уже в этом мире.

Другим важнейшим нововведением махаяны стало учение об аде и рае. Как и в древнеиндийской религии, в махаяне все умершие предстают на суд Ямы, который и решает, какого перерождения они заслуживают. Те, кто вел добродетельную жизнь, следовал учению Будды, перерождаются в мире людей или божеств. Например, добродетельный человек после смерти может переродиться (перевоплотиться) во внуках (внучках) или любого другого человека. А те, кто совершал дурные поступки и не следовал учению Будды, перерождается в мире животных (например, в обезьяну), голодных духов или остается в аду, но временно. Если дурной человек путем перерождений и страданий очистится, его прощают, и он перерождается в мире людей. Божество Яма является владыкой ада.

Согласно учению махаяны рай – это счастливая «Чистая Земля», которую создал Будда Амитабха («Будда беспредельного света»). В рае прекрасный климат, дворцы из золота, серебра и драгоценных камней. Там обитают небожители, Бодхисаттва и добродетельные люди, заслужившие рай.

Другое нововведение махаяны – это учение о грядущем Будде – мантрейе. Он явится в мир, переродившись в человека, и принесет новое учение о спасении. Время его появления наступит тогда, когда продолжительность жизни людей достигнет 84 тысяч лет и миром будет править справедливый правитель – буддист.

Вопросы и задания

1. Что собой представляет учение тхеравада и когда оно появилось?

2. Чем отличается махаяна от тхеравады?

3. Какие нововведения вошли в буддизм махаяны?

4. Кто такие Бодхисаттвы? Что собой представляет трикая?

5. Расскажите об аде и рае в учении махаяны.

§ 14. Буддизм «алмазной колесницы»

В середине I в. н. э. в Индии складывается новое направление махаяны – ваджраяна («алмазная колесница»), или тантраяна, которая с философской точки зрения полностью согласуется с махаяной и может считаться небольшим ее отклонением. Особенность ваджраяны состоит в том, что это учение ввело в буддистскую практику древнеиндийские ритуалы и разработало собственные методы йоги.

Учителя ваджраяна – сиддхи (достигшие совершенства) передавали знания тщательно подготовленному ученику. Согласно учению ваджраяны, любой верующий (буддист) при помощи учителя может достичь нирваны через медитацию. Последователи этого учения верят в мгновенное просветление, подобное «удару молнии», а также в то, что каждый человек может достичь нирваны уже в настоящей жизни.

Одним из способов достижения просветления ваджраяна считает «путь тайной мантры» – многократного повторения магической формулы (мантры). Эта мантра позволит достичь состояния Будды всего за одну земную жизнь. Поэтому ваджраяна получила еще одно название – тантраяна («колесница тайного знания»). Но никакие тантры не помогут достичь нирваны, если верующий не прошел определенную ступень особых психофизических тренировок. Система тантрических тренировок разработана на древнеиндийской йоге.

Одним из наиболее важных элементов ваджраяны стало учение о калачакре (колесо времени). Название происходит от учения о ходе времени. Календарь калачакры – это беспрерывный цикл, состоящий из 12 лет и повторяющий китайские знаки Зодиака (мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья). 12-летний цикл называется малым, а пять малых циклов, объединенных между собой в 60 лет, называют большим циклом. Этот календарь имеет распространение во многих странах Азии.

Ваджраяной также разработано учение о Шамбале – стране всеобщего благоденствия. Это страна сильных, красивых и добрых людей, состоящая из ангелоподобных, призракоподобных существ, из более поздних людей – лемурийцев, атлантов и последних людей на Земле наших дней – арийцев. Шамбала находится в невидимом нами мире, вход в который охраняют духи предыдущих людей. Врата Шамбалы открываются только тем, кто достиг просветления. Буддисты уверены, что вход в Шамбалу находится в пределах горы Кайлас на Тибете.

Важное значение в учении ваджраяны придают созерцанию мандалы – магической диаграммы, или «карты космоса». Мандала – круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг означает Вселенную, внутренний – божество, которому посвящена мандала. Созерцая мандалу, можно достичь слияния с космосом. В ваджраяне 2606 тантр – трактатов по йоге и комментарии.

Ламаизм. Буддизм в форме ваджраяны распространился в Тибете, слился с местной религией и образовал новое течение в Буддизме – ламаизм. Из Тибета в дальнейшем ламаизм получил распространение в Гималаях (Бутане, Непале), в Монголии, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

Монахов называют лама, а главный из них – Далай-лама («океан учения») считается перерождением Бодхисаттвы.

Ламаизм опирается на 108 – томное собрание текстов Ганджур. Это переводы сутр хинаяны, махаяны, ваджраяны, рассказы, диалоги, сочинения по астрологии и медицине. Одни только комментарии к Ганджуру занимают 225 томов.

В ламаизме считается, что каждый крупный тибетский наставник перерождается после смерти в новом теле. Поэтому существуют специальные методы поиска его среди родившихся детей.

В ламаизме приветствуется активное участие монахов в светских делах и в политической жизни. Ими разработана концепция о приоритете духовной власти над светской. Это привело к установлению в Тибете теократической (власть Бога) формы правления.

Главным духовным и административным центром считается монастырь – дацан.

С XIII в. тибетский Буддизм стал распространяться в Монголии.

В России (Бурятия, Тыва, Калмыкия, Алтай) Буддизм имеет тибетское происхождение. Начал распространяться в XVII–XVIII вв., когда низовья Волги и Забайкалья заселили калмыки и буряты. В 1741 г. Императрица Елизавета Петровна издала именной указ, который провозглашал «ламайское вероисповедание» одной из официально признанных религий Российской империи.

К концу 40-х гг. XIX века в Бурятии функционировали 34 дацана, а количество лам превысило 5500 человек. В Калмыкии в это же время насчитывалось 105 монастырей и 5300 лам.

Начиная с императрицы Екатерины II, российские императоры объявлялись бурятскими ламами земным воплощением богини милосердия. В 1913 г. в Санкт-Петербурге был построен буддийский храм – первый в Европе.

Вопросы и задания

1. Какие положения ваджраяны вам запомнились больше всего? В чем их отличие от других школ Буддизма?

2. Что собой представляет ламаизм?

3. Как распространился ламаизм в России?

§ 15. Храмы и обряды Буддизма

Храмы (дацаны) в буддизме являются центром религиозной жизни. Все культы и обряды происходят именно там. Различие форм самих храмов в разных странах объясняется разнообразием культур и смешиванием с местными культами и традициями в верованиях и строительстве. Буддийские храмы имеют не только разнообразные формы, но и самые неожиданные размеры: от нескольких построек с жилыми домами до огромных пагод (храмов). Есть целые города с десятками храмов и сотнями служебных построек. Несмотря на это все храмы имеют ряд общих черт.

Главной достопримечательностью буддийских храмов является китайский стиль крыши с загнутыми вверх краями. Величественный многоэтажный комплекс с золоченной четырехскатной крышей, обнесенный оградой в форме правильного прямоугольника. На всех четырех углах ограды на высоких шестах развеваются разноцветные полоски ткани с магическими текстами, служащие защитой монастыря от злых сил.

По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые представляют собой насаженные на вертикальную ось металлические цилиндры, заполненные молитвенными текстами. Обычно количество барабанов 108, почему именно столько, не знает никто. В верхней части крыши (особенно в Непале) нарисованы глаза на всех четырех сторонах пагоды. Верующие до того, как зайти в монастырь, должны обойти ограду и вращать барабаны. Считается, что один поворот барабана равен прочтению всех молитв, находящихся в нем. Затем верующий заходит в ворота монастыря, обычно окрашенные в красный цвет и с нарисованными драконами. По обе сторона ворот размещаются статуи божеств – покровителей четырех сторон света, охраняющих монастырь. От ворот до входа в главный храм идет выложенная из белого камня дорога, называемая «высокий путь». Этой дорогой пользуются ламы, и то по праздникам во время торжественных церемоний. На самой середине этого пути установлена курильница в виде чаши, пагоды или льва, сидящего на задних лапах с поднятой вверх пастью. Сама курильница сделана из чугуна, из нее струится дым можжевельника и ароматических палочек. О начале ритуала извещает гонг из морской раковины. Ламы поднимаются на помост напротив жертвенника и начинают церемонию.

Главный храм расположен всегда в центре, вокруг него еще множество культовых сооружений. Почти всегда одна из построек предназначена для огромной фигуры сидящего Будды Мантрейя (грядущего Будды). Иногда высота этой статуи доходит до 16 м.

Внутри храм представляет собой прямоугольный зал. Северная стена предназначена для скульптур с изображениями буддийских божеств. Это полые изнутри статуи Будды и других божеств, заполненные свитками священных текстов и различными реликвиями.

По бокам обычно развешивают живописные картины божеств, выполненные на коже, бумаге или грунтованном полотне. Будда и Бодхисаттвы изображаются всегда обнаженными до пояса. Окраска их тела и предметы, которые они держат в руках, имеют цвета: белый, желтый, красный, зеленый и синий. Будду Шакьямуни всегда можно узнать по чаше, которую он держит в левой руке, Будду Мантрейю – по телу, окрашенному в красный цвет.

Наряду с изображениями Будд, Бодхисаттв и грозных божеств, есть также изображения «колеса сансары», рая и ада, а также двенадцати важнейших событий из жизни Будды.

Самым важным обрядом в Буддизме, который ежедневно совершается в храме во время общего молебна, является жертвоприношение. Алтарь – стол, обтянутый материей, находится у северной стены перед изображениями и скульптурами божеств. На алтаре раскладывают ритуальные предметы и 7 жертвенных сосудов, в которые наливают воду, кладут цветы и сладости, наливают масло и ставят благовония. Вдоль боковых стен устанавливают помосты, где рассаживаются ламы. Перед ними на столиках кладут книги, ритуальные предметы и музыкальные инструменты, а также чашки с чаем или водой. Убранство зала состоит из разноцветных лент, красочных матерчатых цилиндров, шелковых платков, зонтов, ароматных шаров и фонарей разных цветов и форм. В этом обряде внутри храма участвуют только ламы, остальные верующие стоят у входа в храм, перебирая четки или читая молитвы.

Чтение молитв и проведение самого обряда является зрелищным явлением. Ламы читают молитвы под музыку, гармонично сопровождая пение движениями рук. Звучат колокольчики, маленькие медные тарелочки, им отзываются барабаны различных размеров и звуков, гудят огромные гонги. Внезапно в их хор врывается труба, означающая ржание небесного коня.

После молебна миряне идут поклониться божествам и приносят свои подношения.

Праздники. В Буддизме Российской Федерации отмечаются 6 основных праздников:

1. Новый Год по лунному календарю. В течение 15 дней этого праздника совершается Великий молебен, посвященный 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни. В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов-аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли, издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих лжеучителей, потому что они причиняют людям зло и нет от них покоя. И Будда согласился. Было выбрано место – город Шаравасти, где он сотворил свои 15 чудес:

– 1-го числа первого весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные сосудам, вмещавшим 5 ведер воды.

– 2-го числа Будда по обеим сторонам от себя произвел высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую от него паслись животные.

– 3-го числа Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество чудесных лотосов, своим светом озаривших весь мир и наполнивших его благоуханием.

– 4-го числа по воле Будды из вод озера раздался голос, который проповедовал священное учение.

– 5-го числа Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.

– 6-го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и возмездии, которые их за это ожидают.

– 7-го числа Будда своим видом возбудил во всех собравшихся чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями всего мира, их свитами и благородными людьми.

– 8-го числа Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними существо Ваджрапани прогнало их своей ваджрой – оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли духовное звание.

– 9-го числа Будда предстал перед всеми окружающими выросшим до небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.

– 10-го числа Будда сделался видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал свое учение.

– 11-го числа Будда превратил свое тело в неизреченный свет, который наполнил свои сиянием тысячи миров.

– 12-го числа он испустил из своего тела золотой луч и осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет, восприняли учение Будды.

– 13-го числа Будда испустил из своего пупка два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды. Они, в свою очередь, испустили по два луча, оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили Вселенную.

– 14-го числа Будда произвел своей волей огромную колесницу, которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды. Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.

– 15-го числа Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания, которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся.

2. Поворот «колеса времени» посвящен началу проповеди Буддой учения о калачакре. Устраиваются театрализованные представления, посещают храмы, делают подношения ламе.

3. День рождения, просветления и ухода из жизни Будды. Отмечают 7 дней. Это самый важный из буддийских праздников. Во всех монастырях читают молебны, устраивают праздничные шествия. В эти дни многие соблюдают строгий пост и молчание все 7 дней.

4. «Круговращение Мантрейи». В этот день вокруг монастыря совершают объезд колесницы со статуей Мантрейи. В течение дня процессия двигается вокруг наружных стен монастыря, подолгу останавливаясь у каждого поворота для чтения молитв и чаепития.

5. «Праздник огней» – день нисхождения Будды Шаньямуни для своего последнего перерождения среди людей.

6. День ухода в нирвану Цзонхавы. Едят особую кашу из кусочков теста. С наступлением темноты внутри храма зажигают лампы, которые горят до рассвета.

Вопросы и задания

1. Что собой представляет буддийский храм?

2. Внутреннее убранство храма, где и что расположено?

3. Какие предметы находятся на алтаре?

4. Какие праздники отмечают буддисты России?

§ 16. Влияние Буддизма на культуру

До появления Буддизма была развитая культура индуизма в Индии и даосизма и конфуцианства в Китае. Но с возникновением Буддизма в странах, где он распространился (Китай, Корея, Япония, Тибет, Монголия), произошла культурная революция. На огромном пространстве Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока культура Буддизма дала мощный толчок духовному развитию этих стран, способствуя взаимному слиянию и обновлению. На всем этом пространстве появилось единое мировоззрение. Вместе с Буддизмом пришли светские науки из Индии – грамматика, медицина, астрономия и астрология. Все народы приобщились к цивилизации Индии, Китая и Японии, изучая литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру.

Особое место в мире занимает буддийская архитектура. Подлинными шедеврами архитектуры Буддизма являются ступа в Санчи и Сарнатхе (индия), ступа Боднатху в Непале, золотая ступа в храмовом комплексе Шведагон в Мьянме.

Ступа (вершина) представляет собой трехступенчатое сооружение, состоящее из квадратного постамента, полукруглого корпуса и зонтовидной верхней части. Согласно преданию, первые 8 ступ были возведены после кремирования тела Будды Шакьямуни. В те времена в Индии было 8 областей, пепел был разделен на 8 частей и помещен в этих ступах. Позднее ступы строились для хранения праха почитаемых в народе духовных лиц или в часть тех или иных событий в истории буддизма.

Со временем эти ступы превратились в многоярусные строения, занимающие огромные площади с пристройками.

С распространением Буддизма в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока строились не только ступы и пагоды, но и многочисленные храмы и монастыри, великолепные пещерные и скальные храмовые комплексы. Образцами индо-буддийской архитектуры являются знаменитые храмовые комплексы Боробудур в Индонезии и Ангкор-Ват в Камбодже.

Достижения в архитектуре способствовали развитию искусств. Для монастырей и храмов требовалось огромное количество скульптурных изображений Будд и Бодхисаттв. В любой точке мира, где воздвигнут буддийский храм, можно увидеть великолепные и изящные скульптуры из золота, серебра, бронзы, камня, дерева, изображающие многочисленных персонажей из буддийской истории.

Конечно же, главное место в изобразительном искусстве Буддизма занимают изображения Будды Шакьямуни. Буддизм дал художникам возможность создавать неповторимый мир восточного искусства.

Письменность. Буддийские монастыри веками являлись центром культуры стран Дальнего Востока. Целые поколения поэтов, художников и философов искали и находили вдохновение в Буддизме, восхваляли и превозносили его идейные ценности и способствовали распространению этой религии в других странах. В библиотеках буддийских монастырей находятся бесценные сокровища письменной культуры. Монахи копировали и размножали эти рукописи и способствовали их распространению по всему миру.

Благодаря трактатам буддийского канона народы Юго-Восточной Азии и Тибета создали на базе индийского собственный алфавит. В Корею и Японию вместе с Буддизмом пришла китайская иероглифическая письменность.

Искусство размножения (копирования) текстов впервые придумали монахи Китая с помощью досок с вырезанными на них иероглифами. Искусство разведения садов тоже получило развитие под воздействием идей Буддизма. Вокруг своих монастырей буддийские монахи разводили огромные сады и рощи. Территория вокруг храма представляла собой цветущую, зеленую, красочную территорию.

Искусство возделывания чая и чаепития тоже возникло в буддийских монастырях. Любители чая считают, что чаепитие дает бодрость духа и созерцания, возможность спокойно мыслить и рассуждать. Китайцы уверены, что, когда пьешь чай, можно узнать путь к истине. Знаменитые чайные церемонии на Востоке связаны с Буддизмом и обязаны своим появлением именно этой религии.

Для Буддизма характерны образное мышление, метафора, сравнительное обозначение, которое придает убедительность и достоверность. Показать словом и делом, мимикой, движением рук и ног само повествование, донести до каждого человека действие в лицах – вот суть буддистского театра. Представления были распространены и до Буддизма, но с появлением новой религии драматургия Китая наполнилась новым смыслом, театры Японии, Тибета, Монголии вдохнули в нее новую жизнь.

В целом Буддизм в странах Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Центральной Азии сыграл огромную положительную роль в духовной, нравственной и культурной областях, объединил разрозненные религии, создал общую культуру, традиции, письменность, философию, обучил наукам и создал свою форму театрального искусства.

Вопросы и задания

1. Как появились первые 8 ступ? Что собой представляет ступа?

2. Какие достижения в архитектуре стали всеобщими в Буддизме?

3. Культура и изобразительное искусство в Буддизме.

Рекомендуемая литература:

1. Энциклопедия для детей. Религии мира, том 6, 1–2 ч. «Аванта», Москва, 2006.

2. Народы и религии мира. Под ред. Тишкова В. А. Ни «Большая российская энциклопедия», Москва, 2000.

3. В поисках города Богов. Мулдашев Э. Р., 1–2 тома. «Нева», Санкт-Петербург, 2004.